Новый подход к деятельности администрации и профессиональных объединений педагогов в процессе их взаимодействия в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов

Разделы: Администрирование школы


Лучших результатов добивается не обязательно тот,
у кого самая умная голова, а скорее тот,
кто лучше всех умеет координировать работу
своих умных и талантливых коллег.

Джонс

Организация управления – древнейшая область человеческой деятельности. Без нее не возникли бы египетские пирамиды и римский водопровод. Она верно служила победоносным полководцам и администраторам всех времен. Более того, история свидетельствует: кое-что случается при недооценке организации управления, как это было, например, при строительстве Вавилонской башни.

Управляющие бывают разными. Кто-то из них любит свою работу, кто-то не очень. Как и все люди, одну часть своих профессиональных обязанностей они выполняют с большим удовольствием, чем другую. В чем-то они видят краеугольный камень своей деятельности, а в другом принципиально менее важные аспекты. От нашего представления о содержании нашей профессионально-трудовой деятельности зависит ее реальное содержание. То есть не то, которое прописано где-то, а то, что конкретный человек в своих конкретно данных условиях действительно делает.

Все, что ни сделано, - сделано людьми. Все, что не сделано, - не сделано ими же. Далее представлена деятельность общеобразовательного учреждения, это - муниципальная средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов г. Губкина, Белгородской области.

В 1991 году средняя школа №12 начала работать как школа индивидуализационно-дифференцированного многопрофильного типа.

Опираясь на накопленный опыт педагогической науки и практическую работу учителей школы, было очевидно, что через индивидуализацию и дифференциацию обучения стало возможным повысить качество образования в школе, придать ему вариативный характер.

Весь процесс учебно-воспитательной работы строится с учетом личностного возрастного и индивидуального развития ребенка на основе разработанной мной педагогической концепции “О работе педагогического коллектива в режиме школы с углублённым изучением отдельных предметов в условиях расширения коллегиальности управления с целью воспитания личности социально адаптированной к новым общественным условиям”.

Для реализации данной концепции разработаны и осуществляются специальные программы: целевого планирования, “Одарённые дети”, “Программа воспитания школьника”, “Русский язык”.

В школе действует разработанная программа работы с одарёнными детьми, ведется эксперимент по выявлению и развитию индивидуальных способностей учащихся. В рамках программы проведены следующие мероприятия: интеллектуальный марафон, школьные предметные олимпиады, “Ярмарка ученических идей”, “Слёт отличников”, микроисследование “Определение структуры интересов и ценностей школьников", социологический опрос “Мотивация обучения”, теоретический семинар “ Особенности работы с одаренными детьми” и другие.

Школа принимает участие в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования.

Все деятельность педколлектива направлена на реализацию проблемной темы школы:

“ Управление успешностью обучения в системе развития школы с углубленным изучением отдельных предметов”, целью реализации которой является выявление и развитие способностей каждого школьника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески думающей личности, обладающей прочными базовыми знаниями основной и средней школы, способной адаптироваться к условиям окружающего мира. Работа рассчитана на 10 лет с 1998 по 2008 год.

Общей спецификой методической работы школы является нацеленность ее деятельности на развитие профессиональной компетенции учителей и повышение эффективности функционирования и развития образовательных процессов в общеобразовательном учреждении, что позитивно сказывается на конечных результатах образования и развития школьников.

В нашем общеобразовательном учреждении существуют и действуют следующие формы профессиональных объединений педагогов:

  • предметное методическое объединение;
  • объединение учителей начальных классов;
  • объединение классных руководителей;
  • творческие микрогруппы;
  • научно-практическая лаборатория;
  • экспертная группа.

Администрация занимается в данном случае профессиональной управленческой деятельностью, направленной на повышение продуктивности работы учителей и эффективности их деятельности.

Организован разноуровневый подход к методической работе с учителями, так учителя группы высокого педагогического мастерства возглавляют 7 школьных методических объединений, творческие, проблемные группы, микрогруппы, которые проводят микроисследования, являются наставниками молодых и начинающих учителей, входят в состав методического совета школы. Тематика заседаний методических объединений отражает основные проблемные вопросы, стоящие перед профессиональными объединениями педагогов, исходя из анализа деятельности и результатов диагностики. На высоком методическом уровне работают методические объединения учителей начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранного языка, на достаточно высоком уровне МО учителей физики, естественных наук, классных руководителей.

На МО ведется системная работа по методическому обеспечению учебного плана:

  • ежегодно тщательно анализируется содержание работы МО;
  • результаты работы по эксперименту;
  • преемственность и логичность;
  • взаимосвязь по параллелям и годам обучения;
  • интеграция обучения;
  • использование определенных УМК по предметам;
  • обобщение и пропаганда ППО;
  • использование педагогических технологий и инноваций.

Педагогический и научно-методический Советы школы сосредотачивают свои усилия на решении следующих задач в течение 5 лет:

  • оптимальная организация учебной недели с учётом санитарно – гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
  • совершенствование системы формирования классов с углублённым изучением иностранного языка, физики, математики, биологии;
  • выявление и развитие творческих способностей детей, создание творческой атмосферы в школе путем организации факультативов по предметам, занятий с одарёнными детьми, проведение недель по предметам, олимпиад;
  • обеспечение оптимальной нагрузки учителей, совершенствование учебного плана и учебных программ, развитие взаимодействия учебных дисциплин в свете межпредметных связей;
  • совершенствование работы МО, организация изучения новых педагогических технологий, совершенствование деятельности психологической службы школы.

В процессе перехода школы на качественно новый уровень предусматривается осуществление ряда инновационных содержательно-технологических изменений.

Эти изменения касаются:

  • содержания образования;
  • технологизации методов;
  • организации учебного процесса;
  • профессиональной квалиметрии;
  • системы воспитательной работы;
  • разработки системы дополнительного образования и организационного досуга;
  • управления программным развитием школы.

Эти компоненты, подлежащие инновационным изменениям, в своем развитии тесно связаны между собой, то в конечном итоге приводит к планированию развивающегося инновационного процесса на основе сквозной целевой линии развития.

Конечные цели развития школы:

  • усовершенствование научно-методического обеспечения школы, в основе которого лежит управление успешностью обучения, ориентированное на внедрение исследовательских умений, исходящих из умения анализировать и синтезировать;
  • обновление содержания образования, предполагающее: новый подход к развитию профессионального роста учителей;
  • поиск новых универсальных средств развития школы, каким является научно-методическая тема как совокупность проблем ее развития;
  • профессиональная реабилитация и подготовка учителей;
  • научно-методическое обеспечение новых технологий образования механизмов их реализации.

Генеральная цель развития школы - достижение высокого уровня образования, основанного на гуманистической философии, экологической и нравственной гармонии личности в условиях школы с углублённым изучением отдельных предметов.

Первые пять лет развития школы (1998 – 2003 г):

  • развитие творчества учителей, обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
  • совершенствование технологических основ обучения учащихся культуре мышления;
  • подготовка школьников 8-11-х классов к формированию и развитию основ исследовательского творчества.

Вторые пять лет развития школы (2003 – 2008 г.):

  • овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-развитой свободы, личной автономии, создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций;
  • разработка, апробация, внедрение новых технологий обучения и соответствующего научно-методического обучения;
  • формирование МО как центров по переводу методической деятельности учителей в исследовательскую;
  • обеспечение педагогических условий внедрения в образовательный процесс многоуровневого обучения;
  • развитие интеллектуально-нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии.

Основные задачи развития школы с углубленным изучением отдельных предметов исходят из гипотетических задач экспериментальной работы:

  • Стимулировать развитие новой организационной структуры педагогического коллектива.
  • Считать универсальным средством развития школы научно-методическую тему “Управление успешностью обучения в системе развития школы с углубленным изучением отдельных предметов”, вбирающую в себя комплекс проблем ее развития, которая координирует деятельность методических объединений, так же отдельных творческих групп и лабораторий учителей и учащихся.
  • Разработать поэтапное обучение исследовательским умениям учащихся, позволяющих формировать основы исследовательского творчества школьников.
  • Выстроить систему курсов развивающего характера с активным включением в нее исследовательского компонента в 5-7х и 8-11х классах.
  • Добиться непрерывного развития творческого потенциала учителей, положив в основу выстраивание всей научно-методической деятельности педагога в систему (от выявления сущности опыта и знания своих методических затруднений к реализации потенциальных возможностей учителя через экспериментальную работу до формирования творческих лабораторий).

Содержание экспериментальной работы в школе включает следующие направления:

  • исследование педагогической модели развития организационной структуры педагогического коллектива школы, развивающейся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов,
  • внедрение в педагогическую деятельность учителей русского языка и литературы технологии обучения русскому языку Ю.А.Поташкиной,
  • исследование влияния технологизации процессов воспитания на развитие интеллектуальных особенностей школьника.

Основным проектом, который стал результатом работы по созданию эффективного внутришкольного управления, стал проект по представлению управленческой службы школы через организационно-педагогические условия управления деятельностью профессиональных объединений педагогов в общеобразовательном учреждении.

Рассматривая роль МО в школе, которая существовала до начала перемен в структуре управления школой, стоит отметить, что это очень узкое понятие организации управления в школе. В наших условиях управление, построенное только на деятельности методических объединений, не работает, т.е. не является эффективным и не приводит организацию к достижению поставленных перед ней целей. В этом смысле представляется возможным представить управленческую службу школы посредством определенных условий организации управления деятельностью объединений педагогов. Имеется в виду тот фактор, что деятельность педагогов в данном случае выходит за рамки их участия только в МО.

Принципиально новые условия, в которые попал учитель, очевидное рассогласование его предшествующей (базовой) профессиональной подготовки в педагогическом вузе и тех реалий, с которыми сталкивается современная школа, – объективно порождает необходимость и стремление педагогов к изысканию таких форм совместного обсуждения насущных образовательных проблем, с которыми справиться в одиночку весьма трудно. Это, прежде всего, неожиданно нагрянувшая свобода педагогического творчества. То, что для изначально творческих, незаурядных (но пока еще немногочисленных) педагогов – благо, безусловно, для подавляющего большинства “стандартных”, ординарных педагогов мягко скажем – проблема. Разнообразие творческих по самой своей сути педагогических коллизий, связанных с управлением педагогическим процессом; требует от педагога принципиально новых профессиональных, а главное, личностных качеств. Многим педагогам, особенно “старой”, “исполнительской” формации, годами складывающейся жесткой “законопослушной” ментальности стало не по силам и некомфортно работать, ибо надо теперь брать ответственность на себя, рассчитывать только на себя, видеть себя не только исправным, послушным исполнителем, но и творцом.

Отсюда – стремление к объединениям, к своеобразным “профессиональным союзам”, способным подменить теряющие силу начальственные инстанции и перевести нормативную сферу педагогической деятельности в неформальную плоскость, но все же не лишиться ее полностью...

Есть позитив в набирающих силу профессиональных объединениях педагогов на всех уровнях. И позитив этот объясняется весьма просто. В нем просматривается естественное стремление педагогов к самовыражению своих собственных, личностно выстраданных и пока эмпирически продуманных педагогических воззрений, к их сопоставлению с другими взглядами, к корректировке своей индивидуальной “философии образования”.

В условиях рынка субъект управления вынужден использовать постоянно обновляющиеся методы воздействия на подчиненных. Здесь нельзя замыкаться на каком-то одном стиле управления или оставаться только в шорах своей профессии. Поскольку мировая экономика бурно включилась в процесс инновационных преобразований, функция нормативного менеджера стала перерастать в менеджерство преобразований.

Список литературы:

  1. Абрамова С.Г. Психология в управлении и для управления (Руководителям и подчиненным). М.: Изд – во “Сентябрь”, 1998. – 160 с.
  2. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей. /Под ред.действ.чл. РАО, докт.пед.наук, профессора М.М. Поташника. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 118 с.