Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Открытый урок на тему: "Поэзия серебряного века"

Разделы: Преподавание литературы


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Поэзия серебряного века”.
  2. Развивать умения анализировать и систематизировать материал по изученной теме.
  3. Воспитывать любовь к русской литературе, сплоченный коллектив.

Оборудование: портреты поэтов, эпиграф, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, репродукции картин художников, элементы для составления таблицы.

Ход урока

Вступительное слово

Рубеж XIX-XX веков -эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий, революционных преобразований. “Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?”- этот блоковский вопрос-ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса, именно так называют искусство Серебряного века, сравнивая с европейским Возрождением. Искусство этого периода стало философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. “Бог умер!” - утверждал западный философ Ницше, а в России рождается религиозная философия.

Русский философ Франк предупреждает об опасности отторжения человека от Бога, он утверждает, что человек является частью бытия. В.Соловьёв считает, что как только человек удовлетворит свои естественные потребности, ему станет нечем жить. Единственное спасение из этой трагической ситуации-вера в то, что в мире есть высшее духовное начало, которое заключает в себе смысл. Это Бог. Цель исторического процесса-одухотворение человечества, единение Бога и человека. По мнению Н.Бердяева, высшая ценность бытия- уникальная человеческая личность. Но если человек остался без Бога, он перестаёт быть человеком. Высшее предназначение человека - это творчество, которое становится сотворчеством человека с Богом.

Русские философы не допускают, что истина может быть открыта другим путём, они обращаются за поддержкой к религии и искусству. Происходит обновление мироощущения.Уже нет уверенности, что человека можно объяснить влиянием на него среды, как учили реалисты. “Солнце наивного реализма закатилось”, - вынес свой приговор А.Блок. Это грозное катастрофическое время требует от поэта нового языка. Так рождается модернизм - искусство, которое порывает с традициями реализма.

Модернизм не отображает действительность, а создаёт новые образы, художественные миры, в которых представлены разные грани бытия. Его основные направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, а футуризм смело смотрит в будущее.

Беседа

Если есть Серебряный век, значит, был век “золотой”?

Какую поэзию можно отнести к “золотому веку”?

Сравним два стихотворения “золотого” и Серебряного века, ставших любимыми романсами- “Я помню чудное мгновенье” А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой (чтение наизусть стихотворений студентами).

Какой теме посвящены эти стихи?

Одинаковое ли настроение создаётся у нас при их восприятии?

ВЫВОД: если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край, а в поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору, более - в человеческий рост”, по словам Н.Оцупа. Впервые название “Серебряный век” использовал философ Н.Бердяев, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н.Оцупа. “Золотой век” русской поэзии можно сравнить с солнцем, а Серебряный - с луной.

Практическая часть

Деление на три группы для работы с текстом, самостоятельное изучение и пересказ с опорой на вопросы.

Для справок:

АКМЕИЗМ - модернистское течение (от греч. “акме”- остриё, вершина), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали “ивановские среды”- литературные собрания на петербургской квартире Вяч.Иванова, получившей название “башня”. В “башне” велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. “Цех” был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале “Аполлон” опубликовали декларации акмеистической группы.
Собственно акмеистическое объединение было не велико и просуществовало около двух лет (1913-1914). В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др. В статье “Наследие символизма и акмеизм” Гумилев критиковал символизм за мистицизм, за увлечение “областью неведомого”.
Новому течению было дано еще одно истолкование - адамизм, подразумевающее “мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь”.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем - то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протёрто и заиграло яркими красками реального мира.
Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.

СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием символизма является символ-многозначное иносказание. Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.
Образы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва породили творческий отклик у его последователей-символистов. Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский. По его мнению, новым течениям