Урок-концерт в 5 классе по теме: "В гостях у дедушки Крылова"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • развитие и совершенствование навыков и умений выразительного чтения, инсценирования, анализа игры “артистов”;
  • обобщить знания учащихся по теме “Басня”;
  • вызвать интерес к басням, желание читать их.

Оборудование:

  • портрет И.А. Крылова;
  • выставка книг о Крылове и детских рисунков по басням;
  • плакаты: “Люблю, где случай есть, пороки пощипать!”
  • высказывание А.С.Пушкина о Крылове: “Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев”.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

- Дети, сегодня у нас заключительный урок по басням И.А.Крылова. Мы с вами поучимся выразительно читать и инсценировать басни Крылова, познакомимся с его новыми баснями и баснями его последователей. Обобщим знания по теме “Басня”. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к басням и желание их читать.

Иван Андреевич Крылов… Всмотритесь в его портрет. Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении и кажется бесконечно близким и родным, чем-то напоминающим рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми вашими книжками. И вы даже не задумываетесь над тем, кто он - писатель, драматург или баснописец. И только потом, позже, мы осознаем, что И.А.Крылов - прежде всего замечательный русский баснописец.

Ни один литератор не пользовался такой славой, как он и его басни. Высоко оценил его творчество А.С.Пушкин, назвав Крылова “Самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев”.

Прошло 235 лет со дня рождения Крылова. А темы его басен актуальны и в наши дни. Мы читаем и будем читать их. Потому что его басни помогают нам узнать жизнь, учат любить свое отечество, помогают бороться с недостатками.

Разве среди нас нет таких беспечных лентяев, как стрекоза, таких, которые не могут понять, что такое дружная работа? Этим ребятам так и хочется напомнить басню “Лебедь, Щука и Рак”.

Сегодня у нас урок-концерт. Перед нами вновь пройдут герои Крыловских басен. Входным билетом на концерт станут ваши знания по творчеству И.А.Крылова.

I вопрос. В чем особенность жанра басни?

Ответ: басня - это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый аллегорический смысл. Герои басни - животные, растения, предметы, люди. Они олицетворяют собой определенные качества: Волк - жестокость, жадность, грубость. Лиса - хитрость, лицемерие. Осел - тупость, невежество. В басне в начале или в конце есть нравоучительный вывод, главная мысль басни - мораль.

2 вопрос. Откуда берет свои истоки басня?

Ответ: впервые басню мы находим в древнейших памятниках письменности Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры был создан прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Лафонтен.

На русской земле басню мы встречаем в древнейших памятниках письменности, начиная с летописей. “Притча Эзопова” - первая нецерковная печатная книга  (при Петре I в 1700 г.) Далее, в XYIII веке, жизнь басни продолжили Кантемир и Сумароков. Она сделалась в это время самой распространенной, не уступая даже оде. Позже продолжил традиции баснописцев Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: “Это ваш род, вы нашли его”.

3 вопрос. Почему Крылов обращается к басенному жанру?

Ответ: он был непримирим к недостаткам человеческой жизни. Басня помогала ему высмеивать скупость, лживость, лицемерие и хвастовство.

Учитель:

- А сейчас викторина покажет, как вы знает басни А.И.Крылова.

ВИКТОРИНА

Из какой басни эти строки?

  1. “У сильного всегда бессильный виноват” (“Волк и Ягненок”).
  2. “Ты все пела? Это дело:
    Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”).
  3. “Прощай, хозяйские горшки” (Обоз”)
  4. “Ай, Моська! Знать она сильна,
    Что лает на Слона” (“Слон и Моська”).
  5. “Бессильному не смейся,
    И слабого обидеть не моги!” (“Лев и Комар”).
  6. “А Васька слушает да ест” (“Кот и Повар”).
  7. “А вы, друзья, как ни садитесь,
    Все в музыканты не годитесь!” (“Квартет”).
  8. “Сильнее кошки зверя нет” (“Мышь и крыса”).
  9. “Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, -
    Все ваша музыка плоха!” (“Кукушка и петух”).
  10. “Быть сильным хорошо, быть умным лучше” (“Лев и человек”).

Учитель:

- Викторина показала, что вы знаете басни Крылова. Эти слова стали крылатыми, превратившись в пословицы и поговорки.

Будем считать, что ваши знания - это входной билет на концерт. Помните, что на этом уроке вы не ученики, а зрители и артисты. Задача зрителей - тепло встречать артистов. Задача артистов - серьезно сыграть свою роль, суметь голосом и движениями передать характер своего героя. Наша классная комната - это большой концертный зал с хрустальными люстрами, мягкими креслами, партером и балконом. Место у доски - сцена.

Все ли готово для концерта?

- Нет. Необходимо выбрать ведущего концерта.

Какова роль ведущего?

- Он открывает концерт, объявляет номера, называет действующих лиц и исполнителей.

Кто же будет ведущим?

(Выбирают).

Учитель:

- Ведущему я вручаю программу концерта. Итак, артисты готовы. В зале погашен свет. Уважаемые зрители, усаживайтесь поудобнее. Концерт начинается.

Ведущий: Начинаем концерт, посвященный И.А. Крылову.

Басня “Кукушка и Петух”. Действующие лица и исполнители: Петух, Кукушка, Воробей.

Учитель:

- Первое отделение концерта закончено. Пользуясь антрактом, я бы хотела взять интервью у “артистов”.

I вопрос. Что высмеивает автор в своей басне?

Ответ: здесь разыгрывается целое представление, в котором речь идет как бы о музыкальных способностях, но на самом деле автор едко высмеивает тех, кто льстит, преследуя свои цели. Высмеивается невежество.

2 вопрос. Какими вы представляете себе героев басни?

Ответ: кукушка - это серая невзрачная птичка. Петух называет ее красавицей. Однообразное “ку-ку” сравнивает с песнями соловья. Петуха кукушка называет “мой милый петушок”, “мой куманек”. Она утверждает, что он поет “лучше райской птички”, хотя райская птичка отличается красивым опереньем, но не пеньем.

3 вопрос. Встречали ли вы в жизни таких “петухов” и “кукушек”?

Ответ: Да. Чтобы преуспеть в жизни, некоторые льстят, подхалимничают.

4 вопрос. Кому вы отдадите свои зрительские симпатии?

Учитель:

- Своей басней Крылов предостерегает нас от таких людей.

Ведущий: - Продолжаем наш концерт. Посмотрите басню Крылова “Волк и Ягненок”. Действующие лица и исполнители: Волк, Ягненок, Ведущий.

Учитель: Пока артисты отдыхают, я возьму интервью у зрителей.

1 вопрос. Какими вы представляете героев этой басни? Сумели “артисты” передать черты характера своих героев?

Ответ: Волк - злой, грубый, наглый, лицемерный. Он ведет себя так потому, что чувствует силу перед беззащитным Ягненком. Он заранее знает, что Ягненок ни в чем не виноват. Ягненок возражает Волку, а он все больше злится, старается найти причину, чтобы съесть его. Ягненок - испуганный, робкий. Но к концу басни он пытается доказать Волку свою правоту. Вначале он наивно верит, что Волку можно что-то доказать. Потом он понял, что напрасно тратил слова. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен. У Волка нет правды, но он силен.

2 вопрос артистам: О чем эта басня?

Ответ: “Волк и Ягненок” - это горькая правда о несправедливых порядках царской России, где богатые люди безнаказанно расправлялись с беззащитными, бесправными людьми.

3 вопрос. А в наше время применима басня?

Ответ: Да.

4 вопрос. Кому вы отдадите свои зрительские симпатии?

Учитель: Это басня созвучна нашему времени. Сейчас наша страна переживает страшный кризис. И порой бывает, что правда на стороне тех, у кого власть и деньги.

Ведущий: Продолжаем наш концерт. Басня Крылова “Демьянова уха”. Действующие лица и исполнители: Демьян, Фока, Жена, Ведущий.

Учитель: Пользуясь антрактом, я хочу задать вопрос зрителям:

I вопрос. О чем эта басня? Какой людской порок высмеивает баснописец?

Ответ: Навязчивость без меры, назойливость. Демьян закормил соседа чуть не до смерти - нельзя угощать без меры.

2 вопрос. В каких случаях употребляют слова “демьянова уха”?

Ответ: Все, что навязывается без меры, называется “демьяновой ухой”.

3 вопрос: Кому вы отдадите свои зрительские симпатии?

Ведущий: Наш концерт продолжается. Сейчас мы приглашаем вас, дорогие зрители, принять участие в концерте. Прочитайте понравившиеся вам басни Крылова.

“Кот и повар”

1 вопрос. Почему ты выбрал эту басню?

“Зеркало и обезьяна”

1 вопрос. Почему ты выбрала эту басню?

“Осел и соловей”

1 вопрос. Почему ты выбрала эту басню?

Учитель: Кому из чтецов вы отдадите свои зрительские симпатии?

Учитель: Прошло 200 лет, как басни И.А.Крылова полюбились русскому сердцу. В наши дни слава Крылова вышла далеко за национальные пределы. Крылов звучит не только на русском языке, но и почти на всех языках мира. У Крылова были великие последователи в мировой басенной литературе. Это Л.Н.Толстой, А.Толстой, Д.Бедный, С.Михалков. Давайте пригласим “басни” А.Толстого к нам на концерт.

Ведущий: Басню “Хозяин и собака”, читает …

Учитель: Чему учит басня?

Ответ: Беречь старых друзей, родителей, помнить их добрые дела.

Ведущий: Басня “Ученый сын”, читает…

Учитель: За что наказан сын?

Ответ: За кичливость, ложь.

Ведущий: Басня “Охотник и перепел”, читает …

Учитель: О чем эта басня?

Ответ: О предательстве. Спасая свою жизнь, перепел готов предать своих друзей.

Учитель: Кому из трех рассказчиков вы отдадите свои зрительские симпатии?

Учитель: Эти маленькие рассказы вошли в первый букварь для детей, созданный Л.Н.Толстым. По этим рассказам и вы учились читать, узнали, что такое хорошо и что такое плохо.

В последние годы С.Михалков возродил басенный жанр. Он нашел интересный стиль современной басни. Давайте послушаем его побасенки.

Ведущий: “Зеркало”, читает …

Учитель: Кого тебе напоминает носорог?

Ответ: Ребят, которые любят передразнивать, придумывать клички. Они не замечают, что в этот момент выглядят глупо.

- Что бы ты посоветовал им?

Ответ: Не быть такими и не обращать внимание на таких “носорогов”.

Ведущий: “Захваленная певунья”, читает…

Учитель: Как ты понял эту басню?

Ответ: Талант не приходит сам собой. Он зарабатывается трудом. И если не продолжать трудиться, он уйдет.

- А к нам, ученикам, применима эта басня?

Ответ: Да, если, например, ты достиг успеха в математике, это не значит, что не надо ею заниматься. Надо продолжать тренировать свою память. Иначе вскоре будешь так же “чирикать” над ней.

Ведущий: “Ломака”, читает…

Учитель: В жизни встречаются такие ломаки?

Ответ: Да, это зазнайки. Они считают себя умнее, лучше всех. Они недоступны окружающим. Но на самом деле они глупы и недалеки.

- Кому из 3-х чтецов вы отдадите свои зрительские симпатии?

Учитель: Поучительны басни Л.Толстого и С.Михалкова. Но, надо прямо сказать, (не в обиду этим писателям: они талантливы в других жанрах), пока И.А.Крылов никем не превзойден. Ни одному из писателей не удалось внести в свои басни столько подлинного духа, столько правды!

Мы справедливо сегодня повторяем слова Пушкина: “Крылов - самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев”.

Высоко оценил творчество великого баснописца Исаковский.

Стихотворением Исаковского мы завершаем свой урок:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.

Учитель: Закончился наш концерт. А нам не хочется расставаться с героями удивительного баснописца и его последователей. В школьной программе мы больше не встретимся с произведениями И.А.Крылова. Но не проходите мимо его книг. Пусть томик с баснями Крылова станет вашей настольной книгой, так как басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра “В гостях у дедушки Крылова”.