Литературное краеведение — одна из форм модернизации литературного образования: опыт, поиски, проблемы

Разделы: Литература


Успех происходящей сейчас модернизации российского образования во многом зависит от того, насколько успешно проходит процесс разработки региональных программ, рассчитанных на 2001 – 2005 учебные года, как идет становление национально – региональной системы образования как особого субъекта общественной практики.

Поскольку официальная идеология зачастую смешивала общество и личность (естественно, в пользу общества), общественные и личностные интересы, постольку в философии, а вслед за ней в психологии и педагогике были смешаны общественные знания и знания индивида, личности. Если общественные знания могут существовать независимо от отдельного взятого человека – в виде книг и других носителей информации, то знание личности неизбежно связаны с ее переживаниями, эмоциональной сферой и с ее деятельностью, в том числе преобразовательной. И если получаемое учащимся знание им не пережито, не взято на вооружение тут же, в процессе пребывания в школе, оно для него будет пустым, ненужным, формальным. А ведь формализм знаний до сих пор “гуляет” по всем углам отечественной школы. К чему все это приводит (низкий уровень качества образования, понижение нравственности…), мы тому свидетели. Это застарелая болезнь и на ее корни в системе отечественного образования и воспитания еще в начале XX века указал русский писатель и педагог В.В. Розанов, когда говорил о том, что обучался в Костромской, Симбирской, Нижегородской гимназиях и не знал ничего об этих городах, о культуре и традициях населения этих регионов, и о великих земляках, а увлекался Боклем.

“У нас нет совсем мечты о своей Родине и на голом месте выросла космополитическая мечтательность. У греков она есть, была у римлян, у евреев есть. У французов – “Cheep france”, у англичан – “Старая Англия”, у немцев – “наш старый фриц”, только у прошедшего русскую гимназию и университет – “проклятая Россия”. Плоды этой “космополитической мечтательности”, дозревавшие в современную эпоху, мы пожинаем теперь. Они привели к глубокому кризису государственной политики и духовных основ нашего общества. Учащиеся инстинктивно не доверяют истинам авторитарным, абстрактным, не связанным с привычной для них средой (деревни, города), где они получают первые жизненные впечатления. В процессе знакомства с культурой родного края учащиеся открывают для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, как разнообразна культурная жизнь в краю их отцов, дедов. Только на этой основе можно вырастить, укрепить любовь к Родине , без которой возрождения не может быть.

Русская педагогическая мысль еще в XIX веке почувствовала насущную необходимость изучения отечественной истории, культуры, литературы. Николай Христианович Вессель предложил ввести в школе специальный предмет “Родиноведение” с элементами местной географии, естествознания, истории. Константин Дмитриевич Ушинский в изучении родного края видел одно из действенных средств патриотического воспитания. В 1896 году Евгений Алексеевич Звягинцев обосновал метод “локализации” - широкого использования местного материала на всех этапах обучения и воспитания при изучении различных предметов. По методике Е.А.Звягинцева все дисциплины школьного цикла “прошивались” изнутри выходами к проблемам родного края, возникал органический синтез “близкого” и “дальнего”, родины “малой” с родиной “большой”. Старая школа не приняла этой методики, и вышедшая в 1924 году монография этого же автора “Родиноведение и локализация в школе” осталась невостребованной нашей педагогической практикой. История неумолима, и на современном этапе развития общества мы пришли к выводу, что без воспитания любви к Родине, без знаний по истории, культуре своего народа нет цивилизованного будущего. Поэтому в соответствии с Законом РФ “Об образовании” одним из принципов государственной политики провозглашается “защита системой образования национальных культур и региональных, культурных традиций в условиях многонационального государства”, устанавливается “гуманистический народно – национальный характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности”, “…связь обучения с жизнью и национальными, культурными традициями”. Также нужно отметить наличие в Законе пунктов, согласно которым содержание образования должно обеспечивать формирование человека – гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, разными национальными этническими группами; формирование у обучающегося адекватного современному уровню качества знаний.

Назрело время широкого внедрения национально-регионального компонента в преподавании учебных предметов в общеобразовательных школах, так как этот компонент нацелен на формирование личности учащегося, как достойного представителями своего региона, воспринявшего его социо-культурные ценности и традиции, способного к их приумножению, обладающего развитым чувством принадлежности к родному народу. Национально – региональный компонент дополняет, конкретизирует и углубляет знания, предусмотренные федеральным компонентом. Расширяет совокупность используемых в учебном процессе методов познания, содействует формированию целостного и предметного видения мира, природы, различных культур, человека, вовлекая в процесс социализации и сложившуюся в регионе познавательную, коммуникативную, нравственную, трудовую, экономическую, экологическую, эстетическую и физическую культуры. Пути внедрения НРК поливариантны: учебные программы с дополнением регионального содержания, интегрированные учебные курсы, факультативы, спецкурсы, кружки, целиком, посвященные региональным компонентам…

Все разработки регионального уровня образования (программы, планы, методические материалы, пособия, учебники) должны встраиваться в содержание федерального компонента. Построение регионального содержания строится на принципах педагогики и с учетом региональности, историзма, комплексности, интегративности. Принципы отбора регионального содержания остаются общими, типологичными для любого региона. Наполнение его материалом всегда различно в зависимости от конкретных условий территории, уровня подготовленности учителя и обучающихся.

Я с коллегами работаю над этой проблемой около 10-ти лет. За это время мы продумали алгоритм внедрения регионального компонента в учебно-воспитательный процесс. Разработали сначала воспитательную концепцию, потом, основываясь на ней, начали преобразовывать и дополнять, углублять федеральные программы (в частности по литературе), внедряя НРК как часть учебного материала, часть урока и как отдельные уроки, викторины, факультативы, спецкурсы. Так родилась моя программа спецкурса “Литературное краеведение”, состоящая из четырех разделов:

  • литература и история (первые письменные источники);
  • классики русской литературы - и наш регион;
  • творцы нашего города и региона (конкретные лица, конкретные города);
  • взаимообогащение русской и татарской литературы. (Сравнительные анализы произведений.)

А также я разработала рекомендации для преподавателей литературы, работающих с пятого по одиннадцатые классы, по внедрению НРК в форме приложения к программе по литературе.

Сегодня мы с учениками работаем на этапе сравнительного анализа произведений современных (русскоязычных) авторов нашего региона с произведениями классиков, параллельно по возможности делаем и сравнительные анализы произведений русских и татарских авторов, на выявление фактов взаимообогащения, время от времени возвращаясь к пройденным этапам, дополняя и обогащая найденные ранее материалы. Так, например, в этом году ученики татарского класса захотели заняться поисковой деятельностью по развитию современной литературы региона, и уже появились рефераты: “Литературный Нижнекамск”, “Литературный Менделеевск”, “Литературная Елабуга”… Результатами этой работы последние три года были научно-практические конференции на регион, организованные мною с моими учениками:

  • 2002 год “А.С.Пушкин и татарская литература”;
  • 2003 год “Литературное краеведение как одна из форм модернизации литературного образования”;
  • 2004 год “Ни дня без строчки!”(Литература военных лет).

Ребенок – это всегда мир новизны, неожиданностей, уникальности (так рассматривается личность в Концепции модернизации образования), поэтому никогда не исчезнет изначальная наша педагогическая функция: учить, развивать, воспитывать; только нельзя забывать, что технология этого процесса должна ориентироваться на введение ребенка в мир знания, веры и смысла.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Протокол

научно-практической конференции.

,,А.С.Пушкин и татарская литература”

Присутствуют :

  1. Борис Казаков (председатель Набережночелнинского филиала союза писателей России);
  2. М.Сафин (поэт-переводчик);
  3. Ф.Ф. Исхакова –доцент (зав. каф. ИНПО),
  4. Учителя города, региона (26человек).
  5. Ученики 10 и 11 классов школ города.

Оформление: стенгазеты, плакаты, карты, выставки книг, рисунков,

кроссвордов, посвященных теме.

Слушали:

1. Л.З.Гималетдинова – Краеведческая работа в школе.

2. Юрьева С., ученица 10м. Историческое положение России и нашего края в 1-ой половине 19 века.

3. Милютина О., 10ж. Русское и татарское искусство начала века.

4. Ахунов А., 10м. Русская и татарская литература 1-ой половины 19 века.

5. Чугунов Н., 10б. Предки и потомки А.С.Пушкина.

6. Нигматуллина Л.М. Учительница школы № 5. Потомки А.С.Пушкина сегодня.

7. Безымянная Т.10м Пребывание А.С.Пушкина в наших краях.

8. Скоробогатько Н. 10ж класс. Роль А.С.Пушкина в развитии татарской литературы.

9. Загирова Н., 10ж. Влияние А.С. Пушкина на творческое развитие Г.Тукая.

10. Разина Н., 10ж. Влияние на творчество А.С. Пушкина мусульманской религии.

11. Гаянова М.10ж Переводы Пушкинских произведений на татарский язык.

12. Арзамасова Н., 10м. Пушкинская тематика в творчестве местных поэтов и писателей.

13. М.Сафин (поэт). Стихотворения, созданные вслед за Пушкиным.

14. Белоусов А., 6б. Я посвятил А.С.Пушкину стихотворение.

15. Казаков Б. (писатель). А.Пушкин в моем творчестве.

09.04.2001г.

Вопросы для викторины по литературному краеведению.

  1. Как говорил про книгу Булгарский автор конца IX века?
  2. (“Возлюбите книги, ибо им суждена вечная жизнь”)

  3. Когда и где появилась первая печатная книга на татарском языке?
  4. (Грамматика и словарь в 1612 году, в Лейпциге)

  5. Назови одно из первых произведений русской литературы.
  6. (“Слово о полку Игореве”)

  7. Назови одно из первых произведений татарской литературы.
  8. (“Кыйсса-и-Йусуф”)

  9. Назови известного сегодня Булгарского поэта.
  10. (Кул Гали, 1183г.)

  11. Когда появилась первая газета в Челнах?
  12. (в 1930 г.)

  13. Как называлась первая газета в Набережных Челнах ?
  14. (“Трактор”)

  15. Первый редактор первой газеты.
  16. (Нур Баян)

  17. Какие газеты стали издаваться в близлежащих городах сразу после революции?
  18. (“Голос Мамадыша”, “Известие Мензелинска”, 1918г.)

  19. Назовите главную тему картин И. Шишкина.
  20. (“Лес”)

  21. Какие картины И. Шишкина написаны художником с натуры на берегах Камы?
  22. (“Овраг в еловой роще”, “Лесная глушь”, “Кама близ Елабуги”, “На окраине соснового бора в Елабуге”, “Корабельная Афанасофская роща близ Елабуги”, “Лесная речка”, “Сосновый бор”, “Мачтовый лес Вятской губернии” или “Три медведя” и т.д.)

  23. Кто защищал крестьян в Мултанском деле?
  24. (В.Г.Короленко)

  25. Кто нарисовал картины “Три медведя” и “Три богатыря”?
  26. (И.Шишкин, М.В.Воснецов) Кто автор сказки “Три медведя”?
    (Л.Н.Толстой)

  27. С каким городом связаны имена двух русских писателей: В.Г.Короленко, М.Е.Салтыков – Щедрин?
  28. (Мамадыш)

  29. Какого героя – поэта музей находится недалеко от города Набережные Челны?
  30. (Муса Джалиль Г. Мензелинск)

  31. Какие литературные объединения существуют в городе Набережные Челны?
  32. (“Лейсан”, “Орфей”)

  33. Какие писательские организации существуют в городе?
  34. (Филиалы “Союза писателей России”, “Российских писателей”, “Союза писателей Татарстана”)

  35. Краевед, поэт, переводчик кто он?
  36. (Мансур Сафин)

  37. Кто написал роман “Чулман – река предков”?
    (Эдуард Касымов)