Урок по теме: "Народно-прикладное творчество народов Сибири"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цели урока:

а) познакомить учащихся с народно-прикладными промыслами народов севера;

б) показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства;

в) заинтересовать учащихся этим видом искусства и прививать любовь и гордость за край, в котором они живут.

Оформление, оборудование: оформлена доска, стенды по теме. Проигрыватель, грампластинка “Песни Ямала”, телевизор, видеомагнитофон, видеофильм, выставка книг, рефератов учащихся, создан мини музей поделок из меха, бисера и кости, географическая карта.

Есть такой волшебный дом-
Тундра вся вместилась в нем:
Птицы, звери - вся природа...
Вся история народа.
Будто след былых времен,
Бережно хранится в нем:
Иглы, стрелы, топоры
Незапамятной поры ...

Ход урока: (урок ведут ученики 8 класса)

Какие народы населяли Западно-Сибирскую низменность? (Манси, ханты, зыряне, остяки и т.д.)

Манси были первыми, с кем встретились русские в Сибири. (Показывает на карте место их расположения.) Народность эта населяла бассейны рек Сосьвы, Конды, склоны Уральских гор. От соседствующих с ними коми-зырян оно получили название “вогулов” - “чужой”, сами они называли себя “мансь”- малый народ, малое племя.

В. Знаете ли вы, как переводится на русский язык слово ненец? (Человек).

Они населяют территорию севернее 60-й параллели (показывает по карте). Ханты вели кочевой образ жизни, основным занятием их были оленеводство, звериный промысел, рыболовство. Ханты - самая многочисленная народность, в древности их называли “ арьяхи” - “ много людей”. Попав под власть татар, ханты стали называть себя “ хандихо” - ханский человек. Ханы называли их остяками – “дикий”.

Многое в образе жизни, быте, культуре аборигенов казалось чудным, диковинным, к примеру, их дом?

(Работа со словарем на доске, все записывается в тетрадь.)

В. Как называется дом ханты? (Чум)

(Демонстрируется видеофильм.)

Буквально за считанные минуты устанавливаются шесты, которые жестко связываются в каркас. Конструкция эта покрывается оленьими шкурами, сшитыми в два слоя, мехом наружу, внутри очаг, на земляной пол укладываются циновки, шкуры. Топится железная печь или костер.

Удивительна связь оленя и человека. Олень- пища, транспорт, одежда, обувь. До сих пор в тундре ничего не может заменить традиционную одежду аборигенов, практичную, но и почти всегда имеющую художественную художественную ценность.

У различных народов по - разному проявляется тяга к прекрасному - украшение орудий труда, предметов быта, одежды.

Строгая зимняя одежда ненцев, ханты, манси отделывалась орнаментом. Запишите в тетрадь слово орнамент - от лат. Означает украшение или узор, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов. Основные мотивы для орнаментов человек находил в природе, знакомясь с различными видами орнаментов, мы узнаем в их рисунках обобщенные образы природных форм- листьев, цветов, зверей. Орнаменты северные народы так же берут из природы, давайте посмотрим на их орнамент.

(Представлены виды орнамента: ветка березы, локоть соболя, рога оленя, хвост лисы и т.д.)

В тайге, в тундре долгой полярной ночью при тусклом светильнике, мастерицы воссоздавали на мехе цветы ушедшего лета. Читается стихотворение “В меховой мастерской”. Прокопий Автысый.

В. Как называется одежда, которую носят народы Севера? (Малица, кон, кисы и т.д.)

Поселившиеся на Севере Западной Сибири русские люди полностью заимствовали типы верхней одежды и обуви (видеофильм). Народы севера носили малицу из оленьего меха с капюшоном и рукавицами, более зажиточные предпочитали парку из оленьих шкур. Зачастую на малицу или парку надевали “ сорочку” из плотной материи для предохранения мездры от снега. Ноги от холода предохраняли чижи- чулки из мягких оленьих шкур, “кисы” - сапоги из оленьего меха. (Данные слова предлагаются ученикам записать в тетрадь). Ведущий предлагает ребятам прочитать стихотворение об одежде. Читается стихотворение “ Веселые пимы”. Прокопий Автысый.

У живущих ханты и манси наряду с украшением одежды прикладное искусство проявилось в обработке бересты, из нее делали посуду, детские колыбельки, табакерки, в орнаменте на бересте можно узнать стилизованные изображения деревьев и животных. Береста заготавливалась трижды в год. Прежде чем использовать бересту, ее варили в воде или рыбьем жире, после чего она становилась прочной и эластичной, узоры наносили выскабливанием, накладной аппликацией по цветному или закопченному фону при помощи ажурной резьбы.

Одним из видов искусства была вышивка и изделия из бисера. (Обращение внимания учащихся на образцы). Вышивкой покрывались рубахи, штаны, косынки, платки, рукавицы, интересны они тем, что сохранили орнаментальные мотивы, связанные с мифологией народа. Не даром в поверьях многих народов вышивка считалась магическим оберегом от зла и болезни. Любой мужчина мог смастерить лодку, лыжи, нарты.

В. Что такое слово нарты? (Лексическое толкование записывается в тетрадь). Предлагается прочесть стихотворение. Читается стихотворение “Нарты спят”.

Отдельные умельцы вырезали из дерева изображение богов- хранителей жилищ и покровителей на охоте. Хозяйство велось комплексно, большое значение имела охота. Читается стихотворение “Песня охотника” и “Песня ездового”, звучит песня в исполнении Сусой “Тюли се” (Песня о охоте).

В. Чем пользовался охотник на охоте? (Ружье, самострел, кистень, лук со стрелами).

В. Какое оружие было главным? Лук, делали его из трех слоев разных деревьев, кедра, березы, черемухи, каждый слой отдельной отделки сушился, пропитывался смолой, затем они склеивались и покрывались берестой. Северные охотники употребляли также самострел - сторожевой лук из кедрового дерева, с тетивой из кудели. Многие, жившие при родовом строе народы, начинали историю своего рода от различных животных, которые считались священными (Обращение к стенду и чтение стихотворения “ Три олененка” Прокопий Автысый).

В. Назовите, какими промыслами занимались Северные люди? (Рыболовство, оленеводство, прикладное искусство, охота).

Ученик рассказывает об охоте.

Когда люди поймают зверя, они пытаются убедить его в том, что не желают зла. Люди называют ружье - палкой, убив медведя, целовали ему голову и шептали: “Мы тебя уронили, но мы не виноваты, другой виноват, кто придумал железную палку”. Когда добычу доставляли в селение, начиналось пиршество, на него приглашались все жители, которые приносили подарки медведю. После трапезы каждый ”показывал себя”, пел, танцевал. Давайте послушаем песню о медведе в исполнении Туритиной “А ны се”.

А теперь, ребята, вам расскажут об одном из интереснейших народных промыслов, который известен не только у нас, но и в мире - это резьба по кости.

В ходе выступления ученицы демонстрируется видеофильм.

Искусство художественной резьбы по кости зародилось в Тобольске. Промысел возник в XIX веке и был заимствован у народов Тюменского Севера. Тобольск развивался неровно, тоже происходило и с резьбой по кости. Умение и навыки хранил народ. Последующие поколения подхватили и развили искусство безымянных мастеров. На витринах музейных экспозиций, раскрывается простой, но удивительный мир. Рыбаки тянут тяжелые сети, на широких лыжах спешат охотники, по снежной глади несется упряжка оленей, взметнувшийся фонтан нефти вызывает ликование северян. А вот на холодной льдине резвятся полярные мишки, дети играют в оленя, ненка расцвечивает узором меховую одежду, в сноровке и силе соревнуются оленеводы, малыш с книжкой в руке идет в первый класс. Читается стихотворение Прокопия Автысый “На уроке”.

Разные скульптурки! Забавные и скромные, грустные и серьезные, они будто частицы драгоценной мозаики, содержание которой - жизнь народов Севера. Аккуратно отполированные, с тончайшей резьбой деталей, костяные скульптуры радуют глаз богатством моделировки, гармонией движения, одухотворенностью. В опытных руках природные свойства материала раскрываются во всей его красе. Глядя на них, мы даже не задумываемся над тем, что выполнены они то из невзрачного шершавого зуба кашалота, то из обычной животной кости.

Скульптурные группы, художественные изделия, созданные в разное время и собранные вместе, по - своему раскрывают вкус и быт людей разных эпох, линию развития промысла, манеру мастерства.

В. Какой город известен мастерами по резьбе из кости? (Тобольск)

Тобольск основан в 1587 году, а уже к середине XVII столетия в нем было около 70-ти ремесленных предприятий. В числе вывозимых товаров значились изделия из кости. Коллективное творчество сменилось индивидуальным творчеством, но именно разрозненно работающие умельцы и сохранили приемы и навыки резной обработки кости.

В 1870 году в Тобольске открыли краеведческий музей, при нем собралась группа, целью которой было просвещение народа.

В. Каких вы знаете известных мастеров - резчиков XIX века? (Овешков, Филимонов, Лопатин, Песков, Денисов, Трегубов и Терентьев).

В 1872 году И.Е. Овешков собрал резчиков Тобольска и предложил им совместно работать “из любви к искусству”. Желающие нашлись, в том же году открылась мастерская на любительских началах. Изделия сразу же приобрели популярность, и в 1874 году в Тобольске появилась “Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости”. Заведение было невелико: три верстака, два токарных станка, зуборезная машина для гребней; производство считалось ручным, ремесленным. В мастерской постоянно работало 6 мужчин, трудились они в мастерской по 9 часов в сутки, рабочий месяц равнялся 25 дням. Известны имена Акуловского, Венгерского, Лисицына, братьев Невских, Фонякого и др. резчиков по кости. Раз было заведено производство, то потребовалось и сырье - им была мамонтовая кость. Специальные промысловики летом ходили по берегам рек и на обнаруженные в осыпях мамонтовые клыки клали сверху крестом две веточки: знак, что находка имеет хозяина.

Малые народы Севера изготовляли из лосиного рога, реже из кости мамонта, детали сбруи оленя, охотничьего снаряжения, украшая их фигурной резьбой. Одна такая примитивно, но выразительно выполненная поделка на оленях была привезена в музей в 1915 году. Изготовляя резные изделия для души, мастера, прежде всего своим творчеством стремили порадовать тоболяков. Более прочный и выразительный материал - кость - таил и дополнительные возможности для достижения художественного эффекта: бело-кремовый цвет и мелкая сетчатка допускала мельчайшую резьбу во всех направлениях.

1880 -90 -е - время расцвета промысла - бесчисленное множество различных предметов, рожденных фантазией и умением, свидетельствовало, что мастера в совершенстве владели искусством гладкой резьбы, вдохновенно вырезали ажурный орнамент и накладной рельеф, характерны скульптурные миниатюры, связанные с жизнью северных народов - “Охота на медведя”, “Поездка на собаках”, “ Вяленье рыбы” и т.д.

П.Г. Терентьев был одним из резчиков, чей талант и великая работоспособность помогали мастеру в сложной борьбе за существование. Он оставил яркий след в истории промысла. При жизни он был знаменит своей необычностью - работал перочинным ножом. Придет вдохновение - с неделю никто не мог потревожить, войти, весь он находился во власти искусства. Терентьев работал над тематическими скульптурными группами как по мотивам жизни людей Севера, так и быта тоболяков, животных он изображал в сюжетных ситуациях - щенок с большими ушами тупо уставился на цыпленка, два козла встретили на бревне третьего, последний поднялся в боевой позе и ни за что не желает уступать дорогу.

Интересна история создания скульптуры и барельефного портрета Толстого, он был выполнен к 80-летию писателя в 1908 году в Тобольске. Получив бивень мамонта, мастер отпиливал лучковой пилой кусок кости требуемой величины, после нанесения рисунка производилась опиловка змейкой по контуру. Едва угадываемая будущая фигура подвергалась сначала грубой обработке стамесками, а затем резцами и напильниками последовательно доводилась до окончательной формы. Заключительным этапом было полирование и монтировка.

Новый принцип трактовки пластической формы диктовал мастерам изменения условий производства, характер изделий скульптур стал зависеть от сырья; мамонтовая кость стала редкостью, освоение навыков работы с новыми материалами - зубом кашалота, животной костью- совпала с техническим переоснащением производства. Многофигурные композиции смотрятся выигрышно, но и по душе пришлись такие фигурки, которые позволяли раскрыть физическую красоту и духовный мир людей, живущих в Северных просторах наедине с природой. И по сей день этот промысел развивается.

Работа со словарем. Учитель предлагает раскрыть лексическое значение слов: оленевод, ханты, остяки, малица, кисы, аркан, хорей и т.д.

Проверка домашнего задания. Учитель предлагает классу выявить лучшего знатока загадок. Начинается опрос, в ходе которого выявляется знаток.

Обращается внимание на выставку книг, которые помогут дальнейшей подготовке к урокам, а также обращается внимание на выставку рефератов и изделий, изготовленных самими ребятами.

Подводятся итоги, выставляются оценки.

Домашнее задание: подготовить стихотворение о природе Севера современных поэтов и нарисовать к ним рисунок.

Презентация урока