Интегрированный урок физики, литературы, русского языка. Решение задач по теме: "Законы Ньютона"на литературном материале. Урок развития речи: сочинение — рассказ

Разделы: Физика


Цели:

  • развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях;
  • обучающая: умение писать сочинение – рассказ, умение решать задачи по теме: Законы Ньютона;
  • коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем;
  • воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.

    ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2 мин).
II. Разминка (8 мин.).
III. Литературно-физический конкурс (15 мин)
IV. Физический конкурс (15 мин)
V. Сочинение – рассказ (30 мин)
VI. Общий итог (мин). Домашнее задание: написать сочинение-рассказ (5 мин)
VII. Рефлексия (5 мин)

I. Организационный момент.

Учитель физики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим интегрированный урок. Урок развития речи: сочинение-рассказ. Решение физических задач по теме “Законы Ньютона” на литературном материале.

Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе.

Б. Слуцкий

С давних пор идет спор о том, кто важнее физики или лирики.

Сегодня мы с вами попробуем разрешить спор между физиками и лириками.

Учитель русского языка и литературы: А может, они решают одну задачу, но каждый по-своему?

Учитель физики: Пусть каждый решит для себя этот вопрос.

II. Разминка

Учитель физики:

В этом конкурсе времени на обдумывание не дается, отвечайте сразу. За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

  • Инерция – это…
  • Причиной ускорения тела является …
  • Масса тела – это…
  • Первый закон Ньютона читается так: …
  • Что такое сила?
  • Чем характеризуется сила?
  • Второй закон Ньютона читается так: …
  • Второй закон Ньютона записывается в виде:…
  • Между какими величинами устанавливает связь второй закон Ньютона?
  • Каков физический смысл единицы силы?
  • Как читается третий закон Ньютона?
  • Какова математическая запись третьего закона Ньютона?

Работа экспертной группы

III. Литературно-физический конкурс

Учитель русского языка и литературы:

Каждой команде предлагается отрывок литературного произведения. Прочитав отрывок, команды должны ответить на вопросы:

  1. Кто автор этого произведения? Название произведения.
  2. Какое физическое явление описывается в литературном произведении?

За правильный ответ команде начисляется по 2 балла за вопрос. Обсуждение вопроса проводится 1 мин, под веселую мелодию.

1 КОМАНДА

Ж. Рони-старший. Борьба за огонь.

Эпизод, в котором описан поединок бесстрашного воина Нао со своим соперником Агу. “Агу, уверенный, что теперь победа над противником, которого он приговорил к смерти, обеспечена, взмахнул палицей и с ужасающей силой опустил ее,… Нао еще раз молниеносно отскочил, и Агу, увлеченный силой удара и тяжестью палицы, подался всем телом вперед, едва не упав на колени. В ту секунду палица Нао опустилась на его затылок”.

  • Укажите автора и название произведения.
  • Какое физическое явление оказалось роковым для Агу?

2 КОМАНДА

Г. Уэллс. Человек, который умел творить чудеса.

Герой рассказа захотел остановить вращение Земли. Желание мистера Фодерингея исполнилось.

“Страшный вихрь бушевал между небом и землей, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Некоторое время он был настолько ошеломлен и подавлен, что не мог осознать, где он и что собственно произошло, … откуда взялся этот ветер? Я ведь не приказывал дуть ветру”.

“… Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигающуюся на него громадную стену воды”.

  • Объясните, откуда взялся ветер, и почему пришла в движение вода?
  • Укажите автора и название произведения.

3 КОМАНДА

М.М. Пришвин. Кладовая солнца.

Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца.

“Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась.

Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица.

Так вот одновременно сошлось - Травка бросилась, а заяц остановился.

И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе…”

  • Объясните случившееся.
  • Укажите автора и название произведения.

4 КОМАНДА

В.М.Гарин. Лягушка-путешественница.

“Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: “Это я! Я!” И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни”.

  • Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать?
  • Укажите автора и название произведения.

5 КОМАНДА

Из монгольской сказки “Мудрый малыш”.

“Чиновник, приехавший за налогами, стал придираться к отцу мальчика, требуя деньги. Тогда мальчик заступился за отца:

- Почтенный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить.

Промолчал чиновник, потом вскочил на коня и пустил галопом. Но конь провалился ногой в кротовую нору, и седок полетел на землю”.

  • Почему “седок полетел на землю”?
  • Укажите автора и название произведения.

Презентация решения.
Работа экспертной группы.

IV. Физический конкурс

Решение задач

Учитель физики:

Важнейшим умением в физике является умение решать задачи, поэтому максимальная оценка за этот конкурс – 3 балла за решение задачи и 2 балла за ответ на литературный вопрос.

Каждой команде предлагается задача. Обсудив ее решение, команда выдвигает своего представителя для решения задачи у доски.

1 КОМАНДА

Карлсон, считая себя лучшим пылесосчиком в мире, решил сделать уборку в комнате Малыша после того, как мама только что убрала комнату своего сына.

- Не надо, не надо, - просил Малыш.

- Зря упираешься, - сказал Карлсон и потянул пылесос на себя с силой 30 Н. А Малыш тянул на себя – с силой 28 Н.

  • В чью сторону сдвинется пылесос? Чему равна равнодействующая сил Малыша и Карлсона? Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы в выбранном масштабе. Укажите автора и название произведения.

2 КОМАНДА

Ф.А. Искандер. Святое озеро.

“Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. Поперек его пути была глубокая траншея, “где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился”.

  • Укажите автора и название произведения.
    Найдите массу героя рассказа если он двигался с ускорением -1,4 м/с2, равнодействующая сил действующих на него F = -84 Н.

3 КОМАНДА

Посадил дед репку, и выросла репка большая пребольшая…

  • Какую силу надо приложить к репке массой 200г., чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0.5 м/с2?
    Укажите автора и название произведения.

4 КОМАНДА

Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена.

“Я стал рядом с огромнейшей пушкой,… и когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед… мимо меня пролетело встречное ядро, … я пересел на него и как ни в чем не бывало, помчался обратно”.

  • С каким ускорением вылетело ядро из пушки, если масса ядра 20 кг, а сила, подействовавшая на ядро, равна 300 Н.?
    Укажите автора и название произведения.

5 КОМАНДА

А. Линдгрен. "Малыш и Карлсон".

1. Малыш и Карлсон взялись за руки. Карлсон толкает Малыша с силой 105 Н. С какой силой толкает Малыш Карлсона? Изобразите графически эти силы.

  • О каком законе идет речь в задаче?

2. Посмотрите на рисунок. Какую басню проиллюстрировали физики?

Презентация решений.
Работа экспертной группы.

V. Сочинение – рассказ

Учитель русского языка и литературы:

Ребята! Перед нами стоит задача: написать рассказ с использованием трех законов Ньютона.

Рассказ – небольшое литературное произведение, повествовательного типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии.

Вспомним составляющие части рассказа:

  • завязка (момент, с которого начинается действие);
  • развитие действия;
  • кульминация (наивысшая точка в развитии действия);
  • развязка (результат развития действия).

Композиция рассказа:

I. Вступление
II. Завязка
III.  Кульминация
IV. Развязка
V. Заключение

В рассказе может быть обрамление, которое готовит слушателя к изложению события и где может быть указано время и место действия, коротко сказано о действующих лицах. “Рамка” знакомит нас с тем, от кого я услышал рассказ, и при каких обстоятельствах это произошло.

Главное – выделить узловое событие. В рассказ может быть включено и описание и рассуждение.

Хотелось бы обратить ваше внимание на такой тип речи, как повествование.

Повествовать – значит рассказывать, то есть можно рассказать о каких-то последовательных действиях.

Чем отличается повествование от рассказа?

- В рассказе, в отличии от повествования есть кульминация.

Какие рассказы вы знаете?

- Cлучай, произошедший со мной или с кем-то, выдуманная история, рассказ по сюжетным рисунка и т.д.

Написать сочинение – рассказ, где встречаются действия, объясняемые законы Ньютона.

Презентация сочинения-рассказа.

1. Прочтение
2. Элементы анализа рассказа:

  • тема;
  • основная мысль, как она раскрыта;
  • особенности построения;
  • использование художественно – изобразительных средств.

Работа экспертной группы

VI. Общий итог (мин).

Домашнее задание: написать сочинение-рассказ с использованием трех законов Ньютона.

VII. Рефлексия

1. Как вам понравилось сегодня работать в группе?
2. Все ли чувствовали себя комфортно?
3. Создавались ли конфликтные ситуации? Почему?

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе: 7-11 класс – М.: Просвещение,1996 г.
2. Усольцев А.П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003 г.