Организация работы по совершенствованию речи учащихся (на примере изучения темы "Глагол" в начальных классах)

Разделы: Начальная школа


Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка, поскольку по данным М.Р. Львова, до IV класса половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки. “Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка”, – писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Приемы обогащения словарного запаса учащихся разнообразны: раскрытие значения слова путем показа предмета; использование толкового словаря русского языка, синонимизация; морфологический анализ слов; перевод; перефраз; использование контекста и другие.

Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.

Само по себе глагольное слово богато и емко по своему значению. Глагол обладает развитой многозначностью. Толковые словари русского языка  отмечают от трех до десяти и более значений одного глагола. В толковом словаре С.И. Ожегова у глагола “брать” отмечено 12 значений, “стоять” – 9 значений, “ломать” – 5 значений.

Богатство значений глагольного слова усиливается разнообразием живых значений приставок, а также многообразием его синтаксических возможностей. Сравним глаголы “бежать” и “выбежать”, “убежать”, “перебежать”. Каждое из них представляет новое слово, подается в новой словарной статье и имеет подчас не одно, а несколько значений, – так глагол “убежать” имеет 4 значения.

Обогащение словарного запаса учащегося осуществляется двумя основными путями: через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов и через раскрытие богатства лексических значений слова.

Одним из методических условий, обеспечивающим эффективную работу по развитию речи с помощью “Толкового словаря”, является познание самого слова, правильность его понимания, точность употребления в речи в разных значениях, умение заменить слово другим, более точным, выразительным. Обратимся к примеру:

Гвоздь легко идет в доску.

– объясните значение слова “идет”.
– обратитесь к “Толковому словарю”, установите, какие значения может иметь слово “идет”.
– составьте предложения, употребив этот глагол в других значениях.

Найдите слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение, используйте толковый словарь:

Выберешь местечко поукромней, сядешь и слушаешь, как ласково журчит, разговаривает речная вода. (В. Солоухин)
– И вдруг гора охнула и задрожала! Где-то внутри нее зародился гул; он рвется наружу, приближается и растет. (Н. Сладков)

Сравните глаголы и определите, что общего и различного в значениях этих слов: петь – заливаться, мяукать – мурлыкать, играть – наигрывать.

Работа над синонимами и антонимами.

В начальных классах не сообщаются теоретические сведения о синонимах, однако практическая работа с ними, наблюдения над языком предполагают формирование у учащихся понятия о синонимах.

По современной методике работа с синонимами ведется в школе в следующих направлениях:

1) формирование понятия синонимии;
2) обогащение словаря учащихся;
3) формирование навыков самостоятельного использования синонимов в связном высказывании.

Система практических упражнений складывается из следующих элементов:

а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, выяснение оттенков значений, различий в их употреблении;
в) специальные упражнения с синонимами;
г) активизация синонимов, т.е. использование их в связной речи;
д) исправление речевых ошибок типа неудачно употребленных слов, замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

Наблюдая за явлениями, предметами окружающего мира, учащиеся уже в первом классе имеют возможность усвоить следующие синонимические ряды: бежать, нестись, шагать; заходить, садиться, закатываться; горевать, грустить, печалиться; смяться, хохотать, хихикать, посмеиваться. В результате работы с синонимами учащиеся получают о них представление как о словах, близких по значению. В то же время у детей формируется понимание того, что эти слова отличаются оттенкам значения.

Во втором классе работа по формированию понятия “синонимы” расширяется и углубляется. Дети знакомятся с новыми синонимическими рядами, закрепляют прежние, учатся отличать однокоренные слова и слова-синонимы, наблюдают над сочетаемостью слов и их употреблением. В то же время идет формирование умений в подборе точного и яркого слова для выражения мысли.

В третьем классе в ходе анализа языкового материала при изучении частей речи у учащихся происходит осознание того, что в языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения, эмоционально-экспрессивной окраской, сочетаемостью с другими словами. Поэтому надо внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать точно и выразительно.

В работе с синонимами используются следующие упражнения:

1. Прочитайте слова. Выясните, что они обозначают: идти, шагать, брести, плестись.
Подберите к данным существительным наиболее подходящий глагол:

спортсмены ...
старушка ...
лошаденка ...

2. Объясните, какие из синонимов, называя действие, выражают наше отношение: бродить, слоняться; бояться, трусить. Составьте предложения с выбранными глаголами.

3. Выделите главное слово в каждом ряду:

– хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить
– бормотать, лопотать, бурчать, бубнить
– раздаваться, звучать, слышаться, разноситься

Можно ли назвать эти глаголы синонимами? Чем отличаются глаголы каждого ряда друг от друга?

4. К словам левого столбика найдите близкие по смыслу слова из правого. Запишите пары:

Журчать – ... стонать
Играть – ... звенеть
Шуметь – ... пиликать
Скрипеть – ... клокотать
Плакать – ... скрежетать

5. Прочитайте слова: беспокоиться, влиять, воздействовать, возражать, волноваться, лечить, оспаривать, протестовать, тревожиться.

Найдите глаголы-синонимы и запишите их группами. Укажите спряжение глаголов, обозначающих душевное состояние человека.

6. В каждой строчке найдите лишнее слово: Злить, нежить, сердить, обозлить, скучать, грустить, тосковать, уважать
Составьте предложения с выбранными глаголами во 2 лице ед.ч.

Отрывки из художественных произведений дают возможность не только закрепить значение слов-синонимов, но и осознать роль синонимов в речи. Такие отрывки можно использовать на уроках русского языка, в работе по грамматике и орфографии.

1. Найдите слово, близкое по значению (синоним) слову “убежать”. Чем оно отличается по смыслу?

Виталик был рад, что Мурзик удрал от него ...Он нарочно старался шуметь, чтобы Мурзик услышал и успел убежать подальше. (И. Носов)

2. Прочитайте отрывок из стихотворения:

И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика:
Не прыгает, не скачет он
И доктора зовет... (К. Чуковский)

Почему автор два слова “прыгает” и “скачет”, обозначающих сходные действия, употребляет рядом?

Понимание того, что каждое слово имеет свое значение (а этому способствует начальное усвоение синонимов на основе чувственных образов), что слово может обладать эмоционально-экспрессивной окраской, что употребление слова зависит от цели высказывания, стиля речи (это формируется через упражнения), развивает у учащихся потребность внимательно относиться к выбору слова, узнавать новые слова. Работа с синонимами в начальных классах раскрывает лексическое богатство русского языка. Усвоение синонимических гнезд, а затем упражнения в употреблении синонимов – путь к овладению этого богатства.

Важным семантическим отношением лексических единиц является их противоположность, или антонимия. Антонимические отношения характеризуются предельно логичным ударением, противоположностью своего реального содержания. Слова, связанные такими значениями, называют антонимами. Основой противопоставления являются такие значения, которые не просто различны, а соотносительны и при этом противоположны друг другу, имея общие смысловые компоненты. Например, смеяться – плакать.

Работа над антонимами, как и над синонимами, начинается в первом классе и, усложняясь, проводится постоянно в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами. На антонимах построены многое пословицы: “Труд кормит, а лень портит”, “Легко друзей найти, да трудно сохранить”, которые встречаются уже в “Азбуке”.

На уроках русского языка в связи с изучением частей речи учащимся предлагается выполнить следующие упражнения:

а) группировка антонимов по парам;

Дается список слов, которые могут образовывать антонимические пары, могут быть включены “конфликтные” слова.
Задание: выписать пары слов с противоположным значением. Составить предложение с глаголом движения: ложиться, рыдать, мешать, хохотать, взять, вставать, хвалить, помогать, ругать, уходить.

б) замена антонимов в предложении;

Замена антонимов в предложении требует его перестройки, добавления или замены некоторых слов. При этом нередко приходится использовать еще одну или даже две антонимические пары.
В этом состоит развивающая цель упражнения. Например: Зимой рано смеркается (Зимой поздно рассветает); Пустой колос легок, он стоит прямо (Полный колос тяжел, он к земле гнется).

в) дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.

Например: От радости смеешься, а от горя ...; Вороны кричат, а рыбы ...
Основная цель упражнений с антонимами – использование их в устной и письменной речи. Конечно, антонимы употребляются учащимися нечасто, применение их зависит от содержания высказывания. Однако умение вводить антонимы в свою речь должно служить одним из критериев оценки речевого развития школьников.

Прямое и переносное значение глаголов.

Большинство широко употребительных слов многозначно. Многозначность – это способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексико-семантических вариантов слова.

Одно из значений слова – первичное, исходное, а другое – вторичное, появившееся в результате развития первичного значения. Например: глагол “резать” имеет значение “разделить на части острым инструментом” (резать хлеб, мясо) – первичное; другие значения вторичны, “веревка режет руки”, то есть действие веревки сходно острому инструменту.

На уроках русского языка в связи с изучением глагола учащиеся овладевают умением употреблять глаголы в речи в прямом и переносном значении. Практически знакомятся с многозначностью глаголов, выполняя следующие упражнения:

1. Объясните значение выделенных слов:

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы висят на месте. (В. Орлов)

2. Заменить глагол “бежит” близким по смыслу: Время бежит, река бежит, зерно бежит из мешка, молоко бежит из кастрюли.
Надо ли заменить этот глагол в предложении “Лисица бежит по полю”?

3. Прочитай:

Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут.
Злятся, злятся, травки мнут. (П. Потемкин)

Подчеркни глаголы, которые употреблены в переносном значении. Составь предложение, употребив глагол “злятся” в прямом значении.

4. Прочитать стихотворение, объяснить значение глагола:

Кто играет?

И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе). (А. Шибаев)

Подчеркни глагол “играет” в том сочетании слов, где он обозначает действие неживого предмета.

Понимание многозначности способствует восприятию образов художественного произведения, пониманию его идейного содержания.

Работа над словосочетанием и предложением.

Работа над словосочетанием и предложением проводится на уроках русского языка в связи с изучением грамматики, а также на уроках обучающего изложения и сочинения.

Практикой установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании. При изучении темы “Глагол” важно сопоставить однокоренные, а также близкие по значению глаголы, управляющие разными падежами существительных, например: касаться (чего?), прикоснуться (к чему?), вслушаться (во что?), прислушиваться (к чему?), удивляться (чему?), удивлять (кого? чем?), радовать (кого? чем?), радоваться (чему?), беспокоить (кого? чем?), беспокоиться (о ком?).

Составляя словосочетания с данными глаголами и вопросами, учащиеся научатся отбирать те нужные конструкции, с помощью которых можно передать тончайшие смысловые оттенки и правильно использовать их в речи. Специального внимания требуют глаголы, при которых учащиеся неправильно употребляют предлог с падежными формами существительного: идти (куда?) в школу, в сад, на завод; идти (откуда?) из школы, из магазина, с работы, от товарища; идти (где?) по дороге, лесом, мимо школы, около дома.

Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.

Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся.

В работе над связным текстом построение предложений не может быть целью, оно скорее служит средством. Поэтому нужны специальные упражнения. Их цель – научить школьников строить предложения в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, разнообразить их структуру, расширять размеры, научить совершенствовать предложения, добиваясь их точности и выразительности.

Упражнения с предложениями могут быть разделены на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.

Упражнения на основе образца, или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций, понимание их внутренних связей и семантики, а также обучение школьников построению таких же или подобных собственных предложений.

Группа конструктивных упражнений очень разнообразна. Рассмотрим некоторые из них:

1. Восстановление предложений из разрозненных слов.

Выполняя такое задание, школьники должны по данным словам и наименованию темы восстановить смысл, содержание предложений, затем расположить слова в нужном порядке и связать их союзами, предлогами, окончаниями.

Например: Из данной группы слов составить предложение. Определите спряжение глаголов движения: Синем, в, хлещут, море, волны. Ветер, гулять, подгонять, и, кораблик, море, по.

2. Постепенное, ступенчатое распространение простого предложения с помощью вопросов. Например:

а) Прочитайте предложения левого столбика. Объясните значение данных глаголов.

Поезд идет какой? куда?
Промелькнул самолет где? какой?
Тянется баржа как? какая?

Распространите предложение, пользуясь вопросами правого столбика.

б) Из словосочетаний “мелкий дождь”, “сильный дождь” составьте два предложения, используя в каждом подходящий глагол (лить, моросить, капать).

в) Какие из помещенных в скобках глаголов наиболее подходят к данным предложениям? Почему?

Попробуй (залезть, влезть, взлезть) на это дерево.
Комар (взлетел, залетел) в комнату.
Он (исходил, походил, переходил) много дорог.

Такие упражнения полезны тем, что они подготавливают школьников к совершенствованию, редактированию собственных сочинений, учат дополнять, уточнять написанное.

3. Соединение простых предложений в одно сложное.

Например: прочитайте два предложения. Какое одинаковое действие совершают животные?

Весной просыпается медведь.
Барсук и еж просыпаются тоже.

Составьте одно предложение про зверей.

Приведенные формы конструктивных упражнений выполняются на уроках русского языка как в связи с грамматическими темами, так и в ходе подготовки к творческим работам.

Творческие упражнения с предложениями предполагают в основном отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий. Школьники составляют предложение совершенно свободно.

Типы заданий к творческому составлению предложений:

1) дается тема для составления предложения: составить предложение о своем друге (о солнце, о любимом животном), употребив глаголы 3 лица, настоящего времени.
2) дается картинка – предметная или сюжетная; предложение составляется по картинке.
3) опишите свое поведение, когда вы спешите, опаздываете, но не можете найти в своей комнате забытую вещь. При помощи каких приставок в глаголе “бегать” вы опишите свои движения? Составьте предложения с этими глаголами.

Одна из характерных и замечательных особенностей глагольного слова – его организующая, конструктивная роль в предложении.

В результате изучения темы “Глагол” учащиеся должны не только распознавать такую часть речи, уметь изменять глагол по временам, лицам, числам, владеть навыками правописания личных безударных окончаний глагола, но и познакомиться со стилистическими особенностями глагольных форм.

Одна из характерных и замечательных особенностей глагольного слова – его организующая, конструктивная роль в предложении.

В результате изучения темы “Глагол” учащиеся должны не только распознавать такую часть речи, уметь изменять глагол по временам, лицам, числам, владеть навыками правописания личных безударных окончаний глагола, но и познакомиться со стилистическими особенностями глагольных форм.

Работа над текстом.

При анализе текстовых функций глагольной лексики учащимся раскрывается эстетическая сторона родного языка, они начинают понимать, что хорошо знакомые слова могут приобретать магическую силу воздействия на мысли, чувства и воображение слушателя (читателя). Глагол используется, прежде всего, для передачи движения. Этими словами выражается динамика, непрерывное движение окружающего мира. Частое употребление глаголов передает быструю смену действий, состояний, придает повествованию динамичность.

При изучении некоторых разделов темы “Глагол” рекомендуется использовать стилистические упражнения, которые помогут учащимся определить роль глагола в тексте.

Продемонстрировать эту возможность глагола можно, взяв любой текст, поэтический или прозаический.

Рассмотрим упражнения с глаголами разных лексико-семантических групп.

1. Сравните два отрывка из стихотворения С. Есенина:

а) “Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.”
б) “Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь Серебрист и светел.”

– Назовите глаголы в первом отрывке. Зачем поэт использует их в своем произведении? (передать различные изменения в природе) Объясните значение глаголов.
– Заметили ли вы во втором отрывке какое-то движение? Подберите глаголы, которые помогут увидеть это движение.

2. Прочитайте текст:

Иногда откуда-то, с неожиданной стороны, врывался осколок, с силой ударялся в землю, делал рикошет, кружился, трещал, звенел, ныл, как волчонок, и с отвратительным стоном уносился прочь... (По В. Катаеву)

Найдите в тексте глаголы прошедшего времени.

Почему именно они употреблены в тексте? Проследите, как с помощью этих глаголов раскрывается стремительное действие.

3. Выразительно прочитайте текст:

Замерзший бор шумит среди лазури,
Метет ветвями синеву небес.
И кажется, не буря будит лес,
А буйный лес, качаясь, будит бурю. (С. Маршак)

Определите лицо, время, число глаголов. Какие из них употреблены в переносном значении? С какой целью поэт использует их в своем стихотворении?

Современные исследования показывают, что языковой анализ художественного произведения, внимание к его речевому оформлению способствует более глубокому исследованию содержания текста, проникновению в художественный текст.

Выполняя представленные в работе упражнения, учащиеся научатся классифицировать глаголы; группировать их по определенным значениям; сопоставлять группы глаголов, объединенных общим смыслом, но различающихся оттенками значения; употреблять в речи глаголы-синонимы, антонимы; использовать в собственной речи фразеологизмы; конструировать связные высказывания с заданными глаголами и уместно употреблять их в тексте.