Развитие субъектности современного подростка как структурообразующий фактор в работе школьного психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


Школа медленно, но постоянно переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий на более глубокое личностно-ориентированное воспитание, позволяющее школьнику понять особенности своей личности, и, главное – сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе и потребность самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, а также готовность нести личную ответственность за принятие решений.

Взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний психолога и педагога в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество является необходимым условием полноценного психического и личностного развития каждого ребенка.

В числе основных задач школьной психологической службы на сегодняшний день обозначились следующие: «…создать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам.., помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире.., осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.» (М.Р. Битянова)

В свою очередь мы считаем, что одной из основных задач в работе практического психолога становится задача формирования подростка как субъекта поведения, способного самостоятельно выбирать оптимальные формы поведения, противостоять отрицательному влиянию извне, переживаниям социального стресса.

Задача формирования подростка как субъекта разных видов деятельности неразрывно связана с формированием субъектности самого подростка, т.е. развитием самосознания школьников и способности деятельного отношения к миру и к себе в нем.

Процесс обучения, где ученик выступает как субъект учебной деятельности, обладает большим развивающим потенциалом, а готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию предполагает развитие определенной системы отношений учащихся к окружающему миру, к другим людям, к самим себе.

Мы считаем, что проблему формирования субъектности подростка следует определять среди задач деятельности школьной психологической службы, выделяя два приоритетных направления: развивающую работу, которая включает освоение навыков эффективного общения, формирование навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышение уверенности в себе, развитие потребности в самовоспитании; и психокоррекционную работу, направленную на проблему личностного развития у конкретных школьников, усвоение адекватных форм и методов учебной деятельности и общения, эффективного использования индивидуальных особенностей. В этом смысле индивидуальный подход как основной принцип деятельности школьного практического психолога приобретает определенную значимость.

Таким образом, применение понятия “субъектность“ к психологической службе позволяет сделать работу школьного психолога более целенаправленной и рассматривать субъектность в качестве структурообразующего фактора этой деятельности.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Развивающая программа разработана для подростков 12-15 лет и является важной составляющей по проблеме развития субъектности подростка. Данная программа может быть рекомендована практическим психологам, педагогам-психологам, педагогам и социальным работникам, владеющим технологией проведения тренингов и коррекционно-развивающих программ.

Настоящая программа предназначена для развития у подростков определенной системы отношений к миру и себе в нем, готовности к саморазвитию и самообразованию, творческого отношения к деятельности.

При разработке данной программы мы ориентировались на содержательную сторону определения субъектности как свойстве личности, раскрывающем сущность человеческого способа бытия, которое заключается в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нем и способность производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю.

Программа рассчитана на 11 занятий по 1,5 - 2 часа, 1 раз в неделю. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Занятия могут проходить в форме психологических тренингов, отдельного спецкурса, факультативного занятия или других форм работы.

Структурно каждое занятие включает в себя: название (тему занятия), цели, основные понятия, примерную структуру (разминка, основное содержание, рефлексия), вопросы для обсуждения и материалы для занятия.

Структура занятия:

1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.

2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя беседы, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.

Задачи программы

  1. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.
  2. Осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию субъектности подростка:
  • Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
  • собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности;
  • умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
  • потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
  1. Формирование навыков активной жизненной позиции, творческого отношения к деятельности; обучение самостоятельности и готовности нести личную ответственность за принятые решения.
  2. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию субъектности подростка:
  • самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки и исправлять их;
  • умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
  • умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
  • умения осознавать, что со мной происходит и почему, анализировать собственное состояние;
  • умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений).

Соответственно этим задачам развивающая программа включает в себя три компонента:

1. Образовательный компонент - знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, возможных способов работы с ними, заботы о себе; понятие о деятельности и ее структурных компонентах.

Цели: формирование развитой концепции самосознания у подростка; овладение понятием «деятельность» в единстве ее структурных компонентов, умение вычленять их, а также выполнять и контролировать свою работу.

2. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, работа с чувством неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности. Работа с планом личностного роста.

Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать “нет”, постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.

3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для активной жизненной позиции подростка и деятельного отношения к себе.

Формы работы

В работе с подростками наиболее эффективной является групповая форма, так как с точки зрения коррекционного и развивающего результата этот выбор обусловлен большими потенциальными возможностями. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств:

  • умение вырабатывать совместное решение;
  • терпимость к другим мнениям и позициям;
  • необходимость поиска компромиссов;
  • способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • стремление к диалогу;
  • умение строить общение с учетом эмоционального состояния, общей атмосферы.

Тем не менее, важность групповых форм работы не исключает возможности, а во многих случаях необходимости проведения индивидуальной работы с отдельными участниками. Работа по программе построена с учетом принципа индивидуального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.

Структура программы

Развивающая программа предполагает работу с подростками 12-15 лет и включает в себя индивидуальные беседы и групповую работу.

А. Индивидуальные беседы с подростками

1. В процессе беседы разъясняются определенные особенности или отношения личности, которые необходимы для ее оптимального функционирования.

2. На основе предварительной диагностики подростку дается информация об его индивидуальных особенностях, рассматриваются наиболее вероятные для него проблемы, предлагаются рациональные способы их разрешения.

Б. Групповая работа с подростками

Программа групповой работы предполагает проведение занятий с подростками и состоит из трех проблемных блоков:

Информационный блок: понятие субъектности (занятия 1 – 3).

Цели:

  • ознакомление с понятиями «личность», «субъект деятельности», «активность», «субъектность»;
  • обсуждение проявления субъектности человека.

Субъектность как деятельное отношение к себе и к участникам группы

(занятия 4 – 7).

Цели:

  • развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
  • формирование позитивного отношения к самому себе;
  • осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
  • повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

Субъектность как творческое отношение к деятельности (занятия 8 – 11).

Цели:

  • овладение понятием «деятельность» в единстве ее структурных компонентов, умение контролировать свою работу;
  • развитие умения ставить краткосрочные и перспективные цели и достигать их, а также принимать решения;
  • формирование навыков деятельного отношения к себе - изменения себя.

Содержание программы

1. Информационный блок: понятие субъектности

Занятие 1. Субъект и личность.

Вводная часть. Знакомство.

Разминка. Снежный ком. Сосед справа, сосед слева.

Основное содержание. Чем мы похожи? Кто Я? Сколько меня? Люди, не похожие на меня. Структура моей и твоей личности. Различия в понятиях «личность» и «субъект».

Рефлексия занятия.

Занятие 2. Активность и деятельность

Разминка. Аплодисменты. Это здорово!

Основное содержание. Черты активного человека. Активность и деятельность. Волшебная лавка.

Рефлексия. Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!».

Занятие 3. Субъектность: что это?

Разминка. Общий ритм. Печатная машинка.

Основное содержание. Определения субъектности. Критерии субъектности. Мозговой штурм.

Рефлексия занятия.

2. Субъектность как деятельное отношение к себе и к участникам группы

Занятие 4. Самопознание. Отношение к себе

Разминка. Поменяйтесь местами те, кто… Место справа от меня свободно.

Основное содержание. Превращения. Что моя вещь знает обо мне. Какой Я? Части моего Я.

Рефлексия занятия. Стихотворение Л.Воропаевой «Мне так хотелось быть самой собой».

Занятие 5. Чувство собственного достоинства

Разминка. Эмоциональная гимнастика. На какого сказочного героя я похож.

Основное содержание. Мой портрет в лучах солнца. Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день. Нобелевская премия.

Рефлексия занятия. Стихотворение Б.Окуджавы «Чувство собственного достоинства».

Занятие 6. Самооценка и отношение к другим. Принятие себя и другого как личности

Разминка. Хлопки. Переманивание.

Основное содержание. Я не такой как все, и все мы разные. Ладошка. Я в глазах других.

Рефлексия занятия. Стихотворение Е.Евтушенко «Пролог».

Занятие 7. Жить в мире с собой и другими.

Разминка. Корзина фруктов. Успей вставить слово.

Основное содержание. Поиск общего. Ступени общения. Билиотренинг «Черная курица». Значимые люди.

Рефлексия занятия. Стихотворение Р.Киплинга «К сыну/Если…».

3. Субъектность как творческое отношение к деятельности

Занятие 8. Мотивы наших поступков

Разминка. Исходное положение. Пальчики.

Основное содержание. Мотивы наших поступков. Мои достижения. Горы. Библиотренинг «Последний лист». Ролевая игра «Кораблекрушение».

Рефлексия занятия. Басня И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Занятие 9. Умение ставить краткосрочные и перспективные цели и достигать их

Разминка. Вася-Вася. Стул сгорел.

Основное содержание. Моя жизнь. остановись, подумай! Преодолей препятствие.

Рефлексия занятия.

Занятие 10. Учимся с увлечением

Разминка. Будь внимательным. Снежный ком.

Основное содержание. Три слова. Устойчивые словосочетания. Словарь. Способы применения предмета. Озаглавь рассказ. Сокращение

Рефлексия занятия.

Занятие 11. Мне все по плечу! Завершение

Разминка. Вспомнить все.

Основное содержание. Круг «обратной связи». Поэма о себе – деятеле и творце.

Рефлексия занятия.

Целесообразно параллельно с проведением занятий с подростками организовать работу по психологическому просвещению родителей и учителей, так как приобретаемые в процессе занятий навыки необходимо закреплять в условиях взаимодействия подростков со значимыми взрослыми, которыми являются их родители и учителя.

(Полный вариант предлагаемой программы с подробным сценарием каждого занятия и приложениями на CD можно приобрести у автора данной публикации).