Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

К изучению романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Разделы: Преподавание литературы


Не секрет, что чтение не самое популярное занятие у современной молодёжи, тем более такой литературы, как «Былое и думы» А.Герцена, «Что делать?» Н.Чернышевского, «Жизнь Клима Самгина» М.Горького. Как быть? Что делать? Спросить бы Чернышевского…

Считаю целесообразным изучение произведений адаптировать, насколько это возможно, к современным, понятным сегодняшним подросткам жизненным условиям. Приступая к изучению творчества того или иного писателя, его произведения, мы часто говорим: это современно, это своевременно. Я думаю, эти слова как нельзя лучше подходят к роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Предлагаю вариант примерного изучения этого произведения при условии, что учащиеся предварительно с текстом незнакомы и на изучение романа выделяется не более трёх часов.

Урок 1. Новые люди.

В начале урока предлагаю учащимся найти решение проблемы. Ситуация для девушек: вы замужем более 3-х лет, «как тихо и деятельно прошли эти годы, как полны были они и спокойствия, и радости, и всего доброго». (гл.3, V) Вы счастливы, кажется, ничто не может омрачить ваши отношения с мужем. Однажды ваш муж приводит в дом своего давнего друга, сокурсника по университету. И с этого момента тот часто бывает у вас. Примерно через полгода вы понимаете, что чувства, которые вы испытывали к мужу,- всё что угодно, только не любовь. А любовь проснулась только сейчас, и к тому же она взаимна. Каким образом вы постараетесь выйти из создавшейся ситуации?

Девочки предлагают разное: уйти с любимым ( не жестоко ли по отношению к мужу?), прекратить все отношения с другом мужа ( предать любовь?). Был и такой вариант: скрыв от мужа, завести роман с его другом, как Варвара Кабанова из «Грозы» А.Н.Островского (что ж, очень современно!).

Юноши, выслушав «признания своих жён», отвечают на вопрос: что предпримете вы, оказавшись в таком положении? Ответы ребят любопытны, но на моих уроках ни разу не прозвучало близкое к тому, что совершил герой романа. Об этом мы и говорим дальше.

-Именно с такой проблемой столкнулись герои романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Как же поступил любящий муж? Он догадывается обо всём, не ждёт объяснений и говорит жене, что едет на время в Москву. Сам же, никуда не уезжая из города, снимает номер в гостинице, а ночью «в половине третьего часа…на середине Литейного моста сверкнул огонь и послышался выстрел. Бросились на выстрел караульные служители, сбежались малочисленные прохожие, - никого и ничего не было на том месте, где раздался выстрел. Значит, не застрелил, а застрелился. Нашлись охотники нырять, притащили через несколько времени багры, притащили даже какую-то рыбацкую сеть, ныряли, нащупывали, ловили, поймали полсотни больших щеп, но тела не нашли и не поймали. Да и как найти? – ночь тёмная». ( I, «Дурак» ) Утром того же дня его жена получает письмо следующего содержания: «Я смущал ваше спокойствие. Я ухожу со сцены. Не жалейте, я так люблю вас обоих, что очень счастлив своею решимостью. Прощайте.» ( II, «Первое следствие дурацкого дела»)

- Как вы оцениваете этот поступок?

В классе обычно находится кто-то, кто выкрикивает: «Дурак!»

- Видимо, той ночью и вы были на мосту в толпе. Открываем первую главу романа, читаем её название. Да, «Дурак». Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в романе?

Ученики предлагают варианты: о любви, о любовном треугольнике, а, может быть, это детективный сюжет?

- Об этом пишет и автор в «Предисловии»: «Содержание повести – любовь, главное лицо – женщина…» (III, «Предисловие»)

Сообщение учащегося ( предварительная индивидуальная подготовка ). История создания произведения в условиях пребывания писателя в Петропавловской крепости, о необходимости выбора именно такой формы повествования.

Подводим итог этой части разговора: замысел Чернышевского удался – цензура не усмотрела ничего крамольного.

Познакомимся поближе с героями романа: молодая жена – Вера Павловна Лопухова, её муж – Дмитрий Сергеевич Лопухов, друг мужа – Алексей Кирсанов. Почему автор называет их новыми людьми?

Сообщение учащегося. Новые люди. Как зародился этот тип? Черты, отличающие новых людей? Каков главный принцип новых людей?

«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: "Можно ли положиться на этого человека безусловно?" Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на неё свою голову, на ней можно отдохнуть Эти общие черты так резки, что за ними сглаживаются все личные особенности.» ( гл. 3, VIII )

Подробно осветить этот вопрос поможет книга Фогельсона И.А. [1] Вот некоторые тезисы: знание и труд как основа жизни новых людей; достоинство и независимость, гуманизм и высокое сознание общественного долга, широта дерзаний и смелость поступков- главные качества новых людей;»разумный эгоизм» как нравственный принцип новых людей.

Там же есть материал, который можно использовать для создания «Морального кодекса» героев Чернышевского:

- Чем труднее дело, тем более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его удачно.

- А приятно издали думать о людях, с которыми поступил честно.

- Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми.

- Будь честен, и всё будет отлично.

- Полного счастья нет без полной независимости.

Сообщение учащегося «Моральный кодекс» героев Чернышевского» послужит своеобразным итогом урока.

По ходу урока учащиеся делают записи в тетрадях.

Домашнее задание: чтение главы 3, XXIX, «Особенный человек».

Уроки 2, 3. Особенный ли человек?

Основные вопросы для общей работы: Зачем Рахметов введён в роман? Кому адресован вопрос, вынесенный в заглавие романа? Есть ли ответ на него в самом романе?

Образ Рахметова.

Используя текст, раскройте каждое из этих положений (выписаны на доску):

  • «Рахметов был из фамилии, известной с XII века»;
  • «ригорист»;
  • Никитушка Ломов;
  • «вздумал приобресть физическое богатство»;
  • «стал искать знакомства с особенно умными студентами»;
  • чтение книг;
  • «стал вести самый суровый образ жизни»;
  • «стал кормить себя»;
  • «гнусная слабость»;
  • «успевал делать страшно много»;
  • «перемена занятия есть отдых»;
  • «я должен дорожить временем»
  • манера знакомиться с людьми;
  • «моё правило: предлагать моё мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его»;
  • «дела, не касавшиеся лично до него»;
  • стипендиаты Рахметова;
  • «проба»;
  • «я не должен любить»;
  • «кипучая натура»;
  • «особенный человек».

Обобщаем сказанное: действительно ли Рахметов «особенный человек», «экземпляр очень редкой породы»?

Место и роль Рахметова в романе.

Предположения учащихся о том, что Рахметов станет главным действующим лицом …

-Вот что об этом пишет автор: « Ну,- думает проницательный читатель,- теперь главным лицом будет Рахметов и заткнёт всех за пояс, и Вера Павловна в него влюбится, и вот скоро с Кирсановым начнётся та же история, какая была с Лопуховым…Ничего этого не будет…Рахметов уйдёт из этого рассказа и не будет он ни главным, ни неглавным, вовсе никаким действующим лицом в моём романе. Зачем же он введён в роман и так подробно описан? Вот попробуй, проницательный читатель, угадаешь ли ты это?» ( гл.3, XXX )

При наличии времени можно выслушать все предположения учащихся. Возможно, кто-то приблизится к верному ответу. За неимением времени обращаемся сразу к главе 3, XXXI, «Беседа с проницательным читателем»

-«Скажите же мне теперь, зачем выставлена и так подробно описана эта фигура?»- повторяет свой вопрос Н.Г.Чернышевский. Ответ, который даётся в этой главе, я пробую изобразить в рисунках.

В центральной части доски рисую от руки обыкновенный дом( рис.1), спрашиваю: этот дом хороший? Примерные ответы: хороший, пойдёт, ничего, так себе.

Ниже этого дома рисую подобие лачуги, шалаша (рис. 2).Показывая на первый дом (рис. 1), спрашиваю снова: этот дом хороший? Учащиеся солидарны в ответе: конечно, по сравнению с лачугой,- хороший.

Выше среднего рисунка изображаю угол дворца, особняка (рис. 3). Повторяю вопрос: этот дом (рис 1) хороший? Ответы: по сравнению с верхним, хуже; нормальный, жить можно…

-С какой целью я изобразила угол дворца? Конечно, чтобы показать, что дом на первом рисунке-обыкновенный дом.

Читаем отрывок из названной главы: «Человек, который не видывал ничего, кроме лачужек, сочтёт изображением дворца картинку, на которой нарисован так себе, обыкновенный дом. Как быть с таким человеком, чтобы дом показался ему именно домом, а не дворцом? Надобно на той же картинке нарисовать хоть маленький уголок дворца…»

-А что получится, если эти рассуждения применить к обществу, к людям, конкретно к героям романа?

Ученики достаточно легко продолжают цепь рассуждений: средний дом - это новые люди, лачужка- это большинство, уголок дворца - конечно же, Рахметов. (Можно подписать рядом с рисунками).

-«Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались бы большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй даже лицами идеализированными...Нет, друзья мои, …это не так…»- пишет Чернышевский. И абзац чуть выше: «Я изображал их с любовью и уважением, потому что каждый порядочный человек стоит любви и уважения. Но где я преклонялся перед ними? Где проглядывает у меня хоть малейшая тень мысли, что они бог знает как высоки и прекрасны, что я не могу представить себе ничего выше и лучше их, что они – идеалы людей? Как я о них думаю, так они и действуют у меня, - не больше, как обыкновенные порядочные люди нового поколения. Что они делают превыспреннего? Не делают подлостей, не трусят, имеют обыкновенные честные убеждения, стараются действовать по ним…»

Возвращаясь к образу Рахметова (глава «Особенный человек»), цитирую (или подготовленный ученик читает наизусть): А такие, как Рахметов? «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли.»

В этом месте я обычно предлагаю ученикам определиться: где, на каком уровне находится каждый и