Духовное наследие — детям XXI века

Разделы: Организация школьной библиотеки


ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

СОШ № 1 была образована в 1935 году. Это старейшая школа города.

Заведущая библиотекой Переяславец Жанна Валерьевна, 1967 года рождения. Окончила Уральский государственный университет им. А. М. Горького исторический факультет историко-архивное отделение. Стаж работы в библиотеке СОШ № 1 6 лет.

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Я работаю в школьной библиотеке только 6-й год. И конечно не сразу пришла к осознанию того, что даже такая маленькая библиотека должна иметь модель своего развития. Первый год работы ушёл на то, чтобы спасти библиотечный фонд в условиях пожара и ремонта школы. Второй – на уяснение специфики работы в школе, более близкое знакомство с детьми и педагогическим коллективом. И только в течение последних лет обрывочные мысли и профессиональные желания стали складываться в некую систему.

Определяющим фактором для выбора направления работы библиотеки стал переход нашей школы на гуманитарную модель развития. Это обозначило суть школьной библиотеки. Она должна стать гуманитарным учреждением (от латинского humanus – человеческий, человечный или humanitas – человеческая природа), социальной функцией которого является активное участие в образовании и воспитании ребёнка, в его интеллектуальной и практической деятельности, в развитии науки и культуры в школе, обеспечении прав ребёнка на пользование духовными ценностями. Но где же искать парадигму существования моей маленькой библиотеке в условиях возрастающей бездуховности общества, в условиях отказа детей от чтения в пользу компьютеров, видео, телевидения? Где найти для детей идеалы, примеры, образцы, как не в минувшем? История, отечество, культура – вот “три кита”, на которых я собираюсь строить свою работу. Это те ценности, которые мы должны передать нашим детям от прежних поколений. От истоков, корней – в будущее. Духовное наследие России – детям XXI века. В этом мне помогают моё образование, мои личные и профессиональные интересы. В противовес высоким устремлениям выступают более, чем скромные книжные переплёты. В условиях наличия большей частью морально устаревших фондов, скудости подписки на периодическую печать существует, на мой взгляд, два выхода:

  1. Основывать свою работу на “жемчужинах” фонда (а в нашей школе это как раз книги по искусству, истории России);
  2. Использовать в работе литературу неустаревающую, несущую вечные ценности, а именно русскую классику. Ведь школьная библиотека – это тоже представительство великой литературы.

В связи с тем, что библиотекарь берёт на себя обязанность посредника между читателем и духовностью (символ которой есть книга), возникает ясная цель моей работы – помочь ребёнку стать культурным читателем, цель определяет задачи:

  • воспитание в ребёнке потребности в самостоятельном чтении;
  • привитие детям любви к книгам (чтение во все времена духовно обогащало и облагораживало человека);
  • воспитание культуры чтения;
  • развитие умения воспринять произведение русской литературы, произведения русского искусства, историческую литературу;
  • развитие глубокого, осознанного и уважительного отношения растущего человека к наследию прошлого.

Ведущая идея опыта: приобщая молодого человека к ценностям литературы, искусства, к истории Отечества, библиотека может помочь приобрести ему такие качества, как ответственность, способность к творчеству, любознательность, настойчивость, стремление к приобретению новых знаний, эстетическое восприятие действительности, высокая нравственность. И, следовательно, может сыграть большую роль в формировании личности. Если человек научился эстетически грамотно постигать искусство, если он любит настоящую поэзию, творчество большого художника, значит, он – в плену его гуманистических идеалов. Библиотека может помочь юному человеку стать личностью, способной умножать гуманное в жизни.

Актуальность моего небольшого опыта в этом направлении; перечисленные ниже и проводимые мною мероприятия позволяют вызвать у школьника интерес к книге и побудить к работе с ней, что чрезвычайно важно сегодня, когда тяга к чтению серьёзной литературы у подростков резко падает.

Перспективность этого опыта заключается в возможности через разнообразные формы работы по избранному направлению вести детей к творческому чтению, меняя и усложняя информацию по мере взросления школьника.

Практическое значение опыта состоит в активной пропаганде русской (и зарубежной) классики, литературы по искусству и истории. Для достижения поставленной цели можно бесконечно разнообразить структуру и формы мероприятий, основанных на литературных произведениях и произведениях искусства:

1 – 5-е классы: экскурсии в библиотеку, библиотечные уроки, беседы, викторины, обзоры и выставки книг, недели детской книги, праздничные уроки, театрализованные представления и читательские аукционы, выступление библиотекаря на линейках;

6 – 11-е классы: беседы, выставки и обзоры литературы и материалов, тематические и информационно – аналитические выпуски (стенгазеты), часы чтения, часы культуры, ролевые игры, классные часы с участием библиотекаря, презентации книг, выступление библиотекаря на линейках с тематическими сообщениями; литературные и историко-литературные конференции, поэтические вечера. В перечисленных мною и активно осуществляемых формах работы я не открыла ничего нового. Суть состоит в особой тематике мероприятий (“Духовное наследие России”) и в отборе знаний соответственно избранной тематике. Некоторые примеры:

Часы культуры
Троице – Сергиева Лавра. Сергий Радонежский. Картина Нестерова М. “ Видение отроку Варфаломею”
Праздник Покрова на Руси. Покровский собор в Москве.
Картина Сурикова В. “Переход Суворова через Альпы. “Рассказы о Суворове С. Алексеева

Часы культуры – мероприятия синтетические, призванные воспитывать детей эстетически через восприятие произведений искусства и литературы.

Часы чтения
Куприн А. “Бедный принц”
Бунин И. “Цифры”
Аверченко А. “Галочка”, “Дети”
Крючков Т. “Звезда”

Основная тенденция последних лет – утрата чтением его исключительной роли в нашем обществе, потеря статуса самого престижного занятия. Самое простое выразительное чтение стало для детей возвращением к чудесным классическим произведениям.

Беседы
Возникновение славянской письменности
Древнерусская школа
История создания книги на Руси
Государственная символика России
Заветное слово: 200 лет со дня рождения В.Даля
Норильлаг: трагедия и судьба
65 лет школе

Такие беседы призваны пробудить в ребёнке любовь к Родине, духовно обогатить его и нравственно возвысить; помогают ярче, конкретнее, полнее представить события, явления, а главное – людей прошлого; воспитывают уважение к делам дедов и отцов.

Крупные массовые мероприятияя
Историко-литературная конференция “Классическое наследие: 290 лет со дня рождения М.Ломоносова”
Литературная конференция “С детьми о дружбе и любви: Р.Фраерман “Дикая собака динго…”
Литературная конференция “Романтическая литература – подросткам: А.Грин   “Алые паруса”
Поэтический вечер “Я – бренная пена морская…”: 110 лет со дня рождения М.Цветаевой
Театрализованное представление и читательский аукцион “круг детского чтения:110 лет со дня рождения А.Волкова” (“Путешествие в Изумрудный город”)
Праздник “Здравствуй, доктор Айболит!” (90 лет со дня рождения К.Чуковского)
Праздничный классный час “День рождения школы”
Праздничный урок “Игрушки – герои любимых произведений”

Такие мероприятия преследуют цель воспитывать вкус и пробуждать у детей интерес к произведениям, наполненным психологическим содержанием, развивать видение противоречивой внутренней жизни персонажей, света и тени каждого из них; нацеливать читателей на разгадку тайн их внутренней жизни.

Выставки книг и материалов
“Слава руссов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов”
Герой своего времени (слово о Лермонтове М.Ю.)
Защитникам Отечества посвящается
Как это было (неизвестная первая мировая)
Русские художники – душа России
“Чистейшей прелести чистейший образец” (женщины в произведениях русских художников и поэтов)
Ребёнок, как смысл бытия и творчества (русские художники о детстве)
“Осенний светлый храм” (русские поэты об осени)
Игрушки живут своей жизнью
Новые книги (школьная программа): русская классика
Таймыр – мой дом
30 октября – день памяти сталинских репрессий

Такие выставки могут носить самый разный характер: и информационный, и рекомендательный. Я очень люблю выставки – картинные галереи, когда образы, цвет сразу захватывают в плен воображение детей.

Тематические подборки
Искромётный талант народа (русские ремёсла).
Города России – рассыпанный жемчуг.
Судьбы “великих”.
Беседы о “вечном”.
Прикоснись к прекрасному.
История русского образования.
Норильск, суровый и любимый.
Информационно – тематические выпуски
Мы – славяне.
Моя кукла – моя вселенная.
Постоянные выпуски “Академия” (см. далее).

Активное участие в создании таких выпусков принимают школьники. Работа детей по отбору знаний и информации идёт на пересечении книг и детских жизней, что особенно важно для повышения чувства собственной значимости у ребят.

Безусловно, когда речь идёт о духовных, о вечных ценностях, трудно говорить о сиюминутной практической пользе. Думаю, работа библиотекаря – работа на будущее. Но получить отклик детей на свой труд, повысить их творческую активность уже сегодня – это реально.

Так, по результатам ролевой игры “Суд над наркоманией”, была организована выставка детских рисунков. Письменные отзывы о прослушанных детьми произведениях стали хорошим результатом часов чтения. При подготовке праздничного классного часа “День рождения школы” ученики писали сочинения о любимых учителях, делали сообщения по истории школы, “добывали” биографии учителей, ставили сценки о школьной жизни, пели песни, чертили проекты школы будущего. Во время праздничного урока “Игрушки – герои любимых произведений” дети представили свои сочинения о самых дорогих сердцу игрушках. И даже после довольно серьёзной беседы “Государственная символика России” малыши с гордостью приносили свои работы в библиотеку.

Чтобы углубить работу в направлении эстетического воспитания детей, внести в труд учеников элемент исследования, научной работы при библиотеке в 2002/2003 учебном году было создано общество “Академия”. Учащиеся объединились с целью просвещения школьников в области истории, литературы и искусства. Дети сами придумали название, эмблему общества, девиз (“и звезду донести до сердец на трепещущих наших ладонях”). У нас строгих членства и периодичности собраний в обществе. Работают те дети, которые в данный момент хотят быть и жить рядом с книгами. Члены общества участвуют в мероприятиях библиотеки, издают печатный одноименный орган общества. Разнообразие тем и рубрик выпусков (“Машина времени”, “Из жизни наших замечательных учителей”, “ Азбука молодого поэта”, “Дорога к знаниям”, “Крутое поколение” и т.д.) позволяют задействовать в этой работе самых разных детей, порой с противоположными интересами и характерами. Такая работа с детьми преследует цель “разбудить” детские таланты, заинтересовать их исследовательской работой в библиотечном фонде.

Контакт с классными руководителями, преподавателями происходит по мере проведения библиотекой массовых мероприятий, на методических объединениях преподавателей.

Все мероприятия библиотеки были и будут, по сути, демонстрацией богатства духовного мира человека. Думаю, они способствовали, и будут способствовать более глубокому усвоению школьной программы. В частности, предметов гуманитарного и эстетического цикла. Усиление этих направлений в данной модели – идея иновационности моей работы. Экспериментом в ней считаю часы культуры.

Любая форма работы библиотеки связана со словом, а, значит, - с чтением. Чтение – есть труд души. В этом практическая значимость опыта – противостояние бездуховности.