Урок по роману-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон" в методике критического мышления: "Душа стенить…"

Разделы: Литература


Один из уроков, посвящённый анализу романа М.А. Шолохова, а конкретнее, образу Григория Мелехова, назывался “Душа стенить…”. К уроку было подобрано два эпиграфа, две взаимоисключающие характеристики героя, и уже в этом виделась проблема, с которой должны были справиться ученики.

“…Срубил человека зря и хвораю через него…”

“Огрубело сердце, зачерствело…и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости.”

Предметом поиска будет являться ответ на вопрос: “Так какой же он, Григорий Мелехов, у которого “душа стенить” по убитому австрийцу, а с другой стороны “огрубело сердце, зачерствело…”.

Ориентировочные вопросы для беседы:

  • Кому принадлежат слова, которые послужили названием для темы урока?
  • Вспомните, при каких обстоятельствах их произносит герой?
  • О каких свойствах натуры героя свидетельствует такое признание?
  • Как с помощью пейзажа автор рисует нам состояние Григория?

После аналитической беседы будет закономерно перейти к интерактивному обучению. Учащиеся делятся на микрогруппы. Иногда предлагается учащимся объединиться в группы "по желанию". Плюсы такого подхода заключаются в учете межличностных связей школьников, но существуют и минусы: формируются группы, неравные друг другу по силе, поэтому результаты значительно различаются; кроме того, внутри группы может сложиться дружественная, но попустительская атмосфера, когда интерес к общению вытесняет процесс решения учебной задачи. Поэтому объединять учащихся в группы можно не только с учетом их личностных склонностей. "Слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помириться силами с упрямцами... Самых развитых детей не стоит прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы".

Содержание учебного задания для работы группы должно отличаться от того, которое используется при традиционной форме обучения. При сохранении конечной цели и основного содержания интерактивное обучение изменяет привычные, транслирующие (передаточные) формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Стоит ли, например, предлагать группе составить план одной из глав произведения или подготовить пересказ эпизода, когда каждый может это сделать самостоятельно? Только нестандартная постановка проблемы вынуждает учащихся искать помощь друг у друга, обмениваться точками зрения, кристаллизуя общее мнение группы.

Образовавшиеся, например, две микрогруппы получают каждая свою тему для обсуждения, но в итоге все группы должны представить свой ответ для решения проблемы.

1 группа

Григорий глазами автора в сцене убийства австрийца (кн.1,ч.3, гл.5 ), в сцене разговора с братом Петром (кн.1, ч.3, гл.10 ) - словесные рисования (один из методических приемов творческого чтения, заключающийся в создании словесных картин на основе прочитанного художественного текста, а также личных наблюдений и впечатлений.) Словесные рисования - не пересказ; это умственная и духовная работа, близкая к замыслу писателя; такая форма работы развивает воссоздающие и творческое воображение учащихся, способствует овладению эмоционально-образной речи.

Словесное рисование. Чтобы создать словесные картины, учащиеся должны владеть минимумом знаний об образных средствах языка - эпитете, сравнении, метафоре - и таких элементах словесной картины как художественная деталь и эмоционально-личностная оценка изображаемого.

  • Какие психологические оттенки можно выделить в описании внешности австрийца?
  • Как Шолохов передаёт состояние Григория?
  • В каких словах выражена авторская оценка происходящего?
  • Что открывает эта сцена в герое романа?

Таким образом, с помощью наводящих вопросов учителя, углубляясь в художественную ткань текста, подключив творческое воображение - приходит та самая духовная и творческая работа, близкая замыслу автора, - словесные рисования. Составление синквейна - душевное состояние героя. Технология составления синквейна как инновационной формы работы, была представлена в предыдущих главах данной работы. Но на этом этапе можно проследить его создание более подробно.

Первое слово, понятие, которое должно являться существительным, выбирается в зависимости от темы. О чем идет речь на этом занятии? О душевном состоянии героя во время боя и после него Что же будет главным составляющим? Душа! Итак, первое понятие выявлено. Дальше должны следовать два прилагательных к нему (определения). Чем была наполнена душа Григория? Болью, опустошением. Отсюда два определения - опустошенная, больная. Дальше следует три глагола к этому же понятию. Что же происходит с нашим героем? В его душе? Что мучает его? Уморилась, “стенить”, мучается. Потом следует предложение или фраза, несущая смысловую нагрузку. Каково состояние души? “Гнусь и недоумение комкали душу”. И, наконец,- последняя, итоговая фраза. В ней субъективное восприятие героя, его состояние. Как же дальше жить с этим грузом?

Душа!

Опустошённая, больная.

Мучается, страдает, “стенить”.

“Гнусь и недоумение комкали душу”.

Как же жить с этим грузом? - вот примерный ход синквейна.

2 группа

Пейзаж в раскрытии душевного состояния героя (составление синквейна).

После 15-минутного обсуждения происходит презентация групповых ответов. Для данного урока, когда необходимо дать обобщенный ответ, можно предложить группам совместно-последовательную форму ответов: результат деятельности каждой группы становится, как в мозаике, определенной ступенью к решению общей проблемы. После того как будут заслушаны все группы (каждая по своей проблеме), выявляется общая закономерность отдельных видов, исходя из темы уроков.

Общие выводы могут делать "спикеры" групп или отдельные учащиеся. Таким образом, наступает "развязка" урока: в результате совместного обсуждения, тщательного анализа текста, его интерпретации, когда все усилия учащихся были направлены на решение одной проблемы, хотя группы получили разные задания; становится очевидным: перемены в самом Григории были разительны: его “гнула… война, высасывала с лица румянец, красила его желчью…но знал, что трудно ему, целуя ребёнка, открыто глянуть в ясные глаза…”.

Итак, вернёмся к вопросу, ответ на который мы искали на уроке, и подведём итог: многогранна и сложна жизнь главного героя на войне. В романе сильно выражен нравственный протест против её бессмысленности и бесчеловечности. Из-за неё Григорий теряет всё. Даже душа выжжена, будто чёрная после палов степь. И всё-таки остаётся последняя, но очень важная ниточка, связывающая Григория с жизнью,- это родной дом. Как сложна и противоречива жизнь. Но она, как и смерть, становится проверкой моральных качеств личности. И нельзя о Григории судить однозначно. Он, как и мы все, в разных ситуациях бывает разным. Но главное, чего он не утратил: он не перестал быть Человеком, при этом страдающим, ищущим свою правду, сомневающимся - это вывод, к которому приходят ученики к концу урока.