Наблюдения — особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема встала перед педагогами ДОУ № 5. Изучив источники методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников, опыт работ педагогов других детских садов мы пришли к выводу, что в работе целесообразнее иметь картотеку наблюдений. Во-первых, картотека удобна при планировании воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, сохраняются основные требования к проведению наблюдений. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержание наблюдений, развитие интереса к ним и желание добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса представлен в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель увидит результат в воспитании детей.

Составляя картотеку наблюдений, мы придерживались в основном рекомендаций авторов программы “Детство” и С. Н. Николаевой – автора программы “Юный эколог”.

Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. Девиз программы “Детство”: “Чувствовать – познавать – творить” – это три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают и этот раздел программы. Теперь определим для проведения наблюдений важные моменты. Это – наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Содержание наблюдений было предложено авторами программы “Детство”. В плане – программе образовательно-воспитательной работы определено содержание наблюдений на каждый месяц. Также представлены задачи построения образовательно-воспитательного процесса в конкретной возрастной группе. Но остается глобальный вопрос – выбор оптимальных форм и приемов включения детей в процесс наблюдения на трех линиях развития (чувство, познание, творчество).

Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:

  1. Циклическая организация наблюдений. Распределение всего объема знаний на “порции”, что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение; многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту в течение длительного времени.
  2. Пространственная организация наблюдений. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети.
  3. Продолжительность наблюдений. Восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.
  4. Структура наблюдения. Три структурных компонента – начало, основная часть, конец. Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы, используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие легкие положительные эмоции). Основная часть – использование приемов, обеспечивающих детьми самостоятельно полученной сенсорной информации.
  5. Подготовка и организация наблюдений.

Таким образом, проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки педагога к ним. Подготовка включает следующие моменты:

  1. Содержание наблюдения и организация.
  2. Время и место проведения наблюдения.
  3. Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.
  4. Методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Не менее важным остается вопрос распределения задач, решаемых в процессе наблюдений. Мы составили перспективный план наблюдений. В плане обозначена тема и цель каждого наблюдения. В каждом месяце мы обозначили 20 конкретных тем и задач, решаемых в процессе наблюдения. Чем удобен перспективный план? В нем просматривается последовательность, цикличность наблюдений, последовательное решение задач.

Приведем пример последовательного решения задач:

  • продолжать знакомить детей с песком, его свойствами;
  • учить детей практически выявлять свойства сухого и мокрого песка;
  • обратить внимание детей на то, что камни разного цвета, сравнить с песком;
  • учить детей сравнивать два природных компонента: глину и песок;
  • продолжать учить детей различать и называть словами свойства песка;
  • выяснить роль песка в жизни человека.

Каждое наблюдение имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.

Каждый педагог имеет возможность заменить какое-либо наблюдение, в зависимости от погодных условий, от индивидуальных возможностей детей и ряда других причин.

Сентябрь

1. Рассматривание сухого песка.

Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.

2. Что цветет на нашем участке в начале сентября?

Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.

3. Что такое воздух.

Познакомить детей с таким компонентом как воздух, его свойствами.

4. Наблюдение за насекомыми осенью.

Систематизация представлений о поведении насекомых осенью.

5. Целевая прогулка. “Встреча с осенью”.

Наблюдение за росой.

Познакомить детей с таким природным явлением как роса.

Осмотр участка детского сада. Игра “Разведчики”.

Обратить внимание на изменения, которые произошли в природе с известными детям цветами, деревьями, кустарниками.

Наблюдение за погодой.

Познакомить детей с комплексом признаков, характеризующих погоду.

Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц.

Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.

Целевая прогулка. Тема “Невидимые нити”.

Наблюдение за туманом.

Познакомить детей с таким природным явлением, как туман.

“Соберем семена садовых цветов”.

Уточнить понятия: растения однолетние, многолетние.

Наблюдение за погодой приемом сравнения.

Овладение знаниями, позволяющими определять состояние погоды приемом сравнения.

Наблюдение за листопадом.

Показать детям, что природа прекрасна во все времена года

Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием.

Подвести детей к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений.

Наблюдение за березой.

Обратить внимание детей на сезонные изменения, которые произошли с березой с момента предыдущего наблюдения.

“Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?”

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Наблюдение за ветром.

Познакомить детей с таким природным явлением как ветер.

Труд дворника.

Познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью.

Первые заморозки.

Развивать умение устанавливать зависимость появления заморозков и понижением температуры

К перспективному плану составлены листы наблюдений. (См. Приложение). В них отражены следующие моменты:

1. Тема наблюдения.
2. Цель наблюдения.
3. Вопросы и описание.
4. Художественное слово или эксперимент.
5. Труд в природе.

Составленная картотека не дает право педагогу на бездумное использование предложенных наблюдений. Работая с картотекой, педагог обязан придерживаться следующих правил:

1. Внимательно прочитать тему и цель, соотнести с последовательностью вопросов и описанием наблюдения с особенностями конкретной возрастной группы и уровнем развития детей.
2. Изучить описание, оценить его с точки зрения образовательных, воспитательных позиций, применимости в данных условиях.
3. Проявить творчество, внимание к каждому действию, и, конечно, результату.

Таким образом, старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают не только фактами, но и достаточно сложными закономерностями, лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

Приложение.