Игра-соревнование "33 родных сестрицы"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Сегодня мы собрались на праздник, посвящённый русскому языку. Первой книгой первоклассника является «Букварь». Он научил нас слышать звуки, читать слова, писать.

Давайте вспомним, чему вы научились, поиграем, посоревнуемся. В добрый путь, друзья!

1 ученик:

Вот букварь-
Начало всех начал,
Ведь слова рождается из букв.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать
И услышишь в тот же час
Увлекательный рассказ.
Букварь 33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
А повсюду славятся
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы –
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

2 ученик:

Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая,
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё.

3 ученик:

Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить.

4 ученик:

Мы не буквы, мы звуки речи,
Изучает фонетика нас.
Мы не буквы, мы звуки речи,
Произносят и слышат нас.

5 ученик:

Дыхание свободно в каждой гласной
В согласной – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.

6 ученик:

Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается гласный.

Послушайте стихотворение Суслова и отгадайте, кто какие звуки из детей не выговаривает?

Мимо сада не спеша
Шли четыре малыша
- Поиграем что ли в пятки?
- Луссе в мячик на плоссядке!
- Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигвать!
В пятки? В вунки?
Что такое? Ничего не разобрать!

(1 ребёнок не выговаривал звук –р, 2 – звуки –ч, -щ, 3 –р, –л)

7 ученик:

В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться,
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции,
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется,
Проникнув в тайны фонемы
Освоим мы эти проблемы.

Дальше проведём игру по группам. Дети берут карточки с буквами и создаются группы:

1) Дети, у кого карточки с гласными буквами.

2)Дети, у кого карточки с парными звонкими согласными.

3) Дети, у кого карточки с парными глухими согласными.

4) Дети, у кого карточки с шипящими и ъ, ь знаками.

Разминка. Конкурс скороговорок.

Произнесите скороговорку быстро. Определите, какие звуки повторяются в вашей скороговорке.

1 группа. У ёлки иголки колки.

2 группа. Пришёл Прокоп, кипит укроп.

3 группа. Добр бобр для бобрят.

4 группа. Около кола бьют колокола.

Учитель:

Дети, вы слышали о корабле
Самом прекрасном на всей земле?
Этот корабль называется так
Сангл – бангл – тингл – таг.
Спешите, спешите узнать поскорей
Строгий приказ министерства морей.
Матросом на борт поднимается тот,
Кто быстро название произнесёт.

Конкурс скороговорок между группами.

Кто больше вспомнит и произнесёт скороговорок.

Учитель:

Вы произносили звуки, а теперь попробуем их услышать в сказке «Лесной карнавал» и отгадать, какие животные и насекомые ведут разговор.

Летят над лесом …, звенят над каждым кустом:

З-звери, насекомые! З- завтра на з-закате праз-здник!.

Что за ш-шутки?- шуршит по траве … . Вы что ш-шалуны расш-шумелись?

З-знаем, з-знаем, тётенька…, вы не любите раз-звлекаться. А дяденьке… нравится эта з-затея. Верно дяденька…?

Вот это ж-жизнь! – жужжит …- Ж-жаль, …, что ты не пойдёшь. Потом пож-жалеешь. Пож-жалеешь от ж-жадности.

Летит мимо …:

О чём р-разговор-р? Какой пр-раздник? Кар-рнавал? А кар-русель будет? Ур-ра! Кр-расота! Пр-римчусь р-раньше всех. Не з-запаз-здывайте!

(Комар, змея, жук, ворона)

Кто пригласил гостей на карнавал?

Как узнали об этом? Кто отказался ехать?

Кто жужжал, упрекая змею в жадности?

Что вам помогло узнать жука?

Кто решил приехать на праздник в карете? Почему вы так думаете?

Конкурс «Перевёртыши».

Кто больше сумеет заменить слов звуками и прочитать новые слова. Какое слово получается , если поставить те же звуки в обратном порядке?

Шрам, рай, юг, код, ель, лоб, торг, краб.

Алгоритм работы:

1) прочитать слово

2) произнести и записать звуками

3) прочитать обратно

Конкурс «Буквы – озорницы».

Найдите ошибку в стихах. Работа по группам.

Тащит мышонок в норку

Огромную снежную горку.

(Корку)

На поляне весной

Вырос зуб молодой.

(Дуб)

У печки с удочкой сижу,

От рыбы глаз не отвожу.

(Речки)

Под берёзами, где тень,

Притаился старый день.

(Пень)

Конкурс капитанов.

Записать слова в транскрипции, назвать количество звуков.

Дверь, конь, Женя, Люда

Конкурс. В гостях у Тима с Томом.

Чем отличаются слова?

Нос – нёс, выл – вил, лук – люк

Игра у доски. Зачеркни слова Тома, чтобы остались слова Тима.(т.е. ,в которых есть мягкий согласный звук)

Мир, сон, пел, жар, мел, свет, суп, лес, флот, нет, мёд, дом.

Подведение итогов.

Оценивание конкурсов.

Конкурс 1 – 1 очко за хорошо произнесённую скороговорку.

1 очко за правильно названные буквы.

Конкурс 2 – 1 очко тому, кто больше вспомнит скороговорок (скороговорки не повторять)

Конкурс3 - 1 очко, если отгадали животное или насекомое из сказки «Лесной карнавал».

Конкурс 4 – 1 очко за каждое слово, правильно написанное в транскрипции.

Конкурс 5 –1 очко за отгаданное слово в стихах.

Конкурс капитанов – 1 очко за правильно записанное слово.