Внедрение новых технологий в преподавание иностранного языка в школе

Разделы: Иностранные языки


Как сделать урок иностранного языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным? Успех зависит от множества факторов - от знания учителем своего предмета, от методического мастерства, от общей эрудиции педагога, от способности понимать детей и умения общаться с ними, от способности быть рефлексивным и даже от человеческого обаяния. Другими словами, учитель должен образованным, творческим и интересным человеком. Такой учитель в процессе своей деятельности ищет новые формы, способы, методы, приемы преподавания. Но на современном этапе преподавания иностранного языка этого уже недостаточно. В связи с всеобщей компьютеризацией учителю необходимо мыслить по-новому. Моделируя и проектируя свою педагогическую деятельность, он должен активно внедрять новые информационные технологии. Современный учитель должен соответствовать требованиям времени, т. е. быть гибким, уметь перестраивать свою деятельность, идти в ногу со временем, т. е. ориентироваться в новых педагогических технологиях.

В настоящее время все шире и шире используется проектная методика в преподавании иностранного языка, одной из главных целей которой является приобщение детей к исследовательской деятельности. Метод проектов способствует реализации способностей школьников, позволяет интегрировать разные учебные предметы, а также организовать обучение в сотрудничестве.

Применяя метод проектов в своей работе, учитель, в первую очередь, должен быть сам творческой личностью. Во-вторых, он должен проделать большую работу по прогнозированию деятельности его учащихся. Более того, у школьников должны быть сформированы определенные виды навыков и умений, они должны обладать определенным уровнем языковой компетенции, соответствующим их возрасту, особенностям, развитию и интересам.

Обучая детей английскому языку по УМК Кузовлева В. П., мы внедряем проектную методику в преподавание уже в 6 классе. На данный вид работы в учебнике специально отведен целый урок (последний урок по каждой теме). На данном этапе обучения для детей этого возраста создание своего проекта является новым видом работы, поэтому необходимо подробно объяснить учащимся цель и ход работы. Прежде всего, вместе с учениками нужно изучить памятку « Творческий проект- это интересно!», где учащиеся могут познакомиться с советами о том, как организовать работу над проектом. Учитель должен помочь ученикам выбрать тему проекта, если же ни одна из тем им не интересна, то он должен ненавязчиво подвести их к формулировке их собственной темы.

На следующем этапе работы учителю необходимо объяснить, как лучше распределить роли в группе (если этот проект выполняется группой), важно разъяснить, что общий успех зависит от личного вклада каждого участника проекта.

Очень важно организовать работу, создав благоприятные условия раскрытия и проявления творческого потенциала детей. Используя данный метод обучения, желательно, чтобы сам учитель показал пример своего проекта.

Особое внимание необходимо уделить презентации проектов, которая должна осуществляться на уроке. Рекомендуется также организовать выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть, оценить и сравнить ученики других классов, их учителя и родители.

В 2003-2004 учебном году в 6-х классах учащиеся выполняли проектные работы по теме « Необычный дом, в котором я хотел бы жить», « Робот- помощник по дому».

(Unit 8) Ученики сами изобретали, рисовали и затем защищали свои проекты на уроке. Проектные работы детей получились действительно творческие и интересные. Дети показали, что материал по теме «Дом, квартира», был хорошо ими усвоен.

Проектные работы были подробные. Учащиеся не только описали, что их роботы

умеют делать, но и описали их внешность и характер (где это было задумано).

I’d like to have a robot-helper in my house. I’d like her to speak perfect English. Look at her. My robot’s name is Marusia. She is good-looking. She is tall and thin. She has fine, fair hair. Her eyes are beautiful. Marusia is sociable, friendly and very helpful. She can do many things about the house. My robot usually washes up the dishes, does the ironing, cleans the house, cooks, and sweeps the floor, waters the flowers and sometimes she baby-sits. It’s so nice to have such robot in the house.

img1.jpg (164127 bytes)

img2.jpg (117420 bytes)

В 8 классе в 2003-2004 учебном году метод проектов мы применяли, изучая тему «Праздники и традиции Великобритании» (Unit 3). Учащимся предоставлялась полная свобода в выборе темы проекта и форм его презентации. Учащиеся работали в группах, в парах, также индивидуально. Проект по продолжительности проведения был краткосрочным (2 недели). Большую часть проектов можно охарактеризовать как творческие. Данные проекты были все великолепно оформлены. На красочных газетах дети изображали не только символы того или иного праздника, но и писали стихотворения, забавные истории, песенки, а также ребусы, кроссворды и загадки. Защита проектов сопровождалась не только грамотно выполненными газетами и, естественно, рассказом о том или ином празднике и традициях, связанных с ними, но и инсценировкой, костюмированным представлением и музыкальным оформлением (были прослушаны английские народные песни). В ходе работы над проектами некоторые учащиеся применяли элементы исследовательского поиска (например, они исследовали историю возникновения английских праздников: St. Valentine’s Day, Christmas, Easter).

После защиты проектов в каждом 8-ом классе, была организована конференция среди всех 8-классов, где учащиеся представляли свои лучшие проекты. У ребят была возможность показать свои творческие работы учителям английского языка школы, родителям, а также сравнить свои проекты с проектами своих сверстников.

img3.jpg (333259 bytes)

Учащиеся 9-х классов в 2004-2005 учебном году в I четверти выполняли проекты по теме «Литературная Британия»(“Literary Britain”). Рассказывая о творчестве великих британских писателей, учащиеся приготовили и представили на уроке свой собственный проект- презентацию, (см. Приложение). Другой проект был представлен в форме литературного перевода одного из сонетов У. Шекспира.

Sonnet C

Where art thou, Muse, that thou forget'st so long
To speak of that which gives thee all thy might?
Spend'st thou thy fury on some worthless song,
Darkening thy power to lend base subjects light?
Return, forgetful Muse, and straight redeem
In gentle numbers time so idly spent;
Sing to the ear that doth thy lays esteem
And gives thy pen both skill and argument.
Rise, resty Muse, my love's sweet face survey,
If Time have any wrinkle graven there;
If any, be a satire to decay,
And make Time's spoils despised every where.
Give my love fame faster than Time wastes life;
So thou prevent'st his scythe and crooked knife.

Сонет 100.

Где же Муза моя? Неужели меня позабыла?
И молчишь Ты о том, кто тебя вдохновлял и ценил.
Может быть, никудышная песнь твою жизнь загубила?
Ты бессильна сейчас, мрак подкрался к Тебе и почти укротил.
Так вернись же скорей и исполни своё обещанье,
Твоя тихая жизнь, знаю, так беззаботно идёт.
Я прошу Тебя спеть. У твоих ног моё обожанье.
Мастерство золотого пера уж давно Тебя ждёт.
Ты взгляни на меня и в глаза, что наполнены лирой.
Но, вдруг, если заметишь морщинку на этом лице,
Так используй оружье своё, что зовётся сатирой,
Чтоб позорный грабеж презирался всегда и везде.
Дай мне славу, любовь и быстрее, чем жизнь всё подарит мне это,
Но судьба охраняет меня от всех бед. Заслужил ли я это?

Положительным в применении метода проектов на уроках иностранного языка считаю, во-первых, повышение интереса к изучению английского языка. Во-вторых, учащимся предоставляется возможность проявлять свои творческие способности, а в-третьих, практически применять все те навыки и умения, которые они приобрели в ходе изучения иностранного языка.

На практике мы убедились в эффективности метода проектов. В ходе работы над проектом учащиеся творчески, увлечённо искали пути решения конкретной проблемы, а английский язык в данном случае был необходим только для оформления их творческих идей, т. е. иностранный язык выступает не целью, а средством обучения.

Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко используются для обучения в школах. Проблемам внедрения в образование новых информационных технологий посвящаются специальные конференции, семинары, круглые столы и т. д. Всё больше преподавателей и специалистов образования признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения. В нашей области (Еврейской автономной области) на базе ИИУ (институт усовершенствования учителей) в Биробиджанском региональном центре Интернет Образования Федерации Интернет Образования регулярно проводятся курсы по программе "Интернет технологии для учителя- предметника", где учителя области не только обучаются компьютерной грамотности, но и работают в Интернете, тем самым, повышая уровень своего профессионализма. Но всё же следует признать, что компьютер пока ещё не стал привычным инструментом, которым может пользоваться учитель при проведении уроков иностранного языка. Тем не менее, учителя стараются находить возможности и приучать детей работать на компьютере. Ведь компьютерное обучение несёт в себе огромный мотивационный материал и открывает большие возможности. Во-первых, компьютер гарантирует конфиденциальность результатов. Таким образом, самооценка учащихся не снижается, и на занятиях создается психологически комфортная атмосфера. Компьютерное обучение соответствует некоторым принципам индивидуального обучения, т. к. учащиеся сами могут выбирать темп работы, уровень сложности и т. д. Конечно же, нельзя ни сказать о возможностях глобальной сети - Интернет. Сеть позволяет не только обмениваться различной информацией: от текстов до картинок, звука и видео, но и использовать словари в режиме “on-line”, использовать различные источники информации и т. д. Но всё же нужно признать, что компьютер- это только одно из средств обучения ИЯ, которое имеет не только много преимуществ, но и недостатки. Таким образом, учителю необходимо учитывать все «за» и «против» и использовать компьютер максимально эффективно.

На своих уроках английского языка я также стараюсь использовать информационные технологии. Так на уроках в 9 классе, изучая тему « Литература в Британии» (“Literary Britain”), я представила учащимся свой сайт “Literary Places in Britain”. Конечно же, эта работа не оставила ребят равнодушными, и по окончанию темы они, рассказывая о великих британских писателях, представили свой собственный проект- презентацию (см. Приложение).

Использование видеопособий на уроках иностранного языка является также одним из эффективных средств интерактивного обучения. Специфика видеопособий в преподавании иностранных языков состоит в создании естественных ситуаций для речевого общения, обладающих большой силой эмоционального воздействия на учащихся, которое может быть использовано для усиления мотивации и повышения интереса к изучению иностранного языка, для активизации памяти и т. д. Ведь учащиеся воспринимают учебный материал, представленный в яркой, выразительной форме ( игра актеров, их мимика, жесты, обстановка, в которой развивается действие, музыкальное сопровождение и т. д.)

Видеозапись используется для создания в учебном процессе динамической наглядности и оперативной аудиовизуальной опоры, для активизации иноязычного речевого общения на учебных занятиях. Видеозапись также может использоваться для иллюстрации языкового и речевого материала, создания проблемной и обычной речевой ситуации, сообщения информации относительно исходных условий ситуации общения, демонстрации лингвострановедческих реалий.

Видеофильмы позволяют одновременно сообщать информацию о:

  • предметах и явлениях действительности,
  • языке и речи,
  • самих говорящих.

То есть, используя видео как средство обучения, удаётся синтезировать все основные виды наглядности: зрительной, слуховой, моторной, предметно- образной, экстралингвистической. Видеофильм позволяет создавать любые временные и пространственные ситуации, в которых осуществляется речевая деятельность. Во время просмотра зрителем фильма происходит процесс декодирования и прогнозирования вербальной информации.

Существует много причин для активного использования видео на уроках иностранного языка, построенных по принципу коллективного взаимодействия, а именно:

1. Психологические:

  • видео повышает интерес учащихся,
  • стимулирует воображение и творческую активность,
  • развивает критическое мышление.

2. Социокультурные, межкультурные:

  • позволяет преодолевать барьер непонимания и недоверия между носителями разных культур;
  • показывает жизнь других людей во всех её проявлениях;
  • предоставляет возможность сравнивать различные культуры;
  • позволяет увидеть общие черты и различия между своей и чужой культурой.

3. Педагогические:

  • повышает мотивацию у учащихся, создаёт стимул для развития воображения и творчества;
  • снимает эмоциональное напряжение;
  • делает возможным применение самых различных интерактивных форм организации работы в классе;
  • позволяет проводить беседы, затрагивающие разнообразные морально-этические проблемы.

4. Лингвистические:

  • открывает перед учащимися возможность услышать аутентичную речь и подражать её образцам;
  • активизирует и развивает основные виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение);
  • представляет лексические единицы и грамматические структуры, употребляемые непосредственно в ситуациях речевого общения.

5. Паралингвистические:

  • позволяет увидеть и понять паралингвистические явления и развивать навыки невербального общения (мимика, жесты, позы, расстояние между собеседниками, одежда и т.п.);
  • представляет невербальные способы общения непосредственно в действии.

Всё это позволяет предположить, что видео, используемое на занятиях по иностранному языку, является, пожалуй, одним из эффективных средств, позволяющих формировать коллективное восприятие, мышление, суждение. Формирование коллективного мнения особенно важно для успешного изучения иностранного языка, предполагающего коммуникативную деятельность учащихся, их взаимодействие в процессе работы, общение между собой.

Конечно, как и все остальные средства обучения, видео имеет некоторые недостатки. Многие учителя иностранного языка отмечают следующие моменты:

Технического характера

  • не во всех учебных заведениях есть достаточная техническая база, а также не каждая школа и, тем более, учитель в состоянии приобрести видеопособия для использования на уроке;
  • отсутствие отечественного видеорынка, который бы предлагал качественные записи фильмов на иностранном языке, а также качественных учебных фильмов.

Методического характера

  • подготовка фильма для работы с ним на уроке в классе (предварительный просмотр, составление заданий, распечатка текста) занимает большой объём времени.

Психологического характера

  • невозможность понимания каждого отдельного слова может развить у учащихся «комплекс неполноценности» или вовсе отбить желание смотреть фильм.

Но как можно заметить, преимуществ у видео гораздо больше, чем недостатков, поэтому на вопрос, стоит или нет использовать его на уроках, можно дать вполне определённый ответ: да, стоит.

И мы в этом убедились, используя видео на уроках английского языка в нашей школе.