Евангелие на уроках литературы (методические разработки)

Разделы: Литература


Живи по Слову.

Библия. Книга Бытия. Пророк Моисей.
<1574 – 1450 г. д. н. э..>

ВВЕДЕНИЕ.

В чем главная задача учителя? Сколько раз звучал этот вопрос со страниц печати и других средств информации. Существует и ответ: цель образования – это всестороннее развитие ребенка. Но этот ответ предполагает самые общие, хотя и важные, понятия.

Можно согласиться с утверждением Л. С. Выгодского, который считал, что учитель может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим вместе с учителем.

Но тогда чтобы понять задачи учителя, необходимо исходить из социальных условий, сложившихся в обществе. В каком мире живем мы сегодня? Строки Ф. Тютчева, написанные в прошлом веке, так созвучны нашему времени:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени.
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

(Ф. Тютчев “Наш век”)

Значит наше общество больно “дефицитом духа”, значит злоба, жадность, корысть, равнодушие угрожают “растлить” наши души, души наших детей? Так в чем же состоит задача учителя в таком случае?

В сентябре 1909 г. Л. Н. Толстой написал статью, в которой содержались напутствия народным учителям: “…насколько это в ваших силах, заложить в восприимчивые, алчущие правды сердца порученных вам детей основы вечных, религиозных истин и настоящей христианской нравственности, которая так легко воспринимается детскими душами”.

Теперь с уверенностью можно сказать, что свою задачу в обучении и воспитании развивающейся личности учитель должен видеть, прежде всего, в нравственном совершенствовании свойств, качеств, присущих ребенку как субъекту и члену общества и проявляющихся в его деятельности и общении с другими детьми. На уроках словесности предметом изучения является художественный текст, являющийся в то же время источником нравственного воспитания учащихся. Одним из таких источников, по мнению автора, является Евангелие, использованию которого на уроках литературы и посвящены настоящие “методические разработки”.

1. ЕВАНГЕЛИЕ И РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Евангелие – это вечный и неиссякаемый источник слов и образов, основа христианской морали. Это родник, который может напоить людей, потерявших веру в добро и справедливость, в духовность человека. Но все это возможно только в непосредственной связи с русской литературой.

Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в нем человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, каково его назначение в жизни, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т. п.

Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях Православия – и не только в прямых публичных выступлениях проявлялось это (“Выбранные места…” Гоголя, “Дневник писателя” Достоевского), но и в самом художественном творчестве. Это чутко воспринял и точно выразил Н. Л. Бердяев: “В русской литературе, у великих русских писателей религиозные мотивы и темы более сильны, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, мира. В значительных своих творениях она пронизана религиозной мыслью”.

Исходя из того, что современное понятие содержания образования включает и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимо стремиться вместе с учащимися рассматривать каждое художественное произведение именно с этих позиций. Тем более, что именно духовность русской литературы сделала ее по-своему уникальной. В настоящее время факт всемирного значения русской литературы не только общепризнан, но является объектом пристального изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей. Знакомясь с русской литературой, зарубежные читатели поражались, что у каждого персонажа, каково бы ни было его социальное положение, есть душа. Русские классики в лице Гоголя и Тургенева. Толстого и Достоевского, Чехова и Лескова еще раз напомнили о том, что человек обладает душой, которая может болеть, мучиться, страдать и потому нуждается в любви. Незыблемые представления о добре и зле должны играть первостепенную роль в жизни настоящего художника, не уставал твердить Л. Н. Толстой. Названные выше цели воспитания и формирования личности имеют под собой психолого-педагогическое обоснование. Уже упоминая о том, что наш век болен бездуховностью, можно попытаться определить одно из средств его оздоровления:

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И знает свою погибель он,
Он жаждет веры… но о ней не просит…

(Ф. Тютчев “Наш век”)

Увы, безверие, уныние стало в наше время не клиническим состоянием, а нравственно-психологическим, в котором находятся многие наши современники.

Л. С. Выгодский писал, что “в том неустойчивом хаосе, который представляет нынешнее состояние морали, все же должно быть выделено некоторое количество таких норм, которые легли бы в основу социального поведения человека”.

Поэтому возникает необходимость направить свои усилия на реализацию важнейшей цели: исследуя евангельские мотивы в русской литературе, показать, что христианское учение является основой нравственного и духовного развития личности и этому развитию способствует русская национальная традиция, которой всегда придерживалась наша классическая литература.

2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Содержание и формы организации учебно-познавательной деятельности посвящены главной задаче – духовному анализу литературы. Думается, сейчас возникла необходимость обогатить существовавшие раньше социальный и эстетический анализы духовным. Ведь лучшая русская литература всегда была, по словам Н. Гоголя, “незримой ступенью” к Христу и прямо отражала то испытание веры, которое совершилось в жизни народа и каждого человека. Известный ученый методист Н. Д. Молдавская подчеркивает необходимость использовать всю систему методов обучения на уроках литературы, так как каждый из них содержит в себе спе5цифическую возможность формировать определенные свойства познавательной активности, развивать их самостоятельность.

Ниже даются краткий обзор и методические рекомендации в разработке данной темы. Необходимо помнить, что уроки литературы предполагают развитие эмоций, чувств, нравственных качеств, формирование своего отношения к миру и, конечно, развитие мышления, воображения.

2.1. I, II, III ступени гимназии – отбор материала, формирование понятий.

Итак, I ступень гимназии, 5-6 классы. Помня возрастные особенности этой ступени, необходимо строить отбор художественных текстов и методов работы. Именно с этих классов и начинается знакомство учащихся с Библией.

  1. Библия как памятник культуры и литературы.
  2. Ветхий завет. Новый завет.
  3. Евангелие – “благая весть”.
  4. Нагорная проповедь Христа и его основные заповеди.

Таковы примерные темы вводных уроков в 5-6 классах. От этих первых уроков будет зависеть очень многое: примут ли учение и Библию всем своим сердцем и душой, поверят ли, что эта книга – жизнь. Без этого невозможно будет дальнейшее изучение темы, без этого учащиеся не смогут осознать, почему русские писатели так часто обращались к библейским сюжетам.

Поэтому на данном этапе изучения важно помнить, что познание начинается с эмоции, чувства, сердца. Вот почему учителю просто необходимо не скупиться на эмоции, чтобы вызвать интерес и дальнейшую мотивацию к восприятию материала.

Выбор авторов – всегда дело нелегкое и несет на себе отпечаток субъективизма. Вспомним, что так важно для этого возраста – формирование характера, эмоциональное, образное восприятие. Автор, например, строит уроки на произведениях Л. Н. Толстого: “Детство” и “Отрочество”, Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, А. С. Пушкина: сказки, “Повести Белкина”, а также писателей XX века: К. Паустовского, В. Астафьева, А. Платонова. В этот период идет знакомство с такими понятиями как духовность, нравственность, доброта, бескорыстие, любовь к ближнему. Необходимо с 5 класса постепенно начинать знакомство с древнерусской литературой, прослеживая ее теснейшую связь с Евангелием; вводить понятие духовная литература.

На уроках I ступени гимназии используют в основном метод творческого чтения, который способствует развитию художественного восприятия, углублению непосредственного впечатления. Основные приемы этого метода: слушание, рассказ, устное рисование, инсценирование. Во время таких уроков формируются и развиваются воображение, мышление, речь, а также действует один из законов психологического обучения – закон динамического стереотипа (“если хотим научить, надо показать”).

Хотелось бы отдельно упомянуть об изучении такого жанра духовной литературы как притчи. На первых уроках необходим экскурс в историю возникновения данного жанра, который берет начало на Востоке, где люди любили говорить загадками, иносказаниями. Важно, чтобы дети усвоили разницу между притчей и басней. Притча – это лишь небольшой нравоучительный рассказ, но без морали. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Главные действующие лица евангельской притчи, как правило, Бог-Отец или Бог-Сын.

В 5-м классе достаточно будет лишь дать понятие самого жанра. Познакомиться, прочитать 2-3 притчи; предложить учащимся, не дочитывая до конца, то есть, не зная объяснения самого Христа, дать вначале свое толкование и только потом прочитать суждение Христа. В качестве домашнего задания – подготовить пересказ или инсценирование любой притчи, которую не разбирали в классе. Для обсуждения можно рекомендовать притчу о блудном сыне или добром самаритянине. Начиная с 6-го класса и далее, учащиеся могут уже самостоятельно определять, в каких литературных произведениях использованы евангельские притчи. Но главное на этом этапе работы – не обнаруживать евангельские мотивы, а сделать попытку объяснить, почему автор обратился к этой теме, как это связано с идеей всего произведения. Думается, что “Станционный смотритель” А. С. Пушкина, с которым знакомятся в 6-м классе, как нельзя лучше иллюстрирует связь евангельского сюжета и основной мысли повести. И как важно понять, что Пушкин в своем произведении будто предостерегает современников, людей XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, а стали лишь частью быта или образом светского искусства.

II ступень гимназии – 7-8 классы. Помня о поре нравственного самоуглубления личности, категории теории литературы и тексты, изучаемые в этот период, должны учитывать “человеказектризм” школьника.

Программа каждого класса этой ступени начинается со знакомства и изучения древнерусской литературы: “Поучения Владимира Мономаха”, “Житие Сергия Радонежского” и, конечно, постоянная связь с Евангелием. Без знания Библии просто невозможно понять значимость и актуальность заветов Владимира Мономаха. Отчего герой отправился в лесную глушь, в уединение, почему был причислен к лику святых. Без знания той далекой традиции трудно будет разобраться в нравственных исканиях героев А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова..” и лирических стихотворениях “Молитва”, “Ангел”, поэме “Мцыри” и Л. Н. Толстого. Сомнения, мучения, ошибки и победы, сквозь которые проходят литературные герои, должны быть максимально приближены к действительности и проблемам, которые волнуют учащихся этого возраста. Платоновский “Юшка” как символ христианской любви и “Кусака” Л. Андреева заставляют детей заглянуть вглубь своего “я” испытать самого себя верой и любовью к ближнему. Здесь, на этом этапе обучения, продолжается углубление понятия нравственности и морали, раздумье о красоте внешней и внутренней, вводится еще одно понятие христианской морали и этики – сострадание и милосердие.

Все это достигается при помощи эвристического метода, который преследует цель научить анализу текста. Уроки проходят в форме эстетической беседы или заданий для самостоятельной работы, углубляя непосредственность впечатления. Здесь целесообразно использовать творческие работы разных жанров: эссе “Сердце”, “Любовь”, сочинение-раздумье “Гляжу в себя”, очерк “Люди Древней Руси и человек будущего”, “Кто мой ближний?” и т. д.

2.2. Проект разработки спецкурса по теме “Христианские сюжеты и образы в русской литературе” для 9-11 классов.

Теперь необходимо проследить методы и организацию работы в старшем звене гимназии (9-11 класс). Трудность перехода от нравственно-проблемной оценке явлений искусства к историко-эстетической несомненна и требует особых усилий. В это время у учащегося возникает потребность осознать целостную картину мира, его историческое развитие.

Учитывая эти особенности психического развития личности по отношению его к искусству, можно предложить в качестве дальнейшей работы проект спецкурса “Христианские сюжеты и образы в русской литературе” для 9-11 классов.

Цель этого курса видится в том, чтобы ознакомить учащихся с величайшим памятником культуры – Библией: показать влияние христианских идей, их нравственного смысла на формирование древнерусской и русской литературы; выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества русских писателей, на поиски ими нравственного смыла жизни.

Предполагаемые разделы курса:

I – Христианская основа древнерусской литературы.
II – Библейские мотивы в русской литературе XVII-XVIII в. в.
III – Значение христианских идей для развития русской литературы первой половины XIX в.
IV – Христианские сюжеты и образы в истории русской литературы второй половины XIX в.
V – Нравственно-философское переосмысление христианских сюжетов в русской литературе “серебряного века”.

Изучение может проходить по темам, параллельно с программой по литературе, но не повторять одну из школьных программ, а идти другим путем. Некоторые авторы, творчество которых не было связано с христианской образованностью, не будут включаться в раздел (Ф. Тютчев, И. С. Тургенев). И наоборот, учащиеся могут познакомиться с другими авторами, произведения которых не изучаются в школе. Большое место здесь можно уделить древнерусской литературе, выросшей на основе христианских идей.

Распределение разделов по классам может выглядеть примерно так:

  • I, II – 9 классы;
  • III, IV – 10 классы;
  • V – 11 классы.

Вот так могут звучать некоторые темы разделов.

Раздел I.

Тема 1. Своеобразие древнерусской литературы дохристианского периода.

Тема 2. Основы христианской морали в произведениях древнерусских князей и церковнослужителей. Нравственный эталон житийной литературы. “Повесть временных лет”, “Слово о законе и благодати”, “Житие Федосия Питерского”. “Слово о полку Игореве” и т. д.

Раздел II.

Тема 2. Своеобразие христианских тем и идей в русской литературе XVIII в. Сатира Д. Кантемира, М. В. Ломоносова и научно-философская поэзия, поэма М. М. Хераскова “Россияда”, Г. Р. Днржавин.

Раздел III.

Тема 3. Многогранность христианской образности в творчестве Н. В. Гоголя. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Портрет”, “Мертвые души”.

Раздел IV.

Тема 3. Христианская символика романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Тема 5. Христианские мотивы в произведения А. П. Чехова. “Студент”, “В овраге”, “Дуэль”.

Раздел V.

Тема 3. Христианские образы в поэзии Н. С. Гумилева.

Тема 4. Евангельские мотивы в творчестве Л. Н. Андреева. “Иуда Искариот”, “Елеазар”, пьеса “Анатэма”.

Все эти темы и разделы требуют более тщательной обработки. Пока это только видение автора в раскрытии данной темы в 9-11 классах. Все остальное – дело ближайшего будущего.

Хочется упомянуть об основных подходах к раскрытию данной темы. На уроках в этих классах будет преобладать исследовательский метод. Литературные произведения будут изучаться путем сопоставления литературных героев, сравнения произведений различных видов искусств, рецензирование книг, спектаклей, кинофильмов. Таким образом, у учащихся формируется умение давать самостоятельную оценку художественному произведению.

Кроме того, обращение к древним пластам литературы требует актуализации художественного материала для школьников. Это необходимо для пробуждения интереса, как одного из способов мотивации. Очень нужно отыскивать в произведениях прошлого такие “магнитики”, которые бы привлекли современного ученика. Этому способствует современное прочтение классики в школе, нахождение в тексте жизненно важных для нынешнего поколения духовных и эстетических проблем. Разве не актуальной будет звучать тема “Экология души” на уроках в 11 классе? Здесь можно очень удачно проследить связь между литературой конца XIX и XX века.

Например, прочитав и переосмыслив главу “Великий инквизитор” из романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” и главу “Понтий Пилат” из романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, учащиеся смогут ответить на вопрос: почему к одному и тому же евангельскому сюжету обратились писатели XIX и XX века? И какова роль этих эпизодов в романах?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вот так, от ступени к ступени учащиеся могут подниматься все выше и выше и носить высокую значимость христианской морали и огромное значение русской литературы для раскрытия этой темы.

Русские классики уже в прошлом веке стали бить тревогу. “Все более и более нарушается в заболевшем обществе нашем понятие о зле и добре, – писал Ф. М. Достоевский. – Кто из нас, по совести, знает теперь, что зло и что добро?…” Русские классики были убеждены, что загрязнение нравственного климата планеты представляет не меньшую опасность, чем физическое загрязнение среды.

Русская литература на протяжении веков всеми возможными художественными средствами доказывала жизненную необходимость духовно-нравственного совершенствования человека.

В пропаганде этих важных идей видится цель и назначение работы учителя словесности.

Ниже, в приложении, приведены некоторые методические разработки уроков литературы с использованием текста Евангелие.

Приложение 1.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
А. С. Пушкин “Сказка о золотом петушке”

Цели урока: на основе анализа произведения показать характерные черты русской национальной русской традиции, которую так последовательно защищал А. С. Пушкин; развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование: Фоновая запись оперы Римского-Корсакова “Золотой петушок”, книга-альбом о творчестве Ивана Билибина – художника-сказочника, свеча.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– На предыдущем занятии мы познакомились с вами с таким понятием как литературная традиция и выяснили, что основу ее составляют классические произведения. Напомните мне, пожалуйста, что такое классика?
Действительно, классическая литература учит нас подлинной гуманности. И поскольку А. С. Пушкин является самым ярким представителем русской классической литературы, наша задача сегодня состоит в том, чтобы выяснить суть русской национальной литературной традиции, убедиться в том, что А. С. Пушкин был ее самым яростным защитником и последовательным продолжателем.
Но сначала я хочу напомнить о замечательной народной традиции. В память об умерших на Руси зажигают свечи. Давайте и мы зажжем эту свечу, чтобы согреть свои души памятью об А. С. Пушкине (Зажигается свеча).

II. Беседа (“Сказка о золотом петушке” в звуках и живописи).

– А теперь давайте будем слушать музыку. Устройтесь поудобнее, прикройте глаза, останьтесь наедине со звуками и постарайтесь представить себе какие-нибудь образы, которые навеют вам эти чарующие звуки.

Звучит вступление к опере.

– Ну, что вы себе представили? Не бойтесь ошибиться, ведь это только ваше воображение, а оно у каждого неповторимо.

Словесное рисование учащихся.

– Каждый из вас увидел что-то свое, но во всех ответах прозвучало слово “сказочное”. Действительно, сейчас вы прослушали вступление к опере известного композитора Римского-Корсакова “Сказка о золотом петушке”, последние такты которой он написал в 1907 году. Но премьера оперы состоялась лишь два года спустя, уже после смерти композитора. Он, как и многие, разгадал замысел А. С. Пушкина, сформулировав свою главную задачу: “Дадона надеюсь осрамить окончательно”. Но что интересно, в это же время известный художник-сказочник И. Билибин закончил свои иллюстрации к этой же сказке. А. С. Пушкина. Его рисунки стали потом эскизами к декорациям самой оперы.

Показ книги-альбома И. Билибина.

III. “Что за прелесть эти сказки!…” Викторина по ранним сказкам А. С. Пушкина.

– Ранним утром 1884 года Пушкин закончил свою последнюю сказку в Болдино. Была осень. Вспомните, что у Пушкина связано с осенью? (Его посещало вдохновение)

– А четыре года назад, здесь же в Болдино, он приступил к своему сказочному циклу и написал свою первую сказку – “О попе и работнике его Балде”. Нам необходимо вспомнить сейчас эти сказки, чтобы еще лучше понять, в чем же особенности последней – “Сказки о золотом петушке”. Вам было дано задание подготовить рисунки, на которых вы бы изобразили различные предметы, характеризующую ту или иную сказку.

Учащиеся показывают рисунки, остальные называют сказку.

– А теперь подумайте, чем отличается “Сказка о золотом петушке” от предыдущих? (Примерные вопросы: а) Количество и характеры персонажей? б) Чем, как заканчиваются сказки?).

– В сказках зло всегда наказано, добродетель торжествует. А кто в “Сказке о золотом петушке” добродетельный герой? Нет таких!
В ранних сказках А. С. Пушкин восторгается своими героями, добродушно смеется над человеческими слабостями. Но главное – есть вера в светлое завтра. А во что можно верить, чего ждать от “Золотого петушка”?

IV. Работа с текстом.

– Давайте разберемся в прочитанном. Как в любой сказке, в “Золотом петушке” есть два мира: мир людей и мир волшебства.
– Дадон – какой он? (Труслив, ленив, самонадеян. Примеры из текста. Ирония Пушкина. Вспомнить, что такое ирония.)
– Чем наполнено это имя – Дадон? С какими словами, звуками рифмуется, сочетается? (Пустозвон, болван, дон-дон-пустой звук, пустое дно).
– Царская цензура посчитала самыми опасными слова: “Царствуй, лежа на боку!”, “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. – Почему, как вы думаете? (Прямой намек на самодержавие).
– Золотой петушок – что можно сказать о нем? (Ответы учащихся, работа с текстом). У Пушкинского петушка нет характера, он словно механическая игрушка. Почему именно петушок? В русских сказках эта птица своенравная, с характером.

Рассказ о символике чисел (39), мусульманские поверья о судном дне, где петух казнит всех грешников, сюжет сказки взят из “Легенды об арабском звездочете” В. Ирвина.

– Звездочет – “скопец”, “сорочинская” шапка. Сарацины – арабы – мусульмане, нехристи, иноверцы. Он является в христианское царство, предлагая помощь царю. А что бы он попросил в замен? (Учащиеся должны сами сделать вывод о значении этого образа).
– Кто создал шамаханскую царицу? Что можно о ней сказать?
– Почему она приносит всем несчастье? (Шамаханская царица обладает красивой внешностью. Власть красоты – это власть нравственных законов. Нарушивших эти законы ждет кара, наказание).
– Какой нравственный закон нарушил Дадон? (Царское слово: он мог и готов был предать и продать свой народ).

V. Подведение итогов.

– Давайте вспомним, что такое нравственные законы?
– В каких произведениях мы встречаем свод жизненных правил человека? (“Поучения Владимира Мономаха”, “Нагорная проповедь”, “Евангелие”).
– Теперь вспомните, какие высокие нравственные требования предъявляет к человеку русская литературная традиция? (Патриотизм, душевная щедрость, требовательность к себе).
– А. С. Пушкин в своей “Сказке о золотом петушке” показал, что если человек не соблюдает эти нравственные законы, его ждет наказание. И не обязательно смерть, ведь муки совести, бывают пострашнее смерти.
– Итак, мы попробовали на примере этой сказки доказать, что А. С. Пушкин – глубоко русский, национальный поэт, потому что “истинная национальность состоит не в том, чтобы правильно описать русский национальный костюм, а в самом духе народа”.

УРОК ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ

(Сравнительный анализ рассказов А. Платонова “Юшка” и Л. Андреева “Кусаки” в 7-м классе)

Оформление: к доске прикреплена сделанная из ватмана раскрытая книга. На одной из страниц написана тема урока: “Урок любви и сострадания”. Другая страница пока остается чистой.

Эпиграфы: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”, “Не судите да не судимы будете” (Евангелие от Матфея).

В начале урока звучат записи духовной музыки: колокольный звон. У ребят – тексты художественных произведений и “Книга жизни” – свод Евангелия.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

(После окончания духовной музыки, небольшая пауза)

– Неправда ли, есть что-то влекущее, манящее в этих звуках? Будто звучат голоса наших предков. Эти звуки волнуют наши души, не дают им успокоиться, напоминая, что в жизни еще так много страдания людей, которые ждут нашей помощи.
– Вы принесли на урок “Книгу жизни” – это свод всех четырех Евангелий. Эта книга уже в который раз поможет нам разобраться во многом.
– Но у каждого есть своя “книга жизни”, каждый ее пишет сам, страницу за страницей. Представьте себе, что перед вами такая книга (показывает на доску). Эту книгу будем заполнять мы с вами, из урока в урок, постигая красоту слова и глубину мысли художественных произведений.
– Вспомните, пожалуйста, в чем состоит особенность русской национальной литературной традиции? (Духовность, особое внимание к “униженным и оскорбленным”)
– Действительно, духовность русской литературы сделала ее уникальной. У каждого персонажа, независимо от социального положения, есть душа. Сегодня наша задача на примере рассказов А. Платонова и Л. Андреева показать неразрывную связь русской литературы с духовной, продолжение литературной традиции у писателей ХХ века.

II. Сравнительный анализ.

Необходимо показать, что сближает эти рассказы. Каждый из рассказов предварительно прочитан и проанализирован.

Предполагаемые вопросы:

– Кто является героем в каждом рассказе?
– Какие чувства вызывает каждый из героев с первых страниц рассказа?
– Как обошлась с ним жизнь?
– Что терпели они от людей?
– Почему Кусака боялась людей?
– Отношение детей и взрослых к Юшке?
– Как Юшка относился к жизни, сегодня?
– А чем Кусака платила людям за их жестокость? Верила ли она в их любовь?
– Как изменились Кусака и Юшка, когда в их жизнь вошла любовь? (Кусака – любовь, привязанность к девочке. Юшка – единство с природой, любовь к сироте)
– Чем же заканчивается история Кусаки и Юшки? (Собака выла. Юшка умирает)

Примечание: в ответах учащиеся должны обязательно ссылаться на текст, зачитывать отдельные яркие эпизоды.

– В чем же причина такой трагической развязки? (Жестокость, равнодушие, неприятие того, что странно и непонятно)
– Итак. Какое же чувство могло изменить жизнь этих героев? (Любовь, сострадание)
– Какую христианскую заповедь нарушили люди по отношению к Юшке и Кусаке? Найдите и прочитайте в Евангелии.
– Как были наказаны за это люди? (Без Юшки стало жить хуже)
– Какую притчу рассказал Христос, когда один из законников спросил его что нужно делать, чтобы увековечить свою жизнь? (Притча о добром самаритянине)
– Давайте еще раз вдумаемся в слова Христа: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
– Что значит ближний, кто это? (Тот, кто рядом с вами)
– Что значит любить ближнего? (Уметь понимать боль другого, разделять страдания других)
– А что значит “любить самого себя”? Почему мы не обращаем внимания на вторую половину этой заповеди? (Каждый должен любить в себе себя. Помнить, что он единственное и неповторимое создание. Относиться к себе с достоинством)
– А теперь попробуйте представить, что вы захотели снять фильм по мотивам этих произведений. Какая бы музыка звучала за кадром? (Духовная, колокола, скрипка, флейта)
– А если бы вы были оператором, что бы вы показали крупным планом, на что захотели бы обратить внимание зрителей? (Глаза собаки и человека. “Глаза – зеркало души”)
– Пришло время сделать запись в нашей “книге жизни”. Что же мы должны запомнить и унести с собою в жизнь с этого урока? Давайте еще раз прочитаем заповедь Христа и выделим ключевые слова. (“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всем разумом и всею душою…”)

На чистой странице “книги” со слов учеников записываем – сердце, душа, сила духа, любовь.

– А как вы понимаете эти слова?

Звучат мини-сочинения учащихся на темы “Сердце”, “Любовь”

– Я думаю, что вы после этого урока станете еще более внимательны друг к другу и к свои родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, вашу души.

Звучат стихи Н. Гумилева:

Есть Бог, есть мир,
Они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но все в себе вмещает человек,
Который верит в мир и верит в Бога.