Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа "Физика и здоровье"

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Преподавание физики в современной школе, с одной стороны, должно давать твердые основы знаний,
которые можно использовать в жизни. В этом смысле учебный курс нужно построить на практическом материале даже больше,
чем это было раньше. С другой стороны, мы должны давать учащимся правильное представление о физике,
как об открытой науке, в которой имеется масса незавершенных и почти не начатых исследований,

А.П. Александров

Концепция профильного обучения одной из целей ставит создание условия для дифференциации содержания обучения с возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Исходя из Концепции развития средней общеобразовательной школы №33 имени Л.А.Колосовой г. Якутска, творческая группа учителей физики, информатики предлагает набор элективных курсов по физике (образовательную траекторию школьника) на основе общеобразовательных предметов и принципов здоровьесберегающей педагогики.

Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса, а оснований для этого достаточно. Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширила границы человеческого познания. Физика глубже других наук проникла в строение вещества, в микромир - расстояние до 10-25 м, что равно диаметру нуклона, и одновременно дальше других наук проникла в мегамир - до расстояний 2*1025 м, равных наибольшей удаленности от Земли видимых в телескоп галактик. Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. Физика является сейчас теоретическим фундаментом большинства основных направлений технического прогресса и областей практического использования технических знаний. Атомная энергетика и реактивная техника, инфракрасная и космическая техника, полупроводники и ультразвуковая техника, электронно-вычислительная техника и ускорители элементарных частиц - все перечисленное и многое другое имеет теоретической основой современную физику. Физика является теоретическим фундаментом электрификации страны. Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек - элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие.

В школе физика должна рассматриваться как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем - естественникам и гуманитариям, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, имеющий непосредственное отношение к развитию мышления, формированию мировоззрения, раскрытию целостной картины мира через основные законы и принципы природы, воспитанию эстетического чувства, развитию духовности.

Весь процесс обучения физике должен строиться на валеологических принципах. Сама жизнь способствовала интеграционной деятельности специалистов всех служб школы - педагогов, учителей, психологов, медиков для достижения генеральной цели обучения - через возрожденную духовность к наукам, развитию творческого потенциала личности, к здоровью, саморазвитию, профессиональному самоопределению.

Данная программа ориентирована на формирование здоровьеохранного пространства ученика.

Целью данной программы является знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на дополнительных занятиях на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.

Следует отметить, что цели программы совпадают с целями человеческой деятельности и прежде всего сохранения своего физического и духовного здоровья.

Здоровье - это естественное состояние организма, которое является выражением его совершенной саморегуляции гармонического взаимодействия всех его органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой и проявляется в состоянии комфортного самочувствия.

Комфортное состояние человека, проживающего в регионах Севера, достигается прежде всего, путем нейтрализации неблагоприятных воздействий природно-климатических условий на его организм, т.е. учета особенностей проявления на Севере физических законов, а именно:

- механизму терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела;

- колебаниям напряженности магнитного поля;

- изменению атмосферного давления;

- сокращению продолжительности светового дня;

- вопросам зрения и слуха;

- дефициту светового и ультрафиолетового излучения;

- вопросам дизайна и т.д.

Задачи данной программы:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов;
  • формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
  • подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии на основе принципов здоровьесберегающей педагогики;
  • формирование здорового образа жизни, основанного на знаниях физических процессов, происходящих в организме человека;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, воспитание духовности и нравственных основ личности.

Данная программа “Физика и здоровье” реализуется за счет школьного компонента и может выполнить несколько функций: дополнить содержание профильного курса, развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся, выходящих за рамки профиля.

Программа также рассчитана и для основной школы с целью предпрофильной подготовки - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах, а также к углубленному восприятию материала. В профильной школе курсы могут выполнять двоякую функцию:

  • быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономических профилей;
  • быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля.

Реализация данной программы позволит решить практические задачи связи физики с жизнью, проявить интерес к изучению естественнонаучных предметов.

Программа элективных курсов ориентирует на усвоение материала на уровне, необходимом и достаточном для развития интереса учащихся к предмету, их творческих способностей.

Практическим результатом программы должен быть выход на творческий экзамен в рамках школы и с перспективой выхода на конференцию “Шаг в будущее”.

Каждый элективный курс должен обеспечить подготовку учащихся к изучению данного раздела физики.

Задачи курсов ставятся:

  • развитие взглядов на изучаемый круг явлений с обсуждением проблем и противоречий в становлении соответствующих теорий;
  • выяснение роли знаний изучаемого раздела физики для формирования образованного человека;
  • раскрытие общих и специфических методов познания, свойственных данному разделу физики;
  • повторение знаний, необходимых для освоения нового материала.

В содержание курсов внесены вопросы интегративного характера, раскрывающий мировоззренческий характер, экологический и практический аспекты изучаемого раздела физики на принципе природосообразности и здоровьесбережения.

Здесь наиболее эффективным является использование нетрадиционных форм проведения учебных занятий (конференций, дидактических и ролевых игр, спектаклей и т.п.). При подготовке к этим занятиям представляется возможность учесть самые разнообразные интересы учащихся, что позволяет не только повысить заинтересованность в изучении физики, но и развивать познавательный интерес как личностное качество.

Раздел физики Названия элективных курсов Примерное содержание курса (тематическое планирование занятий)
Механика Механика в спорте и искусстве
  • Рычаги в теле человека
  • Опорно-двигательный аппарат
  • Физическое развитие человека
  • Механика сердечного импульса
  • Трение и учет на практике
Механика в космонавтике и воздухоплавании
  • Развитие аэротехники и космонавтики
  • Реактивное движение
  • Влияние гравитации на человека
  • Состояние невесомости. Перегрузки и их влияние на человека
  • Структура вселенной
Механика в транспорте и строительных сооружениях
  • Устойчивость сооружений и строительных конструкций
  • Эволюция источников энергии
  • Физика современного автомобиля
  • НТП и охрана окружающей среды
Мир звука. Физика и музыка
  • Музыкальные инструменты как источники звука
  • Акустика помещении
  • Стереозвучание
  • Виды записи звука (знакомство с механической, магнитной, лазерной и другими видами записи звука)
  • Громкость звука, высота, тона, тембр как субъективные характеристики звука.
  • Вопросы слуха человека
Механика глазами писателей и художников
  • Развитие человеческой цивилизации
Основы молекулярной физики и термодинамика Физика температур
  • Влияние температурных условий на жизнь человека
  • Физика холода
  • Использование холодильных установок в промышленности и домашних условиях
  • Насыщенные и ненасыщенные пары и их роль в жизни человека
  • Роль влажности и ее регулирование в промышленных и домашних условиях
  • Влажность и погода
  • Изменений свойств наиболее распространенного вещества (воды) при переходе из одного состояния в другое и использование их в жизнедеятельности человека
  • Механизм терморегуляции и теплоотдачи человеческого тела
Физика твердых тел
  • Использование кристаллов в науке и технике. Способы повышения прочности кристаллических тел
  • Использование кристаллов в драгоценных украшениях
  • Жидкие кристаллы и их применение в современной технике
  • Тепловое расширение жидких и твердых тел. Необходимость учета этого явления в технике, быту, строительстве, в ювелирном деле и др.
  • Симметрия и асимметрия в природе
  • Симметрия в физике, химии, биологии
Физика и экология
  • Экологические проблемы и охрана окружающей среды
  • Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы (неизбежность выделения тепла в окружающее пространство, выход отработанных газов и др.)
  • Парниковый эффект и загрязнение атмосферы
  • Разрушение озонового слоя Земли и его последствия (использование фреона в холодильных установках, применение аэрозолей и др.)
  • Возможные изменения климата в результате деятельности человека
  • Необходимость целенаправленной работы по охране окружающей среды. Международное сотрудничество в решении экологических проблем
  • Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки
  • Проблемы воздействия человека на биосферу
  • О ноосфере - сфере разума
  • О мозге человека
  • Вода и жизнь
  • Солнце и жизнь
  • Физика в сельском хозяйстве
Электродинамика Электростатика
  • Электростатические явления в жизни и технике
  • Учет электростатических явлений в производственных условиях
  • Вред электростатических явлений
Электромагнитные явления
  • Тайны намагниченной Земли
  • Природа шаровой молнии
  • Электромагнитные явления в природе и живых организмах
  • О роли полей в живых организмах
  • Электрические и магнитные явления в медицине
  • Электричество в квартире
  • Электричество в медицине
  • Электричество в информационной службе
  • Электричество как помощник музыкантам и художникам
  • Широкое использование электромагнитных явлений в криминалистике, библиотечной технике, торговле и т.д.
  • Техника безопасности и охрана труда при использовании электрического оборудования
Колебания и волны Средства связи
  • Телефонная связь и ее роль в работе предприятий и развитии предпринимательских отношений
  • Значение телефонной связи в повседневной жизни
  • Перспективы в развитии телефонной связи
  • Автоматические устройства на основе использования полупроводниковых приборов и их роль в повышении производительности труда, обеспечении безопасности людей и др.
  • История развития радиосвязи и телевидения
  • Совершенствование и перспективы развития бытовой радиоэлектронной аппаратуры
  • Использование электромагнитных волн в медицине, авиации, военной технике и т.д.
  • Линии оптоэлектронной связи
Световые явления
  • Свет как источник информации человека об окружающем мире
  • Источники света (естественные и искусственные)
  • Оптические приборы
  • Физика и химия в фотографии (фотовыставка физико-химических явлений)
  • Вопросы зрения
  • Свет и цвет в изобразительном искусстве. Их место в дизайне, архитектуре, театре
  • Роль освещения в производственных и домашних условиях
  • Световое и цветовое оформление реклам, витрин, декораций
  • Использование особенностей восприятия цвета модельерами, ювелирами, конструкторами
  • Негативное влияние на организм человека сокращения светового Дня на Севере
Квантовая физика Достижения и проблемы физики
  • Квантовая и релятивистские теории - основа современной физики
  • Современная научная картина мира
  • Научный поиск продолжается
  • Физика как основа технического прогресса
  • Использование идей квантовой физики в технике (лазеры, атомные станции, методы спектрального анализа, методы использования радиоактивных изотопов и др.)
  • Будущее энергетики, электроники, космонавтики, аэронавтики и других транспортных средств
  • Проблемы современной энергетики
Физика атома и атомного ядра
  • Экологические проблемы, связанные с использованием радиоактивных элементов, и пути их преодоления
  • Дозиметры
  • Биологическая допустимая доза облучения
  • Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий на атомных предприятиях
  • Последствия падения ракет на территорию Республики Саха
  • Ответственность человека за сохранение жизни на Земле
  • Дефицит светового и ультрафиолетового излучения на Севере
  • Влияние различных излучений на живые организмы

В приложении приведены примеры элективных курсов.

Приложение 1

Элективный спецкурс углубленного изучения раздела основного курса “Волшебный мир магнетизма”.
Автор: Школкина Л.А.

  Тема занятий

Кол-во часов

1

История магнетизма

1

2

Магнитное поле Земли

1

3

Магнитные свойства вещества

2

4

Искусственные магниты

1

5

Использование магнитов

1

6

Биомагнетизм

1

7

Влияние магнитов на жизнь человека

2

8

Применение магнитов для здоровья человека

2

Элективный курс  “Механизм терморегуляции и теплоотдача человеческого организма”.
Автор: Павлова А.В.

1

Теплообмен человека с окружающей средой
  • Виды теплопередачи, теплоотдача
  • Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека
  • Теплообмен человека с окружающей средой

Лекция

Семинар

Самостоятельная работа

1

1

1

2

Примеры теплопередачи в организме человека
  • Строение и функции кожи
  • Роль кожи в терморегуляции
  • Первая помощь при перегревании, ожогах, обморожении
  • Гигиена кожи, закаливание
  • Взаимосвязь систем органов в процессе жизнедеятельности организма

Лекция

Лекция

Практическое занятие

Семинар

Проверочная работа

1

1

1

1

1

3

Одежда
  • Гигиенические требования к одежде
  • Спецодежда
  • Старинная одежда якутов
  • Национальный костюм народов Республики Саха
  • Древние технологии коренных народов Якутии в современном костюме
  • Моделирование одежды

Лекция

Лекция

Практическое занятие

Семинар

Самостоятельная работа

Практическая работа

1

1

1

1

 

1

4

Обувь
  • Гигиена обуви
  • Обувь народов Саха

Лекция

Практическое занятие

1

1

5

Создание новых материалов
  • История изобретения бумаги
  • Изобретение материалов с заданными свойствами
  • Исследование окружающего пространства на наличие искусственных материалов

Лекция

Лекция

Практическое занятие

1

1

1

Элективный курс “Мир звука. Физика и музыка”.
Автор: Зараменская Э.П.

Тема занятия

Кол-во часов

1

“А это – звука волшебство…”

1

2

Откуда берется голос?

2

3

Лечение голосовых расстройств.

2

4

Мир звуков и красок

1

5

“Отбитый” слух

1

6

Старинные музыкальные инструменты

1

7

Из истории современных музыкальных инструментов

4

8

Хомус, поднимающий дух

2

9

Колокола и колокольный звон

2

10

Подведение итогов

1