Педагогический процесс в ДОУ в условиях поликультурного воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня общепринято, что будущее нашей республики во многом зависит от судьбы ее образования. Кризис образования во многом связан с тем “нравственным вакуумом”, в котором оказалось новое поколение. Отбросив прежние идеалы, мы так и не выработали новых, и оказались как бы вообще без мировоззрения. Но поколение, выросшее без идеала, не может двигаться по пути социального прогресса.

Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры.

Поиск и разработку изменений в дошкольное образование закрепляет ряд методических рекомендации и нормативно-правовых документов, вышедших в последние годы. В частности Закон “Об образовании”, рекомендации по экспертизе образовательных программ дошкольных образовательных учреждений, Проекты содержания государственного образовательного стандарта для дошкольных образовательных учреждений, Доктрина развития образования, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

Приднестровье всегда отличалось от других регионов Молдавии значительным своеобразием, поскольку эта территория издавна являлась зоной активных контактов многих населявших ее народов, в первую очередь молдаван, украинцев и русских, что создало благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей. Именно через знакомство, изучение, анализ фольклора народов Приднестровья возможно развить нравственные чувства, обеспечить комфортность детей внутри культурного пространства, обеспечить укоренение ребенка в родной национальной культуре.

Народно-музыкальное творчество нашей республики — уникальное явление в общей европейской культуре. Здесь, где наиболее сохранилась древнеславянская культура, нашли развитие культура современных славянских, угро-финских, романских народов. Взаимопроникающее влияние этих культур создало неповторимое и, видимо, наиболее колоритное в мире народное созвездие, которое стало неотъемлемым признаком для всех народов, проживающих на этой земле.

Мы живем в Приднестровской Молдавской Республике, расположенной на левом берегу Днестра, территория которой представляет собой восточную часть бывшей МССР. Особенность ПМР – многонациональный состав ее населения. По переписи 1989 года молдаване составляли – 39%, украинцы – 28%, русские – 26%, остальные 17% — гагаузы, болгары, белорусы, поляки, немцы, евреи и др. Для всех народов Приднестровья характерна культурно-бытовая общность. Миграции народов, длительные контакты между ними, общее вероисповедание способствовали сближению национальных культур, их взаимному обмену.

Проводя параллель между национальными культурами (русской, молдавской, украинской) нашего региона, можно с уверенностью сказать, что все они в своей совокупности имеют общее. Бесспорно, в первом ряду нравственных ценностей – гуманные качества: доброта, внимательность, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к матери, дружелюбие, честность и правдивость, юмор.

Молдавско-украинско-русские общности в фольклоре являются проявлением древних дружеских связей этих народов, основанных на этнической близости. Наибольшая общность есть между древними молдавскими, украинскими и русскими обычаями. Современным исследователем Бостан Г.К. было зафиксировано постоянное, исторически закономерное, аналогичное, а порой и тождественное художественное воспроизведение сюжетов и мотивов в фольклоре молдаван и восточных славян: в календарно-обрядовых циклах (общехозяйственные колядки и щедривки), семейно-обрядовом комплексе (молдавские свадебные орации у украинцев), народной лирике (русские и украинские сказки у молдаван и молдавские сказки у русских и украинцев); в танцевальном искусстве (возникновение молдавских народных танцев “Русяска”, “Казэчаска”); в возникновении народных инструментов (дудка –флуер, флейта-кувикл, най, волынка-чимпой, гусли-кобза). Объединяющей основой новогодних фольклорных комплексов у многих народов является символическое подражание пахоте и посеву: у восточных романцев – это “Плугушорул”, как обычай; у украинцев – хождение с плугом и волами и условное изображение пахоты.

Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов. Какими же могут быть практические шаги в данном направлении?

Основываясь на принципах природосообразности, систематичности, последовательности и культуросообразности можно представить процесс интеграции личности в культуру следующими этапами (по Бим-Баду Б.М.):

  • изучение, развитие культуры своего народа;
  • интериоризация (усвоение) культуры;
  • сравнение своей культуры с культурой других народов;
  • развитие культуры межнационального общения;
  • интеграция в мировую и национальную культуру.

Кроме того, должны быть переосмыслены и отобраны наиболее оптимальные педагогические подходы и концепции к образованию и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Традиционно родиноведение рассматривалось в рамках интернационального (Богомолова Т.И.), нравственно-патриотического (Козлова С.А., Жуковская, Виноградова Н.Ф.), гражданского воспитания (Соловьева Е.В.). В последнее время в Российской Федерации появились новые подходы к ознакомлению дошкольников с социальной действительностью (Козлова С.А.), воспитание у детей культуры межнационального общения (Суслова Э.К.). В Приднестровье методистами Государственного института повышения квалификации в последнее время так же осуществляется работа по внесению республиканского компонента в дошкольные образовательные программы. В большинстве подходов акцент делается, главным образом, на отношение личности к Родине, обществу, людям страны и Земли, на чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос и т. п. На мой взгляд, в “смутное время”, в котором находится общество сейчас, правильнее было бы говорить в содержании работы с детьми о воспитании с дошкольного возраста культуры межнациональных отношений, т. е. воспитание поликультурной компетентности (Киселева О.П.).

Поэтому только при соответствующей организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях общность русского, украинского и молдавского фольклора может стать условием и средством формирования нравственных чувств дошкольников. Работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и социокультурными особенностями должна быть более определенной: иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать разные формы работы, что и было определено в учебно-воспитательном процессе детского сада №20 г. Тирасполь.

Данная работа несла в себе три основных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На первом этапе эксперимента разрабатывались исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика опытно-экспериментальной работы. На втором этапе – опытно-поисковом — выявлялись уровни развития гуманных чувств старших дошкольников средствами фольклора народов Приднестровья, изучалось состояние работы по приобщению к традициям русской, украинской и молдавской культуры в условиях семейного воспитания и в практике работы в ДОУ. На третьем этапе работы – заключительно-обобщающем – проводилась обработка и систематизация материала, обобщение и литературное оформление исследования, внедрения разработанной педагогической технологии воспитания в практику работы дошкольного учреждения.

Таким образом, мы пришли к выводу, что методическая работа в дошкольном учреждении должна осуществляться в трех взаимосвязанных направлениях для достижения позитивной результативности:

  • совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по приобщению дошкольников к народной культуре и воспитанию на этой основе нравственных чувств;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;
  • апробация педагогической технологии нравственного воспитания дошкольников средствами разных культур народов ПМР.

Действуя по данной схеме, мы попробовали реализовать комплексный подход в вопросе приобщения дошкольников к культуре народов ПМР и внедрили данную схему в учебно-воспитательный процесс всего учреждения уже на 2003-2004 учебный год и продолжили эту работу на 2004-2005 учебный год. (См. схему в приложении 4).

Проводя работу с педагогами, в нашем дошкольном учреждении мы оборудовали мини-этнографический музей. Данная работа имела место в работе детского сада для создания заинтересованности у педагогов и других сотрудников ДОУ. Таким образом, было оборудовано помещение детского сада, в котором органично были представлены три основные культуры нашего края: “печной” угол русской избы, “красный” угол молдавской “каса маре”, посиделки молодежи в украинской хате.<Рисунок1> Со вниманием откликнулись сотрудники ДОУ на оборудование мини-музея. Каждый приносил из своих домов старинные предметы быта, утвари. Особую ценность сейчас здесь представляет медный самовар, которому 105 лет, патефон, кочерга, ухват, керосиновая лампа, утюг на углях, лампадка и икона, старинная прялка, колыбель с куклой, домотканые половики и вышитые рушники, наволочки и простыни.<Рисунок2> Статус данного музея открывает главное средство воспитания исторического осознания, доступное и интересное даже малышу: обращение к предметному миру. Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре – через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставил след те, кто их делал или им владел. Знакомясь с подлинными вещами, дети осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то, изготовил эти вещи, пользовался ими. Прошло много лет, а они сохранили и донесли до нас информацию о жизни, быте и культуре прошлого. Результаты работы в мини-музее свидетельствуют о ее востребованности родителями и воспитателями, об огромных потенциальных возможностях ее использования не только в процессе поликультурного, но и нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.

Проведение деловых игр, как нетрадиционной формы работы с кадрами, способствовали лучшему усвоению педагогами проблемы приобщения дошкольниками к народным культурам. Пример деловой игры дается в приложении 1.

Обобщающей формой работы с педагогами ДОУ явилась постановка спектакля по мотивам повести Н. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Реализуя одно из приоритетных направлений работы нашего детского сада как “Центра развития ребенка” — художественно-эстетическое, мы организовали с 2000 года театрализованную студию “Веселые маски” для педагогов и показали три представления для педагогической общественности нашего города. Очередная постановка “Вечера на хуторе близ Диканьки” (март 2004 года) — это веселый, немного забавный рассказ из жизни жителей небольшого украинского хуторка, который мы интерпретировали по-своему. Подобная форма работы дает педагогу-актеру тесно соприкоснуться с культурой, в данном случае с украинской: обычаями, традициями, народными костюмами, предметами быта, утвари, народными песнями, танцами, почувствовать настроение, образ жизни, характеры самобытных украинских хуторян.

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Задачами сотрудничества педагогов с детьми являются:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.
  • создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Работа с родителями реализовывалась в процессе вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Комплексная воспитательно-образовательная работа с дошкольниками в детском саду состояла из следующих задач:

  • развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов Приднестровья;
  • развитие нравственных чувств у дошкольников.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строилась на основе следующих подходов:

  • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);
  • интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов ПМР;
  • использование взаимодействия в системе “педагог – ребенок — родитель”;
  • осуществление воспитательной работы на основе народной культуры;
  • обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.

В исследовании были определены критериальные показатели и уровни развития гуманных чувств дошкольников средствами фольклора народов ПМР.

Исходные критерии определялись наличием представлений о народном творчестве, интереса к нему, реализации имеющихся представлений в сочетании с другими видами деятельности, во взаимосвязи с семьей ребенка, в проявлении гуманных отношений к окружающему миру, сверстникам, взрослым. Основанием для их характеристики послужили следующие показатели:

  • правильность и полнота представлений о родной республике, о своей национальной принадлежности, о традициях, фольклоре разных народов ПМР;
  • наличие интереса к традициям и фольклору;
  • проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Согласно вышеуказанным критериям и показателям были выделены уровни развития у дошкольников гуманных чувств: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень развития гуманных чувств дошкольников характеризуется правильным обобщенным представлением о народном творчестве, системным отражением его закономерностей, выраженным в развернутом суждении о нем; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к традициям, музыкальному фольклору, осознанности выбора, открытым проявлением гуманных чувств, нравственных норм отношений к сверстникам.

Средний уровень развития гуманных чувств дошкольников характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными, поверхностными впечатлениями о народном творчестве разных народов ПМР, неустойчивостью интереса к традициям, фольклору народов, отсутствием мотивации в предпочтении; проявлением гуманных чувств, но не всегда умением адекватно реагировать на нравственные нормы, взаимоотношения между людьми.

Низкий уровень характеризуется неумением дифференцировать народное творчество Приднестровья, отсутствием интереса к традициям, музыкальному фольклору народов, не умением проявлять гуманные чувства к сверстникам и окружающим людям.

Эффективное развитие гуманных чувств дошкольников должно происходить при условии, когда фольклор естественно вплетается в жизнь группы детского сада. Поэтому целесообразно начинать работу по интересующей проблеме именно с русского фольклора, как наиболее понятного и доступного детям. Затем продолжать работу средствами молдавского и украинского фольклора, проводя параллель с русским фольклором и между собой. Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем, включающих основные жанры фольклора молдавского, русского, украинского. Данное построение дидактической модели позволило логически объединить все этапы, и вызвать заинтересованное отношение у детей.

Был составлен цикл занятий с детьми по следующим темам.

  1. Народная песня: “Русская народная песня”, “Молдавская народная песня”, “Украинская народная песня”.
  2. Фольклор от самой колыбели: “Русские колыбельные песни”, “Молдавские колыбельные песни”, “Украинские колыбельные песни”.
  3. Эх, топни, нога!: “Русская частушка”, “Молдавская частушка”, “Украинская частушка”.
  4. История народных музыкальных инструментов: “Русские народные инструменты”, “Молдавские народные инструменты”, “Украинские народные инструменты”.
  5. Народный танец: “Русский народный танец”, “Молдавский народный танец”, “Украинский народный танец”.
  6. Во что играли прабабушки и прадедушки: “Народные русские игры”, “Народные молдавские игры”, “Народные украинские игры”.
  7. Играем в свадьбу: “Играем в русскую свадьбу”, “Играем в молдавскую свадьбу”, “Играем в украинскую свадьбу”.

Были разработаны и опробованы на практике дидактические игры поликультурного воспитания дошкольников:

  • дидактическая игра “Народы, как одна семья, хотя язык их разный”;
  • дидактическая игра “Путешествие” (карта-путешествие по территории Молдовы, Украины, России и Приднестровья).

Была организована систематическая работа клуба “Беседушка” по поликультурному воспитанию дошкольников (план работы дается в приложении 2).

Была разработана тематика прогулок, экскурсий и походов за территорию детского сада в кружке краеведения “Родная сторонушка”, где в комплексной форме решались задачи краеведо-туристической деятельности дошкольников.

Как промежуточный итог работы были проведены серии праздников и развлечений для детей:

  • народный праздник “Святки”;
  • развлечение “В низенькой светелке”;
  • этическая беседа “Светец. Что такое именины?”;
  • народный праздник “Мэрцишор дарит счастье” (дается в приложении 3).

Также были запланированы серии праздников и развлечений:

  • “Капустинская вечорка” (осенние утренники);
  • “Наша хата потехами богата” (День рождения детского сада);
  • “Рождественская вечеринка”;
  • “Завалинка” (фольклорное развлечение по изодеятельности);
  • “Там, на неведомых дорожках…” (День защитников Отечества);
  • “Мэрцишор дарит счастье” (развлечение);
  • “На кого Весна пошлет” (весенние утренники);
  • “Пасха – праздник праздников” (развлечение);
  • “Праздник Ивана Купала”.

Проводя текущий контроль учебно-воспитательного процесса в МДОУ, я обратила внимание, что планируемая работа способствовала развитию у детей представлений о творчестве народов Приднестровья, развивались не только музыкальные способности детей, но у детей появилось чувство удовлетворения, радости, создались определенные условия для развития эмоциональности детей. Чувствовалось, что дети получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия.

Таким образом, можно сказать, что подобная работа несла в себе терапевтический эффект. Именно народное творчество своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывали у детей хорошее настроение. Обращение к своему внутреннему миру создало первую ступеньку к положительному отношению к окружающим. Подводя итог работе, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников средствами фольклора и традиций народов Приднестровья возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду №20 будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимодействие в системе “педагог-ребенок-родитель”, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и семье.


Рисунок 1

Рисунок 2