Урок литературы в 9-м классе по теме: "Если душа родилась крылатой"(по лирике А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой)

Разделы: Литература


Урок литературы в 9-м классе (по программе Кутузова А.Г.).

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством А.Ахматовой и М.Цветаевой;
  • показать особенности их творчества (связь с биографией);
  • подвести детей к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств;
  • обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несут образы в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой;
  • развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста.

Форма урока: усвоение нового материала.

Тип урока: беседа

Наглядность:

  • портреты А.Ахматовой и М.Цветаевой;
  • иллюстрации к их стихотворениям;
  • музыкальные иллюстрации к стихотворениям А.Ахматовой и М.Цветаевой;
  • картины художников Серебряного века;
  • карта анализа урока.

Эпиграф:

Всё понять и за всех пережить.

М.Цветаева.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Подготовка к восприятию.

Звучит романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина “Метель”

- Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью.

Сегодня мы поговорим о женщинах, которые достигли славы своим поэтическим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, их род занятий. Для обаятельнейших женщин, о которых пойдёт разговор, поэзия – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего “я”, отклик сердца на радости и горести бытия.

3.Сообщение темы, целей и задач урока.

Зачитать эпиграф к уроку.

Таков эпиграф, а тема нашего урока посвящена любовной лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой “Если душа родилась крылатой”.

Назвать цели урока.

Звучит симфония №8 Ф.Шуберта.

 

Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, “прозаического”, содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.

Читает ученица:

В то время я гостила на земле:
Мне дали имя при крещенье – Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха.
Так дивно знала я земную радость
И праздников считала не двенадцать,
А столько, сколько было дней в году…

Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Л.Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село…

Я к розам хочу в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград.
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.

Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой.

Через полгода после женитьбы Н.С.Гумилёв отправился в Абиссинию.

А в год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов “Белая стая” с надписью: “Моему дорогому другу Н.Гумилёву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург”.

И когда друг друга проклинали
В страсти, раскалённой до бела,
Оба мы ещё не понимали,
Как земля для двух людей мала.

Каждый из них пошёл навстречу своей трагедии. Н.С.Гумилёв был расстрелян в 1921 г. за участие в контрреволюционном заговоре.

Удары сыпались градом. Одним из них было печально знаменитое постановление 1946 г. “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором Ахматову и её стихи буквально осыпали площадной бранью.

Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935-м, 1939-м, и последний раз – в 1948-м обвинили в покушении на Жданова.

Но умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. 1955 г. – освобождение сына, в 1956-м – выход в свет сборника переводов.

В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия “Этна-Таормина”.

В июне 1965 г.(за год до  смерти) в Англии Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.

"И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала… Прошлое обступает меня и требует чего-то…"

- Основными мотивами в лирике Ахматовой являются темы творчества, Родины, одиночества и конечно же любви…

- Одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви – “Сероглазый король” - написано в 1910 году.

- О чём это стихотворение?

(В нём – драма чувств, женская тоска по любимому, печаль от утраты, нежность к дочери.)

Отметим тончайший психологизм стихотворения. Эта целая повесть о душевной драме героини. Психологизм поэзии Ахматовой, специфическая для её лирики “драматургичность” стиля отмечались и в отечественном, и в зарубежном литературоведении

- А чем необычен язык стихотворения “Сероглазый король”?

(В строчки стиха включена прямая речь. Язык стихотворения представляет собой разговорную речь (“Знаешь, с охоты его принесли, / Тело у старого дуба нашли”; “Дочку мою я сейчас разбужу…”), но это язык раздумий.)

- Каким стихотворным размером написано стихотворение?

(Трёхсложный размер – дактиль)

- Охарактеризуйте рифму в данном тексте.

(Мужская – последний слог ударный, точная)

- Какие тропы использует Ахматова в своём стихотворении?

(Эпитеты – безысходная боль, сероглазый король; метафору – шелестят тополя)

- Как раскрывается сюжетная ситуация в стихотворении?

(Детали, события, разворачивающиеся в стихотворении, раскрывают сюжетную ситуацию, панораму жизни, говорят о любви, нежности, тоске, ревности, разлуке, смерти, печали, говорят о женском сердце.)

- В каких строчках выражена кульминация стихотворения?

- Да, а что мы называем кульминацией?

(Порыв чувства – “Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки её погляжу”).

- А итог стихотворения?

(Итог, подведённый “шелестящими тополями” : “Нет на земле твоего короля…”).

- Все элементы стихотворения живут, наполнены смыслом, всё существенно, всё к месту, ничего лишнего.

Вспомним тезис Гегеля:

“В художественном произведении нет ничего, что бы не имело отношения к содержанию”.

- В своей статье 1922 г. “Письма о русской поэзии” О.Мандельштам пишет :

“Ахматова принесла в русскую литературу всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с “Анной Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова…”

Эти же слова можно отнести к творчеству Цветаевой.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам ! –

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт !),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

- И, действительно, наступило это время…

Читает ученица :

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Марина родилась 26 октября 1892 года в Москве… В дневнике мамы Марины есть запись:

“Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт?”

Отец Марины Цветаевой – профессор Московского университета Иван Владимирович. Ближайшим его сотрудником была жена – Мария Александровна, урождённая Мейн. Когда Марине исполнилось 11 лет – скончалась мать, а через 11 лет умер и отец.

Звучит песня из кинофильма “Ирония судьбы…”. Муз. М.Таривердиева, сл. М.Цветаевой “Хочу у зеркала, где муть…”.

На фоне “Лунной сонаты” Бетховена звучат слова.

В 1910 г., ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Его заметили. 5 мая 1911 года Макс Волошин знакомит Марину с её будущим мужем.

Обвенчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева в январе 1912 г., и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья”.

Аля – Ариадна Эфрон – родилась 5 сентября 1912 г.

“Я назвала её Ариадной,-вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно. …Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью”.

“Читаю весь свой стихотворный 1915 год – а всё мало, а все – ещё хотят. …Мне мой успех нужен, как прямой повод к Ахматовой. Всеми своими стихами я обязана Ахматовой”.

О Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся, и глухое: ох!-
Стотысячное – тебе присягает.- Анна
Ахматова! – Это имя – огромный вздох,
И вглубь он падает, которая безымянна.

В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
- И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! - и сердце своё в придачу.

13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась вторая дочь – Ирина.

“Я сначала её хотела назвать … Анной (в честь Ахматовой). – Но ведь судьбы не повторяются!”

“Наиболее трудным для меня оказался 1919-й, самый чёрный, самый чумной, самый смертный. Живу с Алей и Ириной в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля … весь запас.”

2 марта 1920 года от голода умирает вторая дочь – Ирина.

Весной 1921 года Марина вместе с дочерью отправляется в Прагу к своему мужу.

1 февраля 1925 года родился сын Георгий.

В 1939 году Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине. Ранее вернулись на Родину Ариадна Эфрон и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы.

Захлёбываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.

Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг её “одиночества верховный час”.

Измученная, 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.

Звучит Прелюдия № 1 до-мажор Скрябина.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Несмотря на все невзгоды красной нитью проходит через творчество Цветаевой тема любви.

Рассмотрим стихотворение “С.Э.”, написанное в 1914 г.

- О чём это стихотворение?

(О любви женщины.)

- Какова лирическая героиня в этом стихотворении?

(Она воспевает своего героя, но в то же время декларирует свою неуловимость и непокорность. Задана ситуация вызова, бега, что в стихотворениях Цветаевой означает жизнь).

Такой внутренний конфликт в любовной поэзии Цветаева называла “поединком своеволий”

- Существуют ли символы в данном стихотворении?

(Он – символ рыцарства, её идеал, которому она будет всегда верна)

Для любовной лирики Цветаевой характерна, как мы помним, трагическая ситуация “разрозненной пары”

- Определите рифму в данном тексте.

(Рифма – женская и мужская (ударение на предпоследнем и на последнем слогах); перекрёстная (абаб)

- Какие тропы использует Цветаева в своём стихотворении?

(Аксюморон – брови мучительно-великолепны, глаза прекрасно-бесполезны;
сравнения – лицо подобно шпаге;
метафора – под крыльями раскинутых бровей;
метонимия + сравнение – глаза –две бездны – гипертроп;
метафорическое сравнение – он тонок первой тонкостью ветвей)

- Вы заметили как напевны, как мелодичны стихи Марины Ивановны, неудивительно, что на её некоторые стихи написаны песни.

Звучит песня “Мне нравится, что вы больны не мной …”

4.Обобщение.

Сегодня мы проанализировали стихотворения двух замечательных поэтесс – А.Ахматовой и М.Цветаевой. Чуть позже анализ этих стихотворений поможет нам при составлении словесной миниатюры.

- Вам понравились их стихи?

- А кто из вас ранее уже встречался с их стихотворениями?

- Есть желающие почитать свои любимые строки А.Ахматовой или М.Цветаевой?

Спасибо!

А теперь небольшое задание по группам :

1 группа - составить словесную миниатюру “Моя Ахматова”, используя портретный ряд.

2 группа - составить сиквейн на тему любви.

3 группа - составить словесную миниатюру “Моя Цветаева”, используя портретный ряд.

Звучит музыка.

Заслушать 3-4 сиквейна.

5.Подведение итогов.

- Понравился вам сегодняшний урок? Насколько уютно вы чувствовали себя на нём? (показать карточки) – рефлексия.

Да, урок действительно получился красивым. Наверно потому что он был о любви, о женщинах…

Женщины… Умные, красивые, талантливые. Всё понять и за всех пережить.(показать на доске эпиграф). Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией, Любовью, Красотой.

На фоне музыки звучат слова:

О вы, служительницы Музы,
Связав с поэзией все узы,
Вы ей отдались до конца,
Крепив, порой, перо борца.
Любовь и верность воспевали,
В уныние вы не впадали,
Святое свято берегли –
Иначе жить вы не могли.
Пусть тьма всегда огня боится,
Пусть всё прекрасное струится!
Да будут жить стихи вовек,
Пусть не умолкнет строчек бег!
Пусть рифма слов не иссякает,
Пусть быт восторг не заедает,
Пусть радость душу теребит!
Поэта сердце не сгорит!

А.А. Ахматова
«Сероглазый король
М.И. Цветаева
«С.Э.»
Творечское задание Мое отношение к уроку