Работа школьной библиотеки в условиях обновления содержания работы в образовании

Разделы: Организация школьной библиотеки


Приход в новую школу Интернет-технологий изменил и ее образовательные цели. Теперь они в основном направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации.

Модернизации школьного образования сопутствует изменение информационно-библиотечных услуг, расширение и усложнение функций школьных библиотек.

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников.

Главная цель компьютеризации библиотек – создание необходимых условий для обеспечения школ своевременной, достоверной и полной информацией. Школьная библиотека должна входить в единое библиотечно-информационное пространство. И это на сегодняшний день стало необходимостью.

Библиотека школы-гимназии города Лисаковска (Республика Казахстан) не стоит на месте. Библиотекари в своей работе применяют новые технологии (освоен компьютер, приобретен электронный каталог “Книга в образовании”), большое внимание уделяют информационной работе, работе с научным обществом учащихся школы, принимают участие в программе “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, проводят различные исследования, мониторинги, конкурсы и многое другое.

В библиотеке проведен мониторинг эффективности и качества деятельности школьной библиотеки, выявлены пути улучшения информационно-методического обслуживания педагогических работников. В ходе этого исследования решались следующие задачи:

  • оценка эффективности и качества деятельности библиотеки;
  • выявление информационных потребностей работников школы;
  • изучение перспективных направлений развития библиотеки, как современного информационно-методического центра.

В исследовании приняли участие 75 респондентов – учителя и администрация школы-гимназии.

Анализ полученных данных мониторинга показал, что большее количество потребителей (50%) за информацией обращаются именно в школьную библиотеку. Пользователи довольно часто посещают библиотеку: 42% - один раз в неделю и чаще, 48% - один раз в месяц и чаще.

Преподаватели по-разному нуждаются в регулярности получения информации:

В ходе мониторинга также выявлялись наиболее эффективные формы информирования педагогических работников:

Причем педагоги отдают предпочтение индивидуальному (45%) и групповому (38%) информированию. Всего лишь 16% учителей устраивает массовое информирование на педсоветах, оперативных совещаниях и т.д.

В наибольшей степени педагогами используется информация:

  • о новых методиках и современных технологиях обучения;
  • материалы по методике преподавания предметов;
  • материалы для контроля знаний, умений и навыков учащихся;
  • материалы по краеведению, о Казахстане.

Педагогов школы-гимназии далеко не в полной мере удовлетворяет фонд библиотеки. Причины этого кроются в том, что из-за недостаточного финансирования фонд пополняется незначительно. Но школа и библиотекари прикладывают много усилий для комплектования из разных источников: ежегодные акции “Книга – школе в подарок”, МФИС (Международный Фонд Избирательных Систем), Российский Центр немецкой культуры, гимназический фонд, индивидуальные приобретения педагогами на курсах повышения квалификации и др.

84 % педагогов положительно относятся к автоматизации библиотечных процессов. Используя электронный каталог “Книга в образовании”, облегчился поиск нужной информации учителям. Но в то же время на библиотекарей обрушился огромный поток работы по формированию банка данных.

О работе библиотеки и библиотекарей снят видеоролик, который был представлен на региональном семинаре северных городов Казахстана по теме “Информационная работа школьных библиотек в условиях обновления содержания работы образования”.

Посещаемость библиотеки растет, становится более стабильной. Это говорит о том, что одного учебника становится недостаточно. И педагоги, и ученики занимаются поисковой, исследовательской работой, повышают познавательный уровень. Соответственно, возрастает роль библиотекаря как координатора поиска, как руководителя информационного центра.

Уже не первый год библиотекари ведут обучение учащихся 1-8-х классов основам информационной культуры. Разработана программа спецкурса, благодаря которому происходит воспитание компетентного человека, способного самостоятельно находить информацию, анализировать и принимать решения в условиях быстро меняющегося мира.

Библиотекари по роду своей деятельности всегда старались и стараются научить пользователей библиотек самим добывать информацию, самостоятельно работать с информацией любой степени сложности, т.е. формируют у своих читателей навыки самообразования.

Любое мероприятие несет в себе какую-либо информацию, а тем более, если это мероприятие ведет библиотекарь. Потому как у библиотекарей-специалистов уже в крови заканчивать свои встречи с читателями словами “…А более подробно по этой теме вы можете прочитать в книгах…”

Библиотека школы-гимназии старается оказывать помощь при проведении всех школьных мероприятий. Это и книжные выставки, выставки-просмотры, подборы литературы во время Декад разных направлений (“Язык есть исповедь народа”, “И оживают биографии”, “Увлекательные страницы истории”, “В судьбе природы – наша судьба”, “Королева точных наук” Математика”, “Эта сложная интересная химия”, “Мудрость воспитания” и многое др.), составление информационных, рекомендательных и тематических списков литературы.

В том, что преподаватели, учащиеся принимают участие и занимают призовые места в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, несомненно, есть и заслуга библиотекарей.

В своей работе библиотекари постоянно используют элементы технологии развития критического мышления. Это научно-педагогические исследования (анкетирование, беседы, наблюдения за чтением, анализ читательских формуляров и др.), рефлексия (выставки рисунков учащихся младших классов по прочитанным книгам – это закрепление прочитанного посредством рисунка, отзывы о прочитанных книгах старших ребят, заметки о книгах на “заборной газете” – рефлексия в письменной форме). При общении с читателем, при выполнении его запросов библиотекарь уточняет что же нужно ученику и для каких целей. При этом библиотекарь задает читателю вопросы, направляющие ход мышления. Например, “Что ты знаешь о …?” (активизация ранее приобретенных знаний), “В чем разница между … и …?” (сравнение-противопоставление), “Какая информация лучше и почему?” (оценка и ее обоснование) и др.

В школе-гимназии ежегодно проходит научно-практическая конференция, к которой подготовка начинается чуть ли не с начала учебного года. Учащиеся определяются с темами своих работ, а кто-то продолжает и далее работать над своей темой (2-й, 3-й год), в течение длительного времени дети ищут материал и в городских, и в школьных библиотеках, используют Интернет, т.е. ведут информационный поиск, изучают литературу, пишут свои работы, проекты, рефераты, затем защищают их. В это время библиотека становится информационно-методическим центром. Библиотекарь направляет поиск информации, способствует плодотворной работе учащихся. Во время подготовки и проведения научно-практической конференции в библиотеке организуется и начинает действовать книжная выставка, что способствует как информированию учащихся об имеющихся изданиях на соответствующую тему, так и подталкивает детей к мыслительным действиям (вот это я знал, вот это только что узнал, вот это я не знаю, но могу прочитать и узнать).

Работая в контакте с учителями, обучившимся программе критического мышления, библиотекари организуют конкурсы пятистиший.

На занятиях курса “Основы информационной культуры” и при индивидуальной работе библиотекарь знакомит детей со структурой книги, обращает внимание на автора, заголовок, подзаглавие, выходные данные, сведения о художнике, справочный аппарат книги, т.е. учит обзору книги, главы, части текста. Этим обзором библиотекарь настраивает читателя на внимательное изучение произведения печати, учит получать информацию о чем будет чтение. Такое умение позволяет в процессе чтения предвидеть дальнейшее развитие темы.

Книжные выставки-вопросы, выставки-викторины помогают формировать критическое мышление учащихся тем, что разделы-вопросы подталкивают детей к изучению литературы. Поиску нужной информации и умению ее использовать (нужно критически осмыслить что ребенок знает, может ли он сразу ответить на вопрос, если – нет, то нужно обратиться к книгам, и в результате чтения – новые знания, которые можно использовать для участия в викторине, далее эти знания закрепляются письменным ответом, который опускается в специально отведенный конверт).

Библиотекари обучают детей самостоятельному поиску информации. Информационная культура читателя и развитие критического мышления через чтение и письмо тесно взаимосвязаны.

Школьные библиотекари всей своей деятельностью прививают учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность, развивают вдумчивое чтение. Школьная библиотека представляет обучающие программы, различные произведения печати, аудио, видеоматериалы, электронные носители информации (в том числе электронные учебники) всем своим пользователям, тем самым способствуя развитию критического мышления и эффективному использованию всех видов информации.

Сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Современные цели и задачи школьной библиотеки созвучны разработанной и принятой в Казахстане Государственной программе развития образования на 2005-2010 гг. Приоритетом национальной системы школьного образования является формирование личности, которая самостоятельно добывает знания, анализирует и использует информационно-интеллектуальные ресурсы, генерирует идеи, развивается и успешно самореализовывается в условиях быстроменяющегося мира.

Одной из основных задач Программы развития образования является формирование единой образовательной информационной среды, совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса.

Единое информационно-образовательное пространство само по себе не создается. Нужны качественно новые отношения, кооперация и координация деятельности. Это возможно благодаря обновлению информационно-библиотечного обслуживания с помощью компьютерных технологий и выхода в Интернет, созданию локальных сетей, объединяющих библиотеки города, области, республики.