Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок-путешествие по теме "Наречие" в 7-м классе

Разделы: Преподавание русского языка


Цели урока:

  • обобщение и углубление знаний учащихся о наречиях, совершенствование умений применять полученные знания;
  • самостоятельно отбирать материалы из разных источников и готовить на его основе выступления перед товарищами; умение выступать перед аудиторией;
  • воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка.

Эпиграф к уроку.

Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
(Луговской)

Оборудование урока: карта путешествия, рисунки к фразеологизмам.

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята! Мы с вами закончили изучение наречий, много узнали о наречиях, и сегодня на уроке углубим и обобщим эти знания, совершив лингвистическое путешествие. Эпиграфом к уроку станут слова поэта Луговского (эпиграф зачитывается).

Конечно, нужно беречь и любить свой родной язык. А можно ли полюбить часть речи или по крайней мере почувствовать к ней симпатию? Этот вопрос показался вам странным? Действительно, можно любить родных и друзей, города и книги, летний день и катание на коньках, но испытывать добрые чувства к приставке или полюбить наречие невозможно. Не торопитесь. Наречие с полным правом могло бы сказать о себе: “Не обходится без меня ни диктант, ни рассказ, я помогаю охарактеризовать более точно и предмет, и действие, и признак”. И это так. Даже в словах поэта Луговского, которые стали эпиграфом к уроку, встречаются наречия. Назовите их (учащиеся называют наречия).

Послушаем рассказ о роли наречий в художественном произведении. (Зачитывается отрывок из произведения И.С. Тургенева и рассказывается о роли наречий в нём).

Ученик читает и анализирует текст:

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди.

Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)

В этом тексте писатель употребил 16 наречий, 15 из них относятся к глаголам и деепричастиям и только одно к прилагательному. И это неслучайно. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия.

Наречия придают речи полноту и ясность. Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.”

Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный город Наречие. Познакомьтесь с картой нашего путешествия. Мы поднимемся на скалу Грамотных, на пароходе “Этимолог” проплывём по реке Архаизмов, попадём на проспект Крылатых выражений, пройдёмся по улице Смекалки и, наконец, отдохнём в Доме “Друзья наречий”.

А поможет нам попасть в эту страну ученик, который прочитает написанный рассказ “То ли сказка, то ли быль”. (Чтение рассказа).

После занятий учительница оставила на столе учебник русского языка и ушла домой. Ночью из книги вылезли маленькие человечки. Это были части речи. Среди них разгорелся настоящий спор, какая часть речи самая лучшая, самая трудная и интересная.

- Я самая трудная часть речи и самая интересная, - сказало Наречие. - Я придаю речи полноту и ясность. И ещё я могу образовываться с помощью приставок и суффиксов и даже сложением, как в математике.

И тут со страшным визгом вылетело вперёд Существительное и стало возмущаться:

- Как вы смете так возноситься! Я считаю, что я самая обаятельная и привлекательная часть речи.

- Извините, - сказал Глагол, - но, по-моему, я самая трудная часть речи!

- Нет уж, - покраснело от злости Наречие. Знаете ли вы, как нужно писать наречие насилу? А наречие на миг? А почему наречие с налёту и с разбегу пишется раздельно, а сослепу слитно? Наш спор может разобрать только Толковый словарь.

Но словаря не было: он был приглашён на чай к Энциклопедии, а без умного словаря никто не мог решить этот спор. Части речи готовы уже были вступить в драку, но вдруг первый луч солнца упал на книгу, и спорящие испуганно попрятались по своим местам.

Учитель: После этой сказочной истории, я думаю, вам нетрудно будет представить, что где-то на карте есть город Наречие, а чтобы попасть в него, нужно преодолеть препятствие – скалу Грамотных.

(Выбирается три участника, которые должны будут написать наречия под диктовку учителя. Препятствие будет преодолено, если наречия будут написаны без ошибок. Если нет – штрафное задание).

1 ученик 2 ученик 3 ученик
по-медвежьи слева по-русски
вдвоём по-заячьи издавна
во-вторых свежо налево
яростно сначала затемно
бережливо бок о бок ещё
горячо во первых никогда
издавна сплошь прочь
видимо-невидимо удобно мужественно
кое-куда чудесно куда-то
вскачь еле-еле Точь-в-точь
замуж отлично снова

Штрафное задание – морфологический разбор одного из наречий.

Учитель: Мы спускаемся со скалы Грамотных, и нашим взорам предстаёт чудесная картина: среди пышной зелени величаво течёт река Архаизмов. Мы с вами знаем, что архаизмами называются устаревшие слова, которые давно забыты. Интересно, что можно выловить в такой реке? Давайте послушаем доклад “Обломки далёкого прошлого”.

Выступление ученика: Наши наречия являются любопытнейшим разрядом слов, их по праву можно назвать “живыми ископаемыми”. Список русских наречий полон обломков далёкого прошлого. Они напоминают, пожалуй, те каменные породы, в которых то целиком, то в виде кусков сохранились от давних времён окаменелые останки древних животных и растений.

Вот несколько примеров этого любопытного явления.

Легко понять, как образовались наречия посередине (середина), насмех (смех), назло (зло), наудачу (удача), но трудно разобраться в образовании наречий наспех, набекрень, нелепо.

А как образовались такие наречия как вдребезги, взапуски, взаперти? Если они построены с помощью приставки в и суффикса и , то как объяснить слово дребезг?

Оказывается, наречия вдребезги, взапуски, взаперти в древности были образованы путём слияния предлога в и существительных дребезг, запуски, запереть. Во всех этих наречиях выделялись когда-то и приставка , и суффикс :

Позже они устарели. Наречие вдребезги сейчас ни с чем не связывается, у него приставка в и суффикс и стали частью корня.

Вот как образовались и другие наречия, например:

Дотла – до + тла, “тло” – дно

Набекрень – на + бекрень, “бекрень” - бок

Испокон – из + покон, “покон” - древний обычай

Впросак – в + просак, “просак” – прядильный станок.

Ещё много можно рассказывать историй о наречиях, и все они будут такие же занимательные.

Учитель: А сейчас мы садимся на теплоход “Этимолог”. Пока мы будем плыть на теплоходе, давайте познакомимся с появлением в русском языке самого слова Наречие.

Выступление ученика: Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. И. Срезневского “Материалы для словаря древнерусского языка”, где отмечено его значение как части речи.

Если попытаться определить этимологию этого слова, то придётся выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из которых