Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок-путешествие по теме "Наречие" в 7-м классе

Разделы: Преподавание русского языка


Цели урока:

  • обобщение и углубление знаний учащихся о наречиях, совершенствование умений применять полученные знания;
  • самостоятельно отбирать материалы из разных источников и готовить на его основе выступления перед товарищами; умение выступать перед аудиторией;
  • воспитывать у школьников интерес к изучению русского языка.

Эпиграф к уроку.

Относитесь к родному языку бережно и любовно.
Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
(Луговской)

Оборудование урока: карта путешествия, рисунки к фразеологизмам.

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята! Мы с вами закончили изучение наречий, много узнали о наречиях, и сегодня на уроке углубим и обобщим эти знания, совершив лингвистическое путешествие. Эпиграфом к уроку станут слова поэта Луговского (эпиграф зачитывается).

Конечно, нужно беречь и любить свой родной язык. А можно ли полюбить часть речи или по крайней мере почувствовать к ней симпатию? Этот вопрос показался вам странным? Действительно, можно любить родных и друзей, города и книги, летний день и катание на коньках, но испытывать добрые чувства к приставке или полюбить наречие невозможно. Не торопитесь. Наречие с полным правом могло бы сказать о себе: “Не обходится без меня ни диктант, ни рассказ, я помогаю охарактеризовать более точно и предмет, и действие, и признак”. И это так. Даже в словах поэта Луговского, которые стали эпиграфом к уроку, встречаются наречия. Назовите их (учащиеся называют наречия).

Послушаем рассказ о роли наречий в художественном произведении. (Зачитывается отрывок из произведения И.С. Тургенева и рассказывается о роли наречий в нём).

Ученик читает и анализирует текст:

Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди.

Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)

В этом тексте писатель употребил 16 наречий, 15 из них относятся к глаголам и деепричастиям и только одно к прилагательному. И это неслучайно. Писателю важно было передать действия птиц в полёте и с помощью наречий охарактеризовать более точно и выразительно эти действия.

Наречия придают речи полноту и ясность. Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.”

Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный город Наречие. Познакомьтесь с картой нашего путешествия. Мы поднимемся на скалу Грамотных, на пароходе “Этимолог” проплывём по реке Архаизмов, попадём на проспект Крылатых выражений, пройдёмся по улице Смекалки и, наконец, отдохнём в Доме “Друзья наречий”.

А поможет нам попасть в эту страну ученик, который прочитает написанный рассказ “То ли сказка, то ли быль”. (Чтение рассказа).

После занятий учительница оставила на столе учебник русского языка и ушла домой. Ночью из книги вылезли маленькие человечки. Это были части речи. Среди них разгорелся настоящий спор, какая часть речи самая лучшая, самая трудная и интересная.

- Я самая трудная часть речи и самая интересная, - сказало Наречие. - Я придаю речи полноту и ясность. И ещё я могу образовываться с помощью приставок и суффиксов и даже сложением, как в математике.

И тут со страшным визгом вылетело вперёд Существительное и стало возмущаться:

- Как вы смете так возноситься! Я считаю, что я самая обаятельная и привлекательная часть речи.

- Извините, - сказал Глагол, - но, по-моему, я самая трудная часть речи!

- Нет уж, - покраснело от злости Наречие. Знаете ли вы, как нужно писать наречие насилу? А наречие на миг? А почему наречие с налёту и с разбегу пишется раздельно, а сослепу слитно? Наш спор может разобрать только Толковый словарь.

Но словаря не было: он был приглашён на чай к Энциклопедии, а без умного словаря никто не мог решить этот спор. Части речи готовы уже были вступить в драку, но вдруг первый луч солнца упал на книгу, и спорящие испуганно попрятались по своим местам.

Учитель: После этой сказочной истории, я думаю, вам нетрудно будет представить, что где-то на карте есть город Наречие, а чтобы попасть в него, нужно преодолеть препятствие – скалу Грамотных.

(Выбирается три участника, которые должны будут написать наречия под диктовку учителя. Препятствие будет преодолено, если наречия будут написаны без ошибок. Если нет – штрафное задание).

1 ученик 2 ученик 3 ученик
по-медвежьи слева по-русски
вдвоём по-заячьи издавна
во-вторых свежо налево
яростно сначала затемно
бережливо бок о бок ещё
горячо во первых никогда
издавна сплошь прочь
видимо-невидимо удобно мужественно
кое-куда чудесно куда-то
вскачь еле-еле Точь-в-точь
замуж отлично снова

Штрафное задание – морфологический разбор одного из наречий.

Учитель: Мы спускаемся со скалы Грамотных, и нашим взорам предстаёт чудесная картина: среди пышной зелени величаво течёт река Архаизмов. Мы с вами знаем, что архаизмами называются устаревшие слова, которые давно забыты. Интересно, что можно выловить в такой реке? Давайте послушаем доклад “Обломки далёкого прошлого”.

Выступление ученика: Наши наречия являются любопытнейшим разрядом слов, их по праву можно назвать “живыми ископаемыми”. Список русских наречий полон обломков далёкого прошлого. Они напоминают, пожалуй, те каменные породы, в которых то целиком, то в виде кусков сохранились от давних времён окаменелые останки древних животных и растений.

Вот несколько примеров этого любопытного явления.

Легко понять, как образовались наречия посередине (середина), насмех (смех), назло (зло), наудачу (удача), но трудно разобраться в образовании наречий наспех, набекрень, нелепо.

А как образовались такие наречия как вдребезги, взапуски, взаперти? Если они построены с помощью приставки в и суффикса и , то как объяснить слово дребезг?

Оказывается, наречия вдребезги, взапуски, взаперти в древности были образованы путём слияния предлога в и существительных дребезг, запуски, запереть. Во всех этих наречиях выделялись когда-то и приставка , и суффикс :

Позже они устарели. Наречие вдребезги сейчас ни с чем не связывается, у него приставка в и суффикс и стали частью корня.

Вот как образовались и другие наречия, например:

Дотла – до + тла, “тло” – дно

Набекрень – на + бекрень, “бекрень” - бок

Испокон – из + покон, “покон” - древний обычай

Впросак – в + просак, “просак” – прядильный станок.

Ещё много можно рассказывать историй о наречиях, и все они будут такие же занимательные.

Учитель: А сейчас мы садимся на теплоход “Этимолог”. Пока мы будем плыть на теплоходе, давайте познакомимся с появлением в русском языке самого слова Наречие.

Выступление ученика: Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. И. Срезневского “Материалы для словаря древнерусского языка”, где отмечено его значение как части речи.

Если попытаться определить этимологию этого слова, то придётся выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение и сохраняется в корне реч- , входящем в слово наречие. И связь между глаголом и наречием самая непосредственная.

Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает “приглаголие”. Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе (“приглаголие”) или “накладываться” на глагол (наречие).

Учитель: Вот мы и достигли нашей цели: мы в городе, который не найдёшь ни на одной географической карте. А начинается наш город с проспекта Крылатых выражений. Сейчас вы познакомитесь с историей возникновения некоторых крылатых выражений, в состав которых входят наречия, а я покажу шуточные рисунки к ним, сделанные вами.

Выступление ученика: Шиворотнавыворот. Нам с вами сегодня эти слова кажутся совсем безобидными. Что они означают? Ничего особенного: “совсем наоборот”, “наизнанку” - и только. А ведь было время, когда они связывались с довольно чувствительным и позорным наказанием. “Шиворотом” в Московской Руси именовался расшитый боярский воротник, один из знаков достоинства вельможи. Во дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперёд, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот – навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

Мы сейчас тоже употребляем эти слова в связи с одеждой, в смысле “задом наперёд”, но значение их стало куда шире. Шиворот – навыворот можно рассказать какой-нибудь рассказ да и вообще сделать не так, как принято.

Знать назубок. Знать назубок – значит превосходно выучить что-либо, отлично в чём-нибудь разбираться.

Было время, когда слова “знать на зубок”, “проверить на зубок” понимались почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять надкусом подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла.

Возьмёшь монету в рот, прикусишь её зубами, и, если не осталось на ней вмятины, значит, она подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться и подделка, сработанная фальшивомонетчиком: внутри полая или отлитая из мягкого олова, свинца; на таком изделии человеческий “зубок” тотчас же оставляет изобличительные отметины.

На всю ивановскую кричать. В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки.

Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) “площадные подьячие” и глашатай громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские приказы и указы.

Так и закрепилось в языке это выражение для обозначения особенно громкого приказа.

Держи карман шире. Есть русская плясовая песня, в которой говорится:

Он принёс мне три кармана:
Первый карман – с пирогами,
Второй карман – с орехами…

Что за ерунда? Как можно “принести карман”?

Загляните в старые словари и увидите: слово “карман” в XVIII–XIX веках означало всякий мешок или торбу, прицепленную к одежде снаружи. Такие карманы вешались и на сёдла; их можно было носить, и при надобности “держать (раскрытыми) шире”. Теперь мы вспоминаем об этих старых карманах, когда хотим насмешливо ответить на чрезмерные требования: “Ну как же, так и дожидайся! Держи карман шире”.

Учитель: Пройдя проспект Крылатых выражений, мы попадаем на улицу Смекалки. По этой улице могут гулять только сообразительные, ведь здесь встречаются на каждом шагу какие – нибудь вопросы. Ответив на эти вопросы, мы попадём в Дом “Друзья наречий”. Вы приготовились к испытанию? Вопросы:

Наречие образа действия, образованное от прилагательного с суффиксом – енн-, антоним к наречию быстро (медленно).

Наречие времени, равнозначное выражению с давних пор, с приставкой, требующей в конце наречия – а (издавна).

Наречие образа действия на шипящую с корнем глагола скакать (вскачь).

Наречие образа действия, синоним наречия храбро, образовано от прилагательного с суффиксом – енн – (мужественно).

Назовите наречие, которое состоит из наречий антонимов (взад – вперёд, туда – сюда).

Какие наречия могут быть также предлогами? (вокруг, мимо, вблизи).

Учитель: Вот мы и достигли цели нашего путешествия. В Доме “Друзья наречий” нас ждёт интересное сообщение на тему “Увечья от наречий”.

Выступление учеников: Вообще человек грамотный, владеющий литературной речью, дружит с наречиями, никогда не позволяя себе употреблять их кое-как, наобум. И наречия отвечают ему тем же. Они делают его речь более точной, осмысленной и выразительной. Тому же, кто пренебрежительно относится к наречиям, швыряется ими направо и налево, без учёта их смысловой и стилистической значимости, они наносят удары, способные серьёзно изувечить его устную и письменную речь.

Портит нашу устную и письменную речь наречие “жутко”, употребляемое для пущей выразительности в значении: сильный, значительный, большой, крайний в своём проявлении (“жуткий мороз”, “жуткая грязь”, “жуткий скандал” и т.п.). Особенно неприятно употребление этого наречия со словами, обозначающими положительные явления: “жутко красиво”, “жутко приятно”, “жутко нравится”, “до жути хорош”. Такое употребление наречия “жутко” придаёт речи оттенок манерности, жаргонную окраску. Оно применяется обычно писателями для отрицательной или иронической характеристики персонажей.

Ничего хорошего не сулит нам наречие “крепко”, если без конца совать его в те места, где должны звучать такие нужные и незаменимые слова, как “сильно”, “отлично”, “твёрдо”, “глубоко” и т.п. Например: “крепко ушибся” (вместо “сильно” или “очень”), “крепко позавтракал” (вместо “хорошо” или “отлично”), “крепко разбирается в этом вопросе” (вместо “глубоко” или “тонко”). Люди, поступающие таким образом, не учитывают или не знают, что в литературном языке употребление наречия “крепко” принято только по отношению к мыслям и чувствам человека, к степени их проявления (“крепко скучаю”, “крепко сомневаюсь”, “крепко задумался”, “крепко убеждён” и т.п.).

Есть такое мирное, приятное наречие “молчаливо”, образованное от прилагательного “молчаливый” - не любящий много говорить. Так вот это мирное, приятное наречие, когда его случайно или не случайно употребляют вместо деепричастия “молча”, жестоко мстит говорящему, характеризуя его как человека, плохо разбирающегося в лексике родного языка, способного выдавать на гора такие бессмысленные, неграмотные фразы: “Он молчаливо подошёл к доске и стал быстро писать на ней крупным почерком”; “Рыбак молчаливо следил за поплавком”; “Мы сидели молчаливо, прислушиваясь к доносившимся голосам”; “Партизаны молчаливо спустились в подвал и увидели спрятанное оружие”.

Всем известно наречие “сильно” и связанные с ним сочетания: “сильно ударить”, “сильно нажать”, “сильно затянуть”, не вызывающие никаких сомнений. Однако если это наречие, как это бывает сплошь и рядом, употреблять в сочетании с глаголами, которые не могут обозначать сильную или слабую степень действия, то получается весьма неприглядная речевая картина, например: “Подготовка к экзаменам за последние годы сильно улучшилась” (вместо “намного” или “в значительной степени”).

Таким образом, мы видим, что “увечья от наречий” - это выдумка не авторов, а результат невнимательного и пренебрежительного отношения говорящего к законам грамматики и стилистического оформления мысли.

Заключительное слово учителя. Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо всем, кто принимал участие, кто готовил выступления, оформлял класс, рисовал карту путешествия. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, какая замечательная часть речи – наречие, сколько удивительных открытий можно сделать, изучая русский язык.

В заключение урока прослушаем стихотворение Вадима Шефнера “Устная речь” и откликнемся на призыв поэта, обеспокоенного угасанием устной словесности.

Ученик читает стихотворение:

Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.

Дачи, джинсы, слайды, платья…
Ценам, цифрам – несть конца,
Отвлечённые понятья
Улетучиваются.

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.