Художественный мир Л. Н. Толстого

Разделы: Литература


Урок 1,2: Художественный мир Л. Н. Толстого.

Цели урока:
помочь учащимся найти свой путь к творчеству и личности Л.Толстого, осознать его религиозные и эстетические взгляды, попытаться проникнуть в его духовный и художественный мир

Оборудование:

  1. Портреты писателя кисти Крамского, Репина, Перова, Нестерова, Шмаринова;
  2. Фотографии последних лет;
  3. Видеофильм «Репин рисует Толстого» (9 минут), - М., студия «Кварт»;
  4. Аудиозапись «Дневник Л. Н. Толстого» (4 минуты), - М., студия « Кварт»;

Предварительное задание к уроку.

Индивидуально:

  1. рассказ о предках Толстого;
  2. сочинение-миниатюра для специально подготовленных учащихся «Л. Толстой глазами художников», «Мои впечатления при виде портретов писателя»;
  3. рассказ о привычках писателя, жестах, речи и т.п. («Штрихи к портрету» по книге «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников», - М., Просвещение, 1974);
  4. любимые стихи Л. Толстого: «Воспоминание» А. С. Пушкина, «Молчание» Ф. И. Тютчева, «А. Л. Б-кой» А. А. Фета;
  5. Лев Толстой и музыка (любимые музыкальные произведения в исполнении учащихся комментарии к ним).

Всему классу:
прочитать биографию писателя по книге: Е. Маймин. «Лев Толстой» или по любым другим источникам.

Ход занятия.

1. Слово учителя «Мир Льва Толстого».

Наш урок, естественно, не может охватить беспредельность мира писателя. Но, может быть, он поможет вам определить путь к своему Толстому. Наш урок - не биография писателя и не очерк творчества, мы не будем подробно прослеживать весь жизненный путь писателя. Скорее всего, цель урока в том, чтобы показать писателя с менее знакомой нам стороны, взглянуть на него как на человека, как на личность.

Немаловажную роль играют истоки. Все начинается с семьи, с «родового гнезда», с предков. А предки Льва Толстого поистине легендарные.

2. Предки Л. Толстого. Рассказ ученика

Лев Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1928 года в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии в аристократической дворянской семье.

Род Толстых существовал 600 лет. По преданию, и фамилию свою они получили от великого князя Василия Васильевича Темного, давшего предку писателя Андрею Харитоновичу прозвище Толстой. Прадед Л. Н. Толстого Андрей Иванович был внуком Петра Андреевича Толстого, одного из славных зачинщиков стрелецкого бунта при царевне Софье. Падение Софьи заставило его перейти на сторону Петра I, который долго не доверял Толстому. Это был человек, европейски образованный, участник Азовского похода 1696 года, знаток морского дела. В 1701 году в период резкого обострения русско-турецких отношений был назначен Петром I послом в Константинополь. В 1717 году П. А. Толстой оказал царю важную услугу, склонив царевича Алексея к возвращению в Россию из Неаполя. За участие в суде и тайной казни царевича П. А. Толстой был награжден поместьями и поставлен во главе тайной правительственной канцелярии.

В день коронования Екатерины I он получил титул графа, поскольку вместе с Менщиковым энергично содействовал ее воцарению. Но при Петре II, сыне царевича Алексея, П. А. Толстой оказался в опале и в возрасте 82 лет был сослан в Соловецкий монастырь, где вскоре умер.

Лишь в 1760 году при императрице Елизавете Петровне, потомству П. А. Толстого было возвращено графское достоинство.

Дед писателя, Илья Андреевич, был человеком веселым, доверчивым, безалаберным. Он промотал все свое состояние и вынужден был служить губернатором в Казани.

Помогла протекция всесильного военного министра Николая Ивановича Горчакова, на дочери которого он был женат. В семье И. А. Толстого жила воспитанница, дальняя родственница жены Пелагеи Николаевны Горчаковой Татьяна Александровна Ергольская. Она была тайно влюблена в его сына Николая Ильича.

Николай Ильич, отец писателя, в 17 лет определился на военную службу адъютантом к князю Андрею Ивановичу Горчакову, участвовал в славных военных походах 1813-1814 гг., попал в плен к французам и был освобожден в 1815 году нашими войсками, вступившими в Париж. Вышел в отставку, приехал в Казань. Но смерть отца оставила его нищим. Тогда на семейном совете было принято решение: жениться на богатой и знатной княжне Марии Николаевне Волконской. Так Толстые переехали на жительство в Ясную Поляну, имение княжны Волконской.

Волконские вели свой род от Рюрика и считали своим родоначальником князя Михаила Черниговского, зверски замученного татарами в 1246 году за гордый отказ соблюдать басурманские обычаи и причисленного к лику святых. Потомок князя Михаила князь Иван Юрьевич в XIII веке получил Волконский удел по речке Волконе, протекавшей в Калужской и Тульской губерниях. От него и пошла фамилия. Сын его, Федор Иванович, геройски погиб на Куликовском поле в 1380 году.

Легендой окружен прадед по матери, Сергей Федорович Волконский. Генерал-майором он участвовал в Семилетней войне. Тоскующей жене приснился сон, где голос ей повелевает послать мужу нательную икону. Через фельдмаршала Апраксина икона была немедленно доставлена. И вот в сражении пуля попадает Сергею Федоровичу в грудь, но икона спасает ему жизнь. С тех пор икона, как священная реликвия, хранилась у деда Л. Толстого, Николая Сергеевича.

Николай Сергеевич Волконский, дед писателя, был государственным человеком, приближенным императрицы Екатерины II. Но, столкнувшись с ее фаворитом Потемкиным, гордый князь поплатился придворной карьерой и был сослан воеводой в Архангельск. Выйдя в отставку, он женился на Екатерине Дмитриевне Трубецкой и поселился в Ясной Поляне. Екатерина Дмитриевна рано умерла, оставив единственную дочь Марию. Крестьяне уважали разумного барина, который заботился об их благосостоянии. Он построил в имении богатый усадебный дом, разбил парк, выкопал большой пруд. В 1821 году он умер.

В 1822 году осиротевшая Ясная Поляна ожила, в ней поселился новый хозяин Николай Ильич Толстой. Семейная жизнь его сначала сложилась счастливо. Пошли дети: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и, наконец, долгожданная дочь - Мария. Однако появление ее на свет обернулось безутешным горем для Н. И. Толстого: во время родов умерла Мария Николаевна, и семейство Толстых осиротело.

Мать заменила Татьяна Александровна Ергольская, которая по-прежнему любила отца, но не вышла за него замуж. Отец скончался в 1837 году, когда Левушке было 9 лет. Так семейство осиротело совсем.

Добавление учителя.

В детстве Толстого окружала теплая семейная атмосфера. Здесь дорожили родственными чувствами. Здесь сочувственно относились к бедным, оделяли их деньгами. Еще мальчиком Л. Толстой присматривался к верующим людям, странникам и богомольцам. Так вызревала в душе будущего писателя «мысль народная»: «Все окружавшие мое детство лица - от отца до кучеров - представляются мне исключительно хорошими людьми, - говорил Л. Толстой, - вероятно, мое чистое, любовное чувство, как яркий луч, открывало мне в людях лучшие их свойства, и то, что все люди эти казались мне исключительно хорошими, было гораздо ближе к правде, чем то, когда я видел одни их недостатки».

Будучи студентом Казанского университета, Лев Толстой увлекается идеей нравственного возрождения человечества. Сам начинает анализировать отрицательные стороны своего характера с предельной искренностью и прямотой. Юноша не щадит себя, он преследует не только свои постыдные поступки, но и недостойные высоконравственного человека помыслы. Так начинается беспримерный труд души, которым будет заниматься Толстой всю жизнь. Пример этого душевного труда - дневники писателя, составившие 13 томов его творческого наследия. Густой туман злоязычий и восторгов окутывал этого человека при жизни. Вряд ли были люди, вовсе не слышавшие о нем, но даже если и были, все равно их жизнь стала во многом иной, с тех пор, как на земле возникло это явление - Лев Толстой.

Потому что после этих произведений люди стали иначе смотреть на себя. Он писал не повести и романы, которые можно было читать или не читать, он перестраивал мир, но прежде он должен был перестроить самого себя.

Есть в огромном литературном наследии Толстого, занимающем 90 томов юбилейного издания его сочинений, одна книга, известность которой далеко не так велика, как известность «Войны и мира» или «Анны Карениной». А между тем книга заслуживает нашего благодарного внимания. Это книга жизни великого писателя. Ее не станешь читать подряд, как роман или повесть. Но значение ее огромно, смысл высок.

Работа с аудиозаписью «Дневник Л. Н. Толстого».

- При прослушивании записи сделайте вывод о взглядах Л. Н. Толстого

Продолжение учителя.

Но поиск себя, своего собственного «я» продолжается: Петербургский университет; успешная сдача экзаменов, но бросает начатое; служба в канцелярии Тульского губернского правления - но и это оставлено. «Метания души» приводят его на Кавказ. Он становится участником Крымской войны - (голос предков дал о себе знать). Впечатления от войны лягут в основу «Севастопольских рассказов» и «Войны и мира».

Вернувшись с войны, он женится на Софье Андреевне Берс, и опять поиск смысла жизни: желание быть хорошим хозяином, и в тоже время он еще и пишет. Он уже довольно известный писатель, автор военных рассказов, «Войны и мира», он счастлив в кругу семьи. Но как писатель, постоянно ощущает, что что-то не так, то есть поиск истины, смысла жизни продолжается. Таким он был запечатлен на картинах русских художников, не раз приезжавших в Ясную Поляну.

3. «Толстой глазами художников…» (Мои наблюдения) Сочинение- миниатюра подготовленного ученика. (Например, по портрету Л. Н. Толстого работы художника Крамского).

Из живописных портретов наилучшим надо признать портрет работы Крамского, писавшийся в 1874 году, когда Льву Николаевичу было 45 лет.

На портрете этом замечательно изображены глаза, так как в первую очередь писатель считал, что глаза - это «зеркало души». В напряженном, спокойном, сосредоточенном взгляде чувствуется поэтическая широкая натура, огромный интеллект, сильный темперамент, большое сердце, непреклонная воля, предельная простота, благожелательность к людям, благородство.

Лицо его по своим чертам кажется на первый взгляд совсем обыкновенным, простым, очень русским. Это не лицо аристократа. Но в лице Льва Николаевича все же чувствуется сильная порода, живучесть определенного рода людей. Лицо как будто высечено, вылеплено из какого-то очень упругого материала. Черты лица крупные, грубые, резкие. Огромный выпуклый лоб, хорошо видный, потому что волосы зачесаны назад, в висках сдавленный, как будто весь мозг сдвинут в его переднюю часть. Вдоль всего лба две горизонтальные большие глубокие морщины. На переносье две вертикальные, еще более глубокие, но короткие морщины.

Лоб сильно надвинут на глаза, как бывает, когда хмурятся или при усиленном мышлении. Брови огромные, щетинистые, мохнатые, сильно выступающие вперед. Такие брови должны быть у чародеев, сказочных дедов, богатырей, мудрецов. В них что-то дремучее и мощное. Брови висят над самыми глазами.

Кости на скулах сильно выдвинулись. Щеки чуть ввалились. Это придает лицу вид человека, всю жизнь свою много и упорно трудившегося.

Нос его очень широкий. Это больше всего сближает его с древними стариками. В форме носа нет ничего барского, утонченного. Так и представляешь себе, как он вдыхает этим типически русским носом запах лесов и дорогих ему привольных русских полей. Ноздри тонкие, иногда раздуваются, как у лошадей чистой высокой крови.

От носа идут к углам губ косые с каждой стороны носа глубокие складки. И на каждой щеке тоже по одной небольшой складке. Как будто скульптор провел резцом тут и там, чтобы сделать черты лица рельефнее. Это придает лицу выражение энергии и мужества.

Губ большей частью не видно, они обросли пушистыми усами. В очертаниях губ нет ничего красивого. Но когда смотришь на это лицо, кажется, что у него никакого другого рта не могло бы и быть. Рот тоже прост: крупный, выпуклый, но вместе с тем в нем чувствуется мягкая и добрая сила.

Его большая борода увеличивает размер лица. Смотришь на его бороду и думаешь: «Как же он мог бы быть без такой широкой русской, роднящей его с миллионами крестьян бороды!» Но вместе с тем в этой вьющейся старинной бороде есть что-то мудрое, вековечное.

- О чем невозможно сказать, глядя только на портрет? (О том, каким был голос, жесты, мимика, какова речь писателя).

4. «Штрихи к портрету» Сообщение учащегося.

Интересны воспоминания современников о руках Л. Н. Толстого. Они были ни большие, ни малые, среднего размера, полноватые, мягкие, в старости не морщинистые, как у многих, а с гладкой кожей и всегда безукоризненно чистые. Он неоднократно их в течение дня мыл. Ногти не удлиненной формы, а широкие, округлые, коротко остриженные, также безупречно чистые.

Некоторые жесты рук у него были особенные. Засовывание руки или обеих рук за пояс. Отставлял мизинец левой руки на бумагу во время писания - и чувствовался аристократ. Часто читал он письмо, держа его не как обычно в одной руке, а двумя. Когда клал локоть на спинку стула, часто рука свисала, тоже чувствовалось что-то аристократическое.

Голос его склонялся к легкому басу. Тембр приятный, мягкий, чувствовалось необыкновенное благородство, истинно человеческое достоинство, однако слышались и отзвуки аристократизма. Что касается слуха, то он у него полностью сохранился до конца дней и был очень тонкий.

Речь ритмична, большею частью спокойная. Слушателей речь его поражала красками, выпуклостью, гармонией. Вместе с тем его речь была необыкновенно проста, ни пафоса, ни искусственности, ни нарочитости в ней никогда не слышалось.

Лев Николаевич очень часто употреблял в своей речи междометия: «гм», «ох», «ах», «ай-яй-яй-яй», «ба».

Отношение к еде. Еще в молодости Лев Николаевич приучал себя к простой и умеренной пище. 9 декабря 1850 года он пишет в письме к Т. А. Ергольской: «Обедаю дома, ем щи и кашу и вполне доволен». В 25-летнем возрасте он поставил себе за правило: «Быть воздержанным в питье и пище». В 27 лет в записной книжке он отметил: «Никогда не бывал нездоров от того, что недоел, а всегда от того, что переел» (октябрь, 1855 год).

Мысль о вреде чрезмерного употребления пищи людьми привилегированного класса занимала Л. Н. Толстого и спустя 8 лет, во время его работы над «Анной Карениной», когда ему было уже 45 лет. С годами Л. Н. Толстой все больше и больше убеждался в том, что из еды недопустимо «делать наслаждение».

Последние 25 лет жизни писатель не ел мяса и рыбы. Постоянно контролировал и одергивал себя. Одним из его постоянных блюд была овсяная каша.

5. Просмотр видеофильма «Репин рисует Толстого» дополнит представления учащихся о жизни писателя в Ясной Поляне.

Добавление учителя.

Большой дом был с флигелем. Наверху в нем было 5 комнат с темной каморкой, а внизу одна комната с каменными сводами, бывшая кладовая и рядом небольшая комнатка, откуда вела наверх витая деревянная лестница. Наверху размещались спальни, детская, столовая с большим окном и гостиная с небольшим балконом, где после обеда пили кофе. Внизу комната со сводами служила в последнее время кабинетом Льва Толстого. Репин изобразил ее кабинетом.

В саду была теплица для зимних цветов и оранжерея с персиками. Вот один день из жизни великого писателя. Дом спал, когда просыпался Толстой. На ногах была лишь прислуга. В 8 часов утра он, сунув в карман записную книжку, спускался вниз по лестнице. Утренняя прогулка по липовой аллее, либо вокруг дома была недолгой. Она заканчивалась у старого вяза, который он называл вязом бедных, здесь его уже ждали мужики: кто просил леса, кто милостыню. Толстой слушал всех одинаково, оделял деньгами.

Ранний завтрак Толстого был короток. Затем он уходил в кабинет, комнату под сводами с двойной дверью. В 15.00 Толстой выходил из кабинета и на 2-3 часа уходил из дому: на шоссе, вступал в разговоры со странниками, в деревню, пахал, боронил, косил или впрягал лошадь и бродил по окрестностям Ясной Поляны на 15-20 верст. Возвращался он отдохнувшим. Он уходил далеко в лес, блуждал малоезжими дорогами, тропками, оврагами.

В 6 часов вечера Толстого ждали обедать. За обедом в большой зале на террасе велись разговоры с членами семьи и гостями. Очень много рассказывал и Л. Н. Толстой. Он умел говорить с каждым о том, что того занимает.

После обеда предлагал умеющим сыграть партию в шахматы или городки.

После обеда Толстой уходил в кабинет, где просматривал корректуры. О, эти корректуры: перемаранные, перечерканные, исписанные вдоль и поперек!

К вечеру снова собирались на террасе за столом, пили чай. Если были музыканты, он просил играть.

В молодые годы утро Лев Николаевич проводил в хозяйстве: все обойдет или же сидит на пчельнике. Он сажал и капусту, разводил японских свиней. Он посадил яблочный сад, сажал кофе, цикорий. Его занимала и посадка еловых лесов, чем и обессмертил свое имя в хозяйстве.

6. - Как натура эмоциональная и впечатлительная, он не мог оставаться равнодушным к поэтическому слову. Вот любимые стихи Толстого.

Подготовленное чтение стихов и комментарий к ним учащихся.

Укоренившееся мнение, что Толстой не любил поэзии, не отражает мнения писателя на поэтические произведения. Он очень строг в оценках, это верно. Но настоящую, истинную поэзию весьма ценил. М. Горький вспоминал о том, что говорил Толстой: «Надо учиться стихами у Пушкина, Тютчева, Шеншина». Высокие требования, которые предъявлял Толстой к поэзии, состояли главным образом в том, что в настоящем стихотворении глубина мысли должна гармонически сочетаться с красотой формы. Три поэтических шедевра, которые вы сейчас услышите, отобраны по следующему принципу, стихотворение Тютчева «Молчание» и Пушкина «Воспоминание» включены Толстым в «Круг чтения». О том, как читал Л. Н. Толстой свое любимое тютчевское стихотворение «Silentium» («Молчание»), вспоминает Черткова: «Начинает он тихо и проникновенно, просто и глубоко трогательно, голос его слегка дрожит от внутреннего волнения, чувствуется, что он сам пережил то, о чем говорит поэт»:

Звучит стихотворение Ф. И. Тютчева.

Стихотворение А. А. Фета «А. Л. Бржеской» Л. Н. Толстой так ценил, что писал автору: «Коли оно когда-нибудь разобьется и засыплется развалинами, и найдут только обломанный кусочек, в нем слишком много слез, то и этот кусочек поставят в музей и по нему будут учиться»:

Звучит стихотворение А. А. Фета.

А пушкинское «Воспоминание» приводит Толстой на склоне лет в начале своих автобиографических записок и замечает: «Под всем им подписался бы, заменить только бы в последней строке слово «печальных» на слово «постыдных». Известно, что всю жизнь Толстой не уставал казниться и судил себя слишком часто и слишком строго.

7. - Не чуждо было писателю и увлечение музыкой. Вся семья была необыкновенно музыкальна. Играли на рояле почти все члены семьи. Но все-таки некоторые композиторы были особенно любимыми.

Подготовленное выступление учащихся.

В истории русской литературы не найти писателя, на которого музыка оказала бы столь сильное влияние, как на Льва Николаевича Толстого. «Музыка трогает меня до слез!» Музыка в его произведениях становится частью сюжета, влияет на героев. Вспомним «Крейцерову сонату», «Патетическую» Бетховена в «Детстве».

Он слушает Бетховена, Гайдна, Мендельсона, оперы Вебера, Мейербера, Россини, Моцарта. Не все нравится, Но Лев Николаевич сразу выделяет «Симфонию» Гайдна и «Дон Жуан» Моцарта.

Уехав на полгода за рубеж, Толстой буквально упивается музыкой. Он пишет из Парижа: «Французы играют Бетховена и, к великому моему удивлению, как боги, и вы можете себе представить, как я наслаждаюсь!»

В 1876 году, когда Толстой был уже близок к завершению «Анны Карениной», произошло важное событие в его музыкальной биографии: летом в Ясную Поляну приехал скрипач Нагорнов, среди вещей, им сыгранных, была впервые услышана Львом Толстым «Крейцерова соната» Бетховена. По свидетельству сына писателя, Сергея, она произвела тогда особенно сильное впечатление на Льва Николаевича и, возможно, уже в ту пору у него зародились мысли и образы, которые были потом выражены в повести. Толстой считал, что Бетховен внес в музыку несвойственный ей драматизм и этим самым свернул ее с дороги. Но не этот ли драматизм каждый раз побеждал Толстого, когда он плакал от «Аппассионаты» Бетховена и считал ее одним из лучших сочинений композитора.

Звучит «Аппассионата» Бетховена, возможно, в исполнении подготовленного ученика.

Однажды он сказал о Бетховене: «Я не люблю его, то есть не то, чтобы не люблю, но он слишком сильно захватывает, а этого не нужно».

Но в то же время по силе страсти, по мощи переживаний Толстой-художник более близок Бетховену, чем какому-либо другому композитору, например, Шопену, которого, кстати, с годами он любил все больше и больше. Драматизм чувства Бетховена был слишком знаком писателю по его собственному каждодневному творчеству, к тому же он не умел слушать, как и писать вполсилы, другое дело Шопен, или Моцарт, или Гайдн. В них было то, чего часто жаждала душа писателя: ясных, положительных эмоций при его большой музыкальной чуткости. Сочинения этих гениев приносили настоящее, ни с чем не сравнимое блаженство. Одним из самых любимых композиторов Толстого был Шопен. «Чуть ли не все им написанное ему нравилось»,- пишет в мемуарах Сергей Львович Толстой. Произведения Шопена были для писателя художественной нормой и образцом. Часто прослушивая какую-либо вещь Шопена, Толстой восклицал: «Вот как надо писать! Шопен в музыке то же, что Пушкин в поэзии!»

Звучит отрывок из произведения Шопена.

8. Слово учителя. Перелом во взглядах.

15 лет семейной безоблачной жизни пролетели как одно мгновение. Слава уже есть, материальное благосостояние обеспечено, острота переживание притупилась, и он с ужасом сознает, что постепенно, но верно подкрадывается конец. Между тем «опостылевшая» ему «Анна Каренина» подходит к концу. Надо что-то писать опять. По своей природе он был человек с религиозными задатками, но до сих пор он только искал, но ничего не нашел определенного. В церковную религию он верил, как верит в нее большинство, не углубляясь, не размышляя. Так верят все, так верили его отцы и деды. Он видит себя над глубокой пропастью. Что делать? Неужели нет спасенья? Надо найти своего Бога! 1,5 года Толстой ревностно соблюдает религиозные обряды, ходит к обедне, постится, умиляется словами некоторых действительно хороших молитв. Летом 1878 года он совершает паломничество в Оптину пустынь в монастырь к знаменитому отцу Амвросию. Пешком, в лаптях, с котомкой, вместе со слугой Арбузовым. Но монастырь и сам отец Амвросий разочаровали его жестоко. Придя туда, они остановились в странноприимном доме, в грязи и вшах, обедали в страннической харчевне и, как все паломники, должны были терпеть и подчиняться казарменной дисциплине монастыря. Но не это было главное. Как только служители монастыря узнали, что среди паломников сам граф Толстой, как все изменилось. Такое чинопочитание, с одной стороны, и грубость, с другой, произвели на него тяжкое впечатление. Вернулся он из Оптиной пустыни недовольный. Разочаровавшись в церкви, Толстой заметался еще больше. Он, идеализировавший семью, с любовью описавший барскую жизнь в 3-х романах и создавший свою, подобную же обстановку, вдруг начал ее жестоко порицать и клеймить; он, готовивший своих сыновей к гимназии и университету, начал клеймить современную науку; он, ездивший сам за советами к доктору и выписавший докторов детям и жене из Москвы, начал отрицать медицину; он, страстный охотник, борзятник и стрелок по дичи, начал называть охоту «гонянием собак»; он, 15 лет копивший деньги и скупивший в Самаре дешевые башкирские земли, стал называть собственность преступлением, а деньги - развратом. И, наконец, он, отдавший всю жизнь изящной литературе, стал раскаиваться в своей деятельности и чуть не покинул ее навсегда. Итогом этого перелома стала статья «В чем моя вера?» - учение о самосовершенствовании. В этой горячей проповеди программа романа «Воскресенье».

9. Анализ содержания статьи «В чем моя вера?». Работа по карточкам (письменно). Ответьте на вопрос: «С какими из положений учения Толстого вы согласны, а какие отрицаете? Почему?»

Заповеди Иисуса Христа из Нагорной проповеди легли в основу учения Л.Толстого.

  • Не противься злу насилием.
  • Не прелюбодействуй и соблюдай чистоту семейной жизни.
  • Не клянись и не присягай никому и ни в чем.
  • Не мсти никому и не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, учись терпеть обиды.
  • Помни: все люди - братья. Учись и во врагах своих видеть доброе.

Отрывки из статьи Л. Н. Толстого:

«…Видимая мною жизнь, земная жизнь моя, есть только малая часть всей моей жизни с обоих концов ее - до рождения и после смерти - несомненно существующей, но скрывающейся от моего теперешнего познания. …страх смерти - голос животного «я» человека, живущего ложной жизнью…, для людей, нашедших радость жизни в духовной любви к миру, страха смерти не существует… Духовное существо человека бессмертно и вечно, оно не умирает после прекращения телесного существования. Все, чем я живу, сложилось из духовной жизни моих предков»;

«Злом нельзя уничтожить зло, единственное средство борьбы с насилием: - воздержание от насилия: только добро, встречаясь со злом, но не заражаясь им, способно в активном духовном противостоянии злу победить его»;

«…допускаю, что вопиющий факт насилия или убийства может заставить человека ответить на это насилием. Но подобная ситуация - частный случай. Насилие не должно провозглашаться как принцип жизни, как закон ее»;

«На отступлениях от нравственных норм нельзя утверждать правила жизни, нельзя формулировать ее законы»;

«Истинная вера в Бога никогда не бывает неразумной, несогласной с достоверным научным знанием, и основанием ее не может быть нечто сверхъестественное. Церковь, на словах признавая учение Христа, на деле отрицает его учение, когда она освящает общественное неравенство, боготворит государственную власть, основанную на насилии, участвует в освящении казней и войн»;

«По характеру деятельности своей, заключающейся в насилии, правительства состоят из людей, наиболее далеких от святости - дерзких, грубых, развращенных. Захватывать и удерживать власть никак не могут добрые люди, ибо властолюбие соединяется не с добротой, а с гордостью, хитростью и жестокостью…. История двух тысячелетий демонстрирует нарастающий контраст между повышением нравственного уровня народа и понижением нравственной сути государства, а это значит, что круг, из которого отбираются чиновники, становится все уже и все низменнее. По уму, по образованности, а главное - по нравственным качествам - люди, стоящие у власти, не только не составляют цвет общества, но находятся значительно ниже его среднего уровня. И сколько бы правительство не меняло своих чиновников, они будут корыстные и продажные…, поэтому гармоническое устройство общества недостижимо с помощью политических преобразований или революционной борьбы за власть… государство должно быть упразднено. Упразднение государства произойдет не с помощью насилия, а путем мирного воздержания и уклонения людей, путем отказа каждого члена общества от всех государственных обязанностей и должностей, от всех видов политической деятельности. Прекращение повиновения правительствам и уход с государственных должностей и служб вызовет сокращение городского населения и резкое увеличение удельного веса трудовой земледельческой жизни. А земледельческая жизнь приведет к самому естественному общинному самоуправлению. Мир превратится в федерацию небольших сельских общин. При этом произойдет упрощение форм жизни и опрощение человека, избавление его от ненужных, искусственных потребностей, привитых развращенной цивилизацией, культивирующей в человеке плотские инстинкты »;

«…в современной семье и обществе непомерно раздут чувственный инстинкт и висят на волоске духовные связи между мужчиной и женщиной. Идея женской эмансипации противоестественна, так как она разрушает от века разделенные на две сферы великие обязанности служения человечеству: создание жизненных благ и продолжение самого человеческого рода. К первому привязаны мужчины, ко второму - женщины. Из этого разделения от века же разделяются и обязанности. Главная обязанность женщины - рожать и воспитывать детей»;

«В основу воспитания детей в семье должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей. Почему в современном воспитании преобладает сознательное внушение? Потому, что общество живет ложной жизнью. Воспитание будет сложным и трудным делом до тех пор, пока люди хотят, не воспитывая себя, воспитывать детей. Если же они поймут, что воспитывать других можно только через себя, через свой личный пример, то упразднится вопрос о воспитании и останется один: как самому жить истинной жизнью? Современные же воспитатели часто скрывают свою жизнь и вообще жизнь взрослых от детей. Между тем дети в нравственном отношении гораздо проницательнее и восприимчивее взрослых. Правда - вот первое и главное условие воспитания. Но чтобы нестыдно было показать детям всю правду своей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной».