Практический материал. Знакомство дошкольников с государственной символикой. Занятия: "Флаг России", "Герб России"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: Государственный флаг России.

Цели:

  • познакомить детей с государственным символом России – флагом. Учить узнавать флаг России;
  • продолжить знакомить с символами, учить понимать знаки;
  • закрепить знания детей о Москве – столице России, воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу. Закрепить знания детей о русских народных сказках, песнях, промыслах;
  • расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.

Материал: физическая карта России, стереоскоп, слайды с видами России, флаг России, изделия народных мастеров (хохлома, гжель, жостов, богодские, дымковские, филимоновские игрушки), карты-знаки (означающие пение, танец, игру), фишки, флажки, ширма, указка, султанчики, магнитофон, кассета с записью песни О.Газманова “Москва”, песни Т.Прописновой “Россия”, Г. Струве “Моя Россия”, фрагменты русских народных песен, игрушки Петрушка, Скоморох.

Дети под музыку О.Газманова входят. Ходьба по кругу. Ходьба змейкой. Построение в 2 колонны.

Упражнения с султанчиками:

  1. Основная стойка, руки у груди. Поочередное отведение руки в сторону ( по 3 р).
  2. Основная стойка, руки вперед, к груди, вверх, к груди, в стороны, исходное положение (2 р).
  3. Основная стойка, размахивать руками вперед-назад (по 4 р.).
  4. Основная стойка, руки вверху. Помахать султанчиками вверху, внизу (по 3 р.).

Ходьба по кругу.
Дети выстраиваются и поют песню “Россия”.
Садятся за столы.

Педагог: Сегодня на занятии мы будем говорить о на нашей Родине. Россия – очень большая страна. Посмотрите на карту. Территория нашей Родины раскрашена в разные цвета. Что означает каждый цвет (синий – моря, озера, реки; зеленый – леса, степи; желтый – пустыни, коричневый – горы). Природа нашей Родины разнообразна. У нас есть возможность совершить увлекательное путешествие по Родине.

Детям предлагается взять стереоскопы и рассмотреть слайды. Звучит спокойная музыка.   Далее идет обсуждение того, что увидели на слайдах.

– По какой же стране вы путешествовали?

– У каждой страны есть главный город – столица, а какой город является столицей России? Как вы думаете, почему. Кто является президентом России.

– У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб и гимн. Сегодня мы познакомимся с Государственным Флагом России.

– Выставляется флаг.

– Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед.

– Что изображено на Флаге России? Каждая полоса имеет свое значение.
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.
Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная, миролюбивая.

Дети поют песню “Моя Россия” Г. Струве.

– На территории России живут люди разных национальностей, сегодня мы поговорим о русском народе.

Детям предлагается разделиться на две команды. Одна команда – петрушки, другая – скоморохи. Выставляются игрушки.

1 конкурс. “Угадай русскую народную сказку”.

Педагог читает отрывок, дети угадывают. За правильный ответ команда получает флажок. В конце подсчитываются флажки и определяется победитель.
Сказки: “Колобок”, “Курочка Ряба”, “Репка”, “Царевна-лягушка”, “Снегурочка”, “Заяц-хвастун”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Сивка-бурка”, “Крылатый, мохнатый да масляный”.

2 конкурс. “Угадай русские народные промыслы”.

Из-за ширмы выставляются изделия и игрушки, дети угадывают. За правильный ответ команда получает фишку. Определяется победитель.

3 конкурс. “Угадай мелодию”.

Исполняются отрывки русских народных песен.
Песни: “Во саду ли в огороде”, “Две тетери”, Ах ты, береза”, “Как у наших у ворот”, “Ладушки”, “Ах вы, сени”, “Во поле березка стояла”.
Определяется победитель.

Детям предлагается сыграть в русскую народную игру “Гори-гори ясно”.
В начале каждого конкурса выставляются карты-схемы.
В конце занятия звучит песня О.Газманова “Москва – звонять колокола”

Тема: Государственный герб России.

Цели:

  • познакомить детей с государственным символом России – гербом;
  • закрепить знания детей о государственном флаге России, гербе города Москвы;
  • подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления, дети должны усвоить, что символы многозначны;
  • дать детям доступные представления о символах Родины (березы, тройка лошадей, поля и т.д.);
  • закрепить знания детей о Москве – столице государства;
  • воспитывать любовь и чувство гордости к Родине;
  • расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, отрабатывать дикцию, интонационную выразительность речи, воспитывать культуру речевого общения;
  • продолжать развивать у детей внимание, память, мышление;
  • закреплять умение петь выразительно, правильно передавая мелодию. Вызывать эмоциональный отклик на выраженные в музыке произведении чувства и настроении.

Демонстрационный материал: физическая карта России, флаг России, герб России, герб Москвы, видеомагнитофон, кассета с записью, магнитофон.

Раздаточный материал: карандаши, малые изображения герба России.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Исполняется песня о Родине “Здравствуй, Родина моя” (слова К. Ибряев, музыка Ю. Чичков) (дети садятся за столы).

Педагог. Россия – страна, в которой мы живем. Она занимает 1-е место по территории среди всех стран мира. В России проживают разные народы. Все они имеют равные права. Имеют свои права и дети. Какие же права имеют дети в нашей стране?

– на воспитание в семье;
– на питание;
– на медицинский уход;
– на заботу;
– на отдых;
– говорить на родном языке;
– бесплатно учиться в школе.

– А какой город является столицей нашего государства? (Москва – столица нашего государства)

Показ видеофрагмента.

– Своеобразным символом нашей Родины является Русская тройка.

Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля!
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга!

– Когда мы говорим “Россия”, то представляем бескрайние просторы полей, полноводные реки, белые березы.
Символом нашей Родины является и столица – город Москва. Здесь развивается государственный флаг России, здесь, в Кремле, работает президент и наше правительство. А вот и один из главных символов страны Красная площадь.

– А узнаете ли, ребята, этот город? (Да, это город Коломна)

– Да, это наш родной город Коломна. Он тоже является символом нашей Родины. Здесь в этом древнем городе вы родились и живете. Это наша малая Родина.

– А теперь давайте с вами поиграем. Вы видите чудесный сундучок. Чтобы он открылся, мы должны с вами вспомнить, какие пословицы и поговорки о Родине мы с вами знаем.

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
  • Для родины своей сил не жалей.

– Молодцы. Открываем волшебный сундучок. Что же внутри? А внутри загадки живут. Посмотрим, какие вы сообразительные.

На лесной опушке
Стоят подружки
Платьица белены,
Шапочки зелены. (Березы)

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)

Что в хлебе родится,
А есть не годится? (Василек)

В шубе летом,
А зимой раздетый? (Лес)

Красна девица по небу ходит? (Солнце)

Торжественная песня? (Гимн)

Официальная эмблема государства? (Герб)

Прикрепленное к древку полотнище? (Флаг)

– Правильно: флаг, герб и гимн. Это символы любой страны. К ним надо относиться с уважением.

– Вот это один из символов нашей страны. Как мы можем узнать флаг России? На нем изображены полосы.

– Что означают эти полосы? (Белая – мир, синяя – верность, красная – сила)

– Сегодня на занятии мы познакомимся с гербом России. Гербы появились давным-давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

– Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите?

– Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл.

Вывод: на гербе России золотой двуглавый орел, над орлом 3 короны. В лапах орла золотой жезл и золотой шар.

– А что вы видите на груди орла? (Щит)

– Подумайте, вам знаком этот щит? (Да)

– Какого города этот герб? (Города Москвы)

– Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба? (Москва – столица нашего государства)

– Попробуйте описать герб Москвы.

– На красном щите нарисован всадник на белом коне. Он убивает копьем змея.

– Мы видим Георгия Победоносца в серебряных доспехах.

– Всадник золотым копьем поражает змея.

– Вы правильно описали щит на груди орла. Мы видим всадника, поражающего копьем дракона.

– Каждый элемент герба имеет свое значение:

– двуглавый орел – символ единства России;
– короны – союз республик, входящих в состав России;
– жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.
– всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.

– Давайте еще раз повторим, что же означают элементы герба.

Ответы детей. Дети исполняют песню о Родине “Край, в котором ты живешь” (слова Ю. Энтин, музыка Г.Гладков) .

– А сейчас посмотрите, что у вас лежит на столе? Листы с изображением герба.

Детям предлагается закрасить изображение орла на гербе России. В конце занятия оцениваем работы детей.