Урок окружающего мира в 1 классе на тему: "Что нас окружает"

Разделы: Начальная школа


Вид: развивающий урок на проблемной основе.

Тип: урок изучения нового материала.

Технология: игровая.

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Время проведения: 1-ый урок по теме “Окружающий мир”.

Цели урока

  1. Обучающая: начать формировать целостное представление о мире Земли, сформировать понятия о живой и неживой природе, о рукотворном мире (изделия человека), продолжить формирование навыка соотносить реальный объект и его условное обозначение.
  2. Развивающая: развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать объекты окружающего мира, выделяя существенные признаки группы однородных предметов, умения анализировать, делать простейшие выводы.
  3. Воспитывающая: воспитывать доверительные отношения, аккуратность при работе с учебником-тетрадью, умение общаться, работать в группах, интерес к изучению окружающего мира.

Оборудование: учебник-тетрадь “Окружающий мир” 1 кл., 1ч. (О.Т. Поглазова, изд. “Ассоциация XXI век”, 2001); “Атлас для малышей”; предметные картинки с изображением объектов живой и неживой природы, рукотворного мира; карточки с опорными словами, рисунки с условными знаками, рисунок с изображением “художника”.

Базовые понятия: природа живая, неживая, рукотворный мир (изделия человека).

Оформление доски. (Доска оформляется по ходу урока).

ТЕМА УРОКА.

“Художник”.

МОДЕЛЬ СХЕМЫ.

Новые понятия.

“Атлас”

(изображение Земли)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие. Релаксионная игра.

Добрый день, ребята, Садитесь поудобнее. Слушаем меня:

Напряженье улетело..
И расслаблено всё тело,
И расслаблено всё тело…
Будто мы лежим на травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Всё чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя

Мы спокойны, нам хорошо, легко.

II. Мотивационное начало урока

Рассказ учителя о фантастическом сне.

Вообразите, что вы однажды заснули, как обычно, и вдруг снится вам фантастический сон… Будто отправили вас ракетой в космос на далёкую планету, на которую с Земли ещё никто не летал. Полёт прошёл успешно, и вы очутились среди неведомых вам инопланетян, которые ничего вообще о Земле не знают. Каким-то образом, постепенно вы научились понимать друг друга и между вами завязалась беседа.

Откуда вы? - спросили инопланетяне.

Мы с планеты … какой? (Земля) - ответили вы

Где она? (Вы рассказали, как вы летели на их планету).

А какая она, ваша планета Земля? Что там есть?

И вы стали рассказывать: она круглая, очень большая и красивая. Там есть …

III. Актуализация базовых знаний

(Беседа с опорой на личный опыт).

Что есть на нашей планете Земля? (На доске появляется карта с изображением Земли и её объектами).

Пофантазируйте и расскажите, что нас окружает? (Дети называют объекты природы, рукотворного мира).

IV. Постановка проблемной ситуации

(Выход на тему урока).

Предлагаю открыть учебник, стр. 22.

Художник (помещаю рисунок с изображением “художника” на доску), который услышал о такой фантастической истории, нарисовал 2 картины: первую привёз на Землю с той планеты, а вторую оставил на память о нашей Земле инопланетянам. Обратите внимание на вторую картину. То, что изобразил художник, это что? (Объекты окружающего нас мира).

Итак, тема нашего урока “Что нас окружает” (помещаю карточки со словами на доску).

Картину о Земле художник перенёс на рисунки. Стр. 23, задание 2.

  • Сколько рисунков у него получилось? (3)
  • Почему он именно так распределил эти объекты? Раскроем тайну художника.

V. Изучение нового материала

1. Работа в группах.

Чтобы работа шла успешно, мы разделились на группы. Вспомним правила совместной работы. (Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться, не мешать друг другу).

Вы добры, спокойны, вы уверены в себе. У вас всё получится.

1 группа работает с 1-ым рисунком.

2 группа - со 2-ым рисунком.

3 группа - с 3-им рисунком.

Ваша задача - рассмотреть внимательно эти объекты. Подумать, по каким признакам они объединены в одну группу. Постараться назвать эту группу и дополнить другими объектами (предметные картинки с изображением объектов живой и неживой природы, рукотворного мира в каждой группе).

Учитель контролирует ход работы в группах.

Итак, что у нас получилось? 2-я группа, расскажите, что изображено на картинке? (Ёж, бабочка, слон, грибы, собака, яблоко, груша).

Каковы общие признаки, почему они объединены в одну группу? (Они дышат, питаются, растут, размножаются, умирают).

Чем вы их дополнили? (Дети называют выбранные объекты, прикрепляют их на доску.)

Как бы вы назвали эту группу объектов? (Живые). На доске появляется карточка “ЖИВАЯ ПРИРОДА”.

1-ая группа. Объекты неживой природы: солнце, облако, камни, горы, дождь. Дети делают вывод. На доске появляется карточка “НЕЖИВАЯ ПРИРОДА”. Дополняют другими объектами.

3-я группа. Художник изобразил книгу, ключ, замок, сундук, свечу, кинжал, цепь. Эти предметы создал человек. Изделия человека или рукотворный мир. (На доску прикрепляю карточку “РУКОТВОРНЫЙ МИР”). Учащиеся дополняют их другими объектами.

2. Моделирование схемы.

Что общего между объектами живой и неживой природы? (Их создала сама природа).

Что можете сказать про изделия человека? (Их создал сам человек, они к природе не относятся).

А человек - это природа? (Да, это живое существо).

Давайте попробуем составить схему и сделать вывод. Переставим эти карточки. (На доске дети с помощью учителя составляют схему).

Схема

ВЫВОД: природа - всё то, что нас окружает и не сделано руками человека. Она бывает живая и неживая. Человек - живое существо.

3. Физкультминутка.

Игра на внимание. Учитель показывает объекты, дети выполняют движения: объект живой природы - показывают, как он движется; объект неживой природы - стоят на месте без движения; изделие человека - показывают руки. (Дождь, снег, ворона, подсолнух, белка, гора, мальчик, карандаш, книга, кузнечик, ветер, дом…)

VI. Творческая работа

Посмотрите внимательно, как художник условно изобразил объекты живой и неживой природы, рукотворного мира (учитель прикрепляет на доску условные знаки).

Какие условные знаки вы можете предложить? Нарисуйте их в тетради в прямоугольниках. (Дети рисуют и обосновывают свой выбор).

Задание 3, стр.24-25.

Художник предлагает следующее задание. Он нарисовал азбуку в картинках, но буквы и условные знаки предметов забыл нарисовать. Давайте поможем ему. (Учитель оказывает индивидуальную помощь. Это задание можно закончить в группе продлённого дня).

VII. Итог работы

Скажите, ребята, какую тайну художника мы открыли сегодня?

Чему новому научились?

Все были дружными, активными. Узнали много нового и интересного.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг… (природа).

VIII. Игра “Улыбнитесь”

(Снятие напряжения).

И природа, и творения людей радуют нас. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем спасибо всем.

Урок носит ярко выраженный развивающий характер. Дети в интересной игровой форме знакомятся с понятиями о живой и неживой природе, рукотворным миром в форме групповой работы, которая является особенно актуальной и продуктивной в процессе изучения нового материала. На уроке использованы современные приёмы: мотивация, релаксация, рефлексия, элементы моделирования.