"Литературное кафе" как форма аттестации

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Существуют разнообразные формы аттестации педагогических работников.

Для себя я их разделила на следующие группы:

  • открытый урок;
  • методические разработки;
  • авторские классы;
  • творческий отчёт.

Открытый урок

Учитель даёт серию открытых уроков (обычных или нестандартных). Можно проводить открытую аттестацию, когда на урок приглашаются гости из других школ, из соседних районов, городов. Преподаватель может принять участие в конкурсе “Учитель года”.

Методические разработки

Защита методических разработок — часто встречающаяся форма аттестации. Оформляется выставка карточек, схем, таблиц, тестов. Учитель даёт комментарии ко всем материалам, объясняет, как использует разработки в своей практике. Можно дать методические рекомендации по изучению отдельных тем курса.

Авторские классы

Называют эту форму аттестации по-разному: и педагогическая мастерская, и мастер-класс. Суть её заключается в следующем: педагоги передают свой практический опыт коллегам. Учитель даёт урок, а в роли учеников – коллеги. Цель данной формы аттестации – знакомство с опытом работы учителя.

Творческий отчёт

Самая интересная форма. Слово “творческий” говорит само за себя: “Самостоятельно созидающий что-нибудь новое, оригинальное, созидательный”.[1]

Творческий отчёт – это праздник: творческая гостиная, салон, встреча за круглым столом, пресс-конференция, клуб общения и т. д. “Творческий отчёт – форма аттестации, которая заключается в отчёте аттестуемого о научно-методической деятельности, претендующей на новизну, оригинальность по своей сути и форме, а также о её результатах”.  Хочется напомнить о том, что формы аттестации постоянно совершенствуются и индивидуальны для каждого учителя. Предлагаю свою форму аттестации: Литературное кафе. Много разногласий может вызвать само название. Речь идёт о кафе – “клубе, объединяющем людей на основе общности, близости интересов, сходства занятий”.[1]

Цели:

  • демонстрация опыта;

  • помочь коллегам увидеть своё “Я”;

  • знакомство с личным творчеством учителя.

Литературное кафе

Ведущий

Как-то раз на полке книжной
Все герои вышли из книжек.
Стали думать да гадать:
Как бы на категорию сдать.
Чем бы горю подсобить
И учителя не сгубить!

Ученица

– Я, – сказала Бедная Лиза, – ни о чём не думала, так уж вышло.
Может быть, само всё решится,
И не стоит суетиться.

Ученик

– Из школы – вон, подайте мне карету,
Поеду я искать по свету,
Где категорию и как дадут.

Ведущий

– Уехал Чацкий, ох и плут!
А гости всё решенья ждут.

Ведущий

Тут промолвил Всадник Медный:
Гостиную надо создать отменную.
Героев Пушкина сюда приглашаем,
Бал сказочных героев мы открываем!

Звучит мелодия “Три чуда” из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”

Ведущий

Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.

Лебедь

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?

Князь

Грусть-тоска меня съедает;
Чудо-чудное завесть
Мне б хотелось. Слышал весть:
Лукоморье где-то есть.
Кот там ходит по ветвям,
Сказки молвит тут и там!

Лебедь

Горю я помочь смогу –
Разгоню твою тоску.
На кота я не похожа,
Но сказки Пушкина знаю тоже.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты чудес каких-нибудь?
И не вздумай обмануть.

Девочка с зеркалом

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Лебедь

И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И пощёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Князь

Зеркало говорит само –
То известно мне давно.
Нет, тут чуда не видать!
Ты вели её прогнать!

Лебедь

Ветер по морю гуляет
Да кораблик подгоняет.
Он летит себе в волнах
На поднятых парусах.
Скоро к берегу пристанет –
Мы же слушать дальше станем.
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал.
Перед ним во мгле печальной
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
(Он падает на грудь)

Царевна

Ах, как долго я спала.

Лебедь

Ах, и зарыдали оба.
В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно.

Князь

Каждый любит и страдает.
Всяк о счастии мечтает.

Лебедь

Наш кораблик вновь плывёт,
По сказкам Пушкина ведёт.
Жил – был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.

Поп

Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?

Балда

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(Поп развалился в кресле.
Балда метёт, мешки таскает)

Лебедь

Живёт Балда в поповском доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
Вот и час расплаты подошёл.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
(Балда уводит попа)

Князь

Мораль сей сказки такова:
Не будь похожим на попа.
Лучше немного переплатить,
Но в счастии и в спокойствии жить!

Лебедь

Ветер по морю гуляет,
Сказки новые навевает.
Это не сказка, это поэма,
Говорю об этом смело.

Музыка: “Марш Черномора” из оперы М.И.Глинки “Руслан и Людмила"

Ведущий

Блистая в ризе парчевой,
Колдун, колдуньей ободренный,
Развеселяясь, решился вновь
Нести к ногам девицы пленной
Усы, покорность и любовь,
Разряжен карлик бородатый,
Опять идёт в её палаты.
Княжна ушла, пропал и след!
Нигде её в помине нет.
Кто выразит его смущенье,
И рёв, и трепет исступленья?
С досады дня невзвидел он.
Раздался Карлы дикий стон:

Черномор

“Сюда, невольники, бегите!
Сюда, надеюсь я на вас!
Сейчас Людмилу мне сыщите!
Скорее, слышите ль? Сейчас!
Не то – шутите вы со мною –
Всех удавлю вас бородою!”
(Уходит, борода волочится за ним)

Князь

Ну, это тоже ведь не диво.
Старик влюбился – ничуть не красиво!

Лебедь

Кораблик дальше побежал,
Вот и к берегу пристал.
Жил-был славный князь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить

(Царь лежит, читает огромную книгу А. . Пушкина “Сказки”)

Царь

Боже мой! Ну как я жил?
Сколько бед я натворил.
Нужно мне прожить ещё
Ну хотя бы лет бы сто!
Книги многое открыли.
Книги жизни научили.
(Увлечённо читает)

Князь

Ну, царевна, удивила.
Всех гостей ты покорила.
А теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться.
И за свадебным столом
Потолкуем обо всём.
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.

Ведущий

Но это всё приданья старины.
В день сегодняшний вступаем мы.

Ведущий

Итак, она звалась Татьяной,
Практически в ней нет изъянов.

Ведущий

Работает в школе 13-ый год,
8-ым и 9-ым уроки даёт.

Ученик

Я люблю литературу
Больше даже физкультуры.
Буду Пушкина читать,
Чтобы много-много знать!

Ученик

Сначала я молчать хотел,
Но знаете, я не сумел.
Я не учил стихотворенья
И думал, что в них толку нет.
Лишь Вас услышал –
Сразу понял, что мне
Без книжек жизни нет.

Ведущий

8-ым “А” классом руководит,
О них что угодно она сочинит.

Учитель:

Класс люблю свой очень-очень,
Иногда схожу с ума.
Как бороться с ними? Впрочем,
Расскажу об этом я.
Каждый день веду беседы
Я о пропусках, о лени.
Каждый день учу я их,
Что нельзя прожить без книг!
Воспитаньем занимаюсь
Просто каждый божий день.
Достучаться я стараюсь
До души их, до сердец.
Я не знаю, как мне быть?
Как их жизни научить?
Слово ответное им предоставляю.
8 “А” класс сюда приглашаю.

Ответное слово 8 “А”

Величаем своей мамой
И болеем за неё,
Потому что точно знаем:
Нет роднее никого!

Правил много в языке.
Ох, мучения одне…
Как их выучить? Не знаю,
Лучше урок я прогуляю!
Много разных учителей,
Но нет для нас её краше, милей.
Знаем: в любом вопросе поможет
И отругает, если захочет!
Учителя мы своего очень любим.
И после школы его не забудем!

Пресс – центр

Второй год в школе есть “Пресс – центр”.
Много решает вопросов, проблем.

Нужно газету нашу издать,
И на теорию не опоздать.
И альманах выпустить, не спеша,
Такой, чтобы пела у всех душа.

В клубе этом я недавно
И скажу вам откровенно,
Что не стала пока поэтом,
Но решаю проблемы века.

Все мы пишем репортажи,
Работаем с компьютером даже.

Ток-шоу учимся проводить.
Тему разработаем – не забудем и Вас пригласить!

Все

Не знаем: плохо ли, хорошо?
Но мы работаем и всё!
Шуточная викторина

Знаете ли Вы?

Знаете ли вы виновницу сегодняшнего торжества?

  1. Когда у Татьяны Андреевны День рождения?
  2. Какие глаза у Татьяны Андреевны?
  3. Любимый поэт?
  4. Любимый писатель?
  5. Сколько детей у Татьяны Андреевны?
  6. Любимая школа?
  7. Хобби
  8. Что означает имя?
  9. Что общего с Татьяной Лариной?
  10. Назовите известных людей с таким же именем.

Учитель.

Предвижу всё:
Вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
И пусть мои здесь откровенья
Помогут лучше меня узнать:
Немного хочу себя показать
Пред Вами фрагменты моих уроков,
Смотрите – и не судите меня слишком строго.

(Идёт просмотр видеофрагментов уроков русского языка и литературы).

Заключительное слово учителя:

Я здесь стою - чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь я знаю, в Вашей воле
Меня помиловать иль наказать,
Но Вы к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в году лишь раз
В таком кафе увидеть Вас,
Чтоб только слышать Ваши речи,
Вам слово молвить, а потом
Всё думать, думать об одном
И день, и ночь до новой встречи.
Я рада, что пришла я в школу к Вам.
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б Вас,
Не знала этого волненья.
Кончаю! Страшно стало мне…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой Ваша честь,
И смело ей себя вверяю…

Вторая часть праздника – встреча с любимым поэтом.

Учитель рассказывает о поэте, читает его стихи, говорит о своих увлечениях. Если есть возможность, читает свои собственные стихи. Заканчивается мероприятие беседой за круглым столом.

Литература

1.С.И.Ожегов “Словарь русского языка”. М.;1990 г.

2. “Организация и проведение аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в Алтайском крае”. Барнаул, 2001 г.