Противоречия общественной жизни и изобразительное искусство России XX века. Михаил Врубель

Разделы: МХК и ИЗО


В своем полете откуда-то из горных глубин он ударился о суровую, жесткую, грубую русскую действительность, разбился и рассыпался драгоценными осколками.
А. Бенуа.

Музыкальный эпиграф: П.И. Чайковский, симфония №6, часть 1 (фрагмент).

Учитель: В далекие времена в прекрасной Венеции инквизиторы призвали на свое страшное судилище Паоло Веронезе и спросили его, как посмел мастер вольно изобразить канонический евангельский сюжет. Художник гордо ответил: «Мы, живописцы, позволяем себе вольности, какие позволительны поэтам и безумцам...». Пораженные его словами грозные судьи молчали.

«Безумцы...» Сколько раз мы читали это слово в истории искусства. Так говорили современники о своих гениальных живописцах. Вельможные флорентийцы почитали чудаком Леонардо да Винчи. Самодовольные голландские бюргеры величали сумасшедшим Рембранта ван Рейна лишь за то, что он не укладывался в их параметры бытия. Парижские биржевые маклеры считали свихнувшимся своего коллегу Поля Гогена, сменившего их профессию на кисть художника... Потом проходило время, и все становилось на свои места, все, как говорится, «обретало свою полочку». Но бывали случаи, когда самые большие художники не выдерживали накала борьбы, горечи непризнания, разрыва между стремлением к творчеству и трудностями жизни - тогда их одолевал тяжкий недуг, суровая реальность как-будто карала дерзких. Эти живописцы как бы сгорали в пламени костра своего гения. Так было с Винсентом Ван Гогом. Такая же судьба постигла Михаила Врубеля.

«Он предлагал себя, свои богатства. Он готов был подарить нас храмами, дворцами, песнями и кумирами. Он ничего не просил за это; он молил только, чтобы ему давали выявляться, чтобы освобождали его от тяжелого времени, наполнявшего его существо вдохновения. Но мир не принимал его, чуждался и даже презирал. Зачем блеск, игра, краски, веселье, когда и так живется в тусклости, в делах, во мраке и суете. И не верил никто Врубелю!

Михаил Александрович Врубель был истинным сыном времени крушения старых идеалов и поиска новых. Он - новатор. Начинал свой путь в искусстве в период спада общественной активности народничества в годы безвременья, то есть «годы дальние, глухие», когда по выражению А. Блока, «в сердцах царили сон и мгла».

После того, как в 1881 году бомбой Гриневицкого был убит Александр II, разгромлена «Народная воля» и казнены ее вожди, в общественной атмосфере России наступило затишье. 80-е годы называли годами безвременья, желая этим сказать, что время как бы стерлось, осталась вереница дней, похожих один на другой и перемен не обещавших. Александр Блок в поэме «Возмездие» посвятил безвременью 80-х знаменитые строки:

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла.

Победоносцев - обер-прокурор Синода - одна из самых мрачных фигур русской истории XIX века, враг парламентов, демократических прав, конституций, враг культуры и просвещения.

Реакция была не только правительственная - «сон и мгла» царили в сердцах. После событий 1881 года все как бы устали. Пришло разочарование в террористических методах революционной борьбы, к которым прибегали народовольцы. Будничность, бесперспективность, беспросветность - вот преобладавший тон тех лет, когда Врубель пришел в искусство «будить душу от мелочей будничных величавыми образами», как он сам позже говорил.

В художественном развитии Врубеля легко обнаружить три этапа, очень различающиеся по стилистике творчества - петербургский, связанный с годами обучения на юридическом факультете университета и в Академии художеств; киевский, когда он, приглашенный известным историком и археологом А.В. Праховым, приезжает для участия в реставрации и росписи Кирилловской церкви (под Киевом); и московский, в котором особенно явственно проявилась связь его творчества с классическими основами искусства.

Родился М. Врубель в Омске. Рано потерял мать (в 3 года), воспитывал его отец, поощрявший занятия живописью. Закончил гимназию в Одессе с золотой медалью. Изучал древних философов, знал и свободно владел 6-ю иностранными языками. Затем Петербургский университет, юридический факультет, армия, Академия художеств, любимый педагог - П.П. Чистяков. Товарищами по Академии были В. Серов и Владимир Дервиз. Репин советует брать частную практику, и когда академик А. Прахов пригласил его на реставрацию Кирилловской церкви, под Киевом, он покидает Академию. Его посылают в Венецию для написания иконостасных образов «Надгробный плач», «Богоматерь с младенцем», «Оплакивание», «Сошествие святого духа» и др. - это уже шедевры. Многие считают киевский период подготовительным, это не верно. Врубель просто был неизвестен, но был уже великим мастером- живописцем.

1889г. - начало Московского периода. Он знакомится с богатым промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым, работает художником-оформителем в его театре, где пел Федор Шаляпин, играл Сергей Васильевич Рахманинов и др.

Основная тема в творчестве Михаила Врубеля, которая не давала ему покоя до конца его творческого пути - это тема Демона, мысль о величии и непобедимости человеческого духа.

Ф. Лист «Тассо» (симфоническая поэма - фрагмент). На фоне музыки рассказ учителя об основной теме в творчестве художника – теме Демона.

Учитель: «Демон сидящий», 1890 г. - «Демон поверженный», 1902 г. Между этими работами 12 лет. За это время Врубель создает иллюстрации к поэме Лермонтова, рисует летящего Демона, делает злобного скульптурного Демона, которого один посетитель разбил при показе на выставке музея, и его после реставрации больше не выставляют. Это некоторые картины, имеющие демонические черты, как «Царевна-Лебедь», «Сирень», «Девочка на фоне персидского ковра», «Гадалка».

Видеофильм «Демон сидящий» (фрагмент 3-5 минут) или рассказ учащихся по картинам:

1-й ученик: « Демон сидящий» 1890 г.

Это полотно созвучно раннему одноименному стихотворению М.Ю. Лермонтова. В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова. Таким образом, он мог вернуться к давно забытому образу Демона - полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами.

«Молодая уныло-задумчивая фигура» - слова очень точные. Сидящий демон действительно молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живущему миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и, кажется, от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной. Вспоминается, как в романе Достоевского описаны переживания князя Мышкина в горах Швейцарии. «Перед ним было блестящее небо, внизу озеро, кругом горизонт светлый и бесконечный, которому конца-края нет. Он долго смотрел и терзался... Мучило его то, что всему этому он совсем чужой!..» Окаменевший пейзаж в «Демоне сидящем» - каменные цветы, каменные облака - символизирует это чувство отверженности, чуждости: «Природы жаркие объятья навек остыли для меня. Но нет ни вызова, ни ненависти - только глубокая, глубокая печаль».

В течение полувека не находилось художника, который хоть сколько-нибудь достойно воплотил бы могучий и загадочный образ, владеющий воображением Лермонтова. Только Врубель нашел ему равновеликое выражение в иллюстрациях, появившихся в 1891 году. С тех пор «Демона» уже никто не пытался иллюстрировать, слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля - другого мы, пожалуй, не приняли бы.

2-й ученик: « Демон поверженный» 1902 года.

Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела. Он десятки раз переписывает огромный холст. Современники вспоминают, что уже на выставке «Мира искусства», где было экспонировано полотно, Врубель каждое утро над ним работал. Это был «Демон поверженный» - так называют его сегодня. Как изменился герой картины 1890 года! Всего 12 лет отделяют того цветущего, полного сил юношу от этого смятенного, истерзанного облика. Лишь в глазах Демона сохранилась с тех лет та же тоска, сила прозрения. Но страшнее сведены брови. Глубокие морщины прорезали лоб. С невероятной высоты упал Демон. Бессильно распластанные крылья. В безумной тоске заломлены руки. И если в раннем холсте мы ощущаем хаос рождения, в котором живет надежда, то в поверженном Демоне царит крушение. Никакое богатство красок, никакие узоры орнаментов не скрывают трагедии сломленной личности. Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Они затопляют его, еще немного и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором отразятся горы. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце горит еще розовый отблеск. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем - здесь человек сгорел.

Впоследствии, оправляясь от болезни, да и во время болезни, Врубель сделал еще много замечательного, но к образу Демона больше никогда не возвращался.

Учитель: После написания в 1890 году «Демона сидящего» Врубель много путешествовал – ездил с семьей Мамонтова а Италию, Францию, Грецию. По возвращении написал два панно – «Венеция» и «Испания».

3-й ученик: Испания, 1894 г.

Венецию Врубель знал хорошо, в Испании же никогда не был. Тем не менее, в панно «Испания» есть аромат этой страны, какой она рисуется по ее живописи, ее танцам и песням, есть та «игра беса», о которой писал впоследствии поэт Гарсиа Лорка.

По красоте живописи «Испания» - одна из наиболее совершенных картин Врубеля. Здесь все живет - каждый уголок полотна. Основные тона - красновато-лиловый и оливковый - даны в большом богатстве оттенков и граций. Контраст сиреневого сумрака комнаты и яркого солнечного дня за окном, сияющий платок женщины, пронизанный падающим из окна солнцем, создают и световые эффекты, которые вообще в живописи Врубеля не часто встречаются. «Испания» - здесь представлен реальный эпизод в таверне. Однако художник избегает сюжетной определенности, не договаривает. Мы не знаем, что связывает между собой этих трех людей, и только чувствуем, что тут затянут некий узел человеческих отношений. У девушки, отвернувшейся и обращенной на зрителя, величавая статная фигура, прекрасное смуглое лицо в обрамлении сияющего платка, в руке роза, темно-лиловая мантилья небрежно брошена на стул и падает четким веером складок. Девушка смотрит прямо перед собой неподвижным взором, но взор не расшифрован психологически - что в нем: след гнева, упорство, решимость, отказ или призыв? Образ многозначен, в нем есть особый смысл - замкнутая в себе полнота бытия. Но сквозь спокойное лицо и спокойную позу угадывается смятение духа.

4-й ученик: « Гадалка», 1895 год.

Приблизительно в эти же годы написана картина «Гадалка».

Молодая черноволосая женщина восточного типа сидит на фоне ковров, перед ней раскинутые карты и предвещающий недоброе – пиковый туз. Женщина не смотрит на карты, лицо ее непроницаемо, а устремленный в пространство остановившийся взгляд словно видит неизбежность судьбы. Содержание картины «гадалка», возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке». Испания – страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. «Гадалка» - произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего. Шарф на плечах гадалки розовый – это определяющее цветовое пятно в картине, удивительно, как зловеще звучит в общем колористическом ансамбле розовый цвет, который привыкли считать идиллическим цветом безмятежности.

Учитель: Сопоставляя «Гадалку» и «Испанию» мы чувствуем, что их общая внутренняя тема – тайна жизни, тайна судьбы. Эти две картины взаимосвязаны тем, что художник просмотрел и прослушал музыку Ж. Бизе «Кармен», был очарован ею. И это было толчком, импульсом к написанию этих полотен.

Звучит музыка: А.П. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» (фрагмент).

Учитель: В творчестве Врубеля большая роль отведена сказочным и фантастическим героям. Это такие картины, как «Микула Селянинович», «Принцесса Греза» - два больших панно. Это его картина «Богатырь».

5-й ученик: « Богатырь», 1898 год.

Врубель, познакомившись с картиной Васнецова «Три богатыря», сделал своего богатыря – Илью Муромца – кряжистым, огромным, восседающем на коне-битюге. Такой «мужичище-деревенщина» может сражаться палицей «в девяносто пуд», выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине, ему «грузно от силушки, как от тяжелого бремени», но едет он «чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» - на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны – тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве «старого казака» Ильи:

Обул Илья лапотки шелковые,
Подсумок одел он черна бархата,
На головушку надел шляпку земли Греческой.

После врубелевского витязя васнецовские богатыри, пожалуй, покажутся и легковесными, и несколько прозаическими. Но все же Врубель, если можно так сказать, переборщил в изображении земной мощи героя. Есть какая-то искусственная раздутость в фигуре витязя и, особенно, его лошади (сестра Забелы записала в дневнике: «лошадь у него больше в ширину, чем в длину»).

Учитель: В 1896 году Михаил Врубель встретил свою любовь - Надежду Ивановну Забелу, в которую влюбился с первого раза (и не с первого взгляда, а с первого звука, то есть влюбился в ее голос). «На одной из репетиций - вспоминала много лет спустя Забела, - я во время перерыва была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня - на сцене было темно, но звук голоса ему понравился».

Чуть ли не в первый день Врубель сделал предложение обладательнице очаровавшего его голоса. Впоследствии он говорил ее сестре, что, если бы она ему отказала, он бы покончил с собой. Но Забела колебалась недолго, и уже через два месяца они стали женихом и невестой: свадьба была отложена до лета только потому, что Врубель должен был рано доканчивать свои панно, а Забела уезжала в Швейцарию. Дописав панно и даже не успев узнать об их судьбе, Врубель бросился к невесте, и свадьба их состоялась в Женеве. Потом длительное свадебное путешествие.

Н.И. Забела вспоминала: «Мне пришлось петь Морскую Царевну около 90 раз, и мой муж всегда присутствовал на спектаклях. Я даже как-то спросила его: «Неужели тебе не надоело?» - «Нет, - отвечал он, - я могу без конца слушать оркестр, в особенности море»». И, конечно, красота голоса Забелы, которую отмечали многие современники. Судьба Забелы печальнее, чем судьба Врубеля. После художника остались его картины. Ее голоса не осталось в звукозаписи. Сейчас мы послушаем похожий голос, то есть колоратурное сопрано, какое было у Забелы и партии, которые она пела.

Звучит музыка: Н.А. Римский - Корсаков «Ария Царевны - Лебедь» (фрагмент).

6-й ученик: «Царевна-Лебедь», 1900 г.

В ней нет безмятежности «Морской Царевны» - в сказочный мир вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А.П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от змеи, коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью.

На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее прощальный, томный взгляд, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке - не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается, она уплывает во тьму, и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения. Необыкновенно красиво ее лицо: «красота неописанная» сказочных царевен, и ее волшебно - мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. «Царевна-лебедь», пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы.

Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил Александр Блок. Фотография с нее висела всегда у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю»:

Дали слепы, дни безгневны,
Cомкнуты уста.
В непробудном сне царевны
Синева пуста.
Что мгновенные бессилья?
Время - легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Cнова полетим!
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!

Или стихотворение А. Акопяна из поэмы «Новое утро» 1909 год:

В последний раз ты мне явилась
Как бы из сказки голубой.
Ты одиночеством томилась,
Как грезящий простор морской. ,
Закинув голову устало,
Заламывала руки ты.
Скажи, о ком ты тосковала?
Куда неслись твои мечты?
Я видел муку мысли гибкой,
Сомненье, скорбь в твоих чертах
И лишь мгновеньями улыбка
Сияла на твоих устах.

7-й ученик: «Пан», 1899 год.

О достоинствах «Царевны-Лебедь» высказываются разные суждения - не все согласны считать ее шедевром, - но «Пан» единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты.

Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А.Франса «Святой Сатир». Эллинский козлоногий бог и русский леший соединились на ней в одно лицо. Но больше в ней от лешего - и пейзаж русский, и облик Пана. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями? Обычно у героев картин Врубеля сквозит портретное сходство с кем-нибудь из знакомых ему людей, и современники без труда угадывали, кто послужил прототипом. Но «Пана», кажется, не опознали, во всяком случае, никто не позировал для него художнику.

Подсмотрел ли Врубель такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня -неизвестно. Зато зрители разных поколений находят в «Пане» сходство с кем-то, кого они встречали, и кого Врубель встретить никак не мог - доказательство того, насколько этот сказочный дед жизнен и живуч. А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нечисть, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые, голубые глаза, как фосфорические светлячки. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки маленький голубой цветок. Леший - душа и тело этих перелесков и тонкой равнины, завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию.

8-й ученик: К ночи, 1900 г.

В Третьяковской галерее находится еще один шедевр, созданный Врубелем – картина «К ночи».

Приближается ночь. Веет прохладой от темных просторов древней скифской степи, где гуляет ветер. Среди озаренной таинственными, фантастическими цветами лужайки пасутся лошади, которых сторожит смуглый пастух – человек с заросшей густой бородой, лицом и маленькими рожками, торчащими из густых волос. Но земля, кони, одинокая фигура, будто напоены жаром ушедшего дня. Багровые цветы чертополоха, рыжий конь – все будто несет следы ушедшего неба, бескрайние дали тают во мгле, царит атмосфера первозданности, чистоты природы. И как воплощение ее души – не то сказочный пастух, не то бородатый леший с огромной гривой волос, с могучим, словно кованым из меди, торсом. Еле мерцает серп молодого месяца, гулкая тишина объемлет степные просторы, только храп коней да печальный крик ночной птицы нарушают безмолвие сумерек… Одна из лошадей тревожно вскидывает голову, прислушиваясь к ночным звукам.

9-й ученик: «Сирень», 1900 г.

Все помнят фигурку не то девушки, не то феи, темнеющую в кустах сирени; лиловые заросли заполняют все пространство картины, и, кажется, им нет конца и за ее пределами. А женская фигура в кустах сирени, ее дымчато-зеленоватое лицо и руки, почти черное платье и волосы, и темные провалы глаз, - ведь это не что иное, как сгустившаяся и ожившая тень в глубине между ветками в предрассветный, сумрачный час. Взойдет солнце, и она исчезнет. Разглядывая эскизы «Сирени» (их несколько), мы верим, что в этих шевелящихся тысячах и тьмах соцветий прячутся какие-то еще не оформившиеся существа, может быть, эльфы. Появление темноглазой феи как бы уже подготовлено созерцанием сиреневых масс, напоминающих груды аметистов. Она просто не может не появиться там.

Этот ноктюрн не дописан Врубелем. Но волшебные гаммы фиолетовых, лиловых тонов созвучно поют гимн красоте. Прохладой, свежестью веет от этого большого холста. Кисть мастера предельно раскованна, каждый ее удар точен. Сиреневые и глубокие зеленые оттенки создают удивительное настроение спокойствия, умиротворенности. Незавершенность полотна приоткрывает нам творческий процесс художника, его поразительное умение намечать большие отношения цвета, точно видеть тон, внутренний орнамент холста. Из-за кустов сирени выглядывает смеющаяся голова духа природы, одного из тех, которыми древние мифы населяли мир. Даже недописанный кусок холста с намеченным силуэтом задумчиво женской фигуры, сидящей на садовой скамейке, нисколько не снижает общего впечатления гармонии и раздумья, которыми пронизан холст.

Звучит романс «Не уходи» музыка: Н. Зубова, слова неизвестного автора (исполняет ученица).

10-й ученик: В 1887 году

Врубель пишет портрет Саввы Ивановича Мамонтова - крупного промышленника, строителя Северной железной дороги, сочетавшего в себе качества дельца и хорошего организатора с любовью к искусству. Мамонтов удобно и прочно сидит в глубоком кресле, подогнув под себя одну ногу, и вместе с тем он весь в порыве, в динамике, левая рука упирается в подлокотник, словно Мамонтов хочет встать... Неукротимый, властный характер Мамонтова подсказал Врубелю иное стилевое решение портрета, снова обратив его мысль к русским богатырям.

Портрет Мамонтова гиперболичен, исполнен экспрессии. О нем хорошо говорит Н.М. Тарабукин: «Мамонтову тесно в кресле, в комнате, в Москве. Кажется, ему нужны те же необъятные просторы, что и Микуле Селяниновичу, те же стихийные ветры, что треплют гривы лошадей гиганта Вольги и его соратников. Мамонтов Врубеля - это тот же русский богатырь Микула, только одетый во фрак и лакированные штиблеты».

Пылкий нрав Саввы Мамонтова выражен царственно, не буднично. Совершенно достоверная обстановка кабинета: мебель красного дерева, красный ковер, ворсистый бархат сидения кресла. Этим изумительным портретом сам художник по справедливости гордился.

П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс» (исполняет на виолончели ученица, аккомпанирует на фортепиано педагог-концертмейстер).

Учитель: «Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель в туалете ампир», 1898 г.

«Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок», 1904 г.

Врубель был очень музыкален и принимал самое близкое участие в разучивании ролей Забелы, к его советам она всегда прислушивалась. Все ее костюмы и грим он придумывал сам - став его женой, Забела ни разу не пользовалась услугами другого театрального художника. Забела поистине стала его музой: его портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван «Муза». «После концерта» 1905 г. - неоконченный портрет Забелы-Врубель.

Здесь она изображена отдыхающей на кушетке возле горящего камина. На ней одно из тех необыкновенных концертных платьев, которые Врубель для нее изобретал, - платье из нескольких прозрачных чехлов различного цвета, подобное экзотическому цветку. Часто платья были неудобны, но Забела их безропотно носила, она верила Врубелю, что в них неотразима. Любовь Надежды Ивановны Забелы-Врубель помогала Михаилу Врубелю. Это было, в самом деле, гармоническое супружество. В течение пяти лет, пока не разразилась беда, оба были счастливы, и для обоих эти пять лет оказались временем высшего творческого подъема. Забела-Врубель пережила мужа всего на три года. Теперь она живет только в картинах Врубеля.

Звучит музыка: Ф. Лист «Грезы любви» ноктюрн №3 (исполняет на фортепиано ученица).