Информационные и коммуникационные технологии в начальной школе

Разделы: Информатика, Начальная школа


    В 2002 году Муниципальное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 28” г. Ревды Свердловской области по приказу № 331 Министерства образования Свердловской области была объявлена базовой площадкой по апробации программно-методического комплекса “Информационная культура”, организованного ГОУ ЦПК “Центр “Учебная книга” г. Екатеринбурга. В рамках этого эксперимента 4 раза в год проходят авторские семинары, которые ведут доктор физ.-мат. наук, профессор Уральского Государственного университета А.Г. Гейн, д.п.н., профессор, зав. кафедрой НИТ и средств обучения Воронежского госпедуниверситета А.В. Могилев, учитель высшей категории г. Первоуральска В.В. Мачульский и др.
    Преимущество работы с этим коллективом состоит в том, что разрабатывается ПМК, включающий в себя учебные программы, учебники, рабочие тетради, методические разработки, электронные приложения и КИМы.
    Учитывая все вышесказанное, я активно включилась в работу по апробации материалов эксперимента.
    В результате проведения эксперимента:

  1. Расширены возрастные рамки обучения информатике (от детского сада до профильных групп в старших классах).
  2. Успешно используются при проведении уроков электронные приложения к учебникам, содержащие уроки, медиалекции, развивающие игры, интерактивные задания, иллюстрации (издательство компании “Кирилл и Мефодий”).
  3. Апробированы учебники для 1 и 7 года обучения, выявлены положительные и отрицательные стороны содержания учебников, их соответствие мотивационным и познавательным потребностям учащихся.
  4. Проведено тестирование и апробация КИМов к учебнику для 7 класса.
  5. В настоящее время идет работа над созданием УМК для 2 и 8 классов.

    В 2002 году я начала и в последующем продолжила работу с учениками начальной школы (2-4 класс). Занятия ведутся по образовательной программе для 1-4-х классов общеобразовательных школ “Мир информатики”.
    Общая целевая установка образовательной программы состоит в формировании элементов информационной культуры учащихся начальной школы, их мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к использованию НИТ в учебной деятельности, подготовке к дальнейшему обучению информатике в основной школе.
    Реализация данной установки предусматривает решение следующих задач:

  1. Развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации.
  2. Подготовка в области информационных технологий, обеспечивающая включение средств информатизации (компьютерное оборудование и программное обеспечение) в учебную и досуговую деятельность учащихся.
  3. Формирование начальных мировоззренческих системно-информационных представлений о мире, об информации и информационных процессах в обществе и технике, а также об информационной природе познавательной активности человека.

    Наблюдения за развитием операциональных и творческих способностей детей к концу 2 года обучения показали, что:

– дети знают правила техники безопасности и санитарно-гигиенические правила при работе за компьютером;
– знают принципиальное устройство компьютера;
– уверенно управляют мышью и используют клавиатуру;
– знают органы чувств и каналы получения информации;
– решают логические задачи;
– могут сравнивать объекты, находить причинно-следственные связи;
– понимают, что такое множество, элементы множества;
– могут выполнять несложные алгоритмы (работать по плану).

    В этом учебном году работа с учащимися начальной школы продолжается. Для начальной школы выпущены учебник и рабочая тетрадь (1-й год обучения) и электронные приложения (1-4 годы обучения), что очень помогает в работе. В дальнейшем планируется подготовка учителей начальной школы в области информатики и информационных технологий (и эта работа уже начата).
    Тема “Информационные и коммуникационные технологии” в 4 классе по учебному плану изучается 4 часа:

  1. Типы сетей. Услуги Интернет.
  2. Электронная почта.
  3. Просмотр web-страниц.
  4. Итоговое занятие.

    Описанный ниже урок представляет собой итоговое занятие по теме.

Описание урока

Тема урока: Коммуникационные технологии.

Задачи урока:

образовательные – обобщить пройденный материал по теме “Коммуникационные технологии”, выявить уровень знаний учащихся по этой теме;
развивающие – развитие внимания, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации;
воспитательные – воспитание коммуникативной этики, творческой активности и самостоятельности.

Тип урока: урок обобщения.

Форма проведения урока: тестирование, практическая работа на компьютере.

Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме “Коммуникационные технологии”.

Оборудование урока:
– компьютеры;
– листы с тестами;
– бланки ответов;
– компьютерная презентация “Твой гороскоп”;
– программа Outlook Express.

План урока.

  1. Организационный момент – 5 мин.
  2. Тестирование – 10 мин.
  3. Работа с презентацией “Твой гороскоп” – 10 мин.
  4. Работа над электронным письмом – 10 мин.
  5. Подведение итогов работы – 5 мин.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Мы с вами закончили тему “Коммуникационные технологии”, и сегодня вы можете обобщить и продемонстрировать свои знания. Вам предстоит выполнить 3 задания: ответить на вопросы теста, поработать с компьютерной презентацией – гипертекстом и написать электронное письмо Деду Морозу.

1 задание – тест. Перед вами лежит бланк ответов, на котором проставлены цифры. Рядом с каждой цифрой вам надо поставить букву ответа, который вы считаете правильным.

2 задание – работа с компьютерной презентацией “Твой гороскоп”. На 5 компьютерах установлена программа, которая представляет собой гипертекст. Вам предлагается ответить на несколько вопросов, пользуясь таблицей, в которой перечислены номера годов, начиная с 1924 по 2007. Годы разделены на 12 групп в соответствии с японским календарем. Краткие ответы на вопросы запишите в бланк ответов.

3 задание – до Нового года осталось несколько дней, и сегодня вы напишете электронное письмо Деду Морозу с поздравлениями и пожеланиями, а затем старшеклассники отправят эти письма по адресу. Не забудьте в своем письме использовать картинки и красивый цветной шрифт. Текст вашего письма должен быть грамотным, кратким и доброжелательным.

А сейчас мы с вами разделимся на группы: 5 человек будут работать с тестами, 5 человек с гипертекстом и 5 человек будут писать электронное письмо. Затем вы поменяетесь местами.

Учитель делит детей на группы.

Тестирование.

В тесте необходимо выбрать один правильный ответ на каждый вопрос и вписать его в бланк ответов.

Критерии оценки:
“5” – ученик ответил правильно на 14-15 вопросов;
“4” – ученик ответил правильно на 11-13 вопросов;
“3” – ученик ответил правильно на 7-10 вопросов.

Содержание теста.

Выбери правильный ответ:

  1. Не существует группы программ:
  2. а) системные;
    б) прикладные;
    в) правильные;
    г) инструментальные.

  3. Локальная сеть может располагаться

  4. а) в одной комнате;
    б) в пределах области;
    в) между городами;
    г) между странами.

  5. Для связи между компьютерами в локальной сети используется

  6. а) спутник;
    б) модем;
    в) кабель;
    г) телефон.

  7. Интернет – это сеть

  8. а) локальная;
    б) глобальная;
    в) региональная;
    г) местная.

  9. WWW расшифровывается как

  10. а) Всемирная связь;
    б) Всемирная сеть;
    в) Всемирная паутина;
    г) Всемирная услуга.

  11. Гипертекст – это

  12. а) текст со ссылками на другие документы;
    б) большой текст;
    в) сложный текст;
    г) умный текст.

  13. Для просмотра гипертекста нужна программа

  14. а) текстовый редактор
    б) браузер;
    в) текстовый процессор;
    г) поисковый робот.

  15. Наиболее распространенная программа для просмотра гипертекста

  16. а) Word;
    б) Outlook Express;
    в) Paint;
    г) Internet Explorer.

  17. Для отправки электронных писем используют

  18. а) WWW;
    б) телеконференции;
    в) электронную почту;
    г) электронную доску объявлений.

  19. Известен электронный адрес Paul@mserver.ru. Определите имя абонента.

  20. а) Paul;
    б) mserver;
    в) mserver.ru;
    г) ru.

  21. Известен электронный адрес Paul@mserver.ru. Определите имя сервера.

  22. а) Paul;
    б) mserver;
    в) mserver.ru;
    г) ru.

  23. Сервер – это

  24. а) лучший компьютер;
    б) самый большой компьютер;
    в) главный компьютер;
    г) крайний компьютер.

  25. Обозначение России в электронном адресе

    а) su;
    б) ru;
    в) us;
    г) ur.

  26. Для работы с электронной почтой часто используют программу

    а) Word;
    б) Outlook Express;
    в) Paint;
    г) Internet Explorer.

  27.  Тренажер Solo относится к

    а) учебным программам;
    б) игровым программам;
    в) системным программам;
    г) инструментальным программам.

Правильные ответы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
В А В Б В А Б Г В А Б В Б Б А

Работа с компьютерной презентацией “Твой гороскоп”.

Презентация построена по принципу гипертекста. Необходимо ответить на 10 вопросов, используя переходы по ссылкам. Краткие ответы на вопросы заносятся в бланк ответов.

Электронное письмо Деду Морозу.

План работы:

  1. Запустить программу Outlook Express.
  2. Заполнить реквизиты (Кому (использовать электронный адрес), Тема).
  3. Написать текст письма.
  4. Вставить в текст картинку.
  5. Использовать функцию “Цвет текста”.

Выполнив один вид работы, дети приступают к другому виду работы. Учитель следит за соблюдением регламента, дает необходимые консультации, обеспечивает бесперебойную работу оборудования и программ.

Подведение итогов работы.

В конце урока необходимо сообщить детям правильные ответы. Дети обмениваются бланками ответов и проверяют работы друг друга. Учитель собирает тексты писем для последующей отправки, при этом высказывает замечания и отмечает удачные работы.

Учитель. Итак, мы сегодня подвели итоги работы по теме “Коммуникационные технологии”. Если у вас остались вопросы, задайте их. (Дети задают вопросы)
Поздравляю вас с Новым годом. Пусть все ваши желания исполнятся. А сейчас урок закончен, всем спасибо.

Заключение

Описанный выше урок проводится в конце 2-й четверти, поэтому задания приурочены к Новогодним праздникам. Во время изучения темы на занятиях дети писали письма маме, другу, директору цирка и даже знакомому слону в Африку. При изучении технологии WWW мы использовали различные электронные справочники, а также web-странички, созданные старшеклассниками. В качестве домашнего задания детям было предложено создать web-страничку на бумаге. Дети успешно справились с заданием и создали интересные странички. Вот темы некоторых из них: “Веселая азбука”, “Творчество М.Ю. Лермонтова”, “Сказка о пустыне” и др. Тема “Коммуникационные технологии” вызвала живой интерес у детей, и опыт показал, что она может изучаться и без подключения к Интернет.