Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок литературы по теме: "Сказка "Мужик и медведь"(три вида сказок)", 3-й класс (система Л.В. Занкова 1-4)

Разделы: Преподавание в начальной школе


Вид урока: деловая игра.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проблемно-развивающее обучение

Система обучения: развивающая система Л.В.Занкова.

Цель: совершенствование представлений о жанровой специфике сказки, выявить разницу волшебной сказки, бытовой и о животных.

Задачи:

  • на примере сказки “Мужик и медведь” обнаружить приметы сказочного жанра;
  • выявить различие волшебной и бытовой сказки при помощи сравнительного анализа сказок “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” и “Мужик и медведь”;
  • обратить внимание детей на разный характер одного и того же героя (медведя) в народной сказке и в авторской сказке,
  • воспитывать смекалистость, находчивость в любых ситуациях.

Оборудование: на доске: высказывания, таблички с названием сказок и типов, иллюстрации к сказкам на столах: карточки с названием группы, вопросы для расследования, фрагменты из сказок.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний.

Сказка, сказка прибаутка
Рассказать ее не шутка
Чтобы сказочка сначала
Словно реченька журчала
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал

–  Ребята, а вы любите читать сказки? Перед вами названия некоторых сказок. Распределите их на три группы. ( "Сказка о царе Салтане.., "Конек-горбунок", "Сказка о мертвой царевне...", Лиса и журавль", "У страха глаза велики", "Мужик и медведь".)

Предполагаемые ответы:

1 гр.– волшебные ("Сказка о царе Салтане..", "Конек-горбунок", "Сказка о мертвой царевне.");

2 гр.– бытовые;

3 гр.– о животных ("Лиса и журавль", "У страха глаза велики").

Затруднение вызвала сказка "Мужик и медведь".

2. Постановка проблемы:

– К какому же из этих видов относится сказка "Мужик и медведь"?

– Сегодня на уроке мы проведем расследование сказки "Мужик и медведь" и узнаем, к какому же виду она относится. Расследуем также ее жанровую специфику, проведя сравнительный анализ.

– А следствие будем вести по группам.

  • 1 группа – "Ватсоны"
  • 2 группа – "Колобки"
  • 3 группа – "Шерлоки Холмсы"
  • 4 группа – "Суперагенты"
  • 5 группа – "Сыщики"

3. Открытие новых знаний:

а) Чтение сказки:

– Для того чтобы вести расследование, уважаемые коллеги, давайте сначала прочитаем сказку. (Сказку дети читают про себя.)

– Вижу, что все уже прочитали сказку. Скажите, коллеги, эта сказка похожа на сказку, которую мы читали на прошлом уроке? (Ребята высказывают свое мнение.)

б) Расследование жанровой специфики сказки:

– Да, эти сказки разные, но приметы сказочного жанра есть в обеих. А какие – вам надо расследовать. (Ребята в группах ведут обсуждение)

– Итак, ваши версии, коллеги? (В сказке "Аленушка.." троекратные повторы, волшебное число, превращение человека в животное и обратно, принятие ведьмой облика Аленушки, оживление с помощью воды. В сказке "Мужик и медведь" – говорящий медведь, отношения мужика и медведя, повтор ситуации.)

в) Сравнительный анализ сказок:

– Расследуйте, уважаемые коллеги, какую сказку из двух можно назвать волшебной, а какую – бытовой или о животных.

Идет обсуждение в группах.

– Расследование провели, а теперь смело называйте свои версии. (Сказка "Аленушка...", конечно, волшебная сказка, а вторая сказка – это сказка не о животных, хотя там медведь и является главным персонажем. Это бытовая сказка, пот