Уроки зарубежной литературы "Параболы Уильяма Голдинга". Урок-презентация повести-притчи лауреата Нобелевской премии У. Голдинга "Повелитель мух"

Разделы: Литература


На протяжении моей жизни я не раз бывал потрясен и оглушен, узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом. (У. Голдинг)

Повесть У. Голдинга “Повелитель мух”, как показывает практика, захватывает учащихся с первых страниц. Охота на дикую свинью выливается в охоту на человека, травлю одиночки озверелой толпой. О зле, о звериных началах в человеке и трактует У. Голдинг на самом высоком, потаенном уровне своей притчи. Что победит? Этот вопрос обращен ко всем нам. Целью урока является попытка ответить на “вечные” вопросы, обобщить сведения учащихся по повести-притче, продолжить знакомство учащихся с лучшими произведениями мировой литературы.

План урока.

1. Слово об Уильяме Голдинге, библиография писателя, ведущая тема творчества.

2. Повесть “Повелитель мух” – первое произведение писателя.

3. Притча как жанр. Жанр притчи в произведениях мировой литературы.

4. Композиция повести-притчи “Повелитель мух”.

5. Персонификация образов, их трактовка.

6. Герои и антигерои. Анализ произведения.

7. Разрушение цивилизации.

8. Система образов-символов в повести.

9. Вывод – обобщение “Уроки У. Голдинга”.

1. Слово об Уильяме Голдинге.

Методические рекомендации: сообщение готовит учитель или заранее подготовленный учащийся.

“Уильям Голдинг – английский писатель, родился в Корнуэлле 19 сентября 1911 г. в семье учителя, окончил Оксфордский университет, сам учительствовал в средней школе с 1939 по 1961 гг.

Во время Второй мировой войны (1940–1945 гг.) служил в Британских военно-морских силах.

Уже при жизни У. Голдинг вошел в круг писателей-классиков XX века. Им написаны следующие произведения: “Повелитель мух” (1954 г.), “Наследники” (1955 г.), “Воришка Мартин” (1956 г.), “Свободное падение” (1959 г.), “Шпиль” (1964 г.), “Пирамида” (1967 г.).

Все книги У. Голдинга переведены на многие языки народов мира. Феноменальность его творчества заключается в верности одной теме: безжалостно, интенсивно анализирует он из книги в книгу противоречивую натуру человека, способного к добру и злу”[1].

Он испытывает человека на разрыв, ставит перед выбором, на грань пропасти, откуда нет возврата, пристально исследует он поведение человека у последней черты, выбор им свободы и несвободы.

Драматический накал его книг облекается в такие пластичные, осязаемые, материальные образы, что создаваемые им картины захватывают и завораживают, а масштабность коллизий приковывает внимание всех.

То, о чем он пишет, захватывает обширные сферы духа и вызывает встречную работу разума и воображения.

Пройдя через испытания войны, обобщив все увиденное и выстраданное, он напишет:

“На протяжении мой жизни я не раз бывал потрясен и оглушен, узнавая, что мы, люди, можем проделывать друг с другом. И раз я убеждаюсь, что человечеству больно, это и занимает все мои мысли. Я ищу эту болезнь в себе. Я узнаю в этом часть нашей общей человеческой натуры, которую мы должны понять, иначе ее невозможно будет держать под контролем. Вот почему я пишу со всей страстностью и говорю людям это: смотрите, смотрите: вот какова она, вот какой я ее вижу, природа самого опасного из всех животных, – человека”.

2. Повесть “Повелитель мух” – первое произведение писателя.

Методические рекомендации: сообщение ученика, заранее подготовленного.

Первая повесть У. Голдинга “Повелитель мух” (1954г.) написана как “трагический” урок, как – предупреждение. Она была отвергнута многими издательствами из-за неизвестности автора, но, появившись в печати, тем не менее, сразу же выдвинула его в центр литературной жизни Англии.

Эта книга о противоречивости человеческой натуры, о зле, что может проснуться в человеке, но не только, она также о том, что человек может обуздать пробуждающееся зло.

Героями этой повести являются дети, подростки: есть совсем маленькие, им по 5-6 лет, старшим – по 10-13 лет.

Это рассказ о том, что в связи с началом войны (в повести не сказано какой, может атомной, ведь повесть написана в разгар холодной войны – не это главное) взрослые, спасая детей, отправляют их подальше от места катастрофы. Но с самолетом происходит авария, и дети оказались на одном из океанских островов, и никто в мире не знает, где они находятся. Им предстоят испытания, через которые одни пройдут, приобретая отрицательный опыт, другие, отстаивая в себе человека, погибнут от рук первых.

3. Жанр притчи. Притча в произведениях мировой литературы. Словарь урока.

Методические рекомендации:

1. Сообщение ученика, заранее подготовленного.

2. Задание классу: записать некоторые положения об особенностях жанра притчи.

Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.

Притча-парабола – рассказ, где сюжет движется как бы по кривой, автор начинает разговор с предмета, далекого от действительного замысла, с частного, незначительного и к нему же возвращается в конце, снова удаляясь от главного, например, притча о Кудеяре (Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”). Начало и конец – рассуждение о божьей милости к грешникам, тогда как подлинный смысл ее – призыв к борьбе с угнетателями – содержится в сделанном мимоходом сообщении об убийстве помещика.

В мировой литературе жанр притчи широко распространен в баснях, отличается тяготением к народной мудрости. Модификациями являются универсальные произведения, написанные на основе мирового фольклора и литературного творчества. Примером может быть притча о блудном сыне.

В западной литературе XX века широко использовали жанр притчи Ж.П. Сартр, Ф.Кафка, А.Камю, У.Фолкнер, Теккерей, Диккенс. Широко известна повесть-притча Э.Хемингуэя “Старик и море”. Притчевые мотивы находим в творчестве позднего Л.Н.Толстого.

“У. Голдинг – писатель-параболист. Его параболы (притчи-иносказания) – это уроки всем нам, “незаметно и бессознательно они учат и обучают человека”[2]. В чем же иносказательный смысл повести-притчи “Повелитель мух”?

Аллегория – иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

4. Композиция “Повелителя мух”.

Примечание: данное сообщение – это коллективная работа учащихся, они используют схему, которую подготовили.

Развитие сюжета повести

 

1. Завязка действия. Появление детей на необитаемом острове, встреча Ральфа и Хрюши.

2. Развитие действия.

3. Сбор всех детей. Утверждение правил поведения. Раковина-рог – символ демократии, ее роль в жизни сообщества детей.

4. Перераспределение ролей. Образование сообщества охотников. Лидерство. Неудачная попытка первой охоты.

5. Начало разрушения цивилизации. Камень, брошенный в ребенка. Первые страхи. Образ Зверя. Заброшенные малыши.

6. Первая кровь. Феномен маски: маска завораживала и подчиняла.

7. Поклонение “Повелителю мух”. Вселенский страх.

8. Открытие истины прозорливому Саймону о природе Страха.

9-10. Кульминация.

Примечание: особо стоит поговорить о кульминации, напомнив, что есть оная, смерть героя – это всегда кульминация, но в повести две смерти: преднамеренная – Саймона – от рук своих же, другая – умышленная, на виду у всех – Хрюши. Облава, смертельная охота дикарей на главного героя Ральфа на охваченном огнем острове, несомненно, – это кульминация всей повести. Итак, это повесть с тройной кульминацией, примеры в мировой литературе – повесть-притча Э. Хемингуэя “Старик и море”, в которой двойная кульминация.

Итак, кульминация.

8 = К-1 – Гибель Саймона, непреднамеренная смерть, развязывающая руки дикарям.

9 = К-2 – Смерть Хрюши от рук Джека, открытая, преднамеренная.

10 = К-3 – Смертельная охота племени дикарей на Ральфа.

11 – Развязка. Спасение Ральфа (Deus ex machine).

5. Персонификация пяти героев У. Голдинга.

1. Ральф – главный герой, прилагающий все усилия остаться человеком до конца, в нем персонифицирована “надежда на власть, стремящуюся быть справедливой и разумной”. [3]

2. Хрюша – законник, технократ, олицетворение рационализма, веры в науку, в добро, он чистосердечен и сметлив.

3. Саймон – стихийный философ, провидец, “чокнутый”, но именно ему открывается смысл происходящего на острове, он совестлив, скромен и бесстрашен.

Антигерои (лагерь дикарей).

1. Джек – предводитель племени охотников, отрицательный лидер, разрушитель всего человеческого в себе, в прежней жизни староста церковного хора мальчиков, завистлив, тираничен.

2. Роджер – помощник Джека, прирожденный палач и садист.

3. Другие герои – послушное, нерассуждающее большинство (что зачастую соответствует реалиям жизни) не в состоянии понять, что происходит и принять чью-либо сторону.

Эрик и Сэм – братья-близнецы, способные на самостоятельные поступки, но перешедшие в лагерь дикарей, подчиняясь грубой силе, и не в состоянии оказать сопротивление.

6. Герои и антигерои. Анализ произведения.

Вопросы к классу.

1. Как вы считаете, почему героями своей повести-притчи У. Голдинг избрал детей-подростков? (Ребенок может исповедоваться осознанно, отвечая за свои поступки, с семи лет).

2. Сформулируйте основную тему и идею этого произведения.

3. Назовите поступки Саймона, которые вызывают ваше уважение к данному герою. Чем он вам нравится? Каким философским смыслом наполнен данный образ?

4. Проанализируйте эпизод смерти Хрюши. О чём говорит его смерть?

5. Что вы можете сказать о поведении бессловесного, нерассуждающего большинства? Какую мысль хочет довести до нас писатель, рисуя поступки этих детей?

6. Аллегорический образ Повелителя мух в повести и его аналоги в мировой литературе.

7. Раскройте смысл образов-символов повести.

8. Какие истины открывает нам мир повести-притчи У. Голдинга “Повелитель мух”?

Комментарии к образам.

Образ Саймона.

Голдингу очень дорог этот персонаж, который не совсем в ладах с миром обыденности – недаром его считают “чокнутым”. “Он единственный из героев обладает даром прозрения: он зрит сущность! Ему открываются истины о мире, о человеке. Саймон – стихийный философ. Отправляясь в одиночку на вершину горы, чтобы разгадать загадку Зверя (восхождение на гору – давний символ самопознания и познания мира), он попадает в двусмысленную и трагическую ситуацию. Истина, открытая на горе, (мертвый летчик, запутавшийся в стропах парашюта) останется с ним, ей (истине) не суждено быть “возглашенной с горы” [4]. Зверь страха как бы мстит тому, кто разгадал его страшный секрет.

Саймон – добрый ребенок, у него тонкая организация души, он бесстрашен, преодолевая ужас, теряя сознание, он ведет разговор с “Повелителем мух”.

Гибель Саймона от рук своих же, сгоряча принявших его за страшного зверя, заставляет одного из его невольных убийц произнести такие слова: “Зверь принимает личины!”. Вывод удобный, снимающий ответственность за человекоубийство, развязывающий руки для новых актов “самозащиты”.

Образ Хрюши.

Этот персонаж вызывает смешанные чувства. Перед нами толстяк-очкарик (над такими всегда издеваются в жизни), и У. Голдинг ещё добавляет масла в огонь, как будто испытывая нас, он изображает этого героя с большой долей иронии. Хрюша – рационалист, он верит в науку, в разум, что всё можно уладить, если действовать по правилам, “что для всего есть доктора, даже для мозгов”. У него единственного безумно неправильная речь, язык можно сломать: “Вот вы хочете, чтоб нас спасли, а сами, чего делать сперва не знаете”, “Малыш, который с меткой на лице, куда он подевался? Сказано вам – я его не вижу”.

Но всё равно читателю симпатичен этот смешной, нелепый толстячок с его упрямой верой в то, что когда-то затвердил наизусть.

Главное достоинство Хрюши – не его вера в науку, а его доброе сердце, забота о других (малыши, раковина, костёр на горе...).

Но постепенно Хрюша выходит из рамок отведённого ему амплуа: психологически точно У. Голдинг именно ему отводит поистине трагическую роль. Не случайно именно он оказывается главным объектом ненависти Джека и его компании.

За несколько мгновений до смерти Хрюша, полный доверия к товарищам по несчастью, “всё ещё поднимал талисман – хрупкую, сверкающую красавицу раковину”, но уже что-то красное и страшное запрыгало по перешейку.

Полны трагизма строки, в которых описывается гибель Хрюши. Драматична лексика этого отрывка: “...земля содрогнулась, дикари завизжали, рог разлетелся на тысячу белых осколков и перестал существовать”.

“Хрюша полетел, ... пролетел, ... упал спиной, ... руки и ноги Хрюши немного подёргались, ... море вздохнуло (будто жалея ребёнка), вскипело белой розовой пеной, отхлынуло – Хрюши уже не было”.

Хрюша нуждался в защите, заботе, но единственный человек, близкий ему – Ральф, этого никогда не делал и, лишь потеряв Хрюшу, он будет его оплакивать, “как верного и мудрого друга”.

Образ Ральфа.

Ральф – один из трёх главных героев, он всё время в центре повествования, и если Саймон — исключение, “чокнутый”, Хрюша смешон, то Ральф, напротив, эталон нормального, здорового, честного, в меру умного, в меру смелого и доброго для своих лет подростка. Можно сказать, что он выразитель поступков и мыслей самого писателя, и читатель симпатизирует этому образу, как и автор.

Ральф бесстрашно идёт навстречу банде дикарей, возглавляемой Джеком. В ответ на разумные слова Ральфа о необходимости совместно думать о спасении, бандиты разбивают белую раковину (символ добра и демократии) и выдвигают вперёд оскалившийся череп свиньи на палке – символ зла и тоталитаризма.

Когда раненый Ральф укрывается в чаще, Джек поджигает её. Горящий остров (это тоже символ) увидели с крейсера, и на остров высадились спасители – взрослые.

Вывод 1. Чудесное спасение, “happy end”, у Голдинга просто не поднялась рука, и он пожалел героя, не захотел гасить последний луч надежды, света в “тёмном царстве” своей притчи.

Вывод 2. Саймон, Хрюша и Ральф трагическим образом разобщены, не могут объединить усилия, поддержать друг друга, компенсировать взаимные слабости и ошибки.

“Аллегоричность этих образов нам видится в том, что, действуя заодно, рационализм технократа (Хрюша), мудрость философа (Саймон) и здравый смысл нормального среднего человека (Ральф) составляют ту силу, которая в состоянии побороться со злом”. В этом нам также видится скрытый урок истин У. Голдинга.

7. Разрушение цивилизации.

Методическая подсказка: группа учащихся выполняла задание на тему: “Как в повести происходит раскручивание цивилизации назад? Привести примеры этапов нравственного падения человека в повести, начиная с эпизода, где Роджер бросает камни в малыша Генри”.

“Раскручивание цивилизации назад, возвращение к истокам зла повторяет в обратном порядке (гротескное навыворот) этапы нравственного взросления человечества”.

  • Поначалу мальчики пытаются сплотиться на основе понимания своего положения. Пока что все ясно, каждый знает свое место в коллективе и свои обязанности: малыши – не теряться и быть на виду у старших, старшие – заботиться о малышах и поддерживать костер, чтобы дать знать возможным спасателям о своем местопребывании.
  • Но чувство беззапретности начинает исподтишка разрушать “разделение труда”, “нельзя” и “можно” утрачивают ясные границы, и малыши, наиболее чуткие к изменениям социально-психологического климата внутри маленькой ребячьей демократии, первыми произносят слово “Зверь”.
  • Тема Зверя. “Зверь” облика не имеет. Это – материализованный Страх, который испытывают мальчики от ощущения своей потерянности и беззащитности не только перед стихией, но и перед друг другом.

По мере того, как “охотники” укрепляются в сознании собственной силы, “Зверь” увеличивается в размерах и становится вездесущим: Он “выходит из вод”, “сходит с неба”, вездесущий Страх преследует детей.

Труп парашютиста со сбитого самолёта даёт дополнительный довод в пользу существования “Зверя”. Рационалист Хрюша убеждает: “Зверя нет, просто не надо пугать друг друга”. Но у части детей уже пробуждается атавистическое зло звериных инстинктов.

А философ Саймон уже нащупал самое главное: “Может зверь этот и есть... Может это мы сами”. Чуть позже Ральф скажет: “Я нас самих боюсь...”.

  • Образ камня становится символом сместившегося времени и первым шагом к истокам зла, “он просвистел в пяти ярдах от Генри и бухнул в воду. Роджер набрал горстку камешков и стал швырять. Но вокруг Генри оставалось пространство ярдов в десять диаметром, куда Роджер не дерзал метить. Здесь невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребёнка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, законов, Роджера задерживала за руку цивилизация, которая знать о нём не знала и рушилась”.
  • Появление Повелителя мух – свиной головы, насаженной на кол посреди поляны Джеком и его охотниками в подношение “Зверю”, – это не то искупление за убийство свиньи, не то отворотное заклятье. Голова получает свой чин. “В аллегорическом ряду притчи она – материализованная эманация зла. Повелитель мух (Вельзевул) – одно из величаний дьявола, который по народному поверью является владыкой всей живой нечисти. Свиная голова берёт на себя в повести функции дьявола, зла в сердце человеческом...”

8. Образы-символы в повести-притче Уильяма Голдинга “Повелитель мух”

Раковина – рог – символ добра и демократии, гибель ее означает конец демократии.

Костер, огонь – символ жизни, символ существования человека, а также символ смерти, яблоко раздора.

Очки Хрюши – инструмент для добывания огня, символ мудрости и одновременно символ слепоты рационализма.

Повелитель мух – материальное воплощение страхов для всех детей на острове, символ темных сил, жестокости, необузданности, символ зла, тоталитаризма, вечный Сатана, Вельзевул, дьявол.

Восхождение на вершину горы – давний символ самопознания и познания мира.

9. Вывод.

Повесть прочитана и проанализирована. Какой же главный урок преподаёт нам У. Голдинг, о чём он нас предупреждает?

Пройдя войну, У. Голдинг вправе был сказать “В человеке больше зла – вот главный урок, что преподала война моему поколению”. Все смешалось в человеке: добро и зло, любовь и ненависть, фанатизм и терпимость… “Се – человек” – это мы все! Сейчас 2005 год. Нет войны, но зла не стало меньше. И в этом “прекрасном и яростном мире” не затерялась маленькая трагическая повесть-притча, она вне времени, она всегда будет востребована, т. к., читая Голдинга, человек бессознательно обучается и выбирает добро, любовь, благородство, терпимость (толерантность) так необходимые нашему современному миру! Что же победит? Ведь человек в отличие от зверя – существо моральное, он должен подавлять в себе звериное начало, изгонять его. Сумеет ли? Этот вопрос, адресованный нам из далекого 1954 года (год появления “Повелителя мух”), не потерял своей актуальности и поныне.

Литература.

1. Аникин Г.В., Михайльская Н.П. “История английской литературы” – М.: Высшая школа, 1975 – С. 498.

2. Уильям Голдинг “Повелитель мух” – М.: Педагогика, 1990 Предисловие Георгия Оцета – С. 11.

3. Там же – С. 10

4. Иванова В.В. “Литература Великобритании” – М.: Высшая школа, 1984 – С. 307-318.