Интегрированный урок в 8-м классе "литература + французский язык" по теме: "Виктор Гюго – классик французской литературы"

Разделы: Литература


Тема: Виктор Гюго – классик французской литературы.

Цели урока: вызвать интерес у учащихся к творчеству французского писателя В. Гюго, познакомить детей с некоторыми фактами биографии В. Гюго; передать чувства автора, которые вложены в изображение героев романов: “Отверженные”, “Собор Парижской богоматери”, показать нравственный смысл произведения.

Воспитательная цель: ориентировать детей на такие жизненные ценности, как добро, истина, жизнь, красота.

Методические приемы: словарная работа; заочная экскурсия в Нотр – Дам; рассказы учителей; выразительное чтение учащихся; инсценирование силами детей, беседа по вопросам, мини-тест.

Оборудование: выставка произведений В. Гюго; видов Парижа; плакаты; ТСО: записи музыкальных произведений И.С. Баха, Моцарта, Свиридова Г., Чайковского П.И, Бетховена; реквизиты для инсценирования. Портрет Гюго, рисунки детей.

Плакаты:

На русском языке:

“Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану,
возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека”.

(М. Горький)

“Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за
малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых”.

(В. Гюго)

На французском языке:

“Трибун и поэт, он учил всех людей любить жизнь, красоту, правду и Францию”.

(М. Горький)

“Я хочу быть Шатобрианом или никем”

(В. Гюго)

Ход урока:

I Начало урока: учителя французского языка и литературы здороваются с учащимися по-французски и по-русски.

1. Начинает учитель французского языка на французском языке:

“Сегодня наш урок посвящен Виктору Гюго, классику французской литературы”.

2. Учитель литературы:

“Виктор Гюго – классик французской литературы”, - такова тема нашего урока. Наша цель – познакомиться с личностью великого писателя и гражданина Франции, который свое назначение поэта и писателя видел в защите слабых, униженных и оскорбленных.

Мне было ведомо, что я
Боец суровый.
Освобождая мысль,
Освобождаю слово, -

Так писал Виктор Гюго в статье “Ответ на обвинение”. Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание:

“Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах
заступался за малых и несчастных,
умоляя могучих и неумолимых”.

Итак, перед вами ставится проблема – доказать справедливость сказанного Гюго на примере прочитанного произведения.

Для сильной группы – на примере двух – трех произведений.

3. В тетрадях по литературе учащиеся записывают тему урока, эпиграф.

II. О творчестве В. Гюго

1. Учитель французского языка:

Талант Виктора Гюго высоко ценили многие русские писатели. Вот что говорил Максим Горький (читает по-французски):

“Трибун и поэт, он учил всех людей
любить жизнь, красоту, правду и Францию”.

2. Словарная работа.

- Ребята, как вы понимаете слово “Трибун”? (Учитель показывает написанное слово на русском и французском языках). Откроем словарь Ожегова и прочтем толкование:

Трибун – пламенный оратор, публицист.

(учащиеся записывают слово по-русски и по-французски.)

3. Учитель литературы:

Я продолжу мысль Ольги Анатольевны и тоже приведу цитату М. Горького:

      “Трибун и поэт, он гремел над миром
      подобно урагану, возбуждая к жизни все,
      что есть прекрасного в душе человека”.

Так русский писатель сформулировал литературное и гражданское кредо Виктора Гюго.

4. Словарная работа: по словарю Ожегова учащиеся находят толкование:

Кредо – чьи-то убеждения, мировоззрение.

III. Биографические данные писателя.

1. Учитель литературы:

Виктор Гюго, проживший почти столетие, стал свидетелем и участником исторических событий, потрясших XIX век:

  • наполеоновских войн;
  • реставрации Бурбонов;
  • революций 1830 и 1848 годов;
  • империи Наполеона II;
  • Парижской коммуны.

2. Дети на французском языке рассказывают:

1 ученик: “Виктор Гюго родился в 1802 году в Безансоне, в семье наполеоновского офицера. Семья много путешествовала. Гюго посетил Италию, Испанию, Корсику”.

2 ученик: “Гюго учился в лицее Карла Великого. Участвовал в конкурсах Французской Академии и Тулузской Академии. Его сочинения были высоко оценены”.

Учитель французского языка:

Именно в это время 17-летний юноша сказал: “Я хочу быть Шатобрианом или никем”.

IV. Гюго – поэт. Гюго – автор романа “Отверженные”.

1. Учитель литературы: “В. Гюго – поэт, драматург, романтик”.

К сожалению, мы мало знаем Гюго – поэта, вместе с тем его стихи о политике и любви, о природе и религии, об истории и роли поэта в мире, то есть они посвящены тем проблемам и чувствам, которые вечно волновали и будут волновать людей.

Послушайте стихотворение, посвященное внучке Жанне. Вы сможете почувствовать любящее сердце дедушки.

Ученица читает стихотворение:

“Жанна вступает в мир”.
Я Жанну слушаю: ребенку непонятны
Большие, взрослые слова, и в необъятный
Веселый мир цветов, полей и птичьих гнезд,
До моря, до небес, до самых дальних звезд
Летит бессмысленный такой серьезный лепет.
Какие полусны младенцу душу лепят!
Что значит каждая улыбка, каждый вздох?
Как старый дедушка, на внучку смотрит Бог.
(1877 год).

Ребята, какие произведения Гюго вы знаете?

Учащиеся назвали: “Собор Парижской богоматери”;

“Отверженные”;

“Труженики моря”;

“Человек, который смеется”;

“93-ий год”.

Учитель продолжает: “так получилось, что самым известным у наших читателей является роман “Отверженные”.

Об этом свидетельствуют ваши читательские дневники. (зачитано 2 отзыва учащихся).

2. Слово учителя французского языка:

Итогом тридцатилетнего труда и раздумий явился роман “Отверженные”. (Учащиеся записали слово “отверженные” по-французски, проговорили).

Гюго показал жизнь простых людей, отчаянную борьбу бедняка за кусок хлеба, вражду между фабрикантом и работницей, народное восстание.

Невозможно равнодушно читать историю Жана Вальжана, “доброго, несчастного зверя, травимого гончим обществом”. Жестокой правдой дышат страницы, рисующее зловещее домашнее рабство в доме трактирщика Тенардье маленькой Козетты, которую страх сделал лживой, а нищета – безобразной.

Вокруг этих центральных персонажей – целая толпа других: бездомные старики, голодные подростки, жители трущоб и воровских притонов – словом, те, кого назвал автор отверженными.

Мы представляем вашему вниманию сцену “В таверне”.

Ребята, что такое таверна?

(Учащиеся записывают слово по-русски и по-французски. Идет фонетическая обработка.)

Представляем действующих лиц:

От автора –

Козетта –

Мадам Тенардье –

Жан Вельжан –

Путешественник –

Дочери мадам Тенардье –

(сцена на французском языке).

После представления беседа:

- Понятна ли вам эта сцена?

- Что происходит в таверне?

- Кто сможет передать содержание по-русски?

- Назовите пережитые чувства Козетты.

(Дети поняли смысл сцены, смогли назвать все чувства, которые пережила маленькая Козетта – от страха до изумления).

3. Учитель литературы:

- В этом произведении есть еще один запоминающийся персонаж – мальчик Гаврош. Кто он?

А лучше пусть он сам расскажет о себе. Итак, Гаврош – Собченко Игорь.

Чтение наизусть: главы “маленький Гаврош” (часть 3, книга I, глава 13).

Учитель продолжает: “неугомонный мальчишка не переставал удивлять даже взрослых своей ловкостью, хитростью, смелостью. Он никогда не унывал”.

- чтение отрывка “Гаврош на баррикаде” (часть 4, книга 1, глава 4) со слов: “В тот миг, когда сержант готов был ринуться на Гавроша…до….И в темноте постепенно затихая, звучало…”.

Послушайте куплеты Гавроша: (ученик читает)

Скосило время нас, как травы,
Но тверд иных Бастилий строй.
Друзья! Долой режим гнилой!
Мои красавицы, куда вы
Умчались пестрой чередой?
Сразимся в кегли для забавы!
Где пар? Один удар лихой –
И трон Бурбонов стал трухой.
Мои красавицы, куда вы
Умчались пестрой чередой?
Бледнея, в Лувре ждут расправы.
Народ, монархию долой!
Мети железною метлой!
Мои красавицы, куда вы
Умчались пестрой чередой?

Чтение отрывка из части 5, книги I, главы 15 “смерть гавроша” (со слов: “На баррикаде трепетали за него…” до слов: “Маленький мальчик с великой душой умер”).

Чтение наизусть на французском языке стихотворения В. Гюго: “Мальчик, который погиб на баррикаде”.

V. Знакомство с романом “Собор Парижской богоматери”.

1. Учитель литературы:

Бессмертными стали образы красавицы Эсмеральды, безобразного звонаря собора Квазимодо.

Действие происходит в центре Парижа, на Гревской площади (показываю, как пишется это словосочетание). Учащиеся записывают. Встретятся и другие названия: остров Сите, Лувр. Учитель французского языка познакомит вас сэтими достопримечательностями.

2. Учитель французского языка:

(показывает репродукции).

- Сердцем Парижа называется остров Сите. Остров на Сене, похожий на корабль. На нем высится Собор Парижской богоматери (Нотр – Дам), расположенный на Гревской площади. А Лувр – резеденция королей.

3. Учитель литературы:

Итак, Гревская площадь, на которой возвышается виселица. Посмотрите две сцены “Погоня” и “Встреча дочери и матери” (книга II, глава “Башмачок”).

Действующие лица: - от автора

Священник

Эсмеральда

Гудула.

(Во время инсценировки используется грамзапись И.С. Бах “Токката и фуга ре минор”).

VI. Обобщение

1. Учитель литературы:

- Я вижу у вас на столах книги, объединенные одним автором – Виктором Гюго. Кто хочет познакомить своих одноклассников с понравившимся эпизодом?

(Учащиеся зачитали выбранные ими сцены).

Викторина “Насколько вы внимательны?”

- Назовите годы жизни Виктора Гюго?

- Какая своеобразная дата отмечается в 1995 году? (110 лет со дня смерти).

- Какие произведения написал Гюго?

- Назовите главных героев из произведений французского писателя. (Ребята назвали Жана Вальжана и Козетту из “Отверженных”, Эсмеральду и Гудулу – из “собора Парижской богоматери”, Гунналена – из романа “Человек, который смеется”, Лантенака, Говэна, Симурдека из романа “93-ий год”).

- Каково кредо писателя и гражданина Гюго?

VII. Домашнее задание

1. Для группы французского языка – читать главу “Покинутый ребенок” из романа “Человек, который смеется”. (Задание звучит на французском языке).

2. Для всего класса – читать роман “Отверженные”.

В читательских дневниках ответить на уже ранее поставленный вопрос: “Как своими произведениями Гюго доказывает провозглашенный девиз: “Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых”.