Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок географии в 6-м классе по теме: "Атмосферное давление"

Разделы: Преподавание географии


file:///W:/mirror/festivalfull.txt

Цели:

  • Предметная: организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и закреплению новых знаний в рамках изучения темы: “Атмосферное давление”.
  • Деятельно –коммуникативная: развивать умение проводить опыты и анализировать их результаты, развивать учебно-логические умения выделять главное, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать свою деятельность.
  •   Ценностно-ориентационная: помочь уч-ся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы “Атмосферное давление”.

Оборудование: карта мира, необходимое для проведения опытов оборудование: газета или большой лист бумаги и линейка; стакан с водой и лист бумаги или открытка и миска; дощечка, покрытая пластилином (или емкость с мукой (песком)) и бутылка с водой; шприц; воздушный шар; вареное яйцо без скорлупы, бутылка, спички, бумага для поджога; 5-6 тетрадей “Погода для 5 класса” А.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой, Е.В. Чудиновой (для обучения по системе Эльконина- Давыдова); карточки с описанием опытов для каждой группы; красочные издания книг об атмосфере и погоде для выставки; барометр-анероид; рисунок ртутного барометра Торичелли ( смотреть “Физическая география 6 класс” В.П.Сухов стр.86, рис. 52); жетоны за правильные ответы; столы сдвинуты по кол-ву групп.
Оформление доски:
(цветным мелом) В центре – схема – опора, которая по ходу урока появится в тетрадях уч-ся.
 

 

 

 

 

 

 

 

На боковых досках: подсказки для решения задач

Ход урока

Орг. момент: (приветствие) Сегодня мы работаем в группах, совместно: “Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно”. Работать мы будем по теме “Атмосферное давление”. Я вам буду рассказывать и показывать то, чего нет в вашем учебнике географии, а параграф №35 вы прочтете дома сами и добавите к тому, что узнаете на уроке еще дополнительную информацию из учебника. Поэтому запишем сразу дом. задание: №35; ? к нему; в сторону дневники, учебники.

I этап блиц-турнир:

Вы должны четко и быстро отвечать на вопросы по дом. заданию. За каждый правильный ответ – жетон.
Итак, I вопрос – вопрос–загадка. Слушайте внимательно и поднимайте руку для ответа.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.

- Что это? (Воздух)
- Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Возд. оболочку атмосферу).
- Почему атмосферу можно назвать теплой “рубашкой” Земли? (Защищает от резких перепадов температур).
-Почему “броней”? (Защищает от метеоритов).
- А “защитным экраном”? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений).
-Почему атмосферу называют и воздушной оболочкой, и газообразной?
(Из воздуха - смеси газов).
- Каков состав воздуха?
(78% - азот; 21% - кислород; 1% - др).
- Какой газ обеспечивает жизнь на Земле?
(Кислород).
- Почему трудно определить границы атмосферы? Каковы они?
(Воздух проникает всюду: и в почву, и в воду и его молекулы находят очень высоко над землей, поэтому границы определяют приблизительно до 1 тыс. – 2 тыс. км. над земной поверхностью).
-Какие части выделяют в атмосфере?
(Тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы).
- Какая из них ближе к земной поверхности, важнее для нас?
(Тропосфера).
- Как может изменяться воздух? Что с ним может происходить?
(Нагреваться, охлаждаться, сжиматься, расширяться).
- Имеет ли воздух вес?
(Да).
- Изменяется ли вес воздуха? Как?
(Изменяется нагретый более легкий, холодный более тяжелый).
Подведем итоги I тура: сосчитаем жетоны – это первые баллы, заработанные вашей группой.
Впишите в карту (лист оценок группы) первые баллы. Для дальнейшей работы за 1 мин. вы должны выбрать своей группе капитана, который будет руководить работой группы и отвечать за ее успех. В карту впишите участников группы, ведь думать над моими вопросами и искать правильное решение их будете все вместе. Главное правило – тихо, не мешая другим группам! Минута готовности пошла (готовность группы определяется по поднятым рукам).
(через 1 мин.) II этап. Беседа по новой теме

Продолжаем работу.
-Если тело имеет вес, значит оно может давить на поверхность, на которой оно находится. Так?
Пример:
я и кто-то из учеников (по имени) имеем разный вес. Кто из нас сильнее давит на пол?
-А если сравнить давление на пол ученической парты и стола учителя?
Значит, давление – это сила. А с силой приходиться считаться.

Воздух имеет вес, значит давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу?
Запишем в своих тетрадях:
Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
Невидимая, неощутимая до поры до времени сила. А между тем ученые подсчитали, что на взрослого человека давит 15 тонн воздуха, но мы этого не ощущаем. Почему? Давайте вместе познакомимся с этим явлением.
Эксперимент:

  1. Капитаны групп подойдут ко мне;
  2. Выберут карточку с описанием эксперимента для своей команды;
  3. Вернутся к командам.

Здесь на столах все необходимые для экспериментов принадлежности.
Через 1 минуту команда должна быть готова к проведению своего эксперимента, т-е. понять, что делать и выбрать того, кто будет проводить (демонстрировать) опыт. (Группы по карточкам знакомятся с экспериментом). Готовность - по поднятой руке.
- Проверка готовности: поняли что делать? Кто будет проводить опыт?
Демонстрация опытов группами.
(смотреть Приложение)
(выдача жетонов за качество демонстрации опыта 5-3).

  1. Группа демонстрирует опыт.
  2. Все другие наблюдают.
  3. Отвечают на вопросы: что видели, и почему так происходит?
  4. Заключительное слово группе, если нет вразумительных ответов в других группах. “Опыт доказывает что атмосферное давление существует …”.

- Ну, а теперь внимание всех групп на меня. Ваша задача: внимательно наблюдать опыт и объяснить увиденное. (Демонстрация опыта с яйцом, которое втягивается в бутылку после того, как в бутылку опустили зажженную бумагу).
-Кто готов объяснить, что увидели, и почему так случилось?
-Что тому причина?

-Доказали ли наши опыты, что давление воздуха существует? Другие интересные и более сложные опыты вы будете выполнять на уроках физики, где подробнее изучите силу атмосферного давления.
- А теперь внимание, вопрос –
Давление – сила.
А как и чем ее измерить?

- У команд 1 мин, чтобы найти ответ на стр. 23, лежащей перед вами тетради-учебника, на вопрос:
- Кто изобрел “барометр” – меру тяжести тела?

- Кто готов- поднимает руку. Слушаем ответ.
Продолжим запись в тетради:
Барометр – прибор для измерения атм. давления (Торичелли, 1640г.), ед. изм. - мм. рт. ст.

- Как называется барометр Торичелли? (Ртутный)
Вот как он выглядит (показать рисунок) и используется в основном на метеостанциях, где ведут наблюдения за погодой.