Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Информационные технологии на уроках ОБЖ "Стихийные бедствия. Лавины", 7-й класс

Разделы: Преподавание информатики, Преподавание ОБЖ, Преподавание технологии, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Вид: урок-презентация с применением современных технологий.

Технология: информационная.

Время проведения: 40 минут.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийные устройства.

Цели урока:

  • Образовательные - повторить, закрепить материал по теме “Стихийные бедствия”, выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их.
  • Воспитательные - развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности стихийных ЧС для жизнедеятельности человека, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.
  • Развивающие - развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска стихийных природных явлений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.

Задачи:

  • Обучающие - рассмотреть разновидности опасных природных явлений, познакомить учащихся с их разрушительным действием; рассмотреть вопросы, связанные с разрушительными последствиями опасных природных явлений; дать характеристику опасных природных явлений;
  • Развивающие - проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи;
  • Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Подготовка к уроку:

  1. Подбор изображений для слайдов.
  2. Подбор и набор текста.
  3. Составление и оформление презентации.

План проведения урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Физкультминутка.
  3. Письменный опрос по теме “Опасные природные явления”.
    - какие природные явления приводят к возникновению ЧС;
    - когда складывается ЧС;
    - существует ли какая-либо связь опасных природных явлений между собой; приведите примеры взаимосвязи опасных природных явлений между собой;
    - укажите общую классификацию стихийных бедствий;
    - классифицируйте опасные природные явления.
  4. Новая тема (просмотр презентации "Стихийные бедствия с комментариями учителя").
  5. Задание на дом.
  6. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания (дежурный собирает тетради с домашним заданием).
  2. Физкультминутка (разминка на основные мышцы, подверженные наибольшей степени нагрузки в школе).
  3. Письменный опрос по теме “Опасные природные явления”

Ответы:

Реальная угроза человеку и его окружающей среде

Не каждое опасное природное явление приводит к возникновению ЧС, особенно, если в месте его возникновения нет никакой угрозы жизнедеятельности человека.

ЧС складывается только тогда, когда в результате опасного природного явления возникает реальная угроза человеку и его окружающей среде.

Следует отметить тесную связь многих опасных природных явлений между собой. Так, например, землетрясение может вызвать обвалы, оползни, сход селя, наводнение, цунами, лавины, активизацию вулканической деятельности.

Многие штормы, ураганы, смерчи сопровождаются ливнями, грозами, градобитием.

Сильная жара сопровождается засухой, понижением грунтовых вод, пожарами, эпидемиями, нашествиями вредителей.

Опасные природные явления

Геофизические:

    землетрясения;

    извержения вулканов.

Геологические:

    оползни;

    лавины, сели;

    обвалы, осыпи;

    склоновый смыв;

    просадка пород;

    эрозия (разрушение горных пород водой, ветром, человеком);

    абразия (разрушение берегов волнами);

    пыльные бури.

Метеорологические и агрометеорологические:

    бури, ураганы, смерчи (торнадо), шквалы;

    сильные осадки (ливень, град, метель, гололед);

    сильный мороз, заморозки;

    сильная жара, засуха, суховей.

Морские гидрологические:

    тропические циклоны (тайфуны);

    внетропические циклоны (ураганы);

    сильное волнение моря (5 и более баллов);

    сильные приливные волны, тягуны (опасные колебания волн в портах);

    обледенение судов и сооружений;

    сильный напор и дрейф льдов, отрыв льдин;

    непроходимый лед.

Гидрологические:

    высокие уровни воды - наводнения (паводки, ветровые нагоны, заторы, зажоры, половодья);

    низкие уровни воды;

    ранний ледостав, появление льда на судоходных водоемах и реках.

Гидрогеологические:

    Понижение или повышение уровня грунтовых вод.

Природные пожары:

    лесные;

    степные;

    полевые (хлебных массивов);

    торфяные;

    горючих ископаемых (угля, сланцев).

Инфекционная заболеваемость людей:

    эпидемии;

    пандемии;

    опасные инфекции.

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

    эпизоотии;

    энзоотии;

    панзоотии и др.

Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:

    эпифитотии;

    панфитотии;

    массовое распространение вредителей.

Новая тема (просмотр презентации “Стихийные бедствия с комментариями учителя).

Четыре опаснейших типа лавин

Четыре опаснейших типа лавин

1. Сухие лавины, состоящие из рыхлого снега очень опасны. Они срываются в долину с высокой скоростью и сопровождаются чудовищной ударной волной, сокрушающей даже массивные бетонные преграды. Они образуются по принципу растущего снежного кома.

2. Особенную опасность представляют ледниковые лавины, возникающие, в частности, при отрыве языка глетчера. При своей невероятной тяжести они развивают очень высокую скорость. В них действуют силы, способные перетирать даже твердый, как камень, лед в порошок. Такие лавины стали причиной многих сокрушительных катастроф.

3. Термином “грунтовая”, “почвенная и “поверхностная” лавина обозначают слои снежного покрова, которые приходят в движение; грунтовая и почвенная лавины сползают вниз по склону и бывают причиной его мощной эрозии; после таяния снегов, унесенный материал оседает на дне долины. В отличие от них поверхностные лавины скользят в долину по глубоким, очень стабильным слоям снега.

4. Снеговые полки отламываются вдоль одной длинной линии и сползают в долину по всей своей ширине прямо по грунту или по снежному нестабильному слою.

ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ СХОД ЛАВИНЫ

Как возникают лавины, сказать нетрудно: на крутых горных склонах отдельные слои снега или весь снеговой покров теряют сцепление с грунтом или нижележащим слоем. Из-за чудовищного веса снега внутри снеговой массы возникает напряжение, приводящее к трещинам; по ним она расплывается и скользит вниз.

Разумеется, в действительности наука о лавинах намного сложней, ведь снег — не мертвая масса, выпав на землю из облаков, он постоянно меняется. Сначала он образует, в зависимости от температуры и силы ветра, сравнительно легкий и рыхлый покров. Привести лавину в движение иногда могут незначительные нарушения в структуре снегового покрова. Даже небольшой нагрев в солнечный полдень может настолько повысить напряжение между верхними и нижними слоями снега, что это приведет к откапыванию снеговой полки. Эта причина схода лавин считается наиболее частой.

Однако в наши дни лавину все чаще вызывают безрассудные лыжники и сноубордисты. Любители острых ощущений, несмотря на запреты, уходят с безопасной трассы на неустойчивые склоны, получая особенное удовольствие от катания по не тронутой лыжнями снежной целине, и этим подвергают опасности не только собственную жизнь, но и жизнь других людей.

ОБРАЗОВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ

В ходе суточного ритма с его температурными колебаниями отдельные снежинки распадаются и склеиваются в кристаллы.

Поверхность снегового покрова затвердевает, образуя наст. Под тяжестью снега нижние слои сдавливаются все сильней. От лучей солнца и теплых воздушных потоков снежинки подтаивают и слипаются в ледяной слой.

Если после этого выпадает свежий снег, опасность схода лавин резко возрастает на несколько дней, так как новый слой поначалу плохо держится на снежном насте (который называют фирном). Лишь когда он оседает и крепче спекается с основанием, снежный покров опять обретает большую стабильность.

Особенно опасной ситуация становится в тех случаях, когда выпадает очень много снега или когда старый слой снега еще не успел укрепиться. Поэтому службы наблюдения за лавинами берут буровые пробы в особенно опасных местах — главным образом на крутых склонах, гребнях и склонах, сильно изрезанных желобами и буграми, — и тщательно изучают отдельные слои. Таким образом, определяют однородность и прочность всего снежного покрова. Чем слабее связаны между собой отдельные слои, тем выше опасность схода лавин. Ситуацию оценивают по трем факторам: структуре снегового покрова, погодным условиям (по количеству свежевыпавшего снега, силе и направлению ветра) и рельефу местности (крутизне, форме, материалу, лежащему в основании, и по тому, в какую сторону обращен склон).

Развитие лавины

1. Рыхлый снег скользит по слою более плотного снега.

2. Разогнавшись, масса снега может подняться в воздух.

3. Лавина набирает скорость, доходящую порой до 350 км/час.

Сход сухой лавины

Сухие лавины состоят из рыхлого снега и мчатся особенно стремительно.

Начинаются они с небольших снежных оползней, но из-за сотрясения грунта и возникновения ударной волны быстро увеличиваются

СРЫВАЮЩИЕСЯ ВНИЗ КАМНИ

К лавинам принадлежат также осыпающиеся вниз каменные массы, то есть камнепад, обвал, сель.

При камнепаде из скальной стены выпадают отдельные камни или каменные глыбы; при более мощном обвале обрушивается или скатывается вниз большая каменная масса.

Сель - это лавина, состоящая из смеси камней и жидкой грязи. Такие жидкие каменные лавины могут вызываться осадками или быстрыми переменами, происходящими в ледяной толще, причем последствия нередко бывают катастрофическими. Так, в 1938 году в Лос-Анджелесе погибли 200 человек, когда на город обрушился селевой поток.

Первыми жертвами лавины были военные

Первыми жертвами лавины, которые упоминаются в истории, стали воины. Когда Ганнибал с армией в 218 году до нашей эры двигался через Альпы на север, белая смерть унесла у него приблизительно 18 000 человек, 2 000 лошадей и несколько слонов.

Крупнейшая снежная катастрофа нового времени тоже связана с военными. В декабре 1916 года в Первую мировую войну на австрийско-итальянском фронте всего за два дня смерть под лавинами нашли около 10 000 солдат. Через неделю непрерывного снегопада обе воюющие стороны стали обстреливать из артиллерийских орудий склоны, расположенные над позициями противника. Выстрелы вызвали мощный сход лавин, которые похоронили под собой целые участки фронта вместе с войсками.

В годы Первой мировой войны лавины в Тирольских Альпах унесли 60 000 жизней. Итальянские и австрийские войска три года сражались в высокогорьях, страдая от недостатка припасов, холода и снега. Один из солдат вспоминал: “Самым страшным нашим врагом была природа... Целые взводы сбивало с ног, сносило в пропасти, заваливало без следа”. Самым тяжелым был декабрь 1916 г., когда за 48 часов выпало 4 м снега, что привело к сходу лавин, погубивших около 10 000 сражавшихся по обе стороны фронта.

В Перу землетрясение 31 мая 1979 г. и, вызванная им, снежная лавина погубили 66 000 человек. Сила толчков достигала 7,7 балла по шкале Рихтера, эпицентр находился вблизи крупного портово-промышленного города Чимботе, а последствия оказались самыми губительными в ХХ столетии. С горы Уаскаран сорвался массивный пласт грунта и льда, который снес поселок Ранраирка, уничтожил 5 000 жителей и завалил горный курорт Юнгай. Здесь погибли почти все 20 000 его обитателей.

ОБМАНЧИВАЯ ИДИЛЛИЯ

После многодневных сильных снегопадов выглянуло наконец солнце и нагрело западный и южный склоны гор. Свежий снег, еще не слежавшийся, стал сползать вниз все быстрей и быстрей; вскоре в долину неслось множество маленьких и больших лавин. По оценкам экспертов, на крутых склонах их скорость достигала 400 км/час, что придавало снеговым массам чудовищную энергию. Даже массивные защитные сооружения и большие дома сносились словно игрушки.

ЗОО-метровая лавина с грохотом сорвалась в 1999 году с вершины Грископф, неся с собой смерть.

В Австрийском Гальтюре 23 февраля 1999 года за несколько минут погиб 31 человек, а тысячи гостей и обитателей этого горно-лыжного рая оказались запертыми на много дней в долине Пацнау.

На развалинах Гальтюра

Спасением и оказанием помощи пострадавшим сначала пришлось заниматься только местным жителям и их гостям-спортсменам, так как долина оказалась полностью отрезанной от внешнего мира: дороги засыпал десятиметровый слой снега. Службы, отвечающие за безопасность в горах, запретили спасателям пробиваться по дорогам в пострадавшую долину из-за большой вероятности схода новых лавин. Помощь в район катастрофы прибыла лишь на следующий день на вертолетах австрийских ВВС.

Жертвы задыхаются или бывают задавлены

Лавина может нести со склона до миллиона тонн снега и гнать перед собой воздушную ударную волну, которая, как при взрыве бомбы, уничтожает все на своем пути. Кто встретится ей на дороге, будет раздавлен.

Большинство жертв схода лавин погибает очень скоро, так как снежная стена, мчащаяся со скоростью 100 км/час и выше, создает ударную волну; она моментально забивает снегом легкие и дыхательные пути жертвы, и человек умирает от удушья. Люди, пережившие этот первый натиск, погибают, оказавшись внутри лавины, которая с огромной скоростью швыряет их на скалы, деревья и другие препятствия.

Чем глубже человек оказывается погребенным под лавиной, тем меньше шансов достать его оттуда живым. Ведь если кубометр свежевыпавшего снега весит всего 60-70 кг, то слежавшаяся снежная масса лавины давит на тело с тяжестью более тонны, не дает дышать и просто расплющивает человека.

Многие жертвы лавины задыхаются уже под метровым слоем снега, так как к ним не поступает свежий воздух.

Поэтому спасатели советуют в случае несчастья по возможности прижать ладони к лицу, чтобы создать хотя бы небольшое пространство для воздуха, и тогда пострадавший, если ему повезет, может продержаться до прихода спасателей.

Засыпанных лавиной людей разыскивают зондами. Делать это нужно быстро, так как через 20 минут половина пострадавших умирает. Шанс на спасение увеличивается, если спасатели и жертвы имеют при себе “поисковые приборы для засыпанных”, которые посылают и принимают сигналы.

ИЗУЧЕНИЕ ЛАВИН

25 февраля 1999 года долина Сьон в Швейцарских Альпах вздрогнула от страшного грохота. Через несколько секунд земля заходила ходуном и долину наполнили оглушительные громовые раскаты. 600 000 тонн снега обрушились вниз с горного склона со скоростью 300 км/час.

Посреди лавиноопасного склона, в массивном бункере сидит группа людей. Все они зажимают болящие от грохота уши. Бункер засыпан трехметровым слоем твердого, как бетон, снега. Однако с людьми ничего не случилось - это сотрудники швейцарского института, изучающего снег и лавины. Только что они вызвали с помощью взрыва сход сухой лавины, крупнейшей в мире. Таким образом, они наблюдают за самой страшной опасностью, только может подстерегать в горах, - за лавинами, которые несмотря на огромные расходы на защитные и спасательные мероприятия, уносят год за годом только в горах Европы жизни 150-200 человек

Для предотвращения таких катастроф одна лишь Швейцария истратила за последние 50 лет 1,5 млрд. франков на сооружение заслонов от лавин и еще миллиард на выращивание лесов, преграждающих лавинам дорогу. И не без успеха: если в 1951 году под снежными массами погибли 98 человек, то в конце тысячелетия “только” 17. И это притом, что сейчас горные районы заселены более густо, чем прежде, и к тому же сюда приезжает много спортсменов-лыжников.

Этот успех совсем не случаен. В Альпийской республике уже более 70 лет ведется систематическое изучение опасностей, которые несет с собой снег. Центральный исследовательский институт основан неподалеку от Давоса на горе Вейсфлуйох (высота 2662 м). Ученые различных научных направлений разрабатывают такие темы, как “Формирование снежного покрова”, “Снеговая механика и образование лавин”.

Цель исследований, кроме прочего, состоит в более точном и своевременном прогнозировании схода лавин и в разработке эффективных защитных сооружений, снижающих ущерб, который лавины наносят природе и постройкам. В своих прогнозах институт тесно сотрудничает с метеорологами, ведь опасность существенно возрастает, когда на старые снежные слои выпадает много свежего снега.

Служба наблюдения за лавинами, действующая в странах альпийского региона, устанавливает все больше автоматических метеостанций, однако точный прогноз схода лавин все еще невозможен. Как и прежде, горнолыжники должны помнить в горах про разумную осторожность и избегать опасных мест.

АБСОЛЮТНОЙ ЗАЩИТЫ НЕТ

Несмотря на все успехи ученых, лавины, как и прежде, могут неожиданно сойти со склона. Они рождаются время от времени даже в самых, казалось бы, безопасных местах. Иногда их не в состоянии удержать даже дорогостоящие защитные сооружения. До сих пор изучены далеко не все факторы, приводящие к тому, что снежные массы приходят в движение, подминают все, что попадается на их пути, и волокут захваченное вниз.

Задание на дом. Подобрать в библиотеке (можно использовать ресурсы электронных библиотек в Internet) информацию о последних природных ЧС, связанных со сходом лавин. Написать реферат.

Подведение итогов. При просмотре презентации “Стихийные бедствия. Лавины” мною был сделан вывод (на основании вашего поведения и заинтересованности), что данный урок был вам интересен, и вы более активно участвовали в обсуждении темы после ее просмотра, чем, если бы слушали мою лекцию (в школьном учебнике данной темы нет). Я предлагаю вам следующую презентацию на тему “Бури, ураганы, смерчи” подготовить совместно. Для этого вы должны произвести поиск информации (заметки, фото, рисунки и сообщения) для последующей обработки ее в создании презентации. Презентацию мы можем составлять на классном часе, либо на занятиях кружка. Оценки за письменные работы будут выставлены после проверки.

При работе над уроком была использована следующая литература:

  1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. “Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности”: Метод. Пособие. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 272 с. - (Б-ка учителя ОБЖ).
  2. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл. Учеб. Для общеобр. учр./ Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., петров С.В. 1-е изд. - М.: Издательство АСТ, 1997. - 160 с.: ил.
  3. Соловьев С.С. “Тематический контроль по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”. Комплект тестовых заданий для учащихся 5-6 классов. - М.: Интеллект-Центр, 2001г. - 120 с.
  4. Тупикин Е.И. “Тематический контроль по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ). Комплект тестовых заданий для учащихся старшей ступени средних школ, гимназий, лицеев (включая профессиональные), колледжей и профессиональных училищ. - М.: Интеллект-Центр, 1999 - 128 с.
  5. Неразгаданные тайны человечества. First Edition Coliyright © 2003 The Reader's Digest - Deutschland, Schweiz, Osterreich. Verlag Das Beste GmbH - Stuttgart, Zurich, Wien Перевод с немецкого Coliyright © 2004 ЗАО “Издательский Дом Ридерз Дайджест” Русское издание подготовлено ЗАО “Издательский Дом Ридерз Дайджест”
  6. Я познаю мир. - М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002. - 316 с.: ил. - (Моя первая энциклопедия)
  7. 1000 WONDERS OF NATURE Издание подготовлено Toucan Books Ltd, London Toucan Books Ltd. London по заказу The Reader's Digest Association limited. 11 Westferry Circus? Canary Wharf London E14 4 HE Coliyright © 2001. The Reader's Digest Association limited.
  8. Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире. - М., Издательский Дом “Ридерз Дайджест”. 1997. - 336 с.