Открытый урок по теме: "Плод. Разнообразие и значение плодов". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цель урока: Познакомить учащихся со строением и значением плодов, и с их видами.

Задачи урока

Образовательные:

  • сформировать понятие плода;
  • познакомиться со строением плодов;
  • выяснить, какое значение и применение имеют плоды;
  • познакомиться и научиться определять виды плодов.

Развивающие: (развитие основных мыслительных процессов):

  • развивать сопоставительный анализ, через сравнение и определение видов плодов;
  • продолжить развитие логического мышления, через решение теста и проблемных вопросов;
  • продолжить работу над развитием наблюдательности,
  • через работу с наглядным материалом ;
  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
  • развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно.

Воспитывающая: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов

Оборудование: таблицы: “строение цветка”, “оплодотворение у цветковых растений”, “виды плодов”. Модель цветка вишни.

Таблички с основными терминами.

На каждую парту набор для лабораторной работы: препаровальная ванночка, скальпель, набор плодов (виноград, слива, клён, семечки, пшеница), салфетка.

Раздаточный материал: бланк – отчёт по лабораторной работе, бланк игры “верю – не верю”, таблица с классификацией плодов, инструкции по технике безопасности.

ХОД УРОКА

  1. Организация класса.
  2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания?
    1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.
    2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
    3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.
    4. Он может быть сочным или сухим, съедобным или не съедобным.

Это плод. Итак, сегодня на уроке мы будем изучать плоды, их образование, и их виды.

(Ученики записывают в тетради число и тему)

 

Актуализация:

А для чего человеку надо знать всё о плодах?
Каково значение плодов в жизни человека? (Другими словами, Как и где человек использует плоды?)

Варианты ответов:

1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.) *жмых и шелуха подсолнечника – наполнитель для пластмасс.
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.

Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать плоды, чтобы знать, как их использовать.

Скажите, пожалуйста, в какой период жизни у растений появляются плоды? (После цветения, опыления и оплодотворения)

Т.е. обязательным предшественником плода является цветок. Цветок – это тема последних наших уроков. Давайте вспомним, из каких частей состоит цветок, (я достаю модель цветка) кто готов дать ответ?

(Игра светофор)

  • Какое строение имеют тычинка и пестик?
  • Что такое опыление? Какими способами происходит опыление?
  • С опылением тесно связанно оплодотворение, как происходит оплодотворение?

Девочки, вы произносите слово оплодотворение – это очень мудрое слово, из каких частей оно состоит? Плод и творение, следовательно, после этого процесса начинает формироваться и зреть плод.

Давайте, выясним, что такое плод? (Версии, работа с учебником)

Обратимся к тексту учебника, стр.94, найдите определение (прочитаем и запишем).

Плод – важнейший орган размножения цветковых растений.

Из чего же состоит плод? Плод состоит из семян и околоплодника.

Семя образуется из семязачатка, следовательно, сколько в завязи семязачатков, столько, после оплодотворения, подразумевается образоваться семян.

Околоплодник – это наружная часть плода. Она образуется из стенок завязи. Но, нередко в формировании околоплодника участвуют и другие части цветка: цветоложе, околоцветник, тычинки, например у шиповника околоплодник образован из цветоложе.

 

Для чего у плода образуется околоплодник?

(Беседа о значении околоплодника)

Вывод:

  • защита от высыхания, механических повреждений, не благоприятных воздействий окружающей среды;
  • играют большую роль в распространении (имеют шипы, колючки, привлекают животных, вырабатывают клейкое вещество и т.д.);

Существует несколько классификаций плодов:

  1. По количеству семян плоды делят на односемянные (слива, пшеница) и многосемянные (горох, виноград).
  2. По вскрываемости плода делятся на вскрываемые (горох, редис) и не вскрываемые (яблоко, пшеница).
  3. Девочки, скажите пожалуйста, чем околоплодник томата отличается от околоплодника ореха?

Итак, по особенностям околоплодника плоды делят на сухие и сочные.

Мы возьмём за основу классификацию по количеству семян и по околоплоднику: (таблица на доске)

 

С у х и е

С о ч н ы е

Односемянные

  • орех (лещина, фундук)
  • семянка(подсолнечник)
  • зерновка (пшеница)
  • крылатка(клён)
  • костянка(слива)
Многосемянные
  • боб(горох)
  • стручок, стручочек (редис)
  • коробочка (мак)
  • листовка (пион)
  • ягода (виноград)
  • яблоко (груша)
  • тыквина (огурец)
  • померанец (лимон)
Сборные
  • сборная семянка (земляника)
  • сборная костянка (малина)
  • соплодие (ананас)

Значит, вид плода определяется по количеству семян, по околоплоднику и берут во внимание, срастается или нет околоплодник с семенем.

Девочки, я не буду говорить, что такое орех, семянка, ягода и т.д. У вас в раздаточном материале есть определения каждого вида плода. Прочитайте.

Итак, из чего состоит плод? По каким признакам определяют вид плода?

А теперь проведём нашу физминутку для глаз.

Сейчас, вам предстоит выполнить лабораторную работу по определению видов представленных плодов. У вас на столах есть набор плодов, инструктивная карточка (пояснение как выполнять работу), скальпель. Результаты работы вы заносите в бланк-отчет. Но, прежде чем вы приступите к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

Инструкция по технике безопасности

  1. Работать за столом следует аккуратно.
  2. Не делать резких движений.
  3. Осторожно пользоваться режущим инструментом (скальпелем). Пальцами держать объект так, что бы не порезаться.
  4. В случае пореза, обратиться к учителю.
  5. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
  6. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Лабораторная работа

Тема: Определение видов плодов

Цель: научиться определять виды плодов.

Оборудование: препаровальная ванночка, скальпель, препаровальная игла, набор плодов (слива, виноград, клён, подсолнечник, пшеница), салфетка, бланк – отчета, бланк с правилами техники безопасности, определитель плодов.

ХОД РАБОТЫ

  1. Внимательно прочитайте карточку-определитель плодов.
  2. Рассмотрите определяемый плод. Определите вид околоплодника (сухой или сочный).
  3. Очень осторожно и аккуратно разрежьте плод, посмотрите, срастается или нет околоплодник с семенем.
  4. По определителю плодов определите вид плода.
  5. Выводы запишите в бланк-отчет.
  6. После работы, приведите в порядок рабочее место.

Карточка – определитель плодов

  1. Если околоплодник сочный, смотри п.2, если сухой – смотри п.4.
  2. Многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей. Семена погружены в сочную мякоть околоплодника – ЯГОДА.
  3. Односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка) – КОСТЯНКА.
  4. Односемянный плод с сухим кожистым околоплодником, сросшимся с семенем – ЗЕРНОВКА.
  5. Односемянный плод с сухим кожистым околоплодником, не сросшимся с семенем – СЕМЯНКА.
  6. Односемянный плод с сухим кожистым околоплодником, имеющим крыловидный вырост – КРЫЛАТКА.

БЛАНК-ОТЧЁТ

Фамилия имя ______________

Название
плода

Сухой
или сочный

Односемянный
или многосемянный

Вид
плода

1. слива      
2. виноград      
3. пшеница      
4. подсолнечник      
5. клён      

Далее проверяем результаты определения видов плодов.

Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру “верю – не верю”: прочитав предложения, определите правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

“Верю – не верю”

Фамилия, имя

+/-

1. Плод – образование, возникающее из завязи растений после
оплодотворения яйцеклетки и служащее для формирования,
защиты и распространения заключенных в нем семян.
2. Околоплодник образуется из разросшейся тычинки.
3. Околоплодник – это наружная часть плода,
образованная из стенок завязи.
4. Плоды бывают только односемянные.
5. К сухим плодам принадлежат зерновка, боб,
стручок, коробочка, орех, семянка.
6. К сочным плодам относят ягоду, костянку,
померанец, яблоко, тыквину.
7. Плоды нужны для вегетативного размножения.
8. Боб и стручок – это сочные плоды.
9. В околоплодниках накапливаются питательные
вещества для привлечения животных.
10. Плоды образуются только у цветковых растений.
 
Задание проверила: Оценка:

А теперь, поменяйтесь работами с соседкой, проверьте и оцените ( каждый “+” оцените в 0,5 баллов)

Подведём итоги работы: (соотнесение целей и результатов). Выставление оценок.

Девушки, давайте разберём, какое домашнее задание вам предстоит сделать:

  1. (обязательное) § 25, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.
  2. (познавательное) на стр. 96 вопрос №3, письменно.
  3. (творческое) кроссворд по теме цветок.

Виды плодов

 

С у х и е

С о ч н ы е

Односемянные

Орех – плод, имеющий деревянистый околоплодник (лещина, фундук).

Семянка – плод с кожистым околоплодником, не сросшимся с семенем (подсолнечник).

Зерновка – плод, имеющий кожистый околоплодник, сросшийся с семенем (пшеница, рожь).

Крылатка – плод с кожистым околоплодником, имеющим крыловидный вырост (клён, берёза).

Желудь - плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку – плюску (дуб).

Костянка - односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка)
Многосемянные боб – удлиненный плод, раскрывающийся от верхушки к месту прикрепления, с семенами, прикреплёнными к створкам (горох, фасоль).

Стручок и стручочек - удлиненный плод, раскрывающийся двумя створками, имеющий внутри перегородку на которой располагаются семена (редис, сурепка).

Коробочка – кубышкообразный плод, открывающийся крышечкой (мак, лилия).

Листовка – одногнёздный многосемянный плод (пион, ветреница)

Ягода - многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей.

Семена погружены в сочную мякоть околоплодника (виноград, томат, смородина).

Яблоко – многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей, семена лежат в плёнчатых сухих камерах (яблоко, груша).

Тыквина – многосемянный плод с наружным деревянистым слоем околоплодника (огурец, тыква).

Померанец - многосемянный плод с сочным околоплодником и толстой кожицей, разделён внутри на отдельные дольки (лимон, апельсин).

Сборные Сборная семянка – многочисленные сухие плоды, лежащие на сочном разросшемся цветоложе (земляника).

Сборная костянка - многочисленные сочные плоды, лежащие на сухом коническом цветоложе (малина).

Соплодие – несколько сросшихся между собой отдельных плодов (шелковица, ананас).