Урок-конференция по литературе "Добро должно быть с кулаками!?"по повести В. Железнякова "Чучело", 7 класс

Разделы: Литература


Цель урока:

  • учить характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним;
  • способствовать воспитанию взаимоотношения подростков;
  • вырабатывать навыки анализа художественного произведения;
  • развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, культуру речи, воспитывать любовь к чтению.

Тип урока: урок-конференция.

Методы: эвристическая беседа, проблемный вопрос.

Материал к уроку: выставка произведений В. Железнякова, кадры из кинофильма “Чучело”, плакат с вопросами для обсуждения, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями, запись на доске урока (он же является проблемным вопросом).

Подготовка к уроку:

  • предварительно проверить знания учащихся текста повести;
  • поразмышлять над проблемными вопросами урока “Добро должно быть с кулаками!?”, “Подумать только, что они с ней сделали? И за что!”;
  • индивидуально заранее подготовленный ученик, сообщающий краткие биографические сведения о писателе (или группа исследователей творчества В.Железнякова), творческая группа детей.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о теме урока, задачах.

II. Работа по активизации словаря учащихся.

Определить значение слов и записать в специальные словари учащихся: этика, нравственность, нравственные проблемы, чуткость, милосердие, добросердечие (используется “Словарь литературоведческих терминов”).

Итак, ребята, мы разобрались с понятиями, которые потребуются нам в ходе обсуждения повести “Чучело”.

III. Сообщение учащихся (или группы исследователей творчества В. Железнякова), которое знакомит с кратким биографическим очерком писателя, с его произведениями, обращаясь к выставке. (Выставка произведений В. Железнякова оформлена заранее).

Краткий биографический очерк: В. Железняков родился в г. Витебске, в семье кадрового военного 26 октября 1925 года. Учился в юридическом институте, затем в литературном. Начал печататься в 1957 году в журналах “Мурзилка” и “Веселые картинки”. Написал несколько книг для дошкольного и младшего школьного возраста.

Писатель поднимает в своих произведениях вопросы непростых взаимоотношений в семье, отношений ребят и взрослых. Писатель не боится острых ситуаций и жестких жизненных столкновений. Он показывает жизнь такой, какой сам ее видит.

Написал такие произведения, как “Белый пароход”, “Путешественник с багажом”, “Хорошим людям - доброе утро”, “Последний парад”, “Таня и Юстик”, “Чудак из 6 “б”.

По произведениям Железнякова поставлены фильмы “Нежданный гость”, “Серебряные трубы”, “Алая гвоздика”, “Чучело”.

IV. Слово учителя: рассказы и повести В. Железнякова продолжают гуманистические традиции русской литературы для детей. Герои их - сегодняшние мальчики и девочки - ваши сверстники. Но рядом с ними, конечно, есть и другие персонажи, которые часто вспоминают прошлое, особенно Великую Отечественную войну, которую сам писатель встретил 15-летним подростком.

Железняков заботится о том, чтобы героическое прошлое было реальностью и для нас, выросших в мирное время. Какую бы книгу писателя мы ни взяли, мы увидим, что его больше всего волнуют доброта, терпимость и милосердием.

Вот несколько из нравственных правил произведений Железнякова:

  • “В борьбе всегда надо принимать сторону слабого, если ты не уверен, кто прав. И это будет наименьшим злом”;
  • “Стыдно - это хорошо, это знаешь ли благородно, это значит, что такого больше не сотворишь”:
  • “Обдумай все возможные пути к цели, но выбирай самый бесхитростный”.

“В закоулках легко заблудиться” (записать на доске).

Сегодня мы с вами попробуем рассмотреть вопросы взаимоотношений подростков Железнякова “Чучело”. Самые яркие и интересные эпизоды нам помогут проиллюстрировать ребята из творческой секции: художественное исполнение наизусть 1 главы повести, оканчивающейся словами: “Подумать только, что же они с ней сделали! И за что!” (Данная глава позволит более детально обсудить проблемные вопросы урока-конференции).

Чтение наизусть 1 главы учащимися (на доску вывешивается плакат для обсуждения).

Вопросы для обсуждения:

  1. Кратко рассказать биографию Н. Бессольцева. Почему окружающие считали его “чудаком”?
  2. Сформулируйте нравственные принципы Н.Н. Следовал ли он им в жизни? (Учащимся предлагается выписать из повести нравственные принципы Н.Н.) Вот что выписали ребята:
    “Поддакивать нельзя - должна быть четкая позиция”.
    “Он подумал про Ленку: “Какая страсть! Какая тяга к справедливости!”
    “Жизнью надо рисковать непременно, иначе, что же это за жизнь, это какое-то бессмысленное спанье и обжирание”.
    “Он всегда тяжело переносил чужие беды”
    “Честь дороже присяги: нарушив первую, человек не может существовать”
    и другие нравственные правила героя повести.
  3. Когда появилась у Н.Н. гордость за свою внучку Лену Бессольцеву?
  4. Как описывает Лену автор? Что странного находили в ней одноклассники? (Ребятам предлагается из повести найти эти эпизоды на данные вопросы и зачитать).
    Вот такие эпизоды отметили ребята:
    “До чего же она прекрасная! Как она умеет сильно любить и как умеет даже в падшем человеке заметить мгновение его величия!”.
    “Кажется, она сможет прожить свою жизнь не хуже прочих Бессольцевых, ибо обладала теми чудными качествами характера, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них”.
    “Зато у тебя глаза вдохновенные! И сердце часто.. Это посильнее, чем платы по физике”.
    “Нескладный подросток, еще теленок на длинных ногах, с такими длинными нелепыми руками… Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка”.
    “Она не уставала удивляться странностям жизни… Вот такая у нее была славная и интересная жизнь”.
    “Ленка! Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно. Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойные” и др. эпизоды.
  5. Когда впервые Лена пришла к выводу, что люди-звери? (“А я-то тогда не знала, что есть люди лисы, медведи, волки”.).
  6. Как развивается конфликт между Леной и одноклассниками?
  7. К какой жизненной мудрости пришла Лена в результате конфликта?
  8. Что вы можете сказать об одноклассниках Лены: Ваньке, Железной, Кнопке, Мироновой, Димке? (“Да и они не виноваты, что смеялись надо мной. Их можно только пожалеть и постараться им помочь”.)
  9. Учащимся предлагается просмотр кадров из кинофильма “Чучело”, которые помогут выполнить дальнейшие творческие задания (сжигание одежды, предательство друга).
  10. Творческое задание: Какие нравственные ценности из жизни Лены и ее дедушки вы возьмете для себя? Сформулируйте эти нравственные принципы (каждому ученику выдается карточка, в которую вносятся те нравственные принципы, которым ребята должны бы следовать в жизни). Вот некоторые из них:
    “Будь добр к людям. В любом случае имей только добрые намерения”. “Я буду жить по тем законом, по которым жила Лена Бессольцева”.“Хочу, чтобы класс у нас был дружным, ни у кого не было кличек, никто не предавал друг друга” и другие.
    (Почти все ребята называли добро, милосердие, порядочность в числе тех нравственных правил, котом они хотели бы следовать).

V. Анкетирование (устно):

  1. Какие качества в характере человека вы цените? Что нравится вам в хорошем человеке?
  2. Какие качества в характере человека вы осуждаете?
  3. Как, на ваш взгляд, относится автор к главным героям повести? (Лене, Диме, Кнопке, Железной…).
  4. “Добро должно быть с кулаками!?”
  5. Каким должен быть человек?

Вывод урока (анализ карточек и анкет). (К выводу привлекаются учащиеся, обобщая высказывания сверстников).

Заключительное слово учителя: Да, “странными“ можно назвать и шестиклассницу Л.Бессонову и ее дедушку Н.Н.

Лена, подобно своему дедушке, придает гораздо большее значение внутреннему содержанию и нравственному здоровью своей личности, чем своему внешнему виду. Вспомним пословицу: “Встречают по одежке, провожают по уму”. Образцом для нее является ее духовный идеал. Может быть, поэтому она не во всем похожа на своих сверстников. Добрее, честнее, непосредственнее.

При этом она не убеждена, что лучше других. Напротив, Лена самокритична, требовательна к себе.

Испытывая на себе недоверие, зависть, недоброжелательность, непонимание или даже жесткость со стороны окружающих подростков, предательство мальчика, который вызвал в ней чувство первой любви, Лена показывает всем впечатляющий пример бескорыстия, прямоты, человеческого достоинства.

VI. Подведение итогов урока (к подведению итогов урока привлекаются учащиеся, дается оценка работы творческой группы, активности детей, грамотности, четкости ответов, выставляются оценки за урок, даются необходимые рекомендации).

Домашнее задание:

1 вариант - “Рекомендую прочитать” (обзор книги В. Железнякова “Хорошим людям - доброе утро”).

2 вариант - Сочинение-миниатюра “Я хочу рассказать вам…” (о друге, подруге, товарище).