Рейтинг@Mail.ru

Использование электронного учебника "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5–6-й класс "на уроках изучения лексики

Разделы: Русский язык, Урок с использованием электронного учебника


Цели:

  • Познакомить с электронным учебником “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 класс”.
  • Научить работать с учебником и использовать его при организации уроков в школе.
  • Расширить представление о современных возможностях преподавания русского языка, в частности, лексики.

Оборудование:

  • учебное пособие для общеобразовательных учреждений с приложением на компакт-диске “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 класс”;
  • компакт-диск “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 класс;
  • компьютер, наушники, видеопроектор, экран;
  • печатные учебники разных авторов;
  • сборник программ по русскому языку,
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Часть I. Основное общее образование. – М., 2004);
  • печатный материал “Физические упражнения для снятия напряжения во время работы с компьютером”.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Тема, цели занятия.

3. Вступительная беседа.

Программа “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5-6 класс (2000 г.)» является частью проекта комплексной образовательной программы “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” и представляет собой полный мультимедийный курс и сборник контрольных упражнений по русскому языку для учащихся 5-6 классов средней школы.

Цель этих уроков - не только дать базовые знания по русскому языку, но и расширить и углубить представление о языке, что позволит не заучивать автоматически разрозненные правила, а постепенно, урок за уроком, выводя один закон за другим, охватить всю систему правил целиком. Системное изучение русского языка поможет избежать ошибок. Эти уроки содержат большое количество разнообразных практических заданий. В форме занимательной игры они учат записывать русские слова в виде транскрипции, собирать слова из мельчайших единиц языка - морфем, а также строить схемы простых и сложных предложений.

Мультимедийный курс состоит из 40 интерактивных уроков по темам: фонетика, фонетическая основа орфографии, морфология, словообразование, синтаксис, пунктуация, лексика.

Темы представлены в соответствии с современными достижениями русистики и последними методическими разработками по русскому языку (изучение орфографии через фонетику, введение исторического комментария к явлениям русского языка и т.д.), т. е. авторы программы подошли к составлению тем с позиций диахронии и синхронии русского языка, учета возрастных физиологических и интеллектуальных особенностей учащихся данных классов.

Уроки содержат более 750 озвученных иллюстраций и практических заданий, более 200 проверочных заданий с интерактивными подсказками, более 90 страниц справочника, содержащего важнейшие правила и сведения о строении языка, а также словарь, содержащий более 850 словарных статей из толкового, орфографического, орфоэпического и других словарей.

В основу курса положена методика замечательного русского языковеда Михаила Викторовича Панова, которая позволяет расширить и углубить представление о языке как о системе.

Михаил Викторович – автор фундаментальных научных трудов практически во всех областях русского языкознания, автор университетских учебников, он создал и целый ряд прекрасных книг для школы. С какими из этих книг знакомы вы? (научно-популярные издания об орфографии “И все-таки она хорошая” (1964),

“Занимательная орфография” (1984), “Энциклопедический словарь юного филолога” (1984) и др; учебники по русскому языку (1995, 1997,1998 г., др.).

Основными методологическими установками печатного учебника под ред. М.В. Панова являются следующие:

  1. Обучение должно быть научным.
  2. Изучение теории должно быть связано с практическими задачами развития речи.
  3. “Успешное овладение языком связано с его эстетическим восприятием. Хорошо говорить и писать по-русски может тот, кто способен оценить красоту русского языка”.

Сегодня, работая с электронным учебником, мы попробуем доказать, что эти установки справедливы и для него.

4. Знакомство с учебником.

  1. Перед началом изучения курса ученику предлагается зарегистрироваться.

Как вы думаете, для чего нужна регистрация?(Позволяет осуществлять строгий учет и контроль за деятельностью учащегося).

2. После регистрации ученик выбирает тему для изучения. Для получения качественных знаний следует изучать материал последовательно, в том порядке, который предложен авторами. Но у нас цель другая и мы можем позволить себе не соблюдать эту рекомендацию.

Сейчас зарегистрируйтесь (нижнее меню-регистрация, все указания даются по мере выполнения заданных действий) и выберите через содержание (нижнее меню) тему “Звуки и буквы. Что такое лексика?”. Урок 2 “Что такое лексика?”.

Вы видите, что каждый урок включает в себя 3 зоны:

первая (желтого цвета) – лекции с лабораторными включениями;

вторая (оранжевого цвета) – практические задания;

третья (голубого цвета) – выводы по теме, т.е. основные тезисы лекции.

Зоны графически представлены в левой части экрана. Стрелочки ( и ) позволяют выбрать движение по зоне: либо идти далее, либо вернуться назад.

При работе вам встретятся такие пиктограммы:

  • “мышка” - практические упражнения;
  • “глаз” - иллюстрация;
  • “кроссворд” - кроссворд;
  • “восклицательные знаки” - иллюстрации к выводам.

Изучив теоретическую часть урока, ученик выполняет проверочные упражнения по теме. Здесь возможно обращение к подсказке. Количество подсказок зависит от степени сложности задания. П-1 содержит правило, П-2 носит менее общий характер и т.д. В зависимости от использования подсказок уменьшается количество баллов. Если подсказки не помогли, дается ответ (0) и программа регистрирует, что задание не выполнено.

Теперь продолжите работу с учебником: прослушайте лекцию, выполните практические задания, просмотрите выводы.

Вернитесь на первую страницу. Выберите в нижнем меню “Справочник”.

Задание:

Найти и зачитать правило правописания приставок пре- и при-.

Вернитесь на первую страницу и выберите в нижнем меню “Экзамен”. Задания сформулированы на основе упражнений уроков. Каждый экзамен –   6 заданий разного типа. Режим “Виртуального экзамена” помогает оценить уровень полученных знаний, система случайной выборки вопросов разрушает стереотип  заучивания и поощряет более глубокое понимание материала.

Пройдите экзамен.

5. Самостоятельная работа с электронным учебником.

Теперь поработайте с учебником самостоятельно.

  • Рассмотрите все темы по лексике.
  • Выполните упражнения. Попробуйте допустить ошибки. Как на них реагирует “виртуальный учитель”?
  • Выполните следующие задания. (На этом этапе рационально организовать работу в микрогруппах, распределив задания).
  1. Проанализируйте, совпадает ли объем раздела “Лексика” в программах по русскому языку М.Т. Баранова, В.В. Бабайцевой, М.М. Разумовской, М.В. Панова, в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. (Часть I. Основное общее образование. – М., 2004).
  2. Дайте методическое обоснование предложенной в электронном учебнике “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 – 6 класс” системе уроков по лексике. Что, по-вашему, в ней следует изменить? Как учитель, работающий, например, по учебнику М.Т. Баранова, может использовать этот электронный учебник при организации работы в классе? Целесообразны ли домашние задания, предполагающие работу с электронным учебником?
  3. Сопоставьте теоретический материал и практические задания, предложенные в печатных и электронном учебнике. Какие сведения даются в электронном учебнике и не представлены ни в одном из печатных учебников? Каких сведений, представленных в печатных учебниках, нет в электронном учебнике? Какие практические задания, предложенные в электронном учебнике, не имеют аналогов в печатных учебниках?
  4. В основе современной методики лексики лежат следующие частнометодические принципы: лексико-грамматический (сопоставление лексического и грамматических значений слова), системный (учет всех элементов лексической парадигмы), контекстный (рассмотрение слова в его синтагматических связях в достаточном контексте), лексико-синтаксический (сопоставление слова и словосочетания) (см. об этом Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в основной школе / Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000. – С. 138). Как реализуются эти принципы в электронном учебнике? В печатных учебниках? Сравните, сделайте выводы.
  5. Насколько целесообразно знакомить учащихся с лингвистическими и энциклопедическими словарями?
  6. Оцените материал электронного учебника с точки зрения доступности. Какие темы вызовут, по-вашему, наибольшие затруднения?
  7. В школьной практике изучение раздела “Лексика” в 6 классе начинается с работы над значением слова, а затем уже сообщаются остальные лексикологические понятия. Почему в школьном курсе избрана именно такая последовательность изучения понятий? Соблюдена ли эта последовательность в электронном учебнике?
  8. Какие способы толкования лексического значения слова используются в электронном учебнике?
  9. Успех работы над лексическим значением слова во многом определяется умением пользоваться толковым словарем. Предусмотрены ли в электронном учебнике упражнения с использованием справочной литературы?
  10. На вопрос учителя о лексическом значении слова презентация ученик ответил: “Слово презентация обозначает предмет. Это имя существительное, женского рода, 1-го склонения, в единственном числе, именительном падеже”. О чем свидетельствует ответ учащегося? Найдите в электронном учебнике материалы, работа над которыми предупреждает подобную ошибку.
  11. Проанализируйте материал для наблюдений над многозначными словами и определите, на какой принцип должен опираться учитель при объяснении этих понятий.
  12. Назовите упражнения из электронного учебника на определение значения многозначных слов. Расскажите, как вы проверите их выполнение учащимися.
  13. Найдите в электронном учебнике упражнения, тренирующие школьников: 1) в дифференциации значений многозначных слов; 2) в употреблении многозначных слов в контекстуальном значении (в словосочетании, в тексте).
  14. Школьный опыт показывает, что учащиеся после изучения лексики не связывают понятия “многозначные слова” и “переносное значение”. Какая работа предусмотрена в электронном учебнике, чтобы предупредить указанный недочет? А в печатном учебнике? Как думаете Вы?
  15. Найдите в дидактических материалах электронного учебника упражнения, которые 1) раскрывают школьникам мастерство писателя в использовании лексических средств языка; 2) помогают ввести в активный словарь учащихся необходимую для этой цели лексику.
  16. В учебнике по русскому языку теоретический материал часто “закодирован” в упражнениях, его надо извлечь из практического задания и сформулировать в виде определенных положений. Проиллюстрируйте эту мысль на примере упражнений, лабораторных включений, предлагаемых в электронном учебнике.
  17. Оцените приемы определения омонимов, предлагаемые в электронном учебнике.
  18. В письменных работах учащихся, в их устных ответах встречаются следующие прилагательные-синонимы качественной оценки: большой – огромный – колоссальный; сильный – могучий и под. Однако часто ученики не учитывают того, что в самой природе этих слов ярко обнаруживается разная степень экспрессивности, что приводит к ошибкам в речи. Посмотрите, есть ли в электронном учебнике упражнения, на материале которых учащиеся знакомятся с разной степенью экспрессивности этих слов. Достаточно ли их?
  19. Проанализируйте приведенное ниже задание. Подумайте: 1) Какова его цель? 2) При изучении какого материала Вы сможете использовать это упражнение на уроке?
  20. Ответьте на шуточные вопросы.

    Какой иглой не сошьешь рубашку?
    Какой рукав нельзя пришить?
    Какой корень не находится в земле?
    Какую шляпку нельзя надеть на голову?

  21. Определите методическую ценность следующих заданий.
  • Почему слова объединены в группы?
    1. река, пруд, море, ручей, родник;
    2. Россия, голова, река, страна, страница.
  • Из стихотворения А.С. Пушкина выбери слова, принадлежащие к тематической группе “Сочинение стихов” (см. урок 10).
  • Докажите, что слово свежий многозначное.
  • Чем отличается метафора от переносного значения слова, основанного на сходстве?
  • Есть ли разница между обычными переносами значений по смежности и метонимическими переносами?

21. Выберите 2 – 3 задания, предложенные в электронном учебнике, и определите их методическую значимость.

22. Оцените качество языкового материала, предлагаемого для анализа и упражнений.

23. Соответствует ли, по-вашему, сложность задания количеству подсказок, предлагаемому к нему?

24. С какими разделами русского языка связана лексика, исходя из материала электронного учебника?

25. Как в учебнике осуществляется связь лексики и орфографии, лексики и развития речи учащихся?

26. Проанализируйте схему лексического разбора, предлагаемую в электронном учебнике (полнота, методическая мотивированность).

27. Как вы оцениваете сведения из истории фразеологизмов, предлагаемые в электронном учебнике? Для чего, по-вашему, авторы предлагают учащимся сравнить русские и английские фразеологизмы?

28. Определите роль иллюстраций в электронном и печатном учебнике (по разделу лексика). Какой учебник вам представляется более удачным в этом отношении?

29. Отметьте положительные и отрицательные стороны использования электронного учебника при работе над разделом “Лексика”. Сформулируйте рекомендации по совершенствованию электронного учебника “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 – 6 класс” (в частности раздела “Лексика”). Обоснуйте свои предложения.

Не забывайте выполнять “Физические упражнения для снятия напряжения во время работы с компьютером”!

6. Обсуждение выполненных заданий.

Ответы студентов.

7. Итог.

Как мы уже говорили, основными методологическими установками печатного учебника под ред. М.В. Панова являются следующие:

  1. Обучение должно быть научным.
  2. Изучение теории должно быть связано с практическими задачами развития речи.
  3. “Успешное овладение языком связано с его эстетическим восприятием. Хорошо говорить и писать по-русски может тот, кто способен оценить красоту русского языка”.

Познакомившись с электронным учебником, вы можете доказать (или опровергнуть), что эти же методологические установки справедливы и для печатного учебника. (Ответы студентов).

Какие новые возможности преподавания русского языка, в частности, лексики, открывает использование электронного учебника?

В чем, по-вашему, заключается преимущества, а в чем – недостатки использования электронного учебника на уроках лексики?

Преимущества использования электронного учебника:

  1. “виртуальный учитель” повторяет материал столько раз, сколько это необходимо учащемуся;
  2. учащийся мгновенно узнает о правильности-неправильности выполнения задания, может обратиться к подсказке, к теоретическому материалу учебника, справочнику, а потом вновь вернуться к заданию;
  3. в учебнике представлены не тестовые варианты, а именно уроки с подробными объяснениями, иллюстрациями, видеоматериалами;
  4. мультимедийная программа позволяет реализовать один из основных дидактических принципов обучения – принцип наглядности;
  5. в учебнике представлен интересный материал для наблюдения (озвученный!), что позволяет использовать на занятиях элементы проблемного обучения, решать задачи, направленные на развитие учащегося;
  6. работая с электронным учебником, учащийся может обратиться к различным словарям;
  7. использование электронного учебника повышает мотивацию обучения, развивает интерес к предмету; и др.

8. Домашнее задание. Выставление оценок.

Смоделируйте урок по одной из тем раздела “Лексика” с использованием электронного учебника; приготовьтесь провести его фрагмент на аудиторном занятии.

Приложение 1

Физические упражнения для снятия напряжения
во время работы с компьютером

Комплекс упражнений для глаз
(для снятия усталости и напряжения при работе с компьютером)

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

ВАРИАНТ 1

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Свести глаза к переносице и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным образом проводятся другие упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 – 4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. повторить 4 – 5 раз.

ВАРИАНТ 2

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Посмотреть на кончик носа на счет 1 – 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 – 6. повторить 4 – 5 раз.

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Не поворачивая головы, перевести взор и зафиксировать его на счет 1 – 4 вверх, на счет 1 – 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую сторону с переводом глаз прямо на счет 1 – 6. повторить 3 – 4 раза.

ВАРИАНТ 3

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 – 15.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6. Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 –5 раз.

Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счет 1 – 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на сет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

Комплекс упражнений физкультурных минуток

Физкультминутка способствует снятию локального утомления. По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности.

Физкультминутка общего воздействия

И.п. – о. с.1 – 2 – дугами внутрь сделать два круга руками в лицевой плоскости. 3 – 4 - то же, но круги делать наружу назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И.П. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 – 3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И.п. – о. с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и. п. 1 – 4 – то же влево. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний.

Физкультминутка общего воздействия

И. п. – о. с. 1 – 2 – дугами внутрь сделать два круга руками в лицевой плоскости. 3 – 4 – то же, но круги делать наружу назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 – 3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и. п. 1 – 4 – то же влево. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний.

Физкультминутка общего воздействия

И. п. – стойка ноги врозь. 1 – руки назад. 2 – 3 – руки в стороны и вверх, встать на носки. 4 – расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

И. п. – стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 – с поворотом туловища налево удар правой рукой вперед. 2 – и. п. 3 – 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Дыхание не задерживать.

Физкультминутка общего воздействия

И. п. – руки в стороны. 1 – 4 – восьмеркообразные движения руками. 5 – 8 – то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – 3 – три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и. п. плечевого пояса. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.

И. п. – о. с. 1 – руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 – руки вверх. 3 – руки за голову. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

1

И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – 2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 – 4 – то же левой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и. п. то же налево. Повторить 4 – 6 раз. Темп быстрый.

И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. то же налево. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

2

И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – 2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 – 4 – то же левой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

И. п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и. п. То же налево. Повторить 4 – 6 раз. Темп быстрый.

И. п. – сидя на стуле, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

3

И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и. п. 3 – 4 – то же правой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

И. п. – о. с. 1 – хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 – движение рук через стороны, хлопок в ладоши вперед на уровне головы. Повторить 4 – 6 раз. Темп быстрый.

И. п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо. 2 – и. п. 3 – голову наклонить влево. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

4

И. п. – стоя или сидя. 1 – руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад. 2 – повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – стоя или сидя, руки в стороны. 1 – 3 – три рывка согнутыми руками внутрь: правой перед телом, левой за телом. 4 – и. п. 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз. Темп быстрый.

И. п. – сидя. 1 – голову наклонить вправо. 2 – и. п. 3 – голову наклонить влево. 4 – и. п. 5 – голову повернуть направо. 6 – и. п. 7 – голову повернуть налево. 8 – и. п. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук улучшают кровообращение, снижают напряжение.

1

И.п. – о. с. 1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6 – 8 раз, затем пауза 2 –3 с., расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.

И. п. – руки согнуты перед грудью. 1- 2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. 3 – 4 – то же прямыми руками. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь. 1 – 4 – четыре последовательных круга руками назад. 5 – 8 – то же вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4 – 6 раз. Закончить расслаблением. Темп средний.

2

И. п. – о. с. кисти в кулаках. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – 4 – дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие воронкообразные движения. 5 – 8 – дугами в стороны руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – тыльной стороной кисти на пояс. 1 – 2 – локти свести вперед, голову наклонить вперед. 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6 – 8 раз, затем руки вниз и расслабленно потрясти. Темп медленный.

3

И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. 1 – отвести правую руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. 2 – и. п. 3 – 4 – то же в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – руки вперед, ладони вниз. 2 – 4 – зигзагообразными движениями развести руки в стороны. 5 – 6 – руки вперед. 7 – 8 – руки расслабленно вниз. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 – расслабляя мышцы плечевого пояса, уронить руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

4

И. п. – о. с. 1 – дугами внутрь руки вверх – в стороны, прогнуться, голову назад. 2 – руки за голову, голову наклонить вперед. 3 – уронить руки. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – руки к плечам, кисти в кулаках. 1 – 2 – напряженно свести предплечья и выпрямить их в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 – руки расслабленно опустить вниз. 4 – и. п. повторить 6 – 8 раз, затем расслабленно опустить руки вниз и встряхнуть кистями. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

Физкультминутка для снятия утомления с туловища и ног

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливаю венозное кровообращение в этих частях тела и способствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в нижних конечностях.

1

И. п. – о. с. 1 – шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 – и. п. 3 – 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

И. п. – стойка ноги врозь. 1 – упор присев. 2 – и. п. 3 – наклон вперед, руки впереди. 4 – и. п. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – 3 – круговые движения тазом в одну сторону. 4 – 6 – то же в другую сторону. 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

2

И. п. – о. с. 1 – выпад влево, руки дугами внутрь, вверх, в стороны. 2 – толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3 – 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – 2 – присед на носках, колени врозь, руки вперед – в стороны. 3 – встать на правую ногу, мах левой назад, руки вверх. 4 – приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5 – 8 – то же с махом правой ногой назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

3

И. п. - руки скрестить перед грудью. 1 – взмах правой ногой в сторону, руки дугами книзу, в стороны. 2 – и. п. 3 - 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь пошире, руки вверх - в стороны. 1 – полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь, руки на пояс. 2 – и. п. 3 – 4 - то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – выпад левой ногой вперед. 1 - мах руками направо с поворотом туловища направо. 2 – мах руками налево с поворотом туловища налево. Упражнения выполнять размашисто, расслабленными руками. То же с выпадом правой. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

4

И. п. – стойка ноги врозь, руки вправо. 1 – полуприседая и наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево. 2 – то же в другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – руки в стороны. 1 – 2 – присед, колени вместе, руки за спину. 3 – выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4 – и. п. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

Комплексы упражнений физкультурных пауз

Физкультурная пауза повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА – 1

Ходьба на месте 20 – 30 с. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – руки вперед, ладони вниз. 2 – руки в стороны, ладони кверху. 3 – встать на носки, руки вверх, прогнуться. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

И.п. – ноги врозь, немного шире плеч. 1 – 3 наклон назад, руки за спину. 3 – 4 – и. п. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – ноги на ширине плеч. 1 – руки за голову, поворот туловища направо. 2 – туловище в и. п., руки в стороны, наклон вперед, голову назад. 3 - выпрямиться, руки за голову, поворот туловища налево. 4 – и. п. 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

И. п. – руки к плечам. 1 – выпад вправо, руки в стороны. 2 – и. п. 3 – присесть, руки вверх. 4 – и. п. 5 –8 – то же в другую сторону. Повторить 6 раз. Темп средний.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА – 2

Ходьба на месте 20 – 30 с. Темп средний.

И. п. – о. с. Руки за голову. 1 – 2 – встать на носки, прогнуться, отвести локти назад. 3 – 4 – опуститься на ступни, слегка наклониться вперед, локти вперед. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

И. п. – о. с. 1 – шаг вправо, руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями вверх. 3 – приставить левую ногу, руки вверх. 4 – руки дугами в стороны и вниз, свободным махом скрестить перед грудью. 5 – 8 то же влево. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон вперед к правой ноге, хлопок в ладони. 2 – и. п. 3 – 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь, левая впереди, руки в стороны или на поясе. 1 – 3 – три пружинистых полуприседа на левой ноге. 4 – переменить положение ног. 5 – 7 – то же, но правая нога впереди левой. Повторить 4 - 6 раз. Перейти на ходьбу 20 – 25 с. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь пошире.1 – с поворотом туловища влево наклон назад, руки назад. 2 – 3 – сохраняя положение туловища в повороте, пружинистый наклон вперед, руки вперед. 4 – и. п. 5 – 8 – то же, но поворот туловища вправо. Повторить по 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

И. п. – придерживаясь за опору, согнуть правую ногу, захватив рукой за голень. 1 – вставая на левый носок, мах правой ногой назад, правую руку в сторону – назад. 2 – и. п. 3 – 4 – то же, но согнуть левую ногу. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – руки назад в стороны, ладони наружу, голову наклонить назад. 2 - руки вниз, голову наклонить вперед. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА – 3

Ходьба на месте 20 – 30 с. Темп средний.

И. п. – о. с. Правой рукой дугой внутрь. 2 – то же левой и руки вверх, встать на носки. 3 – 4 – руки дугами в стороны. 5 – и. п. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

И. п. – о. с. 1 – с шагом вправо руки развести в стороны, ладони кверху. 2 – с поворотом туловища направо дугой кверху левую руку перевести вправо с хлопком в ладони. 3 – выпрямиться. 4 – и. п. 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь. 1- 3 – руки в стороны, наклон вперед и три размашистых поворота туловища в стороны. 4 – и. п. Повторить 6 – 8 раз. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – 2 – присед, колени врозь, руки вперед. 3 – 4 – встать, правую руку вверх, левую за голову. 5 – 8 – то же, но правую за голову. Повторить 6 – 10 раз. Темп медленный.

И. п. – о. с. 1 – выпад влево, руки в стороны. 2 –3 – руки вверх, два пружинистых наклона вправо. 4 – и. п. 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – правую руку на пояс, левой держаться за опору. 1 – мах правой ногой вперед. 2 – мах правой ногой назад, захлестывая голень. То же проделать левой ногой. Повторить по 6 – 8 махов каждой ногой. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – 2 – правую ногу назад на носок, руки слегка назад с поворотом ладоней наружу, голову наклонить назад. 3 – 4 – ногу приставить, руки расслабленно опустить, голову наклонить вперед. 5 – 8 – то же, отставляя другую ногу назад. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.