Содружество всех муз по теме: "Библия как древнейший памятник литературы"

Разделы: Литература


Тема. Библия - одно из многих выражений человеческой тоски по истине.

Тип урока: содружество всех муз.

ТСО и оформление: оформленная доска, стенды, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, выставка книг и икон, Библия.

Цели урока.

1.Знакомство с Библией.

2. Книга-книг- является неиссякаемым источником вековой мудрости,, мотивов и образов дня создания художественных шедевров.

Эпиграф:

Библия оставила неизгладимый след в культуре человечества.
Вряд ли можно многое понять до конца в истории литературы,
изобразительного искусства и музыки прошлого, не зная сказаний
о законах Моисея, угрозах пророков, проповедях Иисуса, не имея
представления о посланиях Павла...

(Исследователь Г. Гече.)

Учитель. Содержание Библии так богато, как сама жизнь. Стоящая у истоков мировой культуры, хранящая в себе отголоски древней цивилизации, когда-то существовавшей на земле, через культуры шумеров дошедшая до нас, Книга-книг несет в себе постановку многих нравственных обще человеческих проблем, знакомство с которыми, безусловно, прояснит сознание человека, вновь и впервые для себя постигающего человеческий опыт предшествующих поколений. Это первый урок, который поможет вам на последующих уроках лучше познакомиться с Библией.

Ученик:

Мир не забудет “веры древних лет.
Звездопоклонники пустыни,
На ваших лицах - бледный зной планет, Вы камни чтите как святыни.
Ваш край до шлака сожжен,
Ваш Бог чертил столь грозные скрижали,
Что никогда его имен
Вы далее мыслить не дерзали.
Как сон пришли Христос и Магомет,
Вы и до ныне не забыли
Ночных служений таинству планет
И безымянной древней силы.
(И.Бунин. “Звездопоклонники”)

Учитель. Работа на доске со словарем: Библия, завет, апостол, заповедь, икона, шедевр, Евангелие, иконография, иконописец.

Вопрос классу: “Дайте лексическое толкование словам?” В случае затруднения, учитель сам дает толкование, слова записываются в тетрадь.

Ученик: Слово “Библия” происходит от греческого слова,

обозначающего “ Книга”. Она представляет собой два сборника книг, которые раскрывают тайну происхождения мира, человека и смысла жизни-1. “Ветхий завет”, 2. “Новый завет”.

Вопрос: что вы знаете о Ветхом завете?

Ответ: завет - договор между человеком и богом, первоначально он был написан на древнееврейском языке, состоит из пятидесяти книг и рассказывает о событиях, которые происходили до нашей эры- это рассказы о сотворении мира, человека, его грехопадении , об истории народа Израиля.

Вопрос: что вам известно о Новом завете?

Ответ: Новым заветом называют те священные книги , которые написаны после Рождества Христова. Состоит из двадцати семи книг, написан на древнегреческом, в нем говорится о рождении и жизни Христа, о его Учении- Евангелии, что в переводе с греческого “ Благая весть”.

Вопрос: о чем же эта весть?

Ответ: о том, что Бог любит людей и хочет их спасти от зла, для этого он послал на землю своего сына Иисуса, который пожертвовал своей жизнью, ради спасения других, и нас с вами. “Новый завет” написан четырьмя апостолами -учениками Христа - Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном. ( Обращается внимание на выставку книг).

НОВЫЙ ЗАВЕТ.

С Иосифом господь беседовал в ночи,
Когда святая мать с младенцем почивала:
Как нищая вдова, что плачет в час ночной
О муже и ребенке, как пророки
Мой древний дом оплакали со мной,
Так проливает мир кровавых слез потоки.
Иосиф! Я расторг с жестокими завет.
Исполни в радости господнее веленье:
Встань, возвратись в мой тихий Haзаpem,
И всей земли яви мое благоволенье.

Учитель. В Библии записаны законы человеческого общения, они были записаны Моисеем на двух скрижалях, они известны, как десять заповедей - во всем мире. Христос внушает верующим избегать нарушения заповедей не только делом, но в самих мыслях и желаниях, требуя от них чистоты сердца.

Вопрос: Назовите эти заповеди?

Ответ. 1 . Люби мать и отца... 2. Не убивай... 3. Не кради ... 4. Не лги... 5. Не сотвори себе кумира... 6. Я есть господь Бог твой... 7. Помни день субботний и еже святи его...

ЗАКОН

Во имя Бога, вечно всеблагого!
Он, давший для писания тростник,
Сказал: блюди написанное слово
И делай то, что обещал язык.
Приняв закон, прими его.
Иль оттолкни -
иль всей душою чти.
И. Бунин.

Учитель. Знание Библии поможет вам в дальнейшем при изучении классической и современной литературы, культуры, истории. Многие писатели, художники, музыканты, поэты, обращались и обращаются к библейским темам и мотивам. В старших классах вы познакомитесь с ними - Ф. Достоевский "Братья Карамазовы" , М. Булгаков “ Мастер и Маргарита”, Ч. Айтматов “Плаха” , в поэзии Д. Мережковского, Пастернака , Бунина , стихи которого мы слышали в ходе урока и многих других.

Учитель МХК. Многие библейские образы и легенды легли в основу творчества живописцев (работа со стендами): Рафаэля , Джорджоне , Рембрандта , Рубенса , Врубеля, Рериха, Ге, русских зодчих и иконописцев Рублева и Дионисия, репродукции картин которых вы можете увидеть. Икона значит изображение, образ, подражание. Символ, дающий духовное приобщение к оригиналу. Первые иконы появились на Руси с принятием христианства, технология написания иконы была сложной. Стали появляться одиночные изображения Христа (репродукции), Богоматери, отдельных святых, житие святых (работа со стендами).

Наиболее известна икона “Спас Нерукотворный” (репродукция).

Сообщение: легенда гласит, что царь Авгарь пожелал увидеть Христа, но тот не мог прийти, тогда он взял полотенце, вытер им свое лицо, и на полотенце отпечатался лик Спасителя. Спас Нерукотворный служил в древней Руси боевым знаменем русских дружин (Куликовское сражение 1380 год, Рублев, картины).

Учитель. Широко в иконописи представлена иконография Богоматери - поясное изображение девы Марии, державшей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке.

Сообщение: она была якобы написана с натуры самим евангелистом Лукою и из Византии попала в Киев (репродукция) потом икону увез во Владимир Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а в 1395 г перенесена в Москву, где спасла город от Тамерлана. С 1480 г -Успенский собор Московского Кремля, иконе Владимирской Богоматери посвящено в древнерусской литературе развернутое сказание о ее чудесах.

Сообщение учителя МХК: познакомимся с иконописцем Андреем Рублевым - древнерусский живописец, внес большой вклад в формирование московской школы живописи, принял монашеский постриг в Троице - Сергиевом монастыре. Он утверждал: общечеловеческие идеи, идеи красоты и нравственности, все это воплотилось в иконах Звенигородского чина (видеоматериал). На Руси в церквях исполнялись религиозные песни певчими и хорами, а в католических используется орган, обратите на это особое внимание при просмотре материала.

(Слушается музыка Баха - орган.)

Также Библия давала материал и для видов искусств: резьбе, скульптуре, мозаике, и т.д. Давайте просмотрим видеоматериал. Создано много художественных фильмов про Христа и его учения. Давайте посмотрим отрывок из такого фильма, который был создан американскими режиссерами по учению Луки (просмотр видеоматериала).

Подведение итогов, выставление оценок.

Вывод урока: Библия является памятником древней культуры, также и духовной ценностью каждого человека; в трудные минуты человек обращается к ней за помощью, она явилась неиссякаемым источником вековой мудрости, образов для создания художественных шедевров.

Домашнее задание: учебник стр. 26-30, ответить на вопросы 1,2.

Презентация урока