Урок-путешествие "Лягушка. Расскажи мне обо мне"

Разделы: Биология, Начальная школа, Внеклассная работа


Девиз урока:

Все я приму поученье, внушенья,
Все наставленья в дорогу возьму.
Только за мной остается решенье,
Что не принять за меня никому.

1. Организационный момент.

- Сегодня мы на уроке узнаем очень много нового и интересного.

А о ком мы будем говорить на уроке, вы узнаете по первым буквам названия предметов.

2. Основная часть.

- Правильно, разговор пойдет о лягушке. Точнее об одном лягушонке, который жил в лесу, в большом болоте и звали его Квакша /на доске лягушонок/.

Он был маленький- маленький, но очень мечтал о больших и добрых делах. И в принципе, ничего о себе не знал. Вот сегодня мы и поможем узнать лягушонку о себе очень много нового.

- Наш лягушонок очень любил плавать. И нередко участвовал в соревнованиях по плаванию.

А) Покажите номер картинки, лягушонок плывет глубже других?

Б) Где лягушонок плывет позади других?

В) Когда лягушонок плывет глубже и впереди других?

- Наплавается наш лягушонок и с радостью начинает заниматься своими любимыми занятиями, лепкой из глины. Вылезет из болота, наберет глины и сидит, лепит. А лепит он, то о чем мечтает и думает. О давних- давних временах, когда на земле жили древние животные, которые сейчас и не живут. А как вы думаете, почему?

/Выставка из пластилина “Древние животные” /

Мы посмотрели мечты лягушонка. Он был очень маленьким и очень хотел, чтобы эти огромные животные были его родственниками. А его мама-лягушка сказала, что наша семья называется вот так… А как, вы узнаете, найдя лишнее слово и возьмете его первую букву и вставите вместо цифр, и получите название семьи лягушонка.

. . . . . . . . . ы .

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1) Храбрый, злой, смелый, отважный.

2) Тополь, ель, клен, береза.

3) Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

4) Нож, лопата, грабли, вилы.

5) Яблоко, слива, огурец, груша.

6) Сапоги, туфли, варежки, валенки.

7) Ворона, окунь, петух, воробей.

8) Земляника, смородина, дуб, виктория.

9) Старый, дряхлый, неряха, ветхий.

10) Буква ы.

11) Бабочка, енот, муха, комар.

- Получилось слово – Земноводные / на доске /

- Да это класс Земноводных, а вот кто еще, кроме лягушек относится к этому классу:

  1. Саламандры
  2. Тритоны
  3. Жабы
  4. Червяги

/ на доске /

Более подробно о них вы узнаете в старших классах.

- Какие загадки о лягушках вы нашли, готовясь к уроку:

1) Зелены мы как трава
Наша песенка: “Ква-ква”!

2) Не зверь, не птица, всего боится-
Половит мух и в воду плюх.

3) Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

4) И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке
Мы зеленые…

5) Зеленая прыгает, живет в воде.

6) Выпуча глаза сидит,
По-турецки говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.

7) Сидит титюшечка
Ни зверь, ни птичечка.

8) Не шагом ходит,
Не бегает,
Только прыгает.

9) Летом в болоте
Вы ее найдете
Зеленая квакушка
Кто это?

- Хорошо! Мы узнали из загадок чем питаются лягушки.

/Ответы детей /

- А знаете, ли вы, что лягушка будет ловить то насекомое, которое активнее всех движется. Забавно лягушка охотится. Их главное оружие - собственный язык. Во рту он сложен вдвое, как перочинный ножик. Промелькнет комар. И тут уж язык вылетает изо рта на несколько сантиметров. Хватает насекомое и клейкой слюной приклеивает его.

- Пора и нашему лягушонку подкрепиться.

-Поймайте свое насекомое.

- Да, но не все так безоблачно в жизни лягушек.

Однажды нашему лягушонку приснился странный сон.

- Посмотрите и ответьте, что во сне лягушонка было не так?

- На рисунке лягушонка пытается съесть орел, правда ли это?

А кто питается лягушками?

/На доске аист и цапля /

- Да лягушками питаются цапли и аисты. Они имеют длинные ноги с широко растопыренными пальцами, что позволяет им ходить по мелководью в поисках пищи. Эти птицы ловят лягушек, резко выхватывая их из воды острым клювом.

- А кто из вас желает побывать в роли цапли или аиста, выхватывая из мешка игрушки, но только лягушек вы должны их определить на ощупь.

/Мешок с игрушками, среди них несколько лягушек /

Пальчиковая игра.

/Поочередно меняя пальцы на обеих руках /

- На одной ноге стоит,
На лягушек все глядит
На одной ноге весь день
Ей стоять совсем не лень.

- Отдохнули. А сейчас обратимся, к народной мудрости расшифровав пословицы.

1 группа: 15, 6 2, 29, 3, 1, 20, 30 2, 29, 25, 12,16, 14

13, 33, 4,21, 26, 12, 6.

/ Не бывать бычком лягушке./

2 группа: 23, 16, 13, 16, 5, 15, 29, 11 12, 1, 12,

13, 33, 4, 21, 26, 12, 1.

/ Холодный, как лягушка. /

3 группа: 15, 6 2, 6, 11 10,9 17, 21, 26, 12, 10

17, 16 13, 33, 4, 21, 26, 12, 6.

/ Не бей из пушки по лягушке./

/Объяснение пословиц /

- Лягушонок любил смотреть на воду и видел там свое отражение. Закроет один глаз, половинка лягушонка, откроет - весь лягушонок. Сейчас он его откроет и у вас должен быть целый лягушонок.

-Нашему лягушонку очень хотелось иметь настоящих друзей и очень необычных.

- Определите, какая из клякс, похожа на лягушку/ дети выбирают зеленую/. Да, лягушонка в лесу всегда дразнили “Зеленея всех зеленок лупоглазый лягушонок”.

- Неужели у меня в родне все зеленые или нет?- думал лягушонок.

Лягушки-древолазы

Живут во влажных тропических лесах. Многие из них ядовиты, о чем предупреждает их яркая окраска. Кожа этих земноводных буквально пропитана сильным ядом. Этим ядом смазывают свои стрелы дикари. Земноводные размножаются, откладывая икру в воду. Древолазы находят водоемы прямо на деревьях: мясистые листья эпифитов часто образуют своеобразные чаши, где скапливается дождевая вода/ иногда до 5 литров /.

Земноводные редко встречаются в пустынях, так как их жизнь тесно связана с водой.

Священная лягушка /жаба Беннета/ в короткий период дождей производит на свет потомство, которое успевает окончательно сформироваться до наступления засухи. До следующих дождей эта лягушка впадает в спячку.

Еще лучше адаптировалась к жизни в пустыне австралийская пустынная жаба. Во время дождя жаба через поры впитывает воду, которая скапливается под кожей. С наступлением засухи она зарывается в песок. Ее кожа покрывается слизью, предотвращающей испарение влаги. Так она дожидается дождя, с первыми каплями которого выбирается на поверхность, откладывает икру и запасается водой.

На Мадагаскаре обитает множество земноводных. Самая яркая из них лягушка-помидор, или томатная лягушка.

- Скажите, а можем ли мы теперь сказать, что все кляксы похожи на лягушек.

- Вам было задание нарисовать:

лягушку-овощ

лягушку-фрукт

лягушку-ягоду

- Да много родственников у лягушонка, а вот настоящих друзей нет. Давайте поможем лягушонку и сделаем ему друзей из бумаги.

/Работа по группам. Изделия из бумаги, 3 вида оригами-лягушки /

Хорошо заканчивается урок. Не хватает счастливого конца.

Продолжите стихотворение:

Жила на горе старушонка,

Что учила плясать лягушонка…

/Дети придумывают конец стихотворения /

Лягушонок оставил нам автограф. Мы узнали о его увлечениях, повадках, а сейчас и о вас он должен узнать, что вы любите.

/Каждая буква, начало слова, что вы любите /

Л – люблю

Я – я

Г –

У –

Ш –

О –

Н –

О –

К –

/Дети записывают и зачитывают слова /

Итог урока: Спасибо за урок!