Давайте обсудим учебно-методический комплект В.А. Касьянова для общеобразовательной школы

Разделы: Физика


На изучение курса физики по предлагаемой В.А. Касьяновым программе в 10-х и 11-х классах отводится 136 ч. за учебный год (4 ч. в неделю). По базисному учебному плану школы имеют право отводить на изучение физики 3 ч. в неделю, что делает невозможным на качественном уровне изучение предмета.

Анализируя учебник В.А. Касьянова можно сделать вывод, что большая насыщенность учебного материала и довольно сложное изложение делает его недоступным для учащихся в общеобразовательных классах. В некоторых параграфах дается более глубокое и расширенное объяснение темы. При такой загруженности не хватает времени на решение расчетных и качественных задач, на закрепление материала, так как одна тема сразу же сменяет другую. По новой программе во всех учебниках 10-го класса появился раздел “Механика”, тем самым, потеснив количество часов отводимых на другие темы. По программам прошлых лет авторского коллектива института общеобразовательной школы РАО на изучение “Механики” отводился целый год в 9-м классе, то есть 102 ч. (3ч. в неделю).

В 10-м классе в начале года при изучении физических величин “мгновенная скорость”, “мгновенное ускорение”, “мгновенная мощность” вводится предел отношения перемещения тела к промежутку времени, изменения скорости к промежутку времени и работы к промежутку времени соответственно, в то время как по математике учащиеся понятие предела в общеобразовательных классах не изучают совсем. А в главе 12 “Механические и звуковые волны” в §74 “Высота, тембр, громкость звука” используется десятичный логарифм, который изучается на уроках математики в 11-м классе. Это можно рассматривать как несоответствие программ по физике и математике. В программах прошлых лет было обязательным использование межпредметных связей, что позволяло учителю опираться на знания учащихся полученных ими ранее на других предметах. Учебники были составлены согласованно друг с другом.

В разделе “Молекулярная физика” рассматривается поведение молекул или атомов, поэтому включение в §46 “Масса атомов. Молярная масса” понятий о зарядном и массовом числе, дефекте масс не целесообразно, так как это рассматривается в разделе физики 11-го класса “Физика атомного ядра”. В главе 14 “Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов” в §89 “Электроемкость конденсатора” выводится формула для электроемкости конденсатора, но не рассматриваются частные случаи последовательного и параллельного соединения конденсаторов, хотя после параграфа и в контрольной работе дается задача на одно из соединений.

В 11-м классе при изучении темы “Сила тока” также вводится понятие предела, что не соответствует программе по математике. Отдельно выделенной главы “Электрический ток в различных средах” нет, так как темы распределены по разным главам. На наш взгляд это приводит к рассеиванию общности знаний учащихся. В §28 “Энергия магнитного поля тока” вводится индуктивность витка, а также формула для расчета энергии магнитного поля тока, в то время как еще не рассматривалось явление самоиндукции, что значительно затрудняет объяснение темы.

В программу для модуля “Б” были включены ранее не изучаемые темы, а именно: “Механика”, “Распределение молекул идеального газа в пространстве”, “Поверхностное натяжение”, “Смачивание, капиллярность”, “Стоячие волны”, “Измерение силы тока и напряжения (шунт и добавочное сопротивление)”, “Вращающий момент”, “Пространственные траектории заряженных частиц в магнитном поле”, “Радиационные пояса Земли”, “Диамагнетики, парамагнетики”, “Векторные диаграммы для описания переменных токов и напряжений”, “Колебательный контур в цепи переменного тока (контур содержит резистор, катушку и конденсатор)”, “Квазары”, “Распределение электромагнитных волн (бегущая гармоническая электромагнитная волна)”, “Линзы”, “Собирающие линзы”, “Изображение предмета в собирающей линзе”, “Формула тонкой собирающей линзы”, “Рассеивающие линзы”, “Изображение предмета в рассеивающей линзе”, “Фокусное расстояние и оптическая сила из двух линз”, “Волновые свойства частиц”. Наблюдается стремление в использовании научных терминов взятых из специальной физики, что не всегда оправдано в курсе общей физики. Например: в 10-м классе в §72 “Стоячие волны” рассматриваются “моды колебаний”.

Мы не перечислили темы, которые в программе помещены в квадратные скобки, что означает использование их при обучении в профильном классе, где отводится 204 ч. за учебный год (6 ч. в неделю).

Учебник В.А. Касьянова, перегружен фактическим материалом и, в нынешней редакции его лучше использовать для профильного физико-математического класса как альтернативный к учебнику А.А. Пинского, на изучение которого отводится 204 ч. за учебный год (6 ч. в неделю). Количество параграфов и теоретическое содержание разделов в 10-х и 11-х классах примерно одинаково, а изложение некоторых тем проще.

На сегодня состояние материальной базы кабинета физики не позволяет выполнить некоторые лабораторные работы, предложенные В.А Касьяновым в 10–11-х классах. Например: лабораторная работа № 1 “Измерение ускорения свободного падения” с применением машины Атвуда ранее выполнялась в физическом практикуме.

При адаптировании учебного материала для общеобразовательной школы необходимо устранить неточности в определениях и в тексте.

1) В 10-м классе в §84 определение “Свободные заряды – заряженные частицы одного знака, способные перемещаться под действием электрического поля”. Рассматривая электрический ток в различных средах, мы говорим о противоположно направленном движении заряженных частиц разного знака. Или в 11 классе в §18 определение Вектор магнитной индукции – векторная физическая величина, характеризующая магнитное поле” слово вектор не уместно.

2) в 10-м классе в §8 “Единицы физических величин” определение “масса – мера количества вещества и энергии”, но ведь мерой количества вещества является число структурных частиц, а не масса. Если молекулярный водород нагреть до диссоциации масса изменится незначительно, а число атомов будет вдвое больше числа молекул, количество вещества удвоится при той же массе.

3) Нет единого метода введения линейной и угловой скорости.

4) в 10-м классе в §56 “Первый закон термодинамики” есть фраза “В термодинамике наибольший интерес представляет преобразование внутренней энергии в работу, совершаемую газом” – это не правильно. Работа является величиной, характеризующей изменение внутренней энергии системы в результате того или иного процесса.

5) в 10-м классе в §31 “Потенциальная энергия” не обосновано введение потенциальной силы, так как эту силу называют консервативной.

6) в 11-м классе в §2 “Сила тока” и в §5 “Закон Ома для однородного проводника” понятия средней скорости упорядоченного движения заряженных частиц вдоль проводника и скорости в конце свободного пробега при равноускоренном движении, уравниваются неизвестно по каким причинам.

7) в 11-м классе в §6 “Сопротивление проводника” сказано, что электрическое сопротивление зависит от геометрических размеров (l, S) и материала (n, ) проводника, а определение удельного сопротивления записано для цилиндрического проводника из чего следует зависимость сопротивления от формы проводника.

8) в 11-м классе в §7 “Зависимость удельного сопротивления от температуры” не правильно сделан рисунок 14, там не показана парно-электронная связь.

В контрольных работах для 10–11-х классов предложенных В.А. Касьяновым, пятые задания не всегда соответствуют уровню знаний учащихся в общеобразовательных классах, так как не хватает времени для решения более сложных задач. А в некоторых контрольных работах сделаны опечатки как в ответах предложенных для выбора учащихся, так и в ответах к задачам. Например, в 11-м классе в контрольной работе № 2 сделано пять опечаток в ответах.