Урок природоведения: "Вода и ее свойства", 3-й класс

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа

Класс: 3


Тема. Вода и её свойства.

Цели:

  • в процессе опытов и практических работ познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды;
  • формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения;
  • учить детей делать выводы по результатам наблюдений;
  • учить понимать детей роль воды в жизни человека;
  • закрепить знание свойств воздуха, понимание его необходимости, важности для жизни человека.

I. Актуализация изученного материала. Контроль за усвоением знаний.

Тест по теме  «Воздух и его охрана».

1.Воздух прозрачен:

а) да; б) нет.

2.Воздух имеет цвет:

а) да; б) нет.

3.Воздух имеет запах:

а) да; б) нет.

4.Что происходит с воздухом при нагревании?

а) расширяется; б) сжимается.

5.Что происходит с воздухом при охлаждении?

а) расширяется; б) сжимается.

6.Какой газ поглощают при дыхании человек, животные и растения?

а) азот; б) кислород; в) углекислый газ.

7.Какой газ выделяют при дыхании человек, животные и растения?

а) азот; б) кислород; в) углекислый газ.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы поговорим ещё об одном веществе, без которого жизнь невозможна. Назовите это вещество, отгадав загадку.

Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлита,
Догадайся, кто же я?

(Вода)

По каким признакам догадались?

Все слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

– Сегодня мы с вами познакомимся с «наиболее драгоценным ископаемым нашей планеты» - так считают учёные – водой.

– Кажется, что проще воды? И всё  же. Так ли хорошо вы знакомы с водой – героиней нашего урока? С её обычными и необычными проявлениями в природе.

III. Новый материал.

1. Лабораторная работа  «Свойства воды».

Сейчас мы с вами станем исследователями. К нам в лабораторию поступило  вещество неизвестного происхождения.

Цель:

  • установить его свойства и определить, что это за вещество;

  • научиться правильно оформлять выводы.

Какие у вас предложения, что это за вещество? Будем доказывать.

 2. Техника безопасности при проведении лабораторной работы.

Опыт № 1.

  • Переливание воды из одного стакана в другой.

  • Что произошло с водой?

  • Какое свойство вы обнаружили?

Вывод:  вода текуча, находится в жидком состоянии.

Опыт № 2.

  • Дети пробуют воду на вкус (из домашнего стакана).

  • Какой вкус имеет вещество?

Вывод:  вещество не имеет вкуса.

Опыт № 3.

  • Возьмите стакан с водой.

  • Опустите в него ложку.

  • Видна ли она?

Вывод:  вещество прозрачно.

Опыт № 4.

  • Определение цвета воды при помощи цветных полосок.

  • Имеет ли вода цвет?

Вывод:  вода бесцветна.

Опыт № 5.

  • Перед нами жидкость неизвестного происхождения. Она может быть с резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности:

  • Cосуд находится на некотором расстоянии, рукой совершают волнообразные движения (как бы «подгоняя» к себе воду над сосудом постепенно, при необходимости приближая сосуд.

  • Имеет ли вода запах.

Вывод:  вещество не имеет запаха.

Физминутка.

Опыт № 6.

  • Учитель наливает одну и ту же воду в сосуды разной формы.

  • Имеет ли вода собственную форму, или она принимает форму сосуда?

Вывод:  вода не имеет формы.

Опыт № 7.

Вода – растворитель.

  • нельзя пробовать незнакомое вещество, а если очень нужно, то капельку, чтобы убедиться, что это неопасно.

  • В домашний стакан – сахар, в химические стаканы мел, песок. (Размешать)

  • Видим ли мы теперь сахар?

  • Что произошло?

  • Попробуйте на вкус. Какой вкус стал  у воды?

Вывод: вода – растворитель.

  • Все ли вещества растворились?

  • Что произошло с веществами, которые растворились?

Опыт № 8.

Представьте, что эта вода из реки.

  • Можно ли её пить прямо из реки?

  • Что же делать? Как сделать так, чтобы воду можно было пить?

  • Воду надо очистить. Для этого существуют специальные фильтры.

Фильтр – устройство для очищения жидкости.

  • Дома у многих есть фильтры системы «Родничок». Основная часть фильтра – активированный уголь, но им может служить и специально очищенный песок.

Вывод:  вода фильтруется – очищается с помощью фильтра от нерастворимых частиц.

  • Кто может объяснить, почему воду от некоторых веществ можно очистить с помощью фильтра?

  • Следует помнить, что микробы тоже намного меньше расстояний между частицами фильтра, поэтому отфильтрованная вода не может считаться полностью очищенной и безопасной для питья.

Опыт № 9.

  • Выясним, что происходит с водой при нагревании и при охлаждении. Колбу с трубкой, с подкрашенной водой, опустить в горячую воду. Вода поднялась.

  • Почему?

  • Ту же колбу поставить в тарелку со льдом. Вода в трубке опустилась.

  • Как это объяснить?

Вывод:   вода при охлаждении сжимается, а при нагревании расширяется.

3. Итог лабораторной работы.

  • Рассмотрите заполненную таблицу.

  • Какие свойства нашей жидкости мы установили?

  • Сверим наши наблюдения с «ключом» учебника (стр. 34).

  • Доказали, что наша жидкость вода?

№ п/п

Параметры Свойства

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Состояние

Вкус

Прозрачность

Цвет

Запах

Форма

Растворяет ли вещества?

Что происходит

– при нагревании

– при охлаждении

 

жидкое, текуча

без вкуса

прозрачна

без цвета

без запаха

не имеет

растворитель

 

расширяется

сжимается

Разбор ситуаций.

  • Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё?

  • Почему сахар растворяется в чае?

  • Почему на закипающем чайнике прыгает крышка?

  • Если вода имеет вкус, о чём это говорит?

Закрепление.

  • Чем сходны вода и воздух?   

  • Какими свойствами они отличаются друг от друга?

  • Что ещё у них общего?

Вывод:  Без воды и воздуха не может существовать человек. Поэтому они нуждаются в охране.

Знаете ли вы?

В организме взрослого человека массой 70 кг воды 50 кг; сердце – 80%; кровь – 83%

Каждые сутки взрослый человек потребляет в среднем 2 л воды. За семьдесят лет жизни человек выпивает 50 т воды.

IV. Итог.

Что вы узнали на уроке о воде?

Работа с целями для детей.

Вставьте в текст нужные слова, пользуясь таблицей.

Вода не имеет запаха, цвета, она прозрачна и текуча. Вода – жидкость. Вода – растворитель многих веществ. Очистить воду от некоторых примесей можно с помощью фильтра. При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.

V. Гимн воде.

«Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть».

Антуан де Сент-Экзюпери

VI. Домашнее задание.

1.Учебник.

2.Задание для Золушки.Мачеха приготовила смесь из песка, соли и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды?