Мультимедийные средства — инновационное направление в работе школьной библиотеки

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа

Ключевые слова: школьная библиотека


Цель:  формирование познавательной и информационной культуры учащихся с помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

  • способствовать реализации задач модернизации образования в учебно-воспитательном процессе школы;
  • воспитание культуры чтения и информационной культуры учащихся.

За последнее время в практике работы школьных библиотек с читателями наметились два основных направления. Одно из них – совершенствование традиционных форм популяризации книги и чтения. Другое – проведение циклов тематических вечеров и лекториев или организация при библиотеке клубных объединений детей и молодежи по интересам. Все это рассматривается как средство привлечения детей и юношества в библиотеку, приобщения их к систематическому чтению. Библиотечная практика показывает эффективность таких нетрадиционных форм работы с читателями. Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного группового мероприятия, вызывают в ребенке желание вернуться к книге, чаще посещать библиотеку, обсуждать с друзьями прочитанное, искать интересное дело в работе читательского актива. И тогда он становится постоянным посетителем читального зала, увлеченным читателем, книголюбом.

Оба этих направления давно уже стали традиционными в работе нашей библиотеки. У нас проводятся циклы мероприятий, посвященных поэзии Серебряного века, по литературе Русского Зарубежья, уроки по УМК А.Кутузова. Создана библиотечная программа “Отдай свое сердце людям”, которая призвана способствовать успешной социализации личности учащегося. Программа разработана на основе факультативного курса “Вокруг тебя мир”. Работа по этой программе получила высокую оценку Российского общества Красного Креста – мы были награждены грамотой РОКК.

Обязательно в большинстве мероприятий используем театрализацию, игровые моменты, видеоматериалы. Есть уже неплохие результаты. Так, у нас есть исследования, которые показывают, что целенаправленная работа по этому направлению не только не дает снижения чтения в различных возрастных группах, но и, наоборот, имеется определенный рост.

Сегодня на первый план выходят компьютерные же игры как способ проведения домашнего и клубного досуга. Были опрошены учащиеся 5–9 классов. 62% анкетируемых на вопрос, “Какие формы работы с электронными источниками информации Вам нравятся?” отметили компьютерные игры.

Перед нами встал вопрос, как совместить наш наработанный опыт по привлечению учащихся к систематическому чтению с новыми условиями, в которых живет наш с вами юный читатель.

Руководство чтением как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации.

Главной задачей использования мультимедиа и других информационных технологий в образовании, а, следовательно, и в работе школьных библиотек, является предоставление учителю, библиотекарю и школьнику максимальной свободы выбора форм и методов работы. Мультимедиа, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. В нашей школе и раньше с учебными целями использовались видеофильмы по литературе, географии, иностранным языкам, психологии, изобразительному искусству и многим другим предметам.

Все это поставило и перед школой в целом, и перед библиотекой в частности, дополнительные задачи по формированию фонда как печатными, так и электронными изданиями. Полученные школой 24 CD-диска (энциклопедии, учебные пособия, учебники) стали основой для создания фонда медиадокументов. Заинтересованность проявили не только учащиеся, но и преподаватели. Если первые искали дополнительный материал к уроку, то учителей привлекла возможность использования на уроках новых информационных технологий, с помощью электронных средств улучшить фактическое наполнение урока. Ведь электронный информационный продукт в образовании выступает одновременно как учебник, предоставляя информацию; как учитель, разъясняя информацию; как справочно-информационное пособие; как консультант, углубляя знания по изучаемому предмету; как тренажер, способствуя усвоению информации; как контролер знаний, предлагая ответить на вопросы и проводя тестирование.

Участие школы в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” Издательского Дома “Первое сентября” дало возможность существенно пополнить методическую базу по всем предметам и познакомиться с опытом учителей других регионов страны. Полученные тезисы и CD-диск с работами дают такую возможность.

Но электронные издания могут и должны использоваться не только в составе библиотечных фондов. Массовые формы работы с читателями при применении современных электронных аудиовизуальных произведений на компакт-дисках только выиграют. Они оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений, побуждая интерес к знакомству с лучшими образцами полиграфических и электронных изданий.

Одна из задач работы библиотеки – формирование информационной культуры учащихся и учителей. Внедрение АИБС “ИРБИС”, полученную из ГПНТБ России, в работу библиотеки поставило работу в этом направлении на более высокий уровень. Навык пользователя электронным каталогом включен в модель выпускника, и научить этому после получения программы стало для нас реальностью. Библиотечный урок “Справочно-библиографический аппарат библиотеки” стал самым популярным среди семиклассников.

Библиотечные уроки по справочной литературе всегда пользуются большим успехом у ребят. Но после уроков требуется закрепление, а не всегда есть возможность объяснить индивидуально ученику материал урока. Родилась идея попытаться использовать в этих целях компьютер.

Сначала создали некий интерактивный путеводитель по справочному фонду своей библиотеки. (Приложение 1) Он не только рассказывает о том, какая справочная литература имеется в фонде, но и выполняет еще ряд функций: ненавязчиво знакомит с библиотечно-библиографической классификацией, дает информацию о том, в каком отделе (читальном зале или на абонементе) находится необходимая книга. Использование определенных цветовых гамм для каждого раздела классификации способствует запоминанию увиденной информации. Путеводитель используется как для групповых занятий, например по теме “Справочная литература”, так и для индивидуальных запросов любого школьника. Назвали путеводитель “Наши помощники”. Достоинством путеводителя является и его открытость. Новые энциклопедии, справочники сразу же попадают на “странички” этого документа. Для тех, кто более глубоко интересуется той или иной темой, мы создали страничку “Популярная литература”. В каждом разделе есть такая страничка, которая позволяет удовлетворить возникший интерес у читателя, а нам помогает раскрыть перед ними богатства нашего фонда. Использование путеводителя в качестве иллюстративного материала на мероприятиях предметных недель дает возможность целенаправленно познакомить учеников с литературой по предмету.

Но, как известно, эмоциональное сопереживание с прочитанным – главный фактор систематического чтения ребенка – происходит только при чтении художественной литературы. Перед нами встала новая задача: как совместить чтение художественной литературы и возможности компьютерных программ, как с помощью последних привлечь к чтению?

Рекомендации книг детьми всегда хорошо воспринимаются их сверстниками. Книжные выставки, организованные по отзывам учащихся, по рекламе учащихся приходится пополнять по нескольку раз в день. Проведение подобных книжных выставок стало традиционным в нашей библиотеке. Нам хотелось этот опыт как-то обобщить. Ведь книжная выставка проходит, а интерес у ребят поддерживать необходимо постоянно. Сначала на основе отзывов, буклетов, созданных детьми, начали делать печатный детский рекомендательный указатель. Потом создали мультимедийный путеводитель “Любимые книги”, но уже в электронном виде, в форме презентации (Приложение 2). Знакомые иллюстрации и герои книг не только создают настроение, но и снимают у ребенка психологический барьер перед чем-то неизвестным. Использование тематических шаблонов оформления помогает ученику в жанровом определении книги. Структура указателя традиционна, по жанрам: фантастика, приключения, детективы, сказки, книги о ровесниках. В проекте – включить разделы “Исторические повести”, “Книги о природе”. Читатель может познакомиться и с биографиями писателей. Указатель прост в обращении и открыт для доступа новых “поступлений”. После этого выпускниками школы для читателей нашей библиотеки был создан еще один вариант этого указателя, но уже в программе Macromedia FLASH. По страничкам этого “издания” читателя ведет “мультяшка” домовенок Кузя. Он рассказывает, как пользоваться “документом”, предлагает на “страничках” сделать выбор. Новая форма “указателя” позволяет с помощью мультипликации познакомиться с информацией о книгах. Кроме того, в этих программах ребенок наглядно видит, как надо писать отзывы, а это – стимул прочитать книгу, написать отзыв, который сможет увидеть вся школа. Читатели соревнуются за право попасть на “странички” этих документов, что только “подогревает” интерес к книге. Кроме того, эти программы – хорошая иллюстрация к библиотечному уроку “Как написать отзыв”. Работа в этом направлении уже дает свои результаты: книговыдача художественной литературы за последний год возросла в 1,5 раза.

Все эти “издания” помогают формировать информационную культуру ученика, отвечают на его индивидуальные запросы, формируют общеучебные умения и навыки, привлекают к чтению той или иной литературы, но являются как бы сопутствующими в образовательном процессе школы.

Нам же хотелось “обновить” наши литературные вечера, массовые мероприятия, сделать более привлекательным сам процесс обучения, хотя бы в тех сферах, где это возможно. Все время шел поиск. Когда появилась информация о медиалекториях, нам показалось, что они могут явиться мощным средством приобщения подростков к чтению, создания комфортной библиотечной среды для их межличностного общения и развития творческих потребностей. Это было ново, а его организация оказалась возможна на основе использования имеющихся на рынке коллекций электронных изданий, к которым так неравнодушны наши подрастающие читатели. Тем более что на рынке мультимедийных документов сейчас достаточно большой выбор качественных программ. В частности, нас очень заинтересовала коллекция “Русский Музей – детям”, которая призвана возродить систему эстетического и художественного воспитания и является целостной методической образовательной программой. В этой программе мы имеем синтез возможностей отечественной методики формирования читательской культуры с возможностями современных электронных технологий.

Обращение к этой коллекции было не случайным. В нашей школе есть классы эстетического развития, в которых проведение уроков по изобразительному искусству требует большой тщательной подготовки. Кроме того, учащимся этих классов необходима литература по искусству, которой в фондах школьных библиотек не хватает. Отсутствие хороших репродукций делает урок в некоторых случаях не эффективным, если не сказать бесполезным. Нас очень хорошо выручали видеофильмы “Сокровища Эрмитажа”, “Русская икона”. Но появление медиалектория “Русский Музей – детям” выводит работу в этих классах на более высокий, качественный уровень.

Но это лишь часть достоинства данного лектория. Материал, представленный на дисках, используется и на других уроках (например, литературе, истории), а также на библиотечных мероприятиях. Например, фильм о гравюре делает мой библиотечный урок об иллюстраторах книги по-новому интересным и наглядным. А после просмотра представляю ту печатную продукцию, о которой только что говорилось в фильме. Сами фильмы предполагают обсуждение с учениками рассматриваемого материала. Наличие мозаики дает возможность включать игровые моменты в уроки и мероприятия. Особенно это важно в работе с учащимися начальной школы, где так важны тактильные ощущения. Кроме того, увиденное, благодаря эмоциональному воздействию даже без специального запоминания, остается в памяти; несет заряд духовности, расширяет кругозор, формирует мировоззрение.

Но нам хотелось большей поддержки для наших литературных вечеров. Так и возникла идея попробовать создать свой медиалекторий, тем более что медиалектории – это традиционные тематические вечера на новой современной методической и технологической основе, тем более что у нас большой опыт проведения таких вечеров.

Сначала были отдельные мероприятия с использованием слайдов. Слайд-вечер “Вершины Каменного пояса”, посвященный горам Златоуста был первым таким мероприятием. Когда ребята видят на экране знакомые места или, наоборот, видят те места, в который они еще не были, когда звучат стихи местных поэтов (не всегда известных!) о нашем городе, просыпается особое чувство за свой город, желание сохранить те красоты, которые они видят на экране, такими же в жизни. Это ли не воспитание патриотизма с помощью новых технических средств?

В нормативных документах обращается внимание на то, что модернизацию образования необходимо проводить с учетом регионального опыта и местных условий развития образования. Наша школа всегда была сильна своими литературными традициями, своей гуманитарной направленностью в обучении. Поэтому мы не могли оставить в стороне наши литературные вечера, особенно цикл о Русском литературном зарубежье. Фильм о творчестве русского писателя И.С.Шмелева стал первым в этом цикле, но не последним. Наглядность – не последний фактор восприятия информации. Именно это мы и постарались использовать в фильме. Документальные кадры того времени, фотографии помогают лучше понять суть творчества писателя, полюбить его книги. Несомненное достоинство фильма – возможность использовать материал не только в массовой работе, но и по индивидуальному запросу.

Пока это наши первые попытки, но работа уже сложилась в определенную систему. Есть множество планов и задумок.

Известно, что человек мыслит образами, запоминая 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного. Из одновременно увиденного и услышанного в памяти остается 50–70%. Поэтому, эффективность использования такой формы работы, как медиалекторий, неизмеримо возрастает.

Информационное пространство XXI века сложное, изменчивое, крайне разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления информации к созданию знания. И научить школьников превращать информацию в знания – наиболее сложная и востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно, решают и школьные библиотеки.

Приложение 3.