Программа духовно-нравственного воспитания старшеклассников. Практика работы по развитию личности и формированию морально-нравственных качеств у подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


“Учитесь властвовать собой”

А.С. Пушкин

“Каждый из нас – космос, состоящий из хаоса,
сочетающий свет и тьму, вину и предательство,
отчаяние и стойкость, злобу и доброту, ненависть и любовь…

А хотите стать творцом своего космоса?”

И.Вагин

Проблема развития личности подростка, формирование ее духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогической психологии. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме. В большей степени проблема социализации и дальнейшей адаптации личности к условиям жизни затрагивает категорию аномальных школьников, в частности, страдающих таким серьезным нарушением, как умственная отсталость. Наличие таких дефектов существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности [5, 6].

Программа цикла развития морально-нравственных, духовных качеств рассчитана на старшеклассников специальной школы восьмого вида и ставит своей целью оказание психологической помощи в воспитании духовных, нравственных качеств личности аномального ребенка, которая строится на принципе нормативности развития. Л.С.Выготский об этом принципе сказал, что это “тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период”.

Занятия носят практически направленный характер. По своему значению примыкают к кругу предметов социального цикла и направлены на решение следующих задач:

  • регуляция эмоционально-волевой сферы,
  • коррекция межличностного общения,
  • формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения,
  • развитие устной речи учащихся,
  • развитие коммуникативных навыков,
  • повышение уровня общего развития и культуры школьников.

Специальной задачей является коррекция поведения и мышления детей с различными отклонениями в развитии, с нарушениями в интеллектуальной сфере.

Цикл включает темы, актуальные для формирования духовно-нравственных качеств и общей культуры. Является расширением некоторых тем обществоведения.

Для реализации поставленных задач в структуру занятий включены следующие компоненты:

  • знакомство с формулировками понятий;
  • рассмотрение доступных литературных примеров;
  • анализ жизненных ситуаций в рамках темы занятия;
  • самоанализ поступков;
  • решение игровых задач.

План цикла занятий по развитию морально-нравственных качеств

(Программа духовно-нравственного воспитания старшеклассников)

“О моральных качествах и их полярности”

“Добро и зло”

“Дерево гнева (дремлющий вулкан)”

“Любовь…любовь…”

“Сила воли”

“Зависть”

“Лень”

“Предательство”

Далее будут представлены планы первых трех занятий, которые входят в разработанную программу.

Занятие № 1

Тема: “О моральных качествах и их полярности”

Цели: дать понятие о полярности морально-нравственных качеств, помочь формировать черты зрелой личности, способной управлять собой, адаптироваться в обществе.

Задачи: формирование качеств самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения, развитие устной речи учащихся и коммуникативных навыков, коррекция поведения и мышления, обогащение речи учащихся за счет слов, обозначающих различные качества характера.

Добрый день! Я рада встрече с вами. Начать наше занятие я предлагаю с хора. Да! Да! Будем петь.

Игра “Хор” [2]. Цель игры – организация на занятие, реализация вербальной потребности. Каждой группе определяется свой звук для пения: А или О (буквы прикрепляются на доске). Дирижирование: сближение ладоней рук – звук тише; удаление рук друг от друга – звук громче. (Закончить тихим пением).

Молодцы! Так и в жизни мы, то громко говорим, топаем, иногда кричим, то тихонько идем, не шумим, спокойно говорим. Это зависит от многих свойств, черт личности. Одно из них – характер.

Разговор по кругу.

Что значит слово характер? Как вы его понимаете?

Итак, вывод: характер – совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности, в общении, включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него только оттенок, отпечаток [4]. Отсюда и название “характер”.

Характер определяет его значимые поступки, а не случайные реакции. Поступок человека с характером, почти всегда сознателен, обдуман. Говоря о характере, мы, обычно, вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо, порой, от обстоятельств, проявлять свою волю, настойчивость, целеустремленность и упорство.

А какие качества характера вы знаете?

(Снова разговор по кругу, можно записывать на доске, можно вставлять в наборное полотно, написав заранее. Спокойный, сдержанный, ленивый, тревожный, импульсивный, трудолюбивый и т.д.)

Обратите внимание, большинство из названных качеств, а можно сказать и все качества, имеют свои противоположности.

Работа с небольшим тестом “Личностный профиль”.

За основу теста взят опросник Р.Кеттела [4].

Перед Вами бланк (Приложение 1), на котором написаны слева и справа слова, означающие черты характера, а между ними 10 цифр – это баллы от одного до десяти. Оцените в баллах сами себя. Какую оценку вы поставите себе за ту или иную пару. В клеточку между двумя словами поставьте точку. (Проверяется у всех правильность заполнения).

А теперь соедините точки прямыми линиями. Посмотрите, получился Ваш профиль личности.

Упражнение “Животные в джунглях” [3].

Представьте, что вы попали в джунгли. Посмотрите, какие растения вас окружают. Увидьте недалеко от себя дикое животное, рассмотрите его. Почувствуйте себя этим животным. Ощутите свой хвост, почувствуйте лапы, выпустите несколько раз и спрячьте когти, если они у вас есть. Выгните спину, потянитесь. Носом втяните приятный воздух. Посмотрите вверх на небо. Почувствуйте свободу. Что хотелось бы вам сделать, что вы чувствуете? Исполните свое желание.

Почувствуйте, что вы снова человек. Животное видите издалека. Поблагодарите его, джунгли, мир, который вы представляли. Возвращайтесь в класс. Почувствуйте, что вы сидите на стуле. Когда я скажу три, ваши глаза откроются. Раз, два, три.

После упражнения задается вопрос: “Какими главными качествами наделены Ваши животные?” (каждый рассказывает о своем животном)

А в жизни эти качества встречаются у людей? (Примеры из жизни)

Наша встреча подошла к концу. Что мы делали на занятии? Как вы себя чувствуете (разговор по кругу).

Занятие № 2

Тема: "Добрый – Злой".

Цели: Работа с моральными качествами “добрый” и “злой”, помощь в адаптации в обществе.

Здравствуйте! Я рада Вас видеть. Приглашаю Вас всех встать в круг. Молодцы!

Игра “Хлопки” [2].

Вслед за ведущим поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм (организация учащихся на работу, развитие слухового внимания, реализация двигательной потребности).

Вспомним, что мы делали на прошлом занятии (несколько ответов).

На прошлом занятии мы говорили о чертах характера. Назовите, пожалуйста, какие из них вы запомнили (разговор по кругу). Обратите еще раз внимание, что почти все качества – парные и имеют свои противоположности: щедрый – жадный, аккуратный – неряшливый, высокомерный – уважительный и т.д.

Сегодня мы будем говорить о таких качествах, как добрый – злой.

Вспомните сказку Шарля Перро “Золушка”. Кто вспомнит отрицательные качества героев сказки? Кто назовет положительные качества героев сказки? Отчего бывает человеку плохо? (Разговор по кругу)

Что происходит с другом (подругой), когда он (она) злой (злая)? А когда добрый (добрая)? А какой ты добрый? А каким ты бываешь, когда злой, в какие моменты это бывает? (Разговор по кругу).

Психотерапевтический сеанс “Работа с негативным образом” [3].

Представьте, пожалуйста, негативный образ. Далее: вспомните, когда вам было хорошо, когда вам дарили подарки, когда вы дарили подарки, сочувствуете (накопление добра). Вспомните, что читали о добре, что вам рассказывали о добрых людях. Почувствуйте, как накапливается энергия добра в сердце и в правой руке. Продолжайте представлять негативный образ и посылайте ему энергию добра. Наблюдайте, что происходит с негативным образом. Открываем глаза.

Теперь необходимо нарисовать негативный образ.

Представление рисунков (по желанию). Если мало времени, рисунок можно рисовать дома.

Изучение правил доброты.

ПРАВИЛА ДОБРОТЫ

  • Помогай слабым, маленьким, больным, пожилым, попавшим в беду.
  • Не завидуй.
  • Прощай другим ошибки.
  • Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии.

Как вы понимаете эти правила?

(Обсуждение правил доброты в круге).

Наш разговор подошел концу. Что мы сегодня делали на занятии? Как Вы сейчас себя чувствуете? (Обратная связь).

Занятие № 3

Тема: "Дерево гнева".

Цели:

  • научиться принимать и контролировать гнев, как нормальную реакцию;
  • создать условия для осознания причин своего гнева;
  • сформировать черты зрелой личности, способной справляться с жизненными трудностями, способной к социализации.

Здравствуйте! Я рада вас видеть. Приглашаю вас всех встать в круг. Молодцы!

Упражнение “Путаница” [2]

Закройте глаза и вытяните руки вперед, на счет три схватите друг друга за руки. Одна рука хватает одну руку. Раз, два, три. Затем все открывают глаза…

Ваша задача – распутаться. (Цель упражнения – сплотить группу).

После упражнения дать возможность поделиться переживаниями, которые возникли.

Что чувствовали, какие эмоции испытывали когда делали упражнение?

Устойчивое, длительное и глубокое переживание есть чувство. А кирпичики, из которых складываются наши состояния-чувства – это эмоция. Сегодня мы будем говорить об эмоции неудовлетворенности каким-либо явлением, к которому мы относимся резко отрицательно – это ГНЕВ.

Тема нашего занятия “Дерево гнева” (Приложение 2). Сначала разберем, что такое гнев и как он рождается.

Мы с вами – члены научной лаборатории. Нам необходимо сформулировать ситуации, порождающие гнев. Когда люди могут испытывать состояние гнева? Кто начнет? (Получение отказа, реагирование на агрессию, реагирование на оскорбление, обвинение в чем-то, реагирование на требования, нарушение прав: задели, толкнули, помешали что-то сделать, провокация и т.д.).

Молодцы! Наша научная лаборатория хорошо поработала. И это далеко не полный перечень ситуаций, которые порождают гнев. А как вы понимаете слово гнев? (Несколько ответов).

Гнев – сильное чувство негодования, страстная, порывистая досада, запальчивый порыв, вспышка озлобления, злоба. (Слайд 2, Приложение 2)

Разговор по кругу.

  1. Как давно вы гневались в последний раз?
  2. Кто послужил причиной гнева? (Что послужило причиной гнева?)
  3. Что вас задело больше всего?
  4. Что вы выиграли в результате выплеснутого гнева?
  5. Что проиграли?
  6. Вспомните, могли ли вы себя контролировать?

Физическое переживание гнева <Слайд 3, Приложение 2> [1].

Обсуждение позиций списка, примеры из жизни.

А теперь посмотрите, что в итоге происходит <Слайд 4, Приложение 2> [1].

Обсуждение позиций списка, разговор по кругу.

А теперь обратимся к новому рисунку <Рисунок 1, Приложение 3>. Что вы видите, на что это похоже? (Ответы). Гнев представлен в виде дерева, корнями которого служит обида. А что, по-вашему, значит обидеть? (Причинить обиду). А что, по-вашему, значит обидеться (Почувствовать обиду).

Что такое обида?

Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство.

Здесь работает следующая “мысль” подсознания: Я – жертва. Я хороший, а другой – плохой, он меня, невинного, обидел.

Далее обида переходит в гнев. Здесь начинает работать другая “мысль”: другой – плохой, а я – хороший. Несмотря на то, что я жертва, я восстанавливаю справедливость. Меня спровоцировали, а значит, я имею право на справедливый гнев, на благородную ярость.

Ярость – это физическая агрессия, это опасно (обсуждение в круге).

Посмотрите, мы на дереве видим листья СТЫДА и ВИНЫ. Что такое вина? Что такое стыд? (Обсуждение).

Да, люди, которые испытывали гнев, гневались, могут просить прощения, извиняться. Им стыдно, что они не справились со своими чувствами: “Виноват, исправлюсь!”.

Гнев – древняя реакция на агрессию, которую можно и нужно взять под контроль. Бывает, что гнев дает почувствовать себя сильнее, свободнее, однако. Гнев – не показатель силы, а, скорее, свидетельства нашей слабости, обидчивости, ранимости, беззащитности.

Упражнение “Мой гнев”

Примите удобную для вас позу. Закройте глаза. Расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, теплая волна расслабления растекается по вашим мышцам. Позвольте себе наблюдать за собой.

Вспомните, пожалуйста, одну из последних ситуаций, которая вызвала у вас сильное чувство гнева. Представьте обстановку, услышьте людей, окружающих вас.

Как и где зарождался ваш гнев?

Где он находился?

Какого он цвета?

Имеет ваш гнев форму? Если имеет, то какую?

Из какого материала он состоит?

Легкий он или тяжелый?

Мягкий он или упругий?

Холодный он или горячий?

Есть ли у вашего гнева запах, вкус?

Какой звук у него?

Изменился ли он, пока вы его рассматривали?

Каков ваш гнев сейчас?

Сделайте то, что вам хочется с ним сделать…

А сейчас на счет три вы откроете глаза и окажетесь здесь, в комнате. Раз, два, три.

А теперь изобразите свой гнев.

Работа с рисунком “Я рисую гнев”.

Желающие рассказывают о том, как они рисовали, какие у них были при этом ощущения, какие цвета они использовали.

Рекомендации по работе с гневом.

Что же делать с гневом, как с ним работать?

Гнев – это удар по нашему здоровью, по самочувствию психическому и физическому. Это причина самых разных психосоматических заболеваний. Гнев приводит к разрушению взаимоотношений с людьми, к конфликтам. Мы уже говорили, что признаком истинной силы является умение себя контролировать. Нам необходимо научиться преодолевать гнев или быстро выходить из него.

Как это можно сделать?

  • Контролируйте вдохи и выдохи [1].
  • Постарайтесь увидеть в сложившейся ситуации что-то смешное [1].
  • “Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если ты сильно разгневан, сосчитай до ста” (Т.Джефферсон [1]).
  • Можно “покататься на собственном тигре”: мысленно представьте себе ваш гнев в виде тигра, на котором вы сидите верхом [1].
  • Напишите “Письмо обидчику” и уничтожьте его, а не передавайте адресату.
  • Представьте, что вы гневаетесь на кого-то мысленно и все ему высказываете, проработайте несколько вариантов разговора.
  • Однажды, проследите реакцию гнева, посмотрев, во время ссоры, на себя в зеркало.
  • Скажите себе “Я не жду от людей, чтобы они вели себя так, как я этого хочу”.

Наша встреча подошла к концу. Что мы делали на занятии? Как вы себя чувствуете (Разговор по кругу).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вагин И.О. Ты: Практическая психология. – М., 2000.
  2. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. Учебно-методическое пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс для подростков. – М., 1994.
  3. Лейнер Х. Кататимное переживание образов. Основная ступень. – М., 1996.
  4. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М., 1995.
  5. Психотерапия в дефектологии. Составитель Н.П.Вайзман. – М., 1992.
  6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 19789.

В работе также используются:

  1. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. – М., 1994.
  2. Прутченко А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., РПА, 1992.
  3. Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Сборник статей. – Харьков, 1999.