Из опыта работы школьной библиотеки с детьми-инвалидами: "Особый ребенок"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития. В общую работу медиков, психологов, педагогов и других специалистов по становлению личности с учетом индивидуальных особенностей детей вливается и работа библиотеки. От нас, работающих с такими детьми, требуется многое: доброжелательное отношение к ним, фиксация даже малейших успехов, готовность работать и общаться с ними с учетом их возможностей. А одна из главных наших задач в работе с детьми-инвалидами – это создавать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы. Инвалидность не должна становиться причиной исключения их из активной жизни. И первое, что им должно быть близко и знакомо в школе – это библиотека. А наша главная задача состоит в том, чтобы научить такого ребенка быть здоровым. Психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации способствует их организованный досуг. Хотелось бы поделиться опытом и рассказать о нашей дружбе с детьми-инвалидами и тесном сотрудничестве с Ставропольской краевой общественной организацией “Открытый дом – детская служба спасения”. Наша дружба длится уже 3 года. В 2002 году СКОО совместно со Ставропольской краевой библиотекой для слепых им. В. Маяковского проводила конкурс “Мой друг – необычный человек”. Конкурс проводился с целью формирования у подрастающего поколения положительного образа сверстников-инвалидов, позволяющего улучшить условия социализации детей-инвалидов. География конкурса – Ставропольский край. Участниками были дети в возрасте до 18 лет, способные самостоятельно подготовить сочинение, рисунок, фото, отражающие их впечатления от дружбы с ребенком-инвалидом. Мы решили поучаствовать в этом конкурсе и не пожалели об этом. Все наши участники стали дипломантами в различных номинациях. Это такие, как Золина Нина, Мирошников Саша, Кузьминова Настя и другие. А вручение дипломов и ценных подарков проходило в г. Ставрополе в кафе “Флора-бургер”. Там был организован обед для победителей конкурса и детей с ограниченными возможностями. С каким удовольствием дети познакомились с ребятами из других городов и сел и увидели, что, несмотря на свои болезни, они любят жизнь и умеют радоваться ей. Этот праздник был показан краевым телевидением на канале “Культура”. Счастью наших детей не было предела. Ведь они еще и увидели себя по телевидению.

Параллельно с участием в этом конкурсе у нас произошла еще и очень интересная встреча в нашей школе с СКОО “Открытый дом – детская служба спасения”. Случилось это в преддверии Нового 2003 года. На эту встречу пришли все наши дети с родителями. Встреча получилась очень теплой и доброй. Мы говорили о своих проблемах и успехах, о терпении и умении жить, несмотря ни на что. А в довершении встречи дети получили новогодние подарки, приготовленные американскими детьми.

В 2004 году состоялось новая встреча добрых друзей. Случилось это в рождественские каникулы. Это был замечательный праздник. Его открыла президент СКОО “Открытый дом – детская служба спасения” Раза Тимуровна Баранова – человек щедрой и доброй души, открытой для всех, кто нуждается в ее сердечной ласке и теплоте. Она рассказала о том, чем занимается ее организация, и особо подчеркнула, что рада сотрудничеству с нами. Праздник начался с веселых конкурсов, в которых принимали участие и дети, и взрослые. А среди детей были не только с ограниченными возможностями, но и обычные школьники, но первые старались не отставать, и, глядя со стороны, было невозможно представить, что некоторые дети имеют тяжелые заболевания. У всех, и детей, и их родителей и бабушек глаза светились от радости, с лиц не сходила улыбка.

Когда все выбились из сил, Роза Тимуровна предложила присесть и посмотреть театрализованное представление на рождественскую тему. Зрители сидели, как завороженные, боясь пропустить малейшее слово, движение актеров. После окончания спектакля ребята с интересом отвечали на вопросы викторины, посвященной Рождеству. За правильные ответы дети получали призы.

Еще в 2004 году наши дети приняли участие в новом конкурсе “Талант добрый и веселый”, который проходил в рамках акции “2004 год – год активного детского чтения”. Награждение детей проходило на городском фестивале девятого ноября 2004 года в библиотеке для слепых им. В. Маяковского. Участниками его были только дети с ограниченными возможностями. И опять наши дети стали призерами. В номинации “Мой любимый литературный герой” Пархомина Вика заняла 1 место за сочинение. Мирошников Саша стал призером номинации “Я – художник”. А Савельевой Юлией была выполнена вышивка на библейские темы для номинации “Герои книг в детских поделках”. Она стала бесспорным победителем и получила особый приз, имея при этом диагноз ДЦП. На этот же фестиваль были приглашены и дети, ставшие друзьями детей с ограниченными возможностями. Ими являются девочки из кружка “Художественное чтение”. Они с удовольствием поучаствовали в фестивале и стали призерами конкурса сочинений “Что значит уважать другую жизнь, непохожую на твою”. А в Международный день инвалидов 3 декабря 2004 года мы у нас в школе организовали и провели классные часы, на которых классные руководители сказали добрые слова в адрес детей с ОВЗ и подчеркнули, что, несмотря на все жизненные трудности, наши дети очень талантливые и добрые, они многое умеют. А мы, библиотекари, рассказали о дружбе с этими детьми и их семьями и подарили им любимые книги. Дети показали и рассказали, чем они увлекаются. Новый 2005 год мы снова ждали все вместе, вместе с кружковцами мы подписали детям новогодние открытки и, пригласив их в библиотеку, поздравили с наступающим Новым годом!

Наблюдения наши показали, что дети с ограниченными возможностями с удовольствием посещают библиотеку, читают книги и беседуют о прочитанном. Здесь они учатся высказывать свое мнение, выражать свое отношение к миру, появилась тяга к общению, к дружбе. Участвуют вместе с нами в праздниках, фестивалях, конкурсах, в познавательно-развлекательных играх, они чувствуют себя в этом мире не одинокими, а что-то знающими и умеющими. Им есть с кем поделиться радостью или тревогой, проявить о ком-то заботу. Бывая со своими творческими работами на конкурсах, дети с удовлетворением замечают, что их работа не хуже других. И тогда в глазах появятся блеск, а на лицах – улыбка. В разговорах с родителями чувствуется пусть и робкая, но надежда: не все так безнадежно! И тихая затаенная радость за успех своего ребенка. Так естественно происходила социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среде сверстников. Мы будем продолжать крепить дружбу этих детей с нашей библиотекой. У нас много планов на будущее. И я думаю, что вместе мы сможем многое.