"Понимание" механизма методического сопровождения педагогической деятельности в условиях дополнительного образования

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Дополнительное образование является сегодня, пожалуй, одной из самых динамичных и развивающихся образовательных систем: она наиболее открыта и свободна от стандартного подхода (постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми), возможна творческая авторская позиция педагога. Важным фактором реализации такой деятельности является ее инновационное, научное и системное методическое сопровождение. В то же время, в организациях дополнительного образования очевиден диссонанс между базовой подготовкой и теми реалиями, с которыми сталкивается современная организация образования; наблюдается полное отсутствие или недостаточное развитие деятельности методических служб. Отсутствие стабильного наследия методической деятельности, с одной стороны, вроде бы создает условия для свободного развития объединений различного профилей и направлений и их воспитанников, с другой же стороны, позволяет ряду объединений пребывать в состоянии стагнации, оставаясь фактически на уровне внешкольной и кружковой работы. В течение многих лет методические службы выступали как “транслятор” инструкций, приказов, распоряжений, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения, занимались осуществлением контролирующей функции.

За последние годы в соответствии с требованиями времени методическая служба в организациях дополнительного образования претерпевает существенные изменения: обновились ее задачи, функции, формы организации деятельности. Начался поиск приемлемой модели методического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Древние римляне говорили: “Кто не движется вперед, отстает”, но обязательно при этом уточняли: “Кто? Что? Где? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Когда?” На эти семь риторических вопросов попробуем ответить на примере работы научно-методического центра и педагогического коллектива областного Дворца детей и юношества (ДДиЮ). Методическая служба ведет свою историю со дня открытия Дворца детей и юношества. В разные годы ее возглавляли известные педагоги-методисты: Маркина Л.Н., Маркашова Л.Н., Абрамова Н.Г., Меньшикова Л.Д., Толоконникова Н.В.

Методическая служба областного ДДиЮ сегодня – это, прежде всего, отдел организационно-методической работы, внутри которого осуществляет свою деятельность научно-методический Центр и методисты отделов по направлениям работы Дворца. Первый опыт объединения науки и практики мы приобрели, создав инициативную группу для разработки Концепции развития воспитательной системы и Комплексной программы воспитания и развития личности “Жас урпак” с пятиступенчатой моделью развития личности. Апробируя модель, начали эксперимент, цель которого - создание условий для научно-методического обеспечения образовательного процесса Дворца детей и юношества. При разработке подходов к научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса Дворца детей и юношества были выявлены проблемные зоны: система ДДиЮ претерпевала изменения, переходя из режима функционирования в режим развития; остро стоял вопрос о подготовке и повышении квалификации педагогов дополнительного образования, программно-методическом обеспечении их деятельности, базирующемся на научном подходе, внедрении новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс; наблюдалась недостаточная мотивация педагогов к осмыслению, самоанализу и рефлексии своего опыта, изучению и внедрению инновационных форм работы в свою практическую деятельность; выявлен информационный голод и необходимость обновления и усовершенствования материально- технической базы ДДиЮ.

Анализ кадрового потенциала ДДиЮ показал, что 71% педагогов ДДиЮ имеют высшее образование, 4%- незаконченное высшее, остальные- среднеспециальное, из них имеют высшую категорию –31%, 1 категорию- 28%, 2 категорию – 30 %. Таким образом, штаты Дворца детей и юношества укомплектованы высококвалифицированными кадрами. Однако, по Карагандинской области предстает далеко не радужная картина. В системе многопрофильных организаций дополнительного образования области всего 43,8% работников имеют высшее образование, 28,4 % - среднее специальное, 2,4 % - неспециалисты. Также анализ выявил несовершенность системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования, как в области, так и в республике; отсутствие полноценного программного обеспечения системы дополнительного образования.

В результате проведенной аналитической работы сформировалось “проблемное поле” системы дополнительного образования. Выявленные проблемы нашли свое разрешение в разработке, апробации и осуществлении на практике экспериментального проекта “Создание модели методического сопровождения образовательного процесса” на базе Карагандинского Дворца детей и юношества. В ходе экспериментальной деятельности под руководством администрации и научно-методического центра была:

  • разработана разноуровневая модель методического сопровождения педагогической деятельности ДДиЮ (исходя из конкретных условий, образовательных запросов и потребностей педагогов ДДиЮ) – см. Приложение 1;
  • создана и апробирована на практике внутренняя система повышения квалификации “Педагогическая академия” (в ней 5 основных и 4 специальных курса);
  • разработаны механизмы интеграции своих педагогических находок через работу “Открытой педагогической мастерской” (в ней 3 секции для педагогов области: “Школа вожатых”, “Первая ступень” для заместителей директора по воспитательной работе школ области, “Внешкольник”- для администрации, педагогов организаций дополнительного образования);
  • начато функционирование системы мониторингового отслеживания педагогического процесса через деятельность мониторинговой группы “Экспериментально-методической службы”;
  • расширено пространство для педагогического творчества через организацию секции педагогических исследований при Малой Академии юных исследователей ДДиЮ;
  • разработаны методические рекомендации по созданию авторских образовательных программ и нарабатывается механизм отслеживания деятельности педагогов-исследователей через работу “Экспериментально-методической службы”;
  • начата работа по обновлению дополнительных образовательных программ за счет создания, апробации и рекомендации экспериментальных и авторских программ (апробированы и утверждены 3 авторские программы);
  • оказана консультативная и практическая помощь образовательным организациям в реализации процесса дополнительного образования детей;
  • выработана единая педагогическая позиция через разработанную концептуальную программу воспитания и развития личности “Жас урпак” ДДиЮ, позволяющую формировать мировоззренческую культуру ребенка;
  • разработана модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, которая охватывает все основные направления деятельности образовательной организации через системную интегрированную работу психолога-методиста (психолога образования) и диспетчерской службы, состоящей из социального педагога и психолога-консультанта;
  • начата работа по интеграции и преемственности основного общего и дополнительного образования, созданию единого воспитательно-образовательного пространства через деятельность “Открытой педагогической мастерской”.

Разумное сочетание традиционных и инновационных форм в работе “Педагогической академии” имеет своей целью, прежде всего, стимулирование процесса саморазвития педагогов. Среди этих форм – специализированные курсы для педагогов ДДиЮ: “Методическая грамотность”, “Психологическая азбука”, “Игровые технологии”, “Этнопедагогика” и др.; панорамы открытых занятий, педагогические, родительские гостиные и творческие мастерские, мастер-классы, педагогические чтения, конкурсы методических работ, организационно-деятельностные игры, психологические тренинги, а также организация и работа на базе ДДиЮ 15 экспериментальных площадок педагогов-экспериментаторов, совместное социально-педагогическое и научно-методическое творчество ученых, педагогов, родителей.

Только в прошлом учебном году педагоги ДДиЮ повысили профессиональное мастерство: в ИПК и ПГСРО (республиканском и областном) - 6 человек, в ближнем зарубежье - 2, в республике Казахстан – 5; посетили 8-14 часовые краткосрочные курсы 6 наименований “Школы педагога” 37 педагогов, что составляет 44,6 % от общего контингента основного педагогического состава, с выдачей 124 сертификатов участия. 81% педагогов ДДиЮ владеют основами компьютерной грамотности. 9% педагогического коллектива приняли участие в работе секции педагогических исследований, представив свои исследовательские работы.

В настоящее время, когда дополнительное образование становится практически на одну ступень с общим образованием, возникает необходимость поиска новых форм и методов организации образовательного процесса. Профессиональный и общекультурный уровень педагога, главного субъекта этого образовательного процесса, во многом зависит от его информированности. Эту функцию в ДДиЮ выполняет информационно-методический кабинет (с созданной медиатекой), цель которого - создание системы информационного сервиса, издание методической продукции и распространение методических знаний, а также изучение и распространение передового педагогического опыта.

С этой целью с февраля по апрель 2004 года был организован и проведен областной конкурс методических работ педагогов дополнительного образования “Методический вернисаж” по 4 номинациям: “Обучение + увлечение”, “Моя образовательная программа”, “Мы печатаемся”, “Созвездие игры”. Такой конкурс по своей сути представляет панораму передового опыта, позволяет педагогическим коллективам области лучше узнать своих коллег, а участникам – получить позитивную, доброжелательную оценку своей деятельности. Участие в конкурсе потребовало большой теоретической и методической подготовки, побудило педагогов к рефлексии своей деятельности. Финал же – это всегда праздник, новая ступень к мастерству и профессионализму, которые задают очередную более высокую планку и рождают стимулы к дальнейшему росту.

Сегодня мы можем сказать, что у нас накопился определенный опыт в систематизации и стабилизации методической работы, но это не значит, что мы удовлетворены достигнутыми результатами, мы продолжаем поиск путей решения обозначенных проблем. Еще не разработан механизм выявления, обобщения и распространения передового педагогического опыта работы в ДДиЮ. Не сформирован механизм межведомственного сотрудничества в подготовке и переподготовке педагогических кадров. В организациях дополнительного образования немало педагогов-практиков высшей квалификационной категории, которые могли бы разрешить эту проблему, и такое взаимодействие будет способствовать изучению, обобщению и внедрению инновационного опыта в педагогическую практику, позволит привлечь внимание ученых, педагогов к разработке воспитательных и развивающих программ, методик и технологий, поиску оптимальных вариантов научно-методического и информационного обеспечения деятельности организаций дополнительного образования.

За научно-методическим обеспечением педагогической деятельности – будущее. Именно благодаря нему мы сможем поднять на новый, более высокий уровень качество педагогического труда, повысить мотивацию педагога к самосовершенствованию, саморегуляции и самореализации.

Приложение