Разнообразие источников информации. Особенности работы с архивными и устными источниками

Разделы: Организация школьной библиотеки


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-практикум

Цель урока:

  • Обучающая: обеспечить усвоение учащимися особенностей различных видов источников информации и отработать навыки работы с архивными и устными источниками.
  • Развивающая: развитие умений частично- исследовательской и познавательной деятельности. Формирование умений работы с устными и архивными источниками информации.
  • Воспитывающая: овладение высокой информационной культурой.

Оборудование урока:

Цитаты:

1) “Невежество-лучшая в мире наука, она дается без труда и не печалит душу” Д.Бруно.
2)“Знание- сила”. Ф.Бэкон.
3)“Познавательная самостоятельность- качество личности проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, а также творчески применять их на практике”.О.Петунов

Выставка: Без архива нет истории, без истории нет прогресса.
Планшеты: Этапы работы с информантами.
На доске четыре варианта ключевых слов:

1) “Источником информации я считаю…”
2) “В работе над заданной темой я пользуюсь следующим источниками информации…”
3) “В работе с архивными источниками информации я узнал(а), что…”
4) “В работе с устными источниками информации я узнал(а), что…”

Методические приемы:

  • метод исследовательских заданий,
  • создание проблемной ситуации,
  • беседа по вопросам,
  • объяснение новой темы,
  • закрепление нового материала на практике.

ХОД УРОКА

1. Актуализация прежних знаний

(Оргмомент. Приветствие.)

Перед вами две точки зрения двух великих ученых, мыслителей прошлого: итальянского философа, поэта Джордано Бруно и английского философа Фрэнсиса Бэкона. Давайте вместе выясним смысл этих афоризмов. Почему же “невежество – лучшая в мире наука”?

Как вы думаете, хорошо ли быть невеждой? В чем смысл этого афоризма?

(Алина Г.: По Толковому словарю “Невежество - это отсутствие знаний, некультурность. А невежда - малообразованный человек или человек несведущий в какой-либо области знаний”. Наверное, смысл афоризма в том, что невежественным быть легко, потому что он ничего не знает и не хочет знать. А быть неграмотным человеком никому не хочется. Поэтому считаю, что плохо быть невежественным.

Даша Т.: Смысл афоризма в том, что невежество дается без труда, потому что ничего не надо знать, не надо читать и не надо стремиться к чему-либо. А таких людей не бывает).

Хорошо. Мы не хотим быть невежественными, это нам ни к чему. А вот другой афоризм “Знание- сила”. Изменится ли, на ваш взгляд, смысл этого высказывания, если его перефразировать так “Незнание- сила”? Почему?

(Даша Т.: Не может быть силой незнание. Например, в борьбе борец побеждает не только силой, но и знанием тех или иных приемов борьбы. Знания нам нужны обязательно. Знающий человек он и есть сильный человек, потому что он постоянно пополняет свои знания).

Продолжая разговор, зачем человеку нужны знания, можно привести и другое высказывание древнегреческого философа Сократа “Я знаю, что ничего не знаю”. Как бы вы объяснили его смысл?

(Сергей Г.: Мне кажется, смысл афоризма в том, что человек не может все знать. Он не может быть образованным во всех областях знания. Например, хирург не может руководить строительством дома или наоборот. На определенном этапе жизни человека нужны определенные знания. Или в определенном возрасте нужны те или иные знания.

Сергей Р.: Да, например, мы же не можем сейчас все знать, придет время, и мы узнаем побольше).

Правильно. На каждом этапе жизни человека приобретаются определенные знания. Каждый народ всегда высоко ставил роль и значимость умственного и познавательного развития своих детей. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы дать образование своим детям. Есть много пословиц и поговорок, в которых подчеркивается ум, сообразительность, находчивость человека. Какие пословицы и поговорки вы знаете?

(Вика З.: Можно перечислить много пословиц разных народов. “Незнание не порок, нежелание знать - большой порок” (башкирская), “Без старания нет и знаний” (бурятская),”Человек с сильными руками поборет одного, человек с сильным знанием- тысячу”( казахская), “Не гордись званием, а гордись знанием”, “Знание лучше богатства”, “Мир освещается солнцем, а человек - знанием”( русская))

Вы все доказали, что человеку нужны знания, но они же не валяются на дороге. Их надо добывать, искать, находить и научиться применять их на практике. Об этом и говорим мы на уроках по “Основам информационной культуры”. Сегодня ЦЕЛЬ урока – повторить пройденный материал о разнообразии источников информации и рассмотреть особенности работы с устными и архивными источниками.

2. Дидактическая структура урока. Формирование новых понятий и действий.

Обратимся к теме урока, записанной на доске:

Записываем в тетради: “Разнообразие источников информации. Особенности работы с архивными и устными источникам и информации”.

Прошу конспектировать сегодняшний урок. А при обсуждении темы урока можно воспользоваться ключевыми словами в четырех вариантах (они у вас на столах и прикреплены к доске):

Вариант 1: “Источником информации я считаю…”

Вариант 2: “В работе над заданной темой я пользуюсь следующими источниками информации…”

Вариант 3: “В работе с архивными источниками информации я узнал(а), что…”

Вариант 4: “В работе с устными источниками информации я узнал(а), что…”

Мы говорили на прошлых уроках, что информационный мир настолько огромен, что очень трудно ориентироваться в нем. Например, в год выпускается от 800 до 3000 названий только учебной литературы, рассчитанной на вас, ваших родителей и учителей. И сегодня от человека требуется, прежде всего, умения ориентироваться в информационных потоках. Этого требуется не только от вас, юных исследователей, но и от меня и от всех, кто стремится к самообразованию. Давайте вспомним, какие же виды источников информации мы знаем? Можно воспользоваться ключевыми словами 1 и 2 варианта.

(Сергей Г.: Источники информации делятся на два вида: традиционные и нетрадиционные.)

Кто назовет традиционные источники информации?

(Лена С.: книги, газеты, журналы.)

А кто пересилит нетрадиционные виды источников информации?

(Сергей Р.: аудио, видеокассеты, Интернет, различные компактдиски т.д.)

Кто назовет носителей информации?

(Вика З.: человек, природа, картины, кино, радио, телевидение)

А где может храниться информация? Какие массивы информации вы знаете?

(Алеша В.: Библиотека, музеи)

И еще что? ( Саша П.: Архивы)

Молодцы, вы ответили на вопросы правильно.

На прошлом уроке мы знакомились с поисковой системой традиционных источников информации. А сегодня мы познакомимся с архивными источниками информации. Что такое архив? Какие бывают архивы? Чем же отличается архивная информация от статьи в газете? Обо всем этом вам расскажет Данилова Ольга Ивановна- начальник сектора архивов Северобайкальского отделения железной дороги. Пожалуйста, Ольга Ивановна.

А ребят прошу делать краткие записи.

Архив в переводе от латинского – присутственное место. Это организация или ее структурное подразделение, осуществляющее прием и хранение документов, образовавшихся в результате деятельности государственного учреждения, общественных организаций, предприятий и частных лиц.

Часть этих документов имеет общесоюзное значение, другая – республиканское, третья – местное. Существуют государственные, ведомственные и личные архивы. Состав документов, входящих в архивный фонд весьма разнообразен как по назначению (нормативная и организационно-распорядительная документация, плановая, учетно-отчетная, проектная и научная, культурно-просветительная), так и по физическим особенностям (документы на бумажной основе, на кальке, на стекле, на пленке, на валиках, на магнитной ленте, на перфокартах, встречаются даже на бересте и лоскутках материи). Архивный фонд охватывает документы всех отраслей деятельности общества и служат целям научных исследований, используются для практических нужд, особенно для восстановления точности записи в документах.

История древнейших архивных хранилищ уходит своими истоками в 1 тысячелетие до н.э. В начале XVIII века в результате реформ Петра I архивы учреждений отделены от текущего делопроизводства и переданы в ведение особых лиц- архивариусов-хранителей архивных документов. Одновременно вводилось в оборот само слово- архив, начали создаваться ведомственные архивы. Война явилась причиной утери многих документов.

Использование документов, хранящихся в архивах, является одной из основных задач архивных учреждений. Эти документы содержат ценные сведения о различных сторонах деятельности общества. Они являются богатейшим источником информации, необходимой в работе самых различных категорий учреждений и организаций: органов управления – для принятия решений; научных учреждений – для научных исследований; строительных организаций – для получения данных о рельефе местности, водном режиме и т.д.; культурно-просветительских учреждений – для изучения материалов, необходимых для создания фильмов, спектаклей, книг, реставрации памятников архитектуры и культуры и т.д.

Наш архив создан в 1981 году для хранения дел по личному составу предприятий отделения дороги. К ним относятся приказы (прием, увольнение, перемещение работающих), карточки по учету кадров, карточки расчетов по зарплате. Все эти документы хранятся в течение 75 лет.

Как вы думаете, для чего нужен архив в повседневных делах?

Отвечу. Для удовлетворения социально-правовых и имущественных интересов граждан:

Для оформления пенсии

Документы, подтверждающие факт работы человека в определенном месте

Документы об образовании

О рождении, браке, смерти родственников

О наследовании недвижимого имущества и т.д.

Спасибо, Ольга Ивановна. Есть вопросы?

Нет вопросов. Пожалуйста, запишите номер телефона Ольги Ивановны .

У меня к Вам вопрос: Если ребята заинтересуются историей строительства нашего вокзала или любого подразделения дороги, то могут ли обратиться к Вам за помощью?

Ответ: Да, но нужно согласовать время и заполнить анкету. Мы находимся в здании ПТО.

Спасибо, Ольга Ивановна. Ребята, вы узнали подробно о ведомственном архиве. Перед вами выставка “Без архива нет истории, без истории нет прогресса”. Архивный документ- это история и они хранятся не для того, чтобы обязательно нужно сохранить его в течение, например, 75 лет , но и для того, чтобы они служили потомкам, чтобы изучали по ним историю того или иного предприятия, города, республики, страны. Перед вами буклет Архивного отдела городской администрации, где хранится, например, подшивка газеты “Северный Байкал” с 1947 года и несколько тысяч документов. Выписывает отдел профессиональные журналы “Источник” и “Отечественные архивы”. Вот, например, в третьем номере журнала “Отечественные архивы” опубликована интересная статья об отце и сыне Вернадских. В январе мы будем проводить с вами интеллектуальные чтения “Биография науки в лицах” и этот материал вам может пригодиться.

Архивный документ существует в единственном экземпляре тем и отличается от других источников информации. Есть и особенности работы с ними. Действительно, нужно согласовать время работы в архиве и заполнить вот такую “Анкету исследователя, занимающегося в читальном зале”. Вы сегодня перепишете ее в тетрадь. Трудно рассказывать об архиве вне архива, поэтому есть у нас договоренность об экскурсии с отделом городской администрации, музеем “История БАМ” и ОАО “Нижнеангарсктрансстрой”, куда мы обязательно пойдем, разбившись на группы, и более подробно ознакомимся и проведем практическое занятие.

А сейчас мы рассмотрим устный источник информации. В исследованиях их называют Информантами или Информаторами. В литературе приводятся оба названия, поэтому, как вы назовете, так и будет правильно.

Попробуем поэтапно выяснить особенности работы с Информантами. Перед вами представлены таблицы, итак, начнем с вопроса “Зачем нам нужен Информант?” Мы говорили, что разнообразен поток информации и еще тут добавляем другой источник?

(Вика З.: Чтобы полнее написать историю того или иного предприятия или для уточнения какой-нибудь цифры. Например, об истории ПМК “ЛенБАМстрой” может лучше всех рассказать его бывший начальник или человек, который проработал в коллективе много лет.)

Да, правильно. Мнение того или иного информанта нам нужно в основном для исследовательской работы. В работе над своей темой, если вы обнаружили, что недостаточно владеете цифрами или хотите подкрепить вашу версию примером или дополнить доклад рассказом очевидца или еще по другой причине, то вы через своего научного руководителя или родителей узнаете, что есть человек, владеющий более полной информацией по вашей теме.

Следующий этап работы с информантом: “С чего начинается подготовка к встрече с информантом?” Вы узнали Ф.И.О. этого информанта, дальше, что нужно делать?

(Марк Н.: Нарядно одеться. Не забыть тетрадь и ручку. Подготовить вопросы, которые нужно задать. Договориться по телефону о встрече.

Сергей Р.: Еще можно подготовить маленький подарок)

Правильно. Вам известно место работы информанта. Прежде чем договориться о встрече, нужно тщательно подготовиться, начиная от наряда, культуры поведения до знания всех вопросов, которые хотели бы обсудить с информантом. Заранее договориться о встрече, предупредить о цели вашего визита и желательно обсудить место встречи. Если ему постоянно будут мешать сослуживцы или отвлекать телефонные звонки, то желаемого результата трудно получить. А подарок ,наверное, будет лишним.

Встретились с информантом, перешли к следующему этапу работы “Как строить беседу?” С чего желательно начать разговор?

(Саша П.: Поздороваться. Начинать задавать вопросы)

Верно. Обязательно начинаем с приветствия всех, кто находится рядом с вашим информантом. Постараться разговорить своего собеседника, проявив тактичность, уважение и максимальный интерес в его личности, к его биографии. Здесь надо помнить, что человек подробнее и лучше ответит на ваши вопросы, если сложится доверительная и дружеская атмосфера, ведь, соглашаясь на интервью, люди доверяют вам часть своей жизни.

Встретились с информантом, взяли интервью, а как же использовать эти данные в своем докладе? Следующий вопрос “Как записать мнение информанта в доклад?”

(Алеша В.: Сведения, полученные от информантов нужно записывать в доклад, употребляя слова “ По мнению…” или “ Со слов…”)

Верно, Алеша.

Научный язык, которого вы придерживаетесь в исследовательской работе, отличается от нашей разговорной речи, да? Поэтому, мы не можем подробно вписать в доклад весь разговор с информантом, поэтому обычно начинается “со слов Ф.И.О., место работы” или “по мнению Ф.И.О.”.

Например, “Со слов бывшего начальника ПМК “ЛенБАМстрой” Анисимова В.М. закладка фундамента первого крупнопанельного дома в нашем городе была поручена бригаде Иванова Н.Т.” Или другой пример, “По мнению инженера-эколога Ивановой Т.Н., река Тыя немного загрязняет Байкал”

Кроме списка использованной литературы, вы составляете список информантов. Какие

Данные следует внести в этот список?

(Лена С.: Список информаторов составляется в алфавитном порядке, указывается полностью фамилия, имя, отчество информанта, дата рождения, место работы и кем работает.)

Правильно. В списке указываем полностью фамилию, имя, отчество. Место работы и занимаемая должность или год рождения информанта в зависимости от темы вашего доклада. Если вы изучаете историю село Байкальское, то конечно же мнение старожилов будет иметь большее значение. А если вы интересуетесь памятником “Первопроходцам БАМа”, то конечно же вам дорого мнение именно того человека, который руководил его строительством, потому что он знает все о нем.

3. Формирование умений и навыков

Сегодня у нас уникальная возможность подкрепить новую тему на практике. Представим себе, что наши гости заранее знали , что к ним придёт некий ученик из 7б класса брать интервью, а наши ребята подготовили заранее вопросы, которые хотели бы задать информантам.

Итак, по очереди подходят учащиеся к информантам, а эксперты Губейдулин Сергей и Тонких Дарья будут оценивать работу учащихся.

А вторая группа переписывает бланк анкет для работы в архиве.

1. Информант: Карнакова Татьяна Владимировна- руководитель ШМО литераторов гимназии № 5.

Берет интервью Субботина Татьяна по теме “Человек без прошлого, что дерево без корней”

- Как вы думаете, надо ли в школах проводить мероприятия, чтобы дети побольше узнали про бурятские традиции?

Ответ: Обязательно надо. Дети должны знать историю, культуру Бурятии, ведь, они живут здесь.

-Как вы думаете, должны ли дети знать историю Бурятии, если даже они не буряты?

- Да.

Как Вы думаете, где кроме библиотек, можно получить информацию по этим вопросам в нашем городе?

- Можно посетить детский центр “Баяр”, национальные праздники Белого Месяца и Сурхарбан, выставки в музее “История БАМ” или в картинной галерее. И самое главное – найти носителей национальной культуры (краеведов, знатоков старинных обрядов и обычаев, т.е. тех, о ком вы говорили на уроке).

- Спасибо.

(Вопросы составлены Субботиной Татьяной и могут быть дополнены в ходе беседы.)

2. Информант – Орлова Марина Павловна- зам. директора по учебной работе гимназии №5. Берет интервью Губерник Алина по теме “Гимназия№5 в лицах”

- Изменились ли дети: первые гимназисты и нынешние первоклассники?

Ответ: Конечно, изменились. Нынешние гимназисты более эрудированные.

- Какая у Вас давняя мечта?

Ответ: Мечтаю, чтобы в нашей гимназии был свой спортзал, плавательный бассейн. Дети бы учились в одну смену, а вторую смену отдала бы для занятий творчеством. И еще мечтаю, чтобы когда-нибудь наш выпускник стал Президентом Бурятии.

- Ваше хобби?

Ответ: Увлекаюсь спортом. Являюсь капитаном сборной команды района по женскому волейболу.

- У Вас много наград?

Ответ: “Гвардеец пятилетки” и летом получила Грамоту Президента Бурятии.

Расскажите немного о своей семье

Ответ: У меня двое детей. Сын Денис учится в университете экономики и управления г. Темпа штата Вирджиния Америки, а дочь Татьяна – студентка Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, кандидат в мастера спорта по волейболу, играет за суперлигу команды “Лениградочка”. Муж – Сергей Михайлович – начальник

(Вопросы составлены Губерник А. И могут быть дополнены в ходе беседы.)

3.Информант – Манзарова Мария Буянтуевна - методист городского управления образования.

Берёт интервью - Черкашина Аня по теме “Народный театр Гэсэр”

- Что такое Гэсэр?

Ответ: Это самое известное эпическое творение бурят, бурятский героический эпос.

- История создания вашего ансамбля?

Ответ: Ансамбль был создан 16 лет назад. Первое выступление прошло в картинной галерее. Подробно могу рассказать позже или дам газетную статью.

- Вам нравиться петь? Какие песни вы поёте?

Ответ: Очень люблю петь, пою в основном бурятские песни .О маме, о любви, о широких просторах Бурятии.

- Как вы успеваете, и работать и участвовать в работе ансамбля?

Ответ: Репетиции проходят в вечернее время, и мы успеваем работать и заниматься любимым делом.

4. Информант – Русских Марина Геннадьевна – директор городской массовой библиотеки.

Берёт интервью Вешняков Алексей по теме “Библиотека нашего города”

- В каком году образована библиотека?

Ответ: В 1994 году

- Сколько у вас книг

Ответ: Приблизительно сорок тысяч книг в фонде.

- Сколько у вас читателей и кого Вы могли бы назвать самым читающим?

Ответ: Примерно 2400 читателей. Можно назвать Софьину Татьяну Степановну, Островскую Викторию Вячеславовну да много у нас активных читателей.

- Когда у вас появился Интернет?

Ответ: В декабре 2003 года.

Какие замечания можно сказать учащимся, берущим интервью? Все ли сделано как надо? Нет замечаний, да? Надо заметить, что навыки работы с устными источниками информации не даются сразу и легко, сначала надо хорошо изучить заданную тему и тогда легко говорить с собеседником. Вы согласны со мной?

А теперь, используя ключевые слова вариантов 3 и 4, ответьте на вопросы:

  1. Каковы особенности работы с архивными источниками информации?
  2. Что нового узнали о работе с информантами?

(Саша П.: Для работы в архиве надо записаться. Документы хранятся для того, чтобы их изучали.

Алина Г.: Мы поняли, с чего начинается подготовка работы с информантом, как вести с ним беседу.

Вика З.: Мы узнали, что без продуманных четких вопросов беседа с информантом не принесет пользы.)

4. Подведение итогов

Молодцы. Итак, подводим итоги урока. Вы не сомневаетесь, что вам нужны знания. А ваша исследовательская и проектная деятельность направлена как раз на вашу познавательную самостоятельность. Обратите внимание на эту цитату (Приложение)

“Познавательная самостоятельность – качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, а также творчески применять их на практике”. Сегодня мы рассмотрели особенности работы с архивными и устными источниками информации, все работали хорошо. Весь класс награждаю годовым ночным абонементом на литературу читального зала (могут брать литературу на ночь).

Запишите домашнее задание:

Взять интервью у родителей, друзей, одноклассников (всего у двух информантов по вашему усмотрению) по теме “Свой мир мы строим сами” по следующим направлениям: “Если б я был мэром города…”, “Если б я был директором СТВ..”, “Школьный парламент”, “Как я строю свой мир”.

Благодарю всех за активную работу на уроке. До свидания. Урок окончен.

Приложение