Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе". Модель изучения темы в 10-м классе

Разделы: Преподавание литературы


… что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое своё существование.

П.В. Анненков

Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе подводят итоги изучению творчества писателя, а также обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах.

Одной из главных задач этих двух уроков была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. На таком уроке-полилоге увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но СВОЁ открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Таким образом, при постижении художественного произведения мы попытались соединить аналитическую и творческую работу.

По мере углубления в эту кропотливую работу с текстом, ученики всё больше входят во вкус, начинают находить говорящие детали сами, радуясь своим открытиям и рождающимся вопросам, на которые затем все вместе ищем ответ, высказываем предположения, доказываем свою точку зрения.

I. Жанровая специфика.

Цель этапа – выявить специфику и особенности жанра “стихотворение в прозе”.

Поэзия и проза – это два основных типа организации художественной речи. Мы вспоминаем основные признаки поэзии и прозы, а затем выделяем особенности жанра “стихотворение в прозе”:

  • миниатюрность формы, краткость текста;
  • богатое использование изобразительно-выразительных средств;
  • эмоциональность повествования;
  • ритмизированность, музыкальность прозы;
  • лирический герой – субъект переживания и объект изображения.

II. История создания “Стихотворений в прозе”.

Цель этапа – познакомить учащихся с замыслом, историей создания и опубликования цикла.

Небольшое сообщение к уроку по обозначенной теме готовит один из учеников. Он предъявляет материал как в устной форме, так и в виде опорного конспекта, который прикреплен на доску и по ходу рассказа записывается участниками урока в тетрадь.

III. Контраст – сквозной мотив “Стихотворений в прозе”.

Цель этапа – выявить общую тональность цикла, преобладающие в нем настроения.

Работа организуется в группах, каждая из которых знакомится с тремя стихотворениями в прозе и путем совместного обсуждения определяет преобладающее настроение каждого текста, выделяет ключевую фразу, выражающую это настроение. Кроме этого, продумывает краткий анализ художественных текстов и одно из трех стихотворений в прозе, наиболее понравившееся, группа готовит для выразительного чтения.

Первой группе для работы предлагаются стихотворения в прозе “Старуха”, “Мы ещё повоюем!”, “Nessum maggior dolore” (“Нет большей скорби”). Вторая группа работает с текстами “Лазурное царство”, “Стой!”, “Без гнезда”. Третья группа выполняет задание по стихотворениям в прозе “Песочные часы”, “Воробей”, “Как хороши, как свежи были розы…”

По окончании работы каждая группа высказывает предположение, какие настроения выразил автор в предложенных текстах.

Ученики делают вывод, что стихотворения в прозе, с которыми они только что работали, различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными, радостными, благоговейными чувства автора; другие – печальными, ностальгическими, пессимистичными, трагичными, грустными; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматичное, радостное и печальное.

Путем совместного обсуждения, мы приходим к выводу, что сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст, который проявляется как на уровне всего цикла, так и на уровне одного произведения.

Перед тем, как начать непосредственный анализ текстов стихотворений в прозе, предложенных группам, мы выстраиваем таблицу, в которую и будем записывать ключевые фразы из текстов, а также наши размышления.

Каждая группа по очереди знакомила класс с итогами своей работы: выделенными фразами, раскрывающими настроение текста; кратким, но глубоким анализом произведений.

После выступления всех групп заполненная таблица выглядела примерно так.

Светлое, жизнерадостное настроение Единство жизнерадостного и драматичного Пессимистичное, трагичное настроение

“Мы ещё повоюем!”

“Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я”.

“Nessum maggior dolore”

голубое небо, запах цветов, улыбка счастья и

“ложка скверного, бесполезного лекарства”.

“Старуха”

“Не уйдешь!”

 

 

“Лазурное царство”

“О царство лазури, света, молодости и счастья!”

“Стой!”

счастье, блаженное сознание красоты и щепотка пепла, отблеск вечности

“Без гнезда”

“И не пора ли и мне упасть в море?”

“Воробей”

“Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею… держится и движется жизнь”.

“Как хороши,

как свежи были розы…”

летний вечер, веселый шум, молодые, добрые голоса и скучный старческий шепот, зима, темная комната

“Песочные часы”

“слабый и непрерывный шелест утекающей жизни”

Заполнив таблицу, мы делаем вывод о том, что в последние годы жизни Тургенева волнуют коренные вопросы бытия, которые он ставит и пытается решить в своих стихотворениях в прозе, которые вначале были названы самим писателем по-латыни “Посмертное”, а затем “Старческое”. Среди основных контрастных мотивов и образов учениками были выделены следующие: молодость и старость, любовь и смерть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность, прошлое и настоящее и т.д.

Выделенные антитезы становятся основой для выполнения творческой работы в форме даймонда.

IV. Творческая работа – написание даймонда.

Цель этапа – акцентировать внимание на богатстве смыслов антитез в “Стихотворениях в прозе”.

Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Любовь
Вечная, нежная.
Рождается, цветет и вдохновляет.
Любовь побеждает даже смерть.
Отнимает, угнетает, пугает
Холодная мрачная
Смерть.
(Ирина К.)

Молодость
Красивая, беспечная,
Живет, влюбляется, надеется.
Молодость счастлива, старость жестока.
Угасает, умирает, вспоминает.
Горькая, безысходная
Старость.
(Анастасия Ч.)

V. Интерпретация стихотворения в прозе “Как хороши, как свежи были розы…”

Цель этапа – попытаться сделать коллективную интерпретацию одного стихотворения в прозе.

Из рассматриваемых на уроке текстов для интерпретации нами было выбрано одно - “Как хороши, как свежи были розы…”. Коллективная работа началась с чтение этого стихотворения в прозе ученицей под музыку “Лунной сонаты” Бетховена. Дальнейший анализ художественного текста строился на основе диалога.

– Какой композиционный прием избирает Тургенев при построении текста?

– Прием рефрена, который связывает образы мира прошлого (1, 3, 5 абзацы) и настоящего (2, 4, 6 абзацы).

1. Мир прошлого.

Выделите ключевые слова, раскрывающие мир прошлого и обобщите их в четырех словах-доминантах.

- Звуки: “ровно дышит”, “бьется моё сердце”, “веселый шум”, “звучат молодые, добрые голоса”, “ланнеровский вальс”, “воркотня… самовара”.

- Запахи: “пахнет резедой и липой”.

- Люди: “девушка”, “я”, “две русые головки”.

- Природа: “летний вечер”, “небо”, “первые звезды”. Каким из выделенных образов Тургенев уделяет больше внимания и почему? На мой взгляд, в воспоминаниях о прошлом у Тургенева всегда присутствуют люди, причем молодые. Скорее всего, этим автор подчеркивает, насколько дороги ему воспоминания о своей молодости, о людях, с которыми он общался. Я думаю, что в этом произведении все же больше звуков – причем, это именно “молодые, добрые голоса”, а не “скучный старческий шепот” и кашель, что рисуется Тургеневым в настоящем. Мы слышим и другие, но всегда приятные, гармоничные звуки: воркотню самовара, звучащую фортепьянную музыку. Они передают дви