Пиктографический метод письма в изучении иностранного языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки


Совершенно очевидно, что сегодня свободное владение иностранными языками является насущной потребностью большинства образованных людей. Как решить эту проблему? Стоит ли начинать изучения иностранного языка в дошкольном и младшем школьном возрасте? На мой взгляд, единственно правильное решение этой проблемы - начать изучение иностранного языка как можно раньше, начиная с 5-6 лет.

Задача учителя сделать так, чтобы даже в таком юном возрасте ребенок ЗАХОТЕЛ заниматься ИЯ и делал это с удовольствием и энтузиазмом.

В своей практике учителя я стараюсь использовать разнообразные новаторские методики, приемы, разработанные моими талантливыми коллегами. Так, в свое время меня заинтересовала и увлекла методика пиктографического письма, предложенная И.Рыжковой. Признаюсь, я широко использовала на своих занятиях с дошкольниками и младшими школьниками-шестилетками ее пособие “Учимся, играя”. Как и всякому учителю, мне захотелось внести что-то свое, новое; расширить, адаптировать “под себя” эту безусловно талантливую и интересную методику.

Прежде всего, я расширила запас слов, в основном глаголов, введя такие символы глаголов, как: draw, read, smile и др., а также отрицание глаголов и прилагательные.

Рисунок 1

Целесообразным оказалось раскрашивать карточки в разные цвета, например:

глаголы - красного цвета

существительные - желтого цвета

местоимения - оранжевого цвета

прилагательные - синего цвета

Ключевые символы-картинки, такие как “I”, “can”, “love” выделяются особенным образом: не только цветом, но и размером, что существенно облегчает составление предложений и небольших рассказов.

Карточки-символы я разбила на тематические группы и обозначила первые буквы слов-символов, так как одновременно с изучением пособия, мы, как правило, приступаем к изучению английского алфавита. Таким образом, я получила таблицы-сообщения по темам: “A family”, “Animals” и т.д., которые выглядят следующим образом:

Рисунок 2

Оказалось несложным научить детей строить вопросительные предложения. Например, с глаголом “can”, переставляя карточку-символ “can” на I-е место и добавляя карточку-символ вопросительный знак “?”. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, достаточно ввести карточки-символы утверждения и отрицания “+” и “ - ”. Как правило, быстро осваиваем мы и множественное число существительных. Умея составлять вопросительные предложения, не составляет большого труда и перейти к построению элементарных диалогов.

Рисунок 3

Рисунок 4

Опираясь на эти приемы, можно разрабатывать развивающие игры на английском языке, например такие, как игра “Зоопарк”

Идею И.Рыжковой вполне плодотворно можно применить для изучения любого иностранного языка в раннем возрасте.

Способные, одаренные дети легко осваивают предложенную методику одновременно на 2-х языках: английском и немецком.

Для того, чтобы облегчить восприятие и запоминание материала на втором иностранном языке, мне пришлось подобрать однокорневые или похожие по-произношению слова.

Следующим этапом было изготовление карточек-картинок-символов, таблиц и игр, аналогичных пособию на английском языке.

Используя одни и те же приемы и те же темы, оказалось возможным быстро добиться хороших результатов по запоминанию определенного количества лексических единиц, построению предложений, небольших (5-7 предложений) сообщений и диалогов на 2-х языках одновременно.

Применение этих методик существенно облегчает переход в дальнейшем к обучению традиционному чтению и письму.