Открытый урок на тему: "Поэзия серебряного века"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Поэзия серебряного века”.
  2. Развивать умения анализировать и систематизировать материал по изученной теме.
  3. Воспитывать любовь к русской литературе, сплоченный коллектив.

Оборудование: портреты поэтов, эпиграф, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, репродукции картин художников, элементы для составления таблицы.

Ход урока

Вступительное слово

Рубеж XIX-XX веков -эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий, революционных преобразований. “Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?”- этот блоковский вопрос-ответ подталкивает к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса, именно так называют искусство Серебряного века, сравнивая с европейским Возрождением. Искусство этого периода стало философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. “Бог умер!” - утверждал западный философ Ницше, а в России рождается религиозная философия.

Русский философ Франк предупреждает об опасности отторжения человека от Бога, он утверждает, что человек является частью бытия. В.Соловьёв считает, что как только человек удовлетворит свои естественные потребности, ему станет нечем жить. Единственное спасение из этой трагической ситуации-вера в то, что в мире есть высшее духовное начало, которое заключает в себе смысл. Это Бог. Цель исторического процесса-одухотворение человечества, единение Бога и человека. По мнению Н.Бердяева, высшая ценность бытия- уникальная человеческая личность. Но если человек остался без Бога, он перестаёт быть человеком. Высшее предназначение человека - это творчество, которое становится сотворчеством человека с Богом.

Русские философы не допускают, что истина может быть открыта другим путём, они обращаются за поддержкой к религии и искусству. Происходит обновление мироощущения.Уже нет уверенности, что человека можно объяснить влиянием на него среды, как учили реалисты. “Солнце наивного реализма закатилось”, - вынес свой приговор А.Блок. Это грозное катастрофическое время требует от поэта нового языка. Так рождается модернизм - искусство, которое порывает с традициями реализма.

Модернизм не отображает действительность, а создаёт новые образы, художественные миры, в которых представлены разные грани бытия. Его основные направления - символизм, акмеизм, футуризм. Символизм устремлён в запредельное, акмеизм ищет опору в прошлом, а футуризм смело смотрит в будущее.

Беседа

Если есть Серебряный век, значит, был век “золотой”?

Какую поэзию можно отнести к “золотому веку”?

Сравним два стихотворения “золотого” и Серебряного века, ставших любимыми романсами- “Я помню чудное мгновенье” А.С.Пушкина и “Мне нравится...” М.И.Цветаевой (чтение наизусть стихотворений студентами).

Какой теме посвящены эти стихи?

Одинаковое ли настроение создаётся у нас при их восприятии?

ВЫВОД: если поэзия “золотого” века передаёт ощущение полноты жизни, радости бытия, внутреннюю гармонию человека, то поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. В поэзии “золотого” века всё полногласно, переливается через край, а в поэзии Серебряного века-“всё суше, бледнее, чище, но и, более дорогой ценой купленное, ближе к автору, более - в человеческий рост”, по словам Н.Оцупа. Впервые название “Серебряный век” использовал философ Н.Бердяев, но чётко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н.Оцупа. “Золотой век” русской поэзии можно сравнить с солнцем, а Серебряный - с луной.

Практическая часть

Деление на три группы для работы с текстом, самостоятельное изучение и пересказ с опорой на вопросы.

Для справок:

АКМЕИЗМ - модернистское течение (от греч. “акме”- остриё, вершина), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали “ивановские среды”- литературные собрания на петербургской квартире Вяч.Иванова, получившей название “башня”. В “башне” велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. “Цех” был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале “Аполлон” опубликовали декларации акмеистической группы.
Собственно акмеистическое объединение было не велико и просуществовало около двух лет (1913-1914). В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др. В статье “Наследие символизма и акмеизм” Гумилев критиковал символизм за мистицизм, за увлечение “областью неведомого”.
Новому течению было дано еще одно истолкование - адамизм, подразумевающее “мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь”.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем - то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протёрто и заиграло яркими красками реального мира.
Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.

СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием символизма является символ-многозначное иносказание. Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.
Образы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва породили творческий отклик у его последователей-символистов. Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив “огромную переходную и подготовительную работу”. Основными элементами этой работы он назвал “мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности”. В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием “Русские символисты”, ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д.Мережковский и В.Брюсов стали во главе “старших символистов”, которые понимали символизм как литературную школу. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло группировалось вокруг В.Брюсова. Главный принцип их эстетики - “искусство для искусства”.Характерен афоризм Брюсова: “Создание искусства - приотворенные двери в вечность”. Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов сложения. Одним из знаковых стихотворений Брюсова является “Творчество”(1895). Для него характерны особая лексика, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревый; звукопись: созвучие сонорных гласных, благодаря которому стихотворение звучит как музыка. Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты искали прямого соответствия между звуком и смыслом, между цветом и смыслом, между звуком и цветом. Поэзия символистов- это язык молитв, откровений, прорицаний, тайн. Символизм сыграл огромную роль в становлении и развитии поэтической культуры XX века, обогатил не только искусство, но и сознание людей новой эпохи, неизмеримо расширил рамки мировосприятия человека.

ФУТУРИЗМ, как и символизм, был интернациональным литературным явлением. Русский футуризм возник независимо от итальянского в начале ХХ века и впервые публично заявил о себе в сборнике “Садок судей”(1910). Авторами сборника были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский. Эти поэты вместе с В.Маяковским и А.Крученых составили группу кубофутуристов или “Гилею”. Футуризм отрицает культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир, он весь устремлён в будущее(от лат. “футур”- будущее). Опасение равнодушия приводит футуристов к сознательному эпатажу обывательского общества. Поэтому необходимым условием его существования становится атмосфера литературного скандала. Главная цель творчества футуристов - побуждение к действию. Поэтому в их практике акцент заметно смещается с конечного результата на самый процесс творчества. Во всём, что касается формальных особенностей творчества, воцаряется сплошная относительность. Для футуризма характерно бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы. Новые эстетические возможности апробируются футуристами в связи с переориентацией с читаемого на произносимый текст. Поэзия должна вырваться из темницы книги и звучать на площадях. С этим связаны новые поиски в области ритмики, рифмовки, инструментовки.
Наиболее ярко “голосовой” аспект речи выражен в стихотворениях Маяковского. Это поэт города, в его стихах всегда присутствуют городские реалии. В стихотворении “А вы смогли бы?” создаётся особый предметный ряд: блюдо студня - океан, чешуя рыбы - зов губ, водосточная труба - флейта. Эти зрительные образы возникают по ассоциации. Как понимать: “смазал карту будня, плеснувши краску из стакана”? Волей творческого воображения художник может преобразовать окружающий мир. В основе произведения - тоническая система стихосложения, где главным становится речевой такт. Это приближает стихотворную речь к разговорной.
Генетически литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-х годов ХХ века - “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”. Почти все поэты - футуристы были художниками. Вслед за авангардистами-художниками поэты обращаются к экспериментам над словом. Поэтика футуристов - это поэтика “сдвинутых конструкций”. Малевича поиски новых пространственных отношений приводят к созданию собственного авангардистского течения - супрематизма. “Черный квадрат” Малевича - это взгляд в будущее. Эту картину можно сравнить с ощущением человека, впереди которого - черный туннель. Надвигающееся тёмное пространство втягивает человека. Что это, как не пророчество о тех испытаниях, которые последовали для России после относительно благополучного 1913 года?

Вопросы:

  1. Когда возник акмеизм?
  2. Кто из поэтов принадлежал к этому направлению?
  3. Почему акмеисты противопоставляли себя символизму?
  4. Каково значение термина “акмэ”?
  5. Какие принципы акмеизма можете назвать?
  6. В чем суть статьи М.А.Кузмина “О прекрасной ясности?”
  1. Кто дал теоретические основы символизма?
  2. Какова цель символизма, по мнению Д.Мережковского?
  3. Назовите основные темы символизма?
  4. Назовите лидера Московского крыла символистов?
  5. Какую роль играют в поэзии символизма звук и цвет?
  6. В чем суть статьи В.Ф.Ходасевича “О символизме”?
  1. Когда появился футуризм, кем он представлен?
  2. Какова эстетическая программа футуристов?
  3. В чем особенности поэтики футуризма?
  4. Почему футуризм связан с атмосферой литературного скандала?
  5. Какова цель футуризма?
  6. В чем суть статьи футуристов “Пощечина общественному вкусу”?

После знакомства с каждым из направлений звучат стихи. Рассматривание репродукций.

Какую закономерность можно заметить в смене направлений поэзии Серебряного века?

Как меняется отношение к действительности, к слову у поэтов различных направлений?

Закрепление

В смене направлении модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов до отрицания её у акмеистов и преобразования у футуристов (составление таблицы путём подбора и сопоставления фрагментов).

СИМВОЛИЗМ:

  • культура - средство преображения жизни;
  • выносит часть значения слова в сферу интуитивного познания.

АКМЕИЗМ:

  • культура - цель;
  • придаёт словам первоначальный смысл.

ФУТУРИЗМ:

  • культура оценивается в меру полезности;
  • провозглашает свободу слова.

“Вне групп”

Сама духовная атмосфера рубежа веков провоцировала писателя на художественное своемыслие, она вызывала к жизни едва ли не самую опасную человеческую претензию - претензию на абсолютное господство в иерархии ценностей. Вместе с тем поэзия явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей и самостоятельных крупных звёзд, стоящих вне групп.

Творчество каких поэтов изучается вне групп?

Почему они отошли от ведущих литературных направлений?

Чтение стихов (на выбор преподавателя и студентов).

Итог

Итак, новая литература громко заявила о себе. Хор голосов хотя и был дисгармоничным, но само их существование, столкновения друг с другом, влечение к русской классике и поиск новых путей - всё стало знаком времени. Обращаясь вновь к нашему эпиграфу можно сказать, что в своих стихах поэты выразили и безумья тех лет, и надежду на светлое будущее, на нас - потомков. Богатейшее наследие поэзии Серебряного века целым пластом вошло в русскую культуру и стало неотъемлемой частью русского искусства. Никогда ещё в русской культуре слово не было так тесно связано с живописью и музыкой. На стихи поэтов Серебряного века создано много романсов. В заключение нашего урока предлагаю вам исполнить один из них.

Домашнее задание

Написать сочинение по теме:

  1. Основные направления модернизма.
  2. Поэтессы Серебряного века.
  3. Ведущие темы поэзии Серебряного века.