Урок-раздумье "Чужого горя не бывает" (по рассказу Бориса Васильева "Экспонат №…")

Разделы: Литература


УРОК – РАЗДУМЬЕ
"ЧУЖОГО ГОРЯ НЕ БЫВАЕТ "
( по рассказу Бориса Васильева " Экспонат №…")

Цель урока:

  • познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;
  • помочь учащимся задуматься над смыслом данного произведения;
  • сформировать умение характеризовать героев на основании их поступков и соотносить их с реальной жизнью;
  • воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибших.
    (Писатель предупреждает: равнодушие – тоже зло, только более опасное.)

Оборудование урока: портрет писателя, выставка произведений;
высказывания А. Дементьева и К. Симонова, грампластинка “Алешенька” ("Баллада о матери") (исполняет Л. Лещенко), аудиозапись “Память” (исполняет И.Тальков).

ХОД УРОКА:

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя. Звучит песня "Память".

    Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
60 лет назад, 9 мая 1945 года, отгремели последние орудийные залпы. Почему мы через столько лет вновь и вновь обращаемся к этим страницам истории, почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне?
    Память! В ней никогда не должно стереться все то, что принес с собой кровавый фашизм. Никогда! Мы расплатились с той войной огромной, страшной ценой. Пусть каждый из нас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью людей.

За все несправедливости чужие
Несу вину сквозь память и года.
За то, что на одной планете живы
Любовь и боль,
Надежда и беда.

А. Дементьев. " Несу вину".

    Один из ответов на волнующий нас вопрос: достойны ли мы памяти павших? постараемся найти у Бориса Васильева, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

3. Краткое сообщение о писателе и его творчестве, подготовленное ученицей.

4. Итак, ребята, давайте обратимся к произведению.

    Мужество и печаль пронизывают повествование о том, как одна из обычных московских "коммуналок" провожает на фронт своих сыновей.
Дошел черед и до Игорька, единственного сына вдовы Анны Федотовны, и она "потерянно стояла в дверях, отчаянно прижимая кулаки к безмолвно перекошенному рту, а из-за ее судорожно сведенных плеч страшными провальными глазами глядели соседки: по два лица за каждым плечом…"
Игорь оглянулся и сказал, что все они тогда говорили: "Я вернусь, мама".
    И тут же за словами прощания - авторская фраза, короткая и пронзительная:
    "Не вернулся".

Чтение эпизода "Письмо от сына" (читает ученик с.457).

- Как переживает это страшное горе Анна Федотовна?
Свой ответ подтвердите цитатой из текста (с.458).

- Что помогло Анне Федотовне и ее соседям по коммунальной квартире выстоять, выжить в годы войны?
    Сначала она беззаветно с утра до вечера отдавала себя не женской профессии сцепщика вагонов и, получая положенный на рабочую карточку паек, подкармливала им вечно голодных соседских детей.
    За долгие годы после войны Анна Федотовна так и продолжала жить работой и заботой о чужих людях. Она принимала окружающую ее жизнь очень близко, потому что эта такая непонятная с виду, а, по сути, такая обыкновенная жизнь представлялась ей теперь вроде большой коммунальной квартиры. Где все рядом, где все свои, где горюют общим горем и радуются общим радостям, где едят общую картошку после общих трудов.
   Были у нее в этой трудной жизни и минуты для себя. Каждый вечер, затаившись в своей комнате, перечитывала единственное письмо от Игоря, полученное с фронта, да еще горькую весточку о гибели сына.

- Зачем Анна Федотовна каждый вечер перечитывала единственное письмо погибшего сына?
    Свой ответ подтвердите цитатой из текста (с.459).

УЧИТЕЛЬ: Все менялось вокруг нее: достаток, соседи, появлялись другие интересы, возникали тревоги, и она привычно и охотно принимала все близко к сердцу. Только одно оставалось неизменным - это вечернее "священнодействие", когда за строчками письма звучал голос сына.
(Прослушивание аудиозаписи “Письмо сына”.)

Стихотворение Андрея Дементьева "Письма…" созвучно рассказу Б. Васильева “Экспонат №…”.
- Какая общая мысль объединяет эти произведения?
Читает ученица.

ПИСЬМА...

Фотографии в альбоме.
Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мертвыми не помнят -
Оттого и верят в чудеса.

Все они их видят молодыми,
Сильными,
Как 20 лет назад...
А в округе на родное имя
Столько откликается ребят...
Разных -
Незнакомых и знакомых,
Никогда не знавшихся с войной,
Ждут их тезок матери домой
И глядят на карточки в альбомах.

Парни там –
Смешливы и красивы,
Где им было знать, что скоро в бой.
В 20 лет они спасли Россию!
Ну а что свершили мы с тобой?

УЧИТЕЛЬ: И так продолжалось из года в год: каждый вечер перед сном она читала письмо Игорька, и в ее сиротской комнате начинал звучать голос 41 года...
" ... Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник… "
    В 1965 году, к юбилею Победы, по телевидению начали передавать множество фильмов о войне - художественных и документальных, смонтированных из военной хроники тех лет.
    Обычно Анна Федотовна никогда их не смотрела: не могла она заставить свое насквозь изъеденное сердце обжигаться гибелью мальчиков, ровесников ее сына.
    Но однажды…

- Чтение эпизода "Мать узнала сына…" (читает ученик с.464)

    Песня “Алешенька” на стихи А. Дементьева “Баллада о матери” перекликается с материнскими чувствами Анны Федотовны, когда она случайно увидела своего сына в кадре документального фильма.
(Прослушивание грамзаписи "Алешенька" в исполнении Л. Лещенко.)

 

УЧИТЕЛЬ:
   И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма. И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга.

- Пересказ эпизода (с. 465)

УЧИТЕЛЬ:
   Свою слепоту Анна Федотовна восприняла с горечью неизбежности.
- Кто помог ей в трудную минуту, когда она уже сама не могла читать письмо?
    Она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого, но все равно каждый вечер перед сном брала письма, неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса или вспоминая навечно врубившиеся в память строки “…ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых”.

Чтение эпизода "Воспоминание "(с. 469-470).

    "Так в привычных дневных делах, вечернем чтении писем, в предрассветных воспоминаниях и вечной, непроглядной тьме и проходила ее жизнь ".
    Проходила и дошла до сорокалетия Победы.
    Как раз в канун праздника явились к Анне Федотовне гости - "две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик". Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА "Детская жестокость".

УЧИТЕЛЬ:
   Старательные пионеры украли ее реликвии.
    Сердце Анны Федотовны столкнулось с неосознанной жестокостью детей.

- Кто они, эти, не ведающие, что творят, дети?
- Что имела в виду девочка, спросив Анну Федотовну: "Вы ведь очень, очень старенькая, правда ведь?

Прав, А. Дементьев, написавший эти строки:

Когда душа твоя
   устанет быть душой,
Став безразличной к горести чужой,
То это означает,
   что ты умер...
Хотя ты будешь думать,
  что живешь.

ВЫВОД: Мы должны учиться с малых лет умению сострадать, потому что человек, неспособный к этому чувству, страшный человек. Согласны ли вы со мной?

УЧИТЕЛЬ:
   Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну.
    "Да что с несмышленышей спрашивать, - думала она.- Что хочется, то и говорится, души-то чистые".
    Но через некоторое время она стала ощущать какую-то безадресную тревогу. И оттого, что тревога ощущалась безадресно, ей делалось все беспокойнее.
    Чтение диалога по ролям (с. 476)

УЧИТЕЛЬ: Вечером к Анне Федотовне приезжала "неотложка" - врачи вытащили Анну Федотовну из "безвременья", но душа ее замолчала. Сын для нее "угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда".

- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Выразительное чтение эпизода.
“Душа Анны Федотовны ослепла и оглохла” (с. 477).

УЧИТЕЛЬ: Умирает старая женщина, пережившая войну, смерть сына и не пережившая жестокость нашего времени - непонимание, недоброту, равнодушие.

- Чтение наизусть последнего эпизода рассказа “Послесловие” (с.478)

То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для кого-то "вторичным экспонатом".

БЕСЕДА:

- Что это за понятие " вторичные экспонаты "?
"Вторичны" ли они в этом рассказе?
(А для Анны Федотовны - эти письма, воспоминания о сыне были смыслом всей ее жизни).

ВТОРИЧНЫЙ - 1. Представляющий собой вторую ступень в развитии чего- либо, а также происходящий, совершаемый второй раз.
2. Второстепенный, являющийся следствием чего-либо. Синоним – повторный.

- А может, место писем и должно быть в музее?
- Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны?
- Как бы вы поступили на месте этих ребят?
- Как хорошее дело, организация музея, превратилось в плохое?
- Почему сердце Анны Федотовны оказалось беззащитным перед детской жестокостью?

ВЫВОД: Анна Федотовна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств.
Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И когда в ее жизнь ворвались жестокость и обман, она не выдержала.

УЧИТЕЛЬ: Жизнь предлагает добро и зло вместе, и от каждого человека, от его совести, сострадания, доброты, деятельности зависит, что победит в ней.

- Я вижу, чувствую, что рассказ Бориса Васильева "Экспонат № …" не оставил вас равнодушными.
- Как вы думаете, ребята, как должны мы относиться к окружающим нас людям, чтобы не причинить им зла, боли, страдания?

ВЫВОД: Память не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память - это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.

"Беспамятный" - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, в какой - то мере неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Бойтесь быть беспамятными в этой жизни, бойтесь быть равнодушными к чужому горю. Чужая память должна стать вашей личной памятью, потому что от этого зависит, сколько человечности и добра будет в мире.

"Чужого горя не бывает
Кто это подтвердить боится,
Наверно, или убивает,
Или готовится в убийцы", - писал наш замечательный поэт Константин Симонов.

- В чем, на ваш взгляд, должна проявляться память о Великой Отечественной войне?

5. Итог урока.

УЧИТЕЛЬ:
    Великая Отечественная война - это героическая страница истории нашей Родины, и вы, ребята, должны ее знать, помнить и гордиться ею.
    9 мая 2005 года мы будем торжественно отмечать 60-летие нашей великой Победы. Много еще осталось людей, которые пережили войну и помнят ее.
    Во многих семьях хранятся письма и похоронки с фронта, фотографии погибших, а может, есть и другие реликвии.
    Может быть, в ваших семьях вместе с вами живут дедушки и бабушки, защищавшие нашу страну, хранятся дорогие сердцу реликвии, и живет в их сердцах добрая светлая память. И от этой памяти зависит, сколько человечности и добра будет в мире.
    Звучит песня “Память” в исполнении И. Талькова.
    Пусть ваши детские души будут всегда светлыми, чистыми, неравнодушными к чужой памяти, к чужому горю.
    Ведь жить на земле - это строить свою жизнь на основах человеколюбия, упражняя в доброте свою душу и сердце.

Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном произведении:
"О чем заставил меня задуматься рассказ Б.Васильева “Экспонат № …”;
" Спешу поделиться только что прочитанным ";
" Страшно ли быть " беспамятным "?