Урок биологии с элементами интеграции "Растительный мир тундры"

Разделы: Биология


Цель: познакомить учащихся с основными цветковыми растениями Таймырской тундры; выявить черты приспособленности растений к условиям обитания; формировать чувство бережного отношения к растениям родного края, умение видеть и ценить прекрасное в природе.

Методы: частично-поисковый, экспериментальный, самостоятельная творческая работа, рассказ учителя.

Оборудование: гербарные экземпляры растений, книги “Полярная энциклопедия”, в/ф “Большой Арктический заповедник”, фонограмма “Времена года” (Чайковский), дополнительный материал, кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Мы закончили изучение покрытосеменных растений на уроках биологии. Познакомились с систематикой их. Настало время с этой точки зрения изучить растительный мир нашей тундры.

II. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

а. Цели урока

б. Вводное слово. Есть прекрасные слова

“Я с малых лет люблю Таймыр,
Укрытый тундровым ковром,
Здесь Родина моя, мой мир
Мои снега, мой теплый дом”.

Человек обязан знать свой “дом”, любить, беречь его и охранять.

Давайте и мы попытаемся сегодня узнать о нашем “доме” побольше, систематизировать то, что уже известно.

III. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАЙМЫРА

а. По физическим картам определите географические координаты Таймыра: 75 - 780 С.Ш. 80 - 1120 в.д.

б. По физической карте охарактеризуйте рельеф местности.

в. Как называется наша территория? Что обозначает термин “Арктическая тундра?”

(Соотнесите свои знания с определением - работа с книгой “Полярная энциклопедия” стр. 8).

г. Каковы особенности климата арктической тундры?

(Работа с книгой “Полярная энциклопедия” стр. 15).

д. Выделите эти главные особенности:

  • длинная холодная зима;
  • низкая среднегодовая температура;
  • неравномерный снежный покров;
  • недостаток воды;
  • короткое лето

    IY. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ТУНДРЫ

а. Как вы думаете, насколько многообразен мир растений в тундре?

б. Какие отделы растений встречаются в нашей тундре? Лишайники, мхи, покрытосеменные (травянистые растения).

в. Какие группы лишайников вы встречали в тундре? В основном накипные и корковые. Даже кустистые и листоватые лишайники встречаются реже.

г . Учитель:

Видовое разнообразие тундры невелико. В некоторых местах число видов покрытосеменных (самых процветающих) не превышает 100 видов. В основном тундра образована мхами, лишайниками, осоками и пушицами.

Из цветковых травянистых растений встречаются камнеломки, полярные маки, новосиверсии, лютики, незабудки, крестовники, паррии, ллойдии.

Есть в нашей тундре эндемичные растения, нигде больше не встречающиеся: паррия - семейство крестоцветных, арктофила рыжеватая и дюпонция - семейство злаковых (стр. 73. “Полярная энциклопедия”).

Y. ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТКОВЫМИ РАСТЕНИЯМИ ТУНДРЫ

а. Видеоряд ( в/ф “Большой Арктический заповедник)

б. Фонограмма “Времена года”

в. Учитель:

“Давай пройдемся медленно по тундре,
И “Здравствуй!” скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо своё им показать.

Итак, флора тундры образована в основном десятью крупнейшими семействами:

г. На столах учеников гербарные экземпляры растений.

Задание: рассмотрите растения, найдите черты приспособленности к условиям существования.

Ответ: низкорослые, мелколистные, сильно опушенные листья и стебли, неглубокие корневые системы.

Учитель:

- Почему растения тундры имеют такие черты строения?

- Почему растения произрастают группами? (Подушкообразно).

Ответ: Недостаток влаги; защита от ветра; лучшее прогревание солнечными лучами.

д. Познакомьтесь с растениями нашей тундры, попытайтесь дать каждому из них характеристику.

Воспользуйтесь справочными материалами, которые имеются у вас на столах.

YI. РАССКАЗЫ УЧЕНИКОВ О РАСТЕНИЯХ

а. Полярный мак е. Дриада
б. Лютик снежный ё. Новосиверсия полярная
в. Ллойдия ж. Паррия
г. Камнеломка з. Незабудочник
д. Пушица и. Ива полярная
Крестовик, мытник

YII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Соотнесите виды растений и семейства.

На доске:

Растительный мир тундры

Растительный мир тундры

2. Узнай растение:

а. Является хорошим медоносом, в коре много дубильных веществ; в листьях содержится вещество салицин; его побеги хороший корм для оленей? (Ива полярная)

б. Растет на сухих пригорках, стебли, листья и корни содержат алкалоиды; декоративно, активно истребляется? (Полярный мак)

в. Любит умеренно прохладные и влажные места, содержит много алкалоидов, являющихся ядами, некоторые из них используются в медицине; не поедается животными? (Лютик снежный)

г. Внешне растение похоже на гусиный лук, интенсивно размножается вегетативным путем? (Ллойдия)

д. Влаголюбивое растение, самое важное в образовании растительного покрова тундры? (Камнеломка)

е. Растения, имеющие соцветия-кисть, цветки мелкие с изумительным запахом сирени? (Паррия голостеблевая)

ж. Растение, придающее тундре снежно-белый вид? (Пушица)

з. В названии какого растения есть название животных, питающихся этим растением? (Дриада (куропаточья трава)).

Какому растению нашей тундры посвящено небольшое стихотворение?

Подснежник, диксонский подснежник,
Тебя я долго, долго ждал.
Нашел тебя, цветок заснеженный,
Хотел сорвать и не сорвал.
Хотел сорвать, да вот раздумал,
Тебе так мало цвесть.
Неси тепло и радость людям.
Неси весеннюю им весть.

Работа с кроссвордом:

  1. В центре - название биогеоценоза.
  2. Подберите названия растения

Кроссворд

Домашнее задание : Подготовить рассказ, кроссворд, загадки о растениях тундры.

Растения тундры (приложение)