Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок литературного чтения по теме: "Русская народная сказка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка", 2 класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


ЗАДАЧИ:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
  • продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
  • рассматривать сказку как систему отношений;
  • формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;
  • использовать картины, воссоздающие воображение детей;
  • воспитывать бережное отношение друг к другу.

Микроумения:

  • самостоятельно находить отрывки из текста;
  • ориентироваться в смысловом содержании текста;
  • формировать умение видеть заголовок и понимать его роль.

Оборудование:

  • музыкальный фрагмент; репродукция В.Васнецова “Аленушка”; э
  • лементы сказок в кузовке;
  • Бабушка-Загадушка.

Ход урока

1. ОРГ. МОМЕНТ. (Под музыку в “Гостях у сказки”)

Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла Бабушка-Загадушка.

Как мы встречаем гостей?

2. Работа над артикуляцией.

– Cлово “Здравствуйте” проговорите медленно, четко проговаривая по слогам; быстро; нараспев.

Какие приветствия вы еще знаете?

Очень рада Бабушка-Загадушка встрече с вами и теплому приветствию. Она приготовила для вас загадки и задания

ЗАГАДКА 1.

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества спрашивает вас Бабушка-Загадушка? (Сказка)

– Чем этот жанр отличается от других?

– По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)

– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных – главные герои – животные.

Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

3. Проверка домашнего задания.

К сегодняшнему уроку дома вы перечитывали свою любимую сказку и нарисовали главного героя.

Дайте характеристику своей любимой сказке по этим признакам и обоснуйте свой ответ.

Ответы детей.

Одной из моих любимых сказок является “Колобок”. Я знаю, что она – народная, бытовая т.к. в ней рассказывается о быте народа, о том, как жили люди, чем они занимались.

Физминутка. По методике Базарного провести физминутку для глаз.

Ваши ответы порадовали Бабушку-Загадушку, и она надеется, что и со 2 заданием вы справитесь.

4. Отгадывание сказок.

ЗАГАДКА 2.

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.

В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.

Костюм мальчика. - “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.

Кукла девочки. - “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.

Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.

Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.

Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.

А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

5. Работа над названием сказки.

– Чтение названия сказки с доски.

– По названию определите главных героев.

Что заметили в названии?

Почему автор назвал ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?

Какие отношения между героями?

6. Чтение сказки по учебнику.

Прочтем сказку вместе, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? И как повлияли?

Чтение сказки учителем и детьми.

7. Первичный анализ.

– Слушал ли Иванушка свою сестру?

– К чему это привело?

– Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком?

– Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как?

– Почему “ведьму” никто не распознал, только Иванушке все было ведомо?

Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот. Кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире и другую, волшебную сторону событий.

– Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?

Вывод: отношения, близкие и в радости и в горе.

8.Работа над картиной.

Следующее задание Бабушки– Загадушки.

ЗАГАДКА 3

Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.

Рассмотрите картину, написанную Виктором Васнецовым, подмечая все детали.

– Что роднит сказку и картину?

– Какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? (Найдите в тексте и прочитайте)

– Как именно изобразил художник Аленушку: почему она плачет? Почему одна? (Она сидит пригорюнившись, опустив голову на колени, смотрит на воду.)

– А почему В.Васнецов изобразил Аленушку у воды? (Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Аленушку.)

Сидя у воды, о чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним?

Домашнее задание: мысли про себя – внутренний монолог. Если вы проникнитесь сочувствием к Аленушке, обретете способность слышать ее внутренний голос, то сможете составить внутренний монолог.

Вернемся к сказке.

– Зачитайте слова Иванушки, которые он описывает как плач-заклинание.

– Прочитайте ответные слова Алёнушки. С какой интонацией нужно читать эти отрывки (мелодично, жалобно).

– Какую бы музыку подобрали к этим отрывкам?

Сказки неразры