Использование метода проектов на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Описание метода проектов

Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Внимание русских педагогов-новаторов он привлёк в начале XX-го века, а в 1931 году был запрещён из-за недостаточной продуманности. А в зарубежной школе продолжал активно развиваться.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим

результатом, оформленным тем или иным образом, метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащимся: индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Умение пользоваться методом проектов свидетельствует о высокой квалификации преподавателя.

Метод проектов может быть индивидуальным и групповым, но, если это метод, то он предполагает "определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов”.

Эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Метод проектов может быть использован на уроках иностранного языка в рамках программного материала практически по любой теме. Главное это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой урока.

Перечислим основные требования к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для её решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
  • использование исследовательских методов: определение проблемы, задач исследования; выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Методика работы над проектом

  1. Выбрать тему проекта, тип, количество участников.
  2. Учитель продумывает возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
  3. Распределить задачи по малым группам, обсудить возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным, групповым заданиям.
  5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения заданий.
  6. Защита проекта, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, выводы.

При защите проекта необходимо учитывать следующие пункты:

  • качество предоставленного материала, композиция;
  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • межпредметные связи;
  • активность каждого участника проекта;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи в группе;
  • умение аргументировать, делать выводы;
  • культура речи;
  • использование наглядных средств;
  • эстетика оформления результатов проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов.

Цели занятия:

  • Практическая – стимулировать интерес учащихся к данной теме, активизируя использование изученного лексического материала, и через проектную деятельность, предусматривающую решение конкретно поставленной задачи, показать практическое применение полученных знаний.
  • Воспитательная – научить учащихся работать в микрогруппах, уважая мнение соучастников проекта, проявляя интерес к выполняемой работе, и воспринимать дело всей группы как личностно-ориентированную деятельность.
  • Развивающая – способствовать развитию памяти, воображения, процессов мыслительной деятельности, творческого мышления и подхода к выполнению поставленной задачи.
  • Образовательная – ознакомить учащихся с особенностями приготовления национальных блюд, с обычаями и традициями стран мира через область кулинарии.

Задачи урока:

  • повторить лексический материал по теме”Meal in an English Family” (“Еда в английской семье”);
  • добиться от учащихся правильного произношения перечисленных слов и выражений по теме;
  • организовать и провести работу по созданию проекта “Cookery book” (“Кулинарная книга”);
  • обеспечить необходимые условия для продуктивной работы учащихся;
  • осуществить защиту подготовленных проектов;
  • подвести итог занятия, обсудить “плюсы” и “минусы” работы на уроке.

Тип занятия: комбинированное.

Предлагаемое занятие состоит из четырёх взаимосвязанных этапов:

1 этап: повторение.

Время: 20 минут.

Формы работы: парная, фронтальная.

Содержание: повторение изученного лексического материала при помощи выполнения разнообразных заданий.

2 этап: создание проектов.

Время: 40 минут.

Форма работы: групповая.

Содержание: составление определённого участка проекта по заданной теме.

3 этап: защита проектов.

Время: 20 минут.

Формы работы: групповая, коллективная.

Содержание: осуществление защиты своей части работы, входящей в составление общего проекта по теме; каждый участник может задавать вопросы выступающим.

4 этап: подведение итогов.

Время: 10 минут.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Содержание: проведение беседы о проделанной работе, выявление положительных и отрицательных сторон работы над созданием проектов; определение наиболее понравившейся защиты проекта.

Домашнее задание: составить единый проект под названием “Cookery book” из готовых глав.

Оборудование:

  • классная доска,
  • англо-русские и русско-английские словари,
  • копии со словами и выражениями по теме,
  • альбомные листы формата А-4,
  • схема составления проекта,
  • компьютеры.

Пердлагаемые задания для работы на первом этапе

На доске написаны наиболее трудные (с точки зрения произношения) слова. Несколько раз все учащиеся произносят их хором за учителем, а затем учитель просит одного из учеников прочитать все слова, стирая с доски по одному слову, начиная с первого. Учащиеся читают слова, произнося и то слово, которого на доске уже нет. Таким образом, последний ученик произносит все слова по памяти.

Учащиеся закрывают свои книжки и по одному выходят к доске. Их товарищи на русском языке спрашивают перевод различных слов по данной теме. Если стоящий у доски затрудняется с переводом слов, перевести слово должен сам спрашивающий.

Класс делится на две команды. Учитель называет слова на русском языке. По очереди участники обеих команд подходят к доске и записывают перевод слова на английский язык. Если предыдущий участник допустил ошибку при переводе слова, то только следующий за ним может исправить его ошибку, а затем записывает своё слово. Та команда, участники которой допустили наименьшее количество ошибок, считается победившей.

Лексический материал по теме “Еда”

Meal — еда (трапеза)

Delicious (= tasty) — вкусный

Dish — блюдо Recipe— рецепт

Fish dish — рыбное блюдо

Green peas — зелёный горошек

Boiled egg — вареное яйцо

Rice — рис

Beer — пиво

Porridge — овсяная каша

Tongue — язык

Cornflakes — кукурузные хлопья

Sausage — колбаса

Noodle soup — суп из лапши

Ham — ветчина, окорок

Oven — духовой шкаф

Mutton chop — баранья котлета

Vegetables – овощи

Roast meat — жареное мясо

Poultry – домашняя птица

Fried fish — жареная рыба

Pudding – пуддинг

Roast beef – ростбиф

Plate — тарелка

Sour cream — сметана

To consist of — состоять из

Course — блюдо

Soup — суп

Chicken broth — куриный бульон

Pie — пирог

The first course — первое

Dessert (= sweet dish) — десерт

Stewed fruit- компот

Bacon- бекон

Biscuits- печенье Fruit juice- фруктовый сок

Marmalade- мармелад

Taste — вкус

Hard-boiled eggs – яйца (вкрутую)

Soft-boiled eggs – яйца (всмятку)

Scrambled eggs – яичница

Buckwheat – гречка

Semolina – манка

Strawberries – клубника

Raspberries – малина

Gooseberries – крыжовник

Currants – смородина

Apricots – абрикосы

Nourishing food – питательная еда

To fry – жарить

To roast – жарить (на открытом огне)

To stew – тушить

To boil – варить

Olives – оливки

Fowl – птица

Goose – гусь

Turkey – индейка

Chicken – цыплёнок

По типологии данный проект можно отнести к:

  • практико-ориентировочному (по доминирующей в проекте деятельности)
  • моно проект (в рамках одного предмета);
  • международный (рецепты народов мира);
  • групповой;
  • краткосрочный (в пределах одного учебного занятия).

Учащимися было решено включить в книгу следующие главы:

  • First courses (Первые блюда);
  • Second courses (Вторые блюда);
  • Salads (Салаты);
  • Snacks (Закуски);
  • Cakes (Выпечка);
  • Drinks (Напитки).

Приложение.