Интегрированный урок: литература + ИЗО. "Портрет Пушкина"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Цели:

Образовательные:
- углубить знания о жанре портрета, полученные на уроке изобразительного искусства, его идейно-художественном своеобразии, научить использовать их в сочинениях;
- подготовить к написанию сочинения в группах;
- научить “читать” портрет как произведение искусства, совершенствовать навыки речевого общения.

Воспитательные:
- воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;
- способствовать воспитанию интереса к познанию искусства и литературы.

Развивающие:
- способствовать развитию творческого воображения;
- развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков;
- разбудить и озарить душу ребенка.

Тип урока: урок-вернисаж.

Наглядность: живопись-портреты А.С. Пушкина Кипренского О.А.(1), Тропинина В.А.(2), Соколова П.Ф.(3), скульптура – памятники А.С.Пушкину авторов Опекушина А.М.(4), Аникушина М.К.(5).

Словарная работа: вернисаж, репродукция, портрет, пьедестал, постамент, плеяда, колорит, эпиграф.

Оформление доски:

Высказывания о А.С. Пушкине:

1. Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.

В.В. Маяковский.

2. Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живет!

М. Кузьмин.

3. Это памятник – учителю!

И.С. Тургенев.

4. Здравствуй племя младое, незнакомое…

А.С. Пушкин

План урока:

1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Знакомство с портретами А. С. Пушкина.
4.Определение психологического портрета.
5.Составление плана сочинения.
6.Творческая работа учащихся в группах.
7.Чтение полученных сочинений.
8.Заключительное слово учителя, домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Учитель литературы:

Сегодня у нас необычный урок – урок-вернисаж. Вернисаж – торжественное открытие выставки.

Перед вами – репродукции портретов. Наша задача – познакомиться с этими портретами, подготовиться к написанию сочинения.

III. Знакомство с портретами А.С. Пушкина.

Учитель изобразительного искусства:

-Кто изображен на этих портретах?

Ученик: А.С.Пушкин.

Пушкина изображала плеяда художников. Плеяда – группа выдающихся деятелей: художников, скульпторов, писателей - одной эпохи, одного направления.

-Назовите жанры изобразительного искусства.

Ученик: Портрет, натюрморт, пейзаж.

Мы остановимся на жанре портрета.

Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства в живописи, графике, скульптуре. В русском искусстве портрет зародился в первой половине XVIII столетия.

Мы познакомимся с портретами Александра Сергеевича Пушкина.

В 1827 году известному русскому художнику Оресту Адамовичу Кипренскому (1782 - 1836) (Рисунок 1) был заказан портрет другом Пушкина, поэтом Дельвигом (Рисунок 6). Кипренский был портретистом, который глубоко раскрывал характер человека. Он изобразил Пушкина в спокойной и сдержанной позе со скрещенными на груди руками. В легком повороте головы ощущается внутренние движение мысли. Правдиво передан характерный внешний облик Пушкина: слегка приплюснутый нос, крупные губы, кольца вьющихся волос.

Рисунок 1

Рисунок 6

На благородном лице лежит тень грусти. В ясном взгляде глаз – творческая озаренность, вдохновение.

Сдержанные цветовые сочетания образуют тонкую гармонию – бархатистый черный тон сюртука оживлен цветным шарфом, переброшенным через плечо, а также белыми уголками воротника рубашки.

На черном сюртуке красиво выделяется изящная рука поэта. Линии фигуры и одежда создают мерный, величавый ритм. За ним, в глубине картины, в углу - бронзовая статуэтка красивой девушки, играющей на старинном инструменте. В древней Греции верили, что поэтическое вдохновение дает богиня поэзии, которую называли Музой. Изображение Музы указывает на то, что Пушкин – поэт.

Во всей его фигуре, в лице чувствуется не только спокойствие, но и вдохновение.

Современникам поэта очень нравился портрет. Они считали, что поэт похож и что в портрете передан его характер.

Сам Пушкин высоко ценил портрет. После смерти Дельвига в 1831 году он купил его у вдовы поэта. Портрет висел в доме Пушкина, в его гостиной. Портрет является замечательным творческим достижением Кипренского. Пушкин обращается к Кипренскому в стихотворении:

Себя как в зеркале я вижу,
Но это хорошо мне льстит.

Иначе представлен Пушкин в другом замечательном портрете, написанном Василием Андреевичем Тропининым (1776 – 1857). Он был крепостным до 1824 года, когда получил звание академика портретной живописи, стал свободным (Рисунок 2).

Рисунок 2

Пушкин дома, в обычной обстановке, в свободной позе. Современники Пушкина находили, что художник замечательно уловил сходство с поэтом. Интересно, почему Тропинин решил именно так изобразить Пушкина?

В 1827 году Пушкин переехал в Москву и остановился у своего друга Соболевского. К Соболевскому пришел в гости Тропинин. Потом он встретился с Пушкиным, который только что встал и вышел к гостям в утреннем просторном халате с широкими синими отворотами, надетом поверх белой рубашки с расстегнутым верхом. Белизна рубашки выделяет выразительность лица поэта.

Тропинину понравился Пушкин в этом просторном одеянии, и он сразу же начал писать портрет. Он написан широкими мазками кисти легко и свободно. В изображении Тропинина Пушкин более человечен, скромен. Тропинин не стремился приукрасить облик Пушкина, смягчая неправильность его черт. Он добросовестно следует натуре.

Пушкин изображен сидящим в естественной и непринужденной позе. Его руку украшает кольцо и заветный перстень. Он раскован, одухотворен, таким его можно видеть только среди друзей. Его рука покоится на раскрытой книге – это единственное, что напоминает о литературной деятельности. Твердая посадка фигуры, свободные складки одежды, гордый поворот головы и ясный прямой взгляд широко раскрытых глаз способствует передаче величия поэта, красоты его духовного мира.

Эти два портрета дополняют друг друга, доносят до зрителя неповторимый облик певца русской земли.

Хочется обратить ваше внимание еще на один портрет Пушкина, автором которого является Петр Федорович Соколов (1791 – 1848) (Рисунок 3). Его называют родоначальником акварельной живописи и прекрасным колористом. Он постиг самую сущность чрезвычайно сложной техники.

Рисунок 3

Портрет написан в нежных, приглушенных тонах, все очарование которого состоит в прозрачности краски, наложенной тонким слоем.

Поэт изображен сидящим в кресле с высокой резной спинкой. Поза спокойна, взгляд глаз выражает сосредоточенность. Видно, что внимание Пушкина обращено вовне, он не занят собой, не погружен в себя, как в портретах Тропинина и Кипренского. Он слушает кого-то и сам готов вступить в разговор, причем не блистательной шуткой или каким–либо личным признанием, а сдержанной светской репликой, ослепительно умной и тонкой. Мы знаем, что его жизнь была напряженной и трудной, а здесь мы видим его в минуты отдыха и покоя. Но от художника не ускользнули и усталое выражение лица, и скорбная складка у плотно сжатых губ. Живописное решение портрета изысканно. Внешний покой, монументальность позы и тонкость живописного решения контрастируют с внутренней напряженностью.

Перед вами памятник скульптора Александра Михайловича Опекушина (1841 – 1928) (Рисунок 4). Мысли о создании памятника возникли вскоре после гибели поэта. Однако до осуществления этой мечты прошло более 4 десятилетий. Пушкин даже в бронзе был ненавистен царям. Был объявлен конкурс, предлагаемый всем русским ваятелям представить свои скульптурные проекты. И только третье по счету жюри конкурса избрало одну из моделей молодого скульптора из Ярославской губернии Александра Опекушина, в недавнем прошлом выкупившем себя из крепостной неволи. Москва получила прекрасное творение. Это первый памятник великому поэту, воздвигнутый в России.

Рисунок 4

Памятник выполнен на пьедестале. Пьедестал – подножие статуи, постамент.

Пушкин изображен в спокойной, созерцательной позе, чуть-чуть отрешенным от городской суеты и шума. Он как бы остановился в раздумье. Свободны его движения; одна рука заложена за жилет, а другая за спину. Его строгое, задумчивое, даже грустное лицо, легкий наклон головы, сосредоточенный взгляд - всё создает глубоко правдивый жизненный образ великого поэта.

Рисунок 5

Открытие памятника в 1880 г. превратилось в подлинный народный праздник. Дорог он народу тем, что возведен на народные деньги. Круглый год в любую погоду у памятника лежат живые цветы.

В Петербурге стоит памятник Пушкину, созданный Михаилом Константиновичем Аникушиным (род. 1917 г.).

Многие выдающиеся художники пришли к своим шедеврам через долгий путь познания, создавая изрядное количество менее известных работ. У Аникушина всё получилось наоборот. Совсем молодым еще скульптором, мало кому известным, кроме учителей и его учеников, он создал памятник Пушкину в Санкт - Петербурге, получив 1 место в конкурсе в 1949 году. Он сразу стал знаменитым и вошел в историю изобразительного искусства. Главная черта таланта скульптора Аникушина – требовательность к себе. Эту черту личности ставил на одно из первых мест и Пушкин, обращаясь к поэту, художнику в своём стихотворении, которое называется “Ты сам свой высший суд”:

Всех строже оценить умеешь ты свой труд,
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Хрупкая, изящная фигура поэта застыла как бы в момент чтения стихотворения. Прекрасно вылеплена голова поэта, свободная, полная движения поза. Он отбрасывает все детали, которые заслоняют живое изображение поэта. Как объяснил свой замысел автор, он хотел, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина, веяло радостью и солнцем. И это ему удалось.

Он работал более 7 лет над творением. Автор сумел выразить обаяние Пушкина, благородство характера, его любовь к свободе, мечты о светлом будущем России.

Учитель литературы:

IV.Определение психологического портрета.

- Теперь попробуйте определить, какому портрету Пушкина принадлежат следующие слова и словосочетания, передающие психологическое состояние поэта, его внутренний мир, то есть его психологический портрет:

1. грусть
творческая одаренность
внутреннее движение мысли
вдохновение
сосредоточенность
внутренняя взволнованность
внешнее спокойствие
мечтательность
(портрет Кипренского)

2. открытость
гордость
простота
полная внутренняя раскованность
поэтическая одухотворенность
человечность
скромность
(портрет Кипренского)

5. устремленность
страстный порыв
пылкость
ясность мысли
доверительность
открытость
восторженность
борение рассудка и чувства
живость
непринужденность
увлеченность (портрет Аникушина)

3. не занят собой
не погружен в себя
сдержанность
покой
успокоение
внимательность
готовность принять участие в беседе
отзывчивость
(портрет Соколова)

4. спокойствие
раздумье
сосредоточенный взгляд, отрешенный
от городской суеты, шума
задумчивость
озабоченность
одиночество
ощущение трагичности
напряженность лица
(портрет Опекушина)

По мере определения под каждым портретом вывешиваются таблицы с этими словами.

- Каждый художник раскрыл по-своему внутренний мир, чувства, характер Пушкина через внешние признаки: позу, мимику, жесты, одежду, манеру поведения.

На сегодняшнем вернисаже мы должны научиться “читать” портреты Пушкина, рассказать о портрете в сочинении, которое вы попробуете создать вместе (в группах). Портрет не живет сам по себе, он как бы вступает в диалог с каждым из вас, как и вы, чувствует вас, хоть и не прямо, но смотрит на каждого.

Давайте обратимся к высказываниям о Пушкине, записанным на доске (слова И.С.Тургенева, А.С. Пушкина, М. Кузьмина, В. Маяковского). К каким портретам вы бы их отнесли? Можно ли использовать их как эпиграфы или как цитаты в ваших сочинениях? Эпиграф – краткая цитата перед сочинением.

Где удачнее поместить цитату в сочинении?

V. Составление плана сочинения.

- По какому плану мы будем описывать портрет? (Дети предлагают план, который записывается на доску)

План.

1. Представление портрета (автор, история создания).
2. Описание портрета.

а) лицо, мимика
б) поза
в) одежда
г) внутреннее состояние

3. Колорит картины (для портретов, написанных художниками).
4. Наше отношение к портрету Пушкина.

- Что бы вы сказали о колорите портретов, написанных художниками?

Учитель изобразительного искусства:

- Что обозначает слово “колорит”?

Колорит – гармоничное сочетание цветов. Колорит может быть спокойным, радостным, тревожным и др. Колорит бывает тёплым и холодным, светлым и тёмным.

- В каком колорите написаны картины?

В работе Кипренского красно – коричневый, тёплый, тёмный, торжественный колорит.

У Тропинина – жёлто–коричневый, спокойный, тёплый, тёмный колорит.

У Соколова – спокойный, серо-жёлтый колорит.

VI. Творческая работа в группах.

Ребята работают в группах с сочинениями (черновыми вариантами), на столы положены уменьшенные репродукции портретов.

В это время слабым ученикам, которые не могут работать в группах, предложено работать на карточках индивидуально.

  1. Соотнести стрелочками фамилию художника с номером его портрета.

    Кипренский О.А. 1
    Опекушин А. М.   2
    Тропинин В. А.    3
    Аникушин М.К.    4
    Соколов П.Ф.        5

  1. Описать внешность Пушкина на портрете №___
  2. Какие цвета используются на портрете №____
  3. Перечислите художников, изображавших А.С.Пушкина.
  4. В каких городах поставлены памятники Пушкину?
  5. Перечислите названия произведений А.С.Пушкина.
  6. Какие детали говорят о том, что на портрете изображен поэт?

После того как дети напишут черновики сочинений, им предложено выйти к доске и у портрета Пушкина прочитать их. После этого сочинения редактируются.

VII. Заключительное слово учителя, домашнее задание.

Мы с вами выяснили, как по-разному можно передать в портрете образ, мысли, чувства, душевное состояние человека.

Домашним заданием будет переписать в тетрадь отредактированные сочинения (ля урока литературы), найти картины других художников с портретами А.С. Пушкина (для урока изо).

Пример сочинения Ксюши С., Саши Т., Алены П., Кристины М.

Сочинение

Портрет А. С. Пушкина.

Здравствуй, племя младое, незнакомое…

А. С. Пушкин.

Перед нами портрет А.С. Пушкина художника О. А. Кипренского.

Этот портрет написал О.А. Кипренский по просьбе поэта Дельвига. На портрете изображен Пушкин сидящим. Сзади него, на втором плане, стоит статуэтка музы с лирой. Это признак того, что человек, изображенный на портрете, - поэт.

Лицо поэта задумчивое, взгляд устремлен в сторону. В его выразительных голубых глазах чувствуется, что человек сосредоточен. Широкие губы сомкнуты. Его поза важная, величественная, руки скрещены на груди. На нем надет черный бархатный сюртук. Через его правое плечо перекинут клетчатый шарф. Из черного сюртука видны кончики белого воротника. Выразительно выделяется изящная рука поэта.

Линии фигуры и одежды создают мерный ритм. На желтоватом фоне выделяются лицо и фигура человека. Колорит картины тёплый, яркий, художник использует красно-коричневые тона.

Эта картина поразила нас своим великолепием. Она передает образ великого поэта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронов Н. Люди, события, памятники. М.: Просвещение, 1984.
2. Ионина Н.А. Сто великих картин. М. “Вече” 2001.
3. Порудоминский В. Счастливые встречи. М. “Малыш” 1989.